Дело это доставит всю награду тому,
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

кто послужил корнем".

Св. Иоанн Златоуст.

Детский православный лагерь "Изборский Посад" создан для детей Санкт-Петербурга и Ленинградской области и начал свою работу 1 июля 1997 года по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия, протоиерея Николая /Гурьянова/ и духовника лагеря иерея Алексия /Вовченко/ при церкви Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Старый Изборск Печерского района Псковской области.

Православный лагерь - это своего рода паломничество для детей, только, более расширенное. Ребенку не всегда достаточно одного - двух дней; для того, чтобы что-то понять, почувствовать, ему необходимо погружение. Такой лагерь должен насыщать душу, становиться некоей опорой формирования личности.

Человек не является самостоятельной единицей, он связан с прошлым и будущим, является звеном между прошлым и будущим. Чтобы это осознать, почувствовать,  видимо, нужны определенные условия. Местами, где есть эти условия, богата наша земля. Старый Изборск – одно из них. Попадая в эту естественную среду, где меньше чувствуется влияние цивилизации, ребенку можно помочь ощутить дыхание духовной культуры прошлого, которая здесь словно застыла и не поддавалась расхищению. Даже природа несет отпечаток деятельности человека не просто вольно жившего в этой природе, а защищавшего рубежи своего Отечества, защищавшего свой народ,


Родину, детей своих.

Цель лагеря: воспитание духовной стойкости, которая позволяет воспитанникам осознать духовный смысл истории своей Родины, то, о чем сказал А.С. Пушкин: «Два чувства дивно близки нам – в них обретает сердце пищу - любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам…», помогает противостоять процессам обезличивания, которыми так насыщен современный мир.

Ключевые направления деятельности:

· создание единого культурно-образовательного пространства, в рамках которого осуществляется духовно-нравственное, патриотическое, трудовое, эстетическое, экологическое воспитание, спортивная и краеведческая работа; формирование ценностной шкалы ребенка  на примере русской социокультурной традиции

· активизация личностного развития детей и молодежи через социально-образовательную среду Старого Изборска

· воспитание терпимости

· содействие развитию творческого потенциала участников лагеря

Лагерь работает в дни всех школьных каникул. Сегодня география проживания воспитанников лагеря уже достаточно широка. При полном отсутствии специальной рекламы за прошедшие годы здесь побывали школьники и студенты из Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Пскова, Пятигорска, Калуги, Новороссийска, из ближнего и дальнего зарубежья.

Систему работы в лагере можно проследить по таблице:

Форма работы / традиции Традиционная культура Образовательный эффект
Соблюдение распорядока дня (уклад) Знакомство с семейным, церковным и монастырским укладом и дисциплиной. Знакомство с понятием «послушание» Дисциплинирует, укрепляет волевую сферу, учит подчинению, смирению, уступчивости старшему, начальнику, товарищу
Творческие мастерские Использование тем христианской культуры и традиции Открытие через личный опыт, формирование навыков работы с документами, научное, художественное постижение мира, обмен мнениями, знаниями, творческими находками
Паломничества Изучение источника духовной культуры народа, религиозной традиции. Общение со священниками и монахами. Почитание святынь, молитва. Участие в духовной встрече.  Воспитание терпения, смирения, преодоления собственных слабостей. Развитие художественного творчества.
Походы, экскурсии, прогулки Изучение источников духовной истории Отечества, почитание героев истории, почитание святынь, молитва, краеведение, познание Божьего мира Расширение кругозора, самоорганизация, преодоление собственных слабостей, навыки выживания в природе, взаимопомощь, взаимовыручка, командный дух, развитие художественного творчества. Опыт управления ситуацией неопределенности.
Песенное творчество Изучение обрядовых песен, хороводов. Поэтические переживания обрядовых песен. Воцерковление детей через народное искусство. Развитие художественного творчества.
Прикладное творчество: рукоделие, рисование, лепка… Семейно-обрядовая культура, изучение христианской символики, ремесел, праздников. Связь поколений. Развитие чувства общности, образного мышления, художественного вкуса, кропотливости, умственных способностей, терпения, мелкой моторики, возрождение древних традиций
Игры (имитационные) Усвоение бытовых навыков через игру, совместных согласованных действий, уважение к всеми принятым условиям. Знакомство с русскими играми, сказками, песнями.  Естественное включение детей во взрослую жизнь, так как игра – контрольное мерило проявления важных черт личности. Ни в каких видах деятельности ребенок не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических, интеллектуальных ресурсов, как в игре Воспитание любви к своему народу, к своему государству, к памяти предков.  Знакомство с новыми литературными произведениями и жанрами. Осуществление игры по типу свободного действия и творчества. Появление не внешнего, не объективного, а внутреннего, собственного, субъективного ее итога. Игра способствует обучению, развитию, воспитанию, социализации, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность «социальных» статусов и положений. Обретение опыта управления ситуацией неопределенности.
Состязательные игры Знакомство с трудовыми и  праздничными игрищами и забавами Развитие физического здоровья: ориентации в пространстве, скорости реакции, координации движений,   глазомера, меткости. Формирование командного духа, взаимопомощи. Обретение опыта управления ситуацией неопределенности.
Дискуссии Естественное включение детей в межпоколенческий диалог на примере традиции русской семьи. Культура ведения диалога, умение слушать, слышать, быть услышанным. Обретение опыта управления ситуацией неопределенности.
Рефлексия, самоанализ, обратная связь, цветограмма Самооценка, осознание себя в окружающем Божием мире Обратная связь, личностная мотивация, исследовательская работа через сотрудничество, организация пространства.

Программа лагеря разрабатывается такой, чтобы жизнь в нем была по плечу и новоночальным детям и взрослым. «Изборский Посад» лагерь не массовый. Общее количество участников лагеря в летние смены до 50 человек. Его участниками являются дети от 6 до 17 лет и студенческая молодежь. Начиная работу, мы предполагали, что будем работать с детьми до окончания средней школы; но, поступив в высшие учебные заведения, наши воспитанники не расстаются с нами, а возвращаются вновь уже в качестве инструкторов или старших друзей. В последнее время все чаще звучит предложение о проведении смены в дни студенческих каникул. Более 20 лет назад, когда мы начали работать с детьми, мы набирали детей от 9 до 17 лет. Тогда мы нашу работу организовывали по принципу многодетной семьи, где старшие помогают младшим. Сегодня, когда у наших первых воспитанников, родились и подросли дети, мы переориентировали работу непосредственно на детей дошкольного (5-6 лет) и младшего школьного возраста.

Каждый ребенок принимает участие в программах лагеря по мере своих потребностей и родительских возможностей. Пять – семь человек ездят только на летние смены, примерно половина состава принимает участие в Рождественских программах. Осенью и весной приезжает группа ребят от 12 до 15 человек. Вернувшись в город, наши ребята продолжают общение: вместе посещают воскресные службы, совершают паломничества к православным святыням Санкт-Петербурга, ходят в музеи, кино, на каток.

За прошедшие 20 лет в лагере сложились свои правила и традиции – обращение к педагогам и взрослым участникам лагеря словами «мама» и «папа» с употреблением имени (МАМА ИРА, ПАПА МИША). Так как в лагерь приезжают дети и из неполных семей, и потерявшие родителей, для них возможность обращаться к взрослым именно так, делает общение в лагере более душевным и близким, дает возможность ощутить себя в семье.

На смену выросшим и повзрослевшим детям приходят новички, и старшие – советники и инструктора – делятся с младшими посадниками своим опытом, рассказывают о традициях и правилах «Изборского Посада». Никто не скажет младшим: «этого делать нельзя…». Скажут: « В «Посаде» можно, но…» Наверное, поэтому в лагере старшие так любят младших и наоборот. Конфликтные ситуации, если они вдруг возникают, как правило, разрешаются самими детьми. Хотелось бы отметить еще одну традицию – писать в конце смены «заборы». Каждый участник лагеря пишет свои пожелания, слова одобрения и поддержки младшим и старшим друзьям на? «штакетине», вырезанной из бумаги. Приехав к нам на родительский день, родители никак не могут расстаться с нами и задерживаются на два – три дня.

Определение "православный" не является критерием отбора детей в лагерь. Ведь за эти годы к нам приезжали и некрещеные дети, и мусульмане. Да и православные дети имеют разную степень воцерковленности. Кто-то из них ходит в церковь только на Пасху вместе с мамой освятить кулич, а кто-то регулярно посещает службы, занимается в воскресных школах и едет в лагерь по благословению духовника. Православный лагерь - это определенный жизненный уклад: общение с батюшкой, молебны на начало и окончание лагеря, церковные службы, общая подготовка к исповеди и Причастию, купание в святых источниках, паломнические программы, которые мы совершаем в каждой смене и, конечно, особые взаимоотношения детей и взрослых, старших и младших. В "Изборском Посаде" воцерковление - это та дорожка, на которую детей зовут, а не тянут за руку и не толкают в спину. Этому принципу мы стараемся следовать.

Утро в лагере начинается с утренней молитвы. Сразу после завтрака начинается послушание. Послушание - это посильный труд, направленный на обеспечение жизнедеятельности лагеря, прихода, выполнение лагерной программы. После обеда - отдых и прогулка на озеро или святые источники. Очень часто в это время ребята выполняют какие-либо групповые или индивидуальные творческие задания. После купания, конечно, очень здорово выпить горячего чаю или деревенского молочка. А затем - начинается самое интересное - проектная деятельность или, как мы ее называем, образовательно-развлекательная программа. А после ужина - чуть-чуть времени для подготовки творческих отчетов и выступлений. Завершает день так любимый всеми нами костер (или свеча). Перед сном - вечернее правило, крестный ход вокруг территории и отбой.

Каждая смена в "Изборском Посаде" - это отдельный проект, (Приложение I .4.1) построенный как цикл занятий, включающих различные виды деятельности. Нет ни одного дела, которое проходило бы обособленно от других. Все они как будто нанизаны на единую смысловую нить. Здесь занятия в природе и походы, экскурсии и паломничества, прикладное и литературное творчество, музыка и пение являются звеньями программной цепочки.

Образовательно–развивающие программы «Изборского Посада» включают:

· Почти вековой методический опыт Организации Российских Юных Разведчиков (скаутов)

· Исследовательскую работу по развитию навыков саморефлексии и самооценки, через которую воспитывается чувство трезвения

· Педагогическое проектирование

· Проектную деятельность

·  Музейную педагогику

· Компьютерные технологии

· Интерактивные формы работы

· Творческие педагогические мастерские

·  Педагогическую режиссуру

· Игру и театрализацию

· Работу в малых группах

· Работу в парах

Ожидаемые результаты. Таким образом, система работы в православном лагере «Изборский Посад» призвана:

- духовно - нравственно развивать личность

- способствовать формированию опыта самоорганизации (хочу + могу + должен + обязан)

- способствовать формированию опыта самопреодоления, работы над собой: самооценки (кто я, чем отличаюсь от других),  самодисциплины

- способствовать формированию опыта общения в разновозрастной среде, в том числе с взрослыми (в т.ч. незнакомыми)

- содействовать формированию опыта управления ситуацией неопределенности: иметь собственную точку зрения, работать с информацией, искать решения в трудных ситуациях, советоваться, пробовать, ошибаться, извлекать уроки из полученного опыта

- воспитывать добросовестное отношение к труду и умение трудиться

- формировать нормы общения, культуры диалога (в случае согласия и несогласия), нахождения компромиссов

- способствовать формированию лидерских качеств – умению в случае необходимости брать ответственность за других; доверять лидерам и подчиняться

- воспитывать терпимость

Итоговый контроль осуществляется в форме

·  фильмов и презентаций прожитых смен

·  собеседований

·  итоговых и промежуточных рефлексий

·  анкетирования

Программы лагеря строятся на методологической основе исходных положений, опирающихся на культурологический, системный и этнопедагогический подходы.

Опыт проведенных лагерных смен был представлен на Международных Рождественских образовательных чтениях в 1998, 1999, 2002, 2003, 2004, 2006, 2008 годах. Представлялся на семинаре по подготовке и проведению летних лагерей в г. Нерехте; на 1-ой конференции православных ученых Санкт-Петербурга в 2003 г. (доклад «Игра как форма патриотического воспитания»), на курсах Санкт-Петербургской епархии для организаторов православных лагерей. Неоднократно на Покровских и Знаменских образовательных чтениях в Санкт-Петербурге, на Амвросиевских чтениях в Козельске и региональных Рождественских в Рыбинске и Тутаеве.

 

 


 



Дата: 2019-02-02, просмотров: 275.