кто послужил корнем".
Св. Иоанн Златоуст.
Детский православный лагерь "Изборский Посад" создан для детей Санкт-Петербурга и Ленинградской области и начал свою работу 1 июля 1997 года по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия, протоиерея Николая /Гурьянова/ и духовника лагеря иерея Алексия /Вовченко/ при церкви Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Старый Изборск Печерского района Псковской области.
Православный лагерь - это своего рода паломничество для детей, только, более расширенное. Ребенку не всегда достаточно одного - двух дней; для того, чтобы что-то понять, почувствовать, ему необходимо погружение. Такой лагерь должен насыщать душу, становиться некоей опорой формирования личности.
Человек не является самостоятельной единицей, он связан с прошлым и будущим, является звеном между прошлым и будущим. Чтобы это осознать, почувствовать, видимо, нужны определенные условия. Местами, где есть эти условия, богата наша земля. Старый Изборск – одно из них. Попадая в эту естественную среду, где меньше чувствуется влияние цивилизации, ребенку можно помочь ощутить дыхание духовной культуры прошлого, которая здесь словно застыла и не поддавалась расхищению. Даже природа несет отпечаток деятельности человека не просто вольно жившего в этой природе, а защищавшего рубежи своего Отечества, защищавшего свой народ,
Родину, детей своих.
Цель лагеря: воспитание духовной стойкости, которая позволяет воспитанникам осознать духовный смысл истории своей Родины, то, о чем сказал А.С. Пушкин: «Два чувства дивно близки нам – в них обретает сердце пищу - любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам…», помогает противостоять процессам обезличивания, которыми так насыщен современный мир.
Ключевые направления деятельности:
· создание единого культурно-образовательного пространства, в рамках которого осуществляется духовно-нравственное, патриотическое, трудовое, эстетическое, экологическое воспитание, спортивная и краеведческая работа; формирование ценностной шкалы ребенка на примере русской социокультурной традиции
· активизация личностного развития детей и молодежи через социально-образовательную среду Старого Изборска
· воспитание терпимости
· содействие развитию творческого потенциала участников лагеря
Лагерь работает в дни всех школьных каникул. Сегодня география проживания воспитанников лагеря уже достаточно широка. При полном отсутствии специальной рекламы за прошедшие годы здесь побывали школьники и студенты из Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Пскова, Пятигорска, Калуги, Новороссийска, из ближнего и дальнего зарубежья.
Систему работы в лагере можно проследить по таблице:
Форма работы / традиции | Традиционная культура | Образовательный эффект |
Соблюдение распорядока дня (уклад) | Знакомство с семейным, церковным и монастырским укладом и дисциплиной. Знакомство с понятием «послушание» | Дисциплинирует, укрепляет волевую сферу, учит подчинению, смирению, уступчивости старшему, начальнику, товарищу |
Творческие мастерские | Использование тем христианской культуры и традиции | Открытие через личный опыт, формирование навыков работы с документами, научное, художественное постижение мира, обмен мнениями, знаниями, творческими находками |
Паломничества | Изучение источника духовной культуры народа, религиозной традиции. Общение со священниками и монахами. Почитание святынь, молитва. | Участие в духовной встрече. Воспитание терпения, смирения, преодоления собственных слабостей. Развитие художественного творчества. |
Походы, экскурсии, прогулки | Изучение источников духовной истории Отечества, почитание героев истории, почитание святынь, молитва, краеведение, познание Божьего мира | Расширение кругозора, самоорганизация, преодоление собственных слабостей, навыки выживания в природе, взаимопомощь, взаимовыручка, командный дух, развитие художественного творчества. Опыт управления ситуацией неопределенности. |
Песенное творчество | Изучение обрядовых песен, хороводов. Поэтические переживания обрядовых песен. | Воцерковление детей через народное искусство. Развитие художественного творчества. |
Прикладное творчество: рукоделие, рисование, лепка… | Семейно-обрядовая культура, изучение христианской символики, ремесел, праздников. Связь поколений. | Развитие чувства общности, образного мышления, художественного вкуса, кропотливости, умственных способностей, терпения, мелкой моторики, возрождение древних традиций |
Игры (имитационные) | Усвоение бытовых навыков через игру, совместных согласованных действий, уважение к всеми принятым условиям. Знакомство с русскими играми, сказками, песнями. Естественное включение детей во взрослую жизнь, так как игра – контрольное мерило проявления важных черт личности. Ни в каких видах деятельности ребенок не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических, интеллектуальных ресурсов, как в игре | Воспитание любви к своему народу, к своему государству, к памяти предков. Знакомство с новыми литературными произведениями и жанрами. Осуществление игры по типу свободного действия и творчества. Появление не внешнего, не объективного, а внутреннего, собственного, субъективного ее итога. Игра способствует обучению, развитию, воспитанию, социализации, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность «социальных» статусов и положений. Обретение опыта управления ситуацией неопределенности. |
Состязательные игры | Знакомство с трудовыми и праздничными игрищами и забавами | Развитие физического здоровья: ориентации в пространстве, скорости реакции, координации движений, глазомера, меткости. Формирование командного духа, взаимопомощи. Обретение опыта управления ситуацией неопределенности. |
Дискуссии | Естественное включение детей в межпоколенческий диалог на примере традиции русской семьи. | Культура ведения диалога, умение слушать, слышать, быть услышанным. Обретение опыта управления ситуацией неопределенности. |
Рефлексия, самоанализ, обратная связь, цветограмма | Самооценка, осознание себя в окружающем Божием мире | Обратная связь, личностная мотивация, исследовательская работа через сотрудничество, организация пространства. |
Программа лагеря разрабатывается такой, чтобы жизнь в нем была по плечу и новоночальным детям и взрослым. «Изборский Посад» лагерь не массовый. Общее количество участников лагеря в летние смены до 50 человек. Его участниками являются дети от 6 до 17 лет и студенческая молодежь. Начиная работу, мы предполагали, что будем работать с детьми до окончания средней школы; но, поступив в высшие учебные заведения, наши воспитанники не расстаются с нами, а возвращаются вновь уже в качестве инструкторов или старших друзей. В последнее время все чаще звучит предложение о проведении смены в дни студенческих каникул. Более 20 лет назад, когда мы начали работать с детьми, мы набирали детей от 9 до 17 лет. Тогда мы нашу работу организовывали по принципу многодетной семьи, где старшие помогают младшим. Сегодня, когда у наших первых воспитанников, родились и подросли дети, мы переориентировали работу непосредственно на детей дошкольного (5-6 лет) и младшего школьного возраста.
Каждый ребенок принимает участие в программах лагеря по мере своих потребностей и родительских возможностей. Пять – семь человек ездят только на летние смены, примерно половина состава принимает участие в Рождественских программах. Осенью и весной приезжает группа ребят от 12 до 15 человек. Вернувшись в город, наши ребята продолжают общение: вместе посещают воскресные службы, совершают паломничества к православным святыням Санкт-Петербурга, ходят в музеи, кино, на каток.
За прошедшие 20 лет в лагере сложились свои правила и традиции – обращение к педагогам и взрослым участникам лагеря словами «мама» и «папа» с употреблением имени (МАМА ИРА, ПАПА МИША). Так как в лагерь приезжают дети и из неполных семей, и потерявшие родителей, для них возможность обращаться к взрослым именно так, делает общение в лагере более душевным и близким, дает возможность ощутить себя в семье.
На смену выросшим и повзрослевшим детям приходят новички, и старшие – советники и инструктора – делятся с младшими посадниками своим опытом, рассказывают о традициях и правилах «Изборского Посада». Никто не скажет младшим: «этого делать нельзя…». Скажут: « В «Посаде» можно, но…» Наверное, поэтому в лагере старшие так любят младших и наоборот. Конфликтные ситуации, если они вдруг возникают, как правило, разрешаются самими детьми. Хотелось бы отметить еще одну традицию – писать в конце смены «заборы». Каждый участник лагеря пишет свои пожелания, слова одобрения и поддержки младшим и старшим друзьям на? «штакетине», вырезанной из бумаги. Приехав к нам на родительский день, родители никак не могут расстаться с нами и задерживаются на два – три дня.
Определение "православный" не является критерием отбора детей в лагерь. Ведь за эти годы к нам приезжали и некрещеные дети, и мусульмане. Да и православные дети имеют разную степень воцерковленности. Кто-то из них ходит в церковь только на Пасху вместе с мамой освятить кулич, а кто-то регулярно посещает службы, занимается в воскресных школах и едет в лагерь по благословению духовника. Православный лагерь - это определенный жизненный уклад: общение с батюшкой, молебны на начало и окончание лагеря, церковные службы, общая подготовка к исповеди и Причастию, купание в святых источниках, паломнические программы, которые мы совершаем в каждой смене и, конечно, особые взаимоотношения детей и взрослых, старших и младших. В "Изборском Посаде" воцерковление - это та дорожка, на которую детей зовут, а не тянут за руку и не толкают в спину. Этому принципу мы стараемся следовать.
Утро в лагере начинается с утренней молитвы. Сразу после завтрака начинается послушание. Послушание - это посильный труд, направленный на обеспечение жизнедеятельности лагеря, прихода, выполнение лагерной программы. После обеда - отдых и прогулка на озеро или святые источники. Очень часто в это время ребята выполняют какие-либо групповые или индивидуальные творческие задания. После купания, конечно, очень здорово выпить горячего чаю или деревенского молочка. А затем - начинается самое интересное - проектная деятельность или, как мы ее называем, образовательно-развлекательная программа. А после ужина - чуть-чуть времени для подготовки творческих отчетов и выступлений. Завершает день так любимый всеми нами костер (или свеча). Перед сном - вечернее правило, крестный ход вокруг территории и отбой.
Каждая смена в "Изборском Посаде" - это отдельный проект, (Приложение I .4.1) построенный как цикл занятий, включающих различные виды деятельности. Нет ни одного дела, которое проходило бы обособленно от других. Все они как будто нанизаны на единую смысловую нить. Здесь занятия в природе и походы, экскурсии и паломничества, прикладное и литературное творчество, музыка и пение являются звеньями программной цепочки.
Образовательно–развивающие программы «Изборского Посада» включают:
· Почти вековой методический опыт Организации Российских Юных Разведчиков (скаутов)
· Исследовательскую работу по развитию навыков саморефлексии и самооценки, через которую воспитывается чувство трезвения
· Педагогическое проектирование
· Проектную деятельность
· Музейную педагогику
· Компьютерные технологии
· Интерактивные формы работы
· Творческие педагогические мастерские
· Педагогическую режиссуру
· Игру и театрализацию
· Работу в малых группах
· Работу в парах
Ожидаемые результаты. Таким образом, система работы в православном лагере «Изборский Посад» призвана:
- духовно - нравственно развивать личность
- способствовать формированию опыта самоорганизации (хочу + могу + должен + обязан)
- способствовать формированию опыта самопреодоления, работы над собой: самооценки (кто я, чем отличаюсь от других), самодисциплины
- способствовать формированию опыта общения в разновозрастной среде, в том числе с взрослыми (в т.ч. незнакомыми)
- содействовать формированию опыта управления ситуацией неопределенности: иметь собственную точку зрения, работать с информацией, искать решения в трудных ситуациях, советоваться, пробовать, ошибаться, извлекать уроки из полученного опыта
- воспитывать добросовестное отношение к труду и умение трудиться
- формировать нормы общения, культуры диалога (в случае согласия и несогласия), нахождения компромиссов
- способствовать формированию лидерских качеств – умению в случае необходимости брать ответственность за других; доверять лидерам и подчиняться
- воспитывать терпимость
Итоговый контроль осуществляется в форме
· фильмов и презентаций прожитых смен
· собеседований
· итоговых и промежуточных рефлексий
· анкетирования
Программы лагеря строятся на методологической основе исходных положений, опирающихся на культурологический, системный и этнопедагогический подходы.
Опыт проведенных лагерных смен был представлен на Международных Рождественских образовательных чтениях в 1998, 1999, 2002, 2003, 2004, 2006, 2008 годах. Представлялся на семинаре по подготовке и проведению летних лагерей в г. Нерехте; на 1-ой конференции православных ученых Санкт-Петербурга в 2003 г. (доклад «Игра как форма патриотического воспитания»), на курсах Санкт-Петербургской епархии для организаторов православных лагерей. Неоднократно на Покровских и Знаменских образовательных чтениях в Санкт-Петербурге, на Амвросиевских чтениях в Козельске и региональных Рождественских в Рыбинске и Тутаеве.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 271.