I. Содержательно – целевой блок
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

I.1 Описание проекта

Проект: « Воспитательный потенциал детского православного лагеря «Изборский Посад».

Автор: Соколова Наталья Николаевна – педагог, организатор детского православного лагеря «Изборский Посад».

Практическая значимость работы: данный опыт может быть полезен студентам, администраторам ОУ, учителям, социальным педагогам, педагогам дополнительного образования, методистам, студентам

Цель проекта: выявить педагогические возможности наполнения православным содержанием работы с детьми в детском православном лагере «Изборский Посад».

Проблема исследования: каковы возможности наполнения православным содержанием работы с детьми в летних лагерях?

Объект исследования: детский православный лагерь «Изборский Посад» как педагогическая система.

Предмет исследования: цели, содержание и средства организации летнего православного детского лагеря как педагогической системы.

Гипотеза: наполнить православным содержанием деятельность детского православного лагеря «Изборский Посад» возможно при соблюдении следующих условий:

· наличие воцерковленных подготовленных кадров;

· тщательной подготовке программы проведения лагеря, содержащей православные акценты;

· использование эффективных средств и методов воспитания в свете православной традиции;

· дифференцированном подходе к детям в зависимости от степени их воцерковленности.

Задачи:

1) Осуществить анализ педагогической системы, выявив особенности целей, содержания и средств духовно-нравственной и православной направленности.

2) Исследовать и систематически изложить методику работы в православном лагере.

3) Описать практические аспекты организации лагеря.

4) Проверить эффективность применения форм и методов работы с детьми в православном лагере к светским аудиториям.

5) Привести примеры наиболее успешных проектов деятельности лагеря «Изборский Посад».

Исследование, анализ и апробация результатов проходила при организации и непосредственном участии в проведении детского православного лагеря «Изборский Посад» с 1997 по 2018 годы, а также в процессе работы православного лагеря «Наследие» в Шамордино и проведения Всероссийского молодежного форума «Территория выбора» в г\к Анапа (Сукко) в2014г.

Анализируется результативность 22-х лет работы лагеря за период с 1997 по 2018 годы, на основании:

· отзывов воспитанников, родителей, педагогов и участников молодежного форума «Территория выбора»

· анкетирования

· цветодиагностики

· продуктивности работ воспитанников лагеря

Время реализации проекта: июль 1997 – ноябрь 2018г.г.

Аудитория: дети, подростки и молодежь от 6 до 18 лет

 



Актуальность, своеобразие и новизна системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в детском православном лагере «Изборский Посад»

Актуальность и своеобразие

В настоящее время Правительство Российской Федерации уделяет важное внимание патриотическому и духовно-нравственному развитию и воспитанию подрастающего поколения. Принята очередная государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»; создана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Авторы: Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А.) (далее в тексте Концепция); существует федеральная целевая программа "Молодёжь России".

Президент РФ Владимир Владимирович Путин в 2007 и 2008 гг. в посланиях Федеральному собранию подчеркнул: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность...»

Свой вклад в это богоугодное государственное дело вносит Русская Православная Церковь, ибо целью христианской жизни является именно духовно-нравственное развитие и воспитание личности, причём до самой высшей ступени – состояния святости, посредством последовательного восхождения по ступеням праведной жизни, становления лучше и добрее.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России указаны:

- национальный воспитательный идеал: в Церкви это Святая Троица – первоисточник любви, основание традиционной семьи: отца, матери и детей. - Господь Иисус Христос - идеал мужчины, Божья Матерь – образец женственности и материнства, святые Александр Невский, Димитрий Донской, Сергий Радонежский, Федор Ушаков, Петр и Февронья, Лука Войно-Ясенецкий и великий сонм угодников Божиих – образцы патриотизма, великой праведности.

- базовые национальные ценности: в Церкви это действенная, жертвенная любовь к Богу, человеку, Отечеству;

- в сфере личностного развития: Церковь предлагает установки «становиться лучше»; чёткие представления о смысле жизни, о добре и зле, должном и недопустимом; развитие совести (голоса Божьего в человеке), способности критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки; жизненный оптимизм стремления к вечной жизни.

Таким образом, деятельность РПЦ направлена на выполнение социального заказа образованию и совершается в строгом исполнении Концепции и указанных выше государственных документов, которые описывают все стороны обычной жизни православного христианина – патриота и законопослушного гражданина России.

«Ненавязчивая передача веры, осторожное, чуткое и предельно терпимое отношение к человеку – это залог успеха в деле церковного просвещения. Современным молодым людям, часто ищущим религиозные ответы на мировоззренческие вопросы, необходимо не только сказать, куда и как двигаться, но и помочь обрести интерес и радость на пути воцерковления» – говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в докладе на Архиерейском совещании 2 февраля 2010 года.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано: «В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку».

Действительно на наших глазах происходит распространение различных псевдорелигиозных течений, начиная от искаженного христианства, до оккультизма и даже откровенного сатанизма. К этому перечню опасностей для подрастающего поколения сегодня добавились экстремизм, детский суицид, наркомания, алкоголизм, преступность, половая распущенность, однополые браки, деструктивные секты и неформальные молодежные течения.

Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. Л. С. Выготский утверждал «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».

Многовековой опыт показал, что указанных выше пороков практически нет в православной среде. Вследствие чего сегодня, верующие родители применяют традиционную систему православного воспитания в отношении своих детей. Теоретические знания об основах православной веры, полученные в окружающем информационном пространстве и христианских семьях, дети укрепляют практическими навыками, полученными в лагере. Именно этим обусловлено появление сегодня православных лагерей с различной формой организации, которыми за последние 25 лет их деятельности, создана и апробирована методика просветительской работы с детьми и молодежью в каникулярное время, основанная на православном учении. Получен практический опыт их организации и проведения, который ныне активно используется в различных регионах России.

Анализ работы ДПЛ «Изборский Посад» является яркой иллюстрацией того что:

·  Методы работы и формы деятельности способствуют духовно-нравственному воспитанию детей

· Полевые и бытовые условия содействуют плодотворному взаимодействию в группе и друг с другом

· Процесс обучения начинается с эксперимента (дети при достижении поставленной цели не имеют ограничений: экспериментируют, проявляют полную творческую свободу и изобретательность) и затем концептуализируется 

· Обстановка совместного проживания детей в разновозрастных группах позволяет им в наиболее оптимальном режиме усваивать нормы социальной жизни и, в частности, основные правила поведения в коллективе, культуру взаимоотношений, располагает к раскрытию способностей детей, проявлению инициативы, способствует приобщению к духовности, усвоению принципа безопасного и здорового образа жизни

· Второй, третий раз приезд на смену обусловлен эффектом ценностного резонанса, когда детско-взрослое сообщество обеспечило реализацию потребностей подростка и прогрессивным развитием лагеря, когда взрослые воспитанники лагеря, вновь возвращаясь, находят для себя что-то новое

· Основой обучения является духовно-нравственное просвещение в общении с природой

· Проживание за городом почти в полевых условиях помогает научить детей непритязательности и развивает их практические навыки и творческие способности

·  Правила и нормы взаимодействия отличают высокая регламентированность общения и отношений, укладные ограничения; структура социальных ролей взрослых и детей включает лидеров и ведомых, инструкторов и советников, партнеров по времяпрепровождению

Вывод: В силу этих особенностей и своеобразия лагерь (наряду с подобными) является по-своему уникальным местом предоставления возможностей для разностороннего развития ребенка.

Для чего все это надо? Для того, чтобы в дальнейшем ребята могли успешно развивать навыки социальной адаптации, сплотить вокруг себя творческую команду, помочь своим сверстникам решить возникшую проблему.

Новизна

К новизне системы духовно-нравственного воспитания в православном лагере «Изборский Посад» можно отнести следующие факторы:

· Формирование среды разновозрастного пролонгированного взаимодействия происходит на основе норм православной культуры и традиций, позволяющих решать задачи духовно-нравственной реабилитации детей

· Рассмотрение авторского лагеря как воспитательной организации связано с выделением двух пластов: первый - воспитательная организация для школьников, второй - для студентов. По принципу вхождения оба пласта имеют общие черты и отличия, общей является, прежде всего - добровольность

· Особенность ситуации педагогов-инструкторов (студентов вузов) состоит в том, что они, с одной стороны, субъекты воспитания подростков, а с другой - воспитанники небольшой команды старших (по возрасту, опытности, положению в коллективе) педагогов.

· «Изборский Посад» - воспитательная организация, в которой все участники общности (опытные и начинающие педагоги, дети и взрослые) ориентируются на самореализацию в качестве автора, развивают соответствующие способности. Причем предметность у этого авторства различная: для педагогов - авторское мероприятие, методическая разработка, авторская программа, авторская система работы и т.д., а для подростков - авторство поступка, выбора, проекта маленькой жизни, называемой лагерной сменой

· В рамках лагеря проводятся научные исследования, разрабатываются и внедряются новые методики и технологии социального воспитания

· В основе общности участников лагеря лежит стремление быть вместе с людьми, имеющими сходные ценности, убеждения, взгляды. С этим фактором связан такой принцип вхождения, как ретро-мотивация (значительный процент педагогов-инструкторов побывал в лагере в качестве воспитанников)

·  Участники педагогического коллектива выступают как профессионалы в социальном воспитании подростков, организации досуга молодежи, обучении новым педагогическим технологиям коллег - педагогов

· «Изборский Посад» принадлежит к экстернальным объединениям - группам, чья активность направлена вовне

 



I .3 Лагерное движение:

История и современность

Дата: 2019-02-02, просмотров: 266.