II .2 Организационно – методические основы работы детского православного лагеря «Изборский Посад»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Христианство внесло в нашу жизнь главный закон – закон любви. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим», «Возлюби ближнего твоего как самого себя» (Мф. 22: 36-40). Именно эти заповеди являются конечной целью христианской жизни, а значит и конечной целью воспитания и любой педагогической деятельности. Человек, который искренно любит Бога, Отечество, человека, не способен убить, украсть, обмануть, предать, не оказать помощь, совершить подлый (греховный) поступок.

В православном лагере используются идеи протоиерея Василия Зеньковского об «обучающем воспитании», которое главной своей задачей ставит оказание помощи ребенку в его духовном становлении.

Святой Климент Александрийский в своей книге «Педагог» истинным Педагогом называл Господа нашего Иисуса Христа, поскольку именно Он совершает личное попечение о любом человеке и лично ведет его ко спасению.

Воспитатель при этом должен взирать на себя как на орудие Божественного Духа, через которое Небесный Отец привлекает с самых ранних лет детей к их высокому назначению. Таким образом, с точки зрения православной педагогической мысли, педагог – не является самостоятельным возделывателем детских душ, а соработником Бога, «ангелом во плоти», «ассистентом», который должен уметь слова Господа улавливать, а Его незримые действия суметь расшифровать по отношению к ребенку.

Православный лагерь может иметь различные формы организации: это классическое проживание в большей или меньшей степени благоустроенных корпусах, палаточный стационарный, туристическо - походный или же лагерь дневного пребывания.

Во всех формах организации лагеря обязательно проводятся оздоровительные мероприятия: походы, спортивные игры, купания, физические упражнения. Обеспечивается обучение и досуг посредством интеллектуальных занятий, проведение конкурсов, викторин, концертов. По возможности, организовываются экскурсии, встречи с насельниками монастырей и интересными людьми.

Основными принципами организации православного лагеря являются: приоритетная направленность (научно-познавательный, миссионерский, архитектурно-реставрационный, лагерь труда и отдыха, социальный, военно-патриотический, паломнический, семейный).

Учитываются возрастные особенности детей. Практика показала, что важен качественный состав лагеря: две трети педагогического состава и детей должны быть воцерковлёнными.

При рассмотрении православного лагеря в сравнении со светским можно выделить ряд основных отличий: во-первых, участие в богослужебной и молитвенной деятельности (духовное оздоровление); во-вторых, финансово-материальная база в основном формируется за счет родительских средств,

в-третьих, взрослые, находясь в духовном послушании священнослужителю, являют пример братской христианской любви друг к другу и к детям, создают атмосферу истинной православной семьи, что приводит к глубокому духовному единению, духовному родству.

В православном лагере налицо закрытость воспитательной системы от «разрушительного демонического» - молодежной субкультуры и от негативных проявлений общества в целом, но открытость Божественному созидательному: доброте, красоте, искусству, культуре, творчеству, всему светлому и яркому.

Программа православного оздоровительного лагеря направлена на оздоровление тела, души и духа не только детей, но как доказала практика, и взрослых. Высокая эффективность и результативность работы лагеря подтверждается на основании отзывов воспитанников, педагогов и родителей.

В первую очередь обращает на себя внимание тот факт, что большинство воспитанников детского православного лагеря, вышедшие из стен средней школы, в настоящее время или являются студентами престижных учебных заведений, или их выпускниками, имеющими высшее или среднее образование и занимающие достойные места в обществе. Большинство имеют крепкие христианские семьи, воспитывают детей в православной традиции, не по наслышке, а на основании своего практического опыта.

Абсолютно все дети и взрослые отмечают, что лагерь оставляет самые яркие впечатления, которые остаются на всю жизнь. Для детей очень важно, что педагоги в лагере не заставляют поверить, а осознанным личным примером показывают и рассказывают, как можно жить с Богом, что он дает тем, кто рядом с Ним. Органично, сбалансировано и ненавязчиво доносится сущность Православия, о её смысле, ее основных целях, а самое главное, о существовании Бога. Помогают самому определиться, сделать свободный выбор.

Наиважнейшую роль в лагере выполняет священнослужитель, как идейный вдохновитель всех направлений деятельности, являя собой пример для детей и взрослых, подобно Господу Иисусу Христу, который жил вместе со своими учениками. Глубокое знание православия, творческий поход к каждому, доверительные беседы, совершение исповеди, богослужений, весь многогранный спектр духовного окормления раскрывает наличие «духовной жажды» у каждого и показывает, как правильно удовлетворяются духовные потребности христианина.

С богословской точки зрения, через священника изливается божественная благодать Святого Духа, которая явно воспринимается всеми верующими людьми. «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23).

Но для того, чтобы эту благодать получить, необходимо войти в отношение с Богом: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19-20). А также создать условия: «Господь сказал мне: Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор. 12:7-9).

Каждый взрослый и ребёнок, приезжая в лагерь совершает небольшой духовный подвиг, подражая святым преподобным пустынникам, осознано преодолевая трудности жизни в палатках, без благ цивилизации, смиряя плоть и самость в деятельности лагеря. Ради Христа оставляет свой дом, комфортные условия, исполняя заповедь: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во стократ и наследует жизнь вечную» (Мф. 19:29).

Православные священники, зная и имея власть призывать Божественную благодать, организуют соответствующие условия духовного оздоровления. Божественная благодать глубоко проникает в душу каждого воспитанника православного лагеря, исцеляет, освящает и «просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9). Действие этой Божественной благодати проявляется в исцелении духа (умиротворение, спокойствие, уравновешенность, добродетельные качества, светлая лучезарная радость…), преображении души (пробуждается интерес к духовным знаниям, появляется более глубокое понимание духовных законов, чувства становятся светлыми, воля становится сильной противостоять порокам) и врачеванием тела (оздоровление, укрепление, исцеление от бессонницы, детского энуреза, и т.д.).

Развитие духовных способностей приближает всех к храму, а некоторые становятся активными прихожанами. В этом заключается основное отличие православного лагеря от различных светских лагерей, в которых духовному воспитанию (в православном понимании) внимание практически не уделяется.

 

 

 



Дата: 2019-02-02, просмотров: 236.