Православные лагеря. История и современный опыт
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Священник-профессор Глеб Каледа, определяя задачи и формы работы по приобщению детей к православной традиции в современных условиях, указывал, что дореволюционный опыт православного просвещения и миссионерства утрачен, его использование затруднено в новую историческую эпоху: прервана связь поколений, изменились условия жизни, быта, стиль мышления, духовно-религиозный и нравственный уровень населения страны.

«Главную задачу воспитания, - пишет К. Д. Ушинский, - составляет влияние нравственное». О приоритете нравственного воспитания с замечательной ясностью и образностью высказался И. Г. Песталоцци, назвав его «морем бесконечной силы совершенной любви». «Любить вообще, - пишет прот. И. Базаров, - так близко сердцу человека, так естественно для его природы. Но как любить, уметь любить - это задача жизни...».

Помочь в решении этой задачи и призвано духовно-нравственное воспитание, цель которого - научить ребенка любить.

Целью и объектом духовно-нравственного воспитания является сердце человека, и в этом его отличие от умственного воспитания, целью и объектом которого является мышление, от эстетического - целью и объектом которого являются чувства и т. д.

Обширный материал, посвященный этому вопросу, представлен в монографии проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого «Дух, душа, тело». Ученый на основе анализа Святого Писания, научных данных и собственного опыта выделяет различные сердечные состояния, делая выводы, важные для теоретической и практической педагогики.

Более полное представление о проблеме можно составить, учитывая взгляды как светских, так и христианских педагогов. Для этого достаточно обратиться к трудам педагогов дореволюционной школы (преимущественно к произведениям Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова, С. А. Рачинского), к педагогическим творениям христианских авторов (свт. Иоанна Златоуста, свт. Феофана Затворника, митр. Владимира Богоявленского, прот. Иоанна Сергиева (Кронштадского) и ряда других), работам современных ученых (В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили, В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, А. А. Коростелевой, В. С. Шубинского и др.), а также к сочинениям современных православных ученых и педагогов (проф. В. В. Зеньковского, Б. А. Ничипорова, С. С. Куломзиной, В. Парамонова и некоторых других).

На основании анализа педагогического опыта нам удалось прийти к некоторым выводам:

Чтобы воспитать нравственность как «чувство общественности» (К. Д. Ушинский), чтобы верно определить меру любви к ближнему, необходимо выяснить, каково должно быть у человека правильное отношение к Богу и к себе. Известный русский философ В. С. Соловьев выделяет три основные «меры» любви, три чувства, которые характеризуют возможные нравственные отношения человека к себе, к другим людям и к Богу — это чувства стыда, жалости и благоговения. Наиболее важная задача воспитания - это воспитание у ребенка благоговения или «страха Божьего».

Говоря о воспитании юных граждан России, в силу исторической преемственности, необходимо руководствоваться традиционными для нашего Отечества духовно-нравственными принципами.

Для организации детских лагерей в каникулярное время следует учитывать необходимость единого воспитательного стержня – идеологии. Ведь забота о молодых гражданах страны заключается не только в физическом, но и в духовном воспитании. Сегодня у церковных приходов и братств появилась возможность организовать детские, молодежные, семейные православные лагеря. Обратимся к истории подобного рода работы с детьми.

 

Детско-юношеские лагеря возникли в начале XX века за рубежом, в Англии (1907 год), положив начало скаутскому движению.

Один из первых детских лагерей, ставший прообразом для современных, был организован офицером английской армии генерал-майором в отставке Робертом Баден-Пауэллом, основателем скаутского движения. Он провел этот лагерь в 1907 году. Служение Богу стало одним из принципов скаутинга. В России первый скаутский отряд, точнее отряд юных разведчиков был создан 30 апреля 1909 года в Павловске. Его организовал штабс-капитан 1-го Лейб-гвардии Его императорского величества стрелкового батальона Олег Иванович Пантюхов, и состоял этот отряд из одних мальчиков.

В 1915 году появился первый отряд девочек-разведчиц, который создал в Киеве доктор А. К.Анохин. Разведчество распространялось очень быстро, и к началу 1917 года в 143 городах России было уже почти 50 000 скаутов. Служение Богу было одним из принципов скаутинга. Это послужило оной из причин того, что советская власть изначально ликвидировала движение скаутов. В 1926 году в СССР было арестовано около 1000 скаутских руководителей и старших скаутов, многие из них не вернулись из ссылок.

Но в дальнейшем, упразднив религиозную составляющую, применила этот опыт - была создана пионерская организация и, развернулось тимуровское движение.

За рубежом русская эмиграция, с целью сохранения православной веры и основанных на ней национальных традиций у подрастающего поколения в условиях иноверного и иностранного государства, широко использовала проведении детских православных лагерей в каникулярное время. Русская эмиграция осталась преданной делу православного воспитания до конца. После революции в проведении детских православных лагерей очень активен был г. Париж. Конечно, это направление внешкольной работы развивалось и в Англии, и в Америке.

В Советском Союзе традиционно система детских лагерей составляла часть воспитательной работы, проводимой в рамках пионерской и комсомольской организаций. К несомненным достоинствам такой работы следует отнести ее систематичность, профессиональную работу с кадрами, идеологическую согласованность с линией школы и общества, опору на педагогическую методологию и практическую направленность, выстроенную в соответствии с предлагаемой системой ценностей. Эти особенности делали систему детских лагерей полноценным институтом социализации, отличным от семьи и школы.

По сравнению с учреждениями дополнительного внешкольного образования детские лагеря несут дополнительную психологическую нагрузку. В отличие от кружков, факультативов и секций, акцент в воспитательной работе лагеря стоит не на освоении деятельности как таковой, а на способах организации этой деятельности. Главные навыки, вырабатываемые в условиях детского лагеря – это навыки самостоятельности, командной работы, жизни в коллективе, взаимодействия с взрослыми и детьми разных возрастов в обстановке менее формальной, чем в школе, но более структурированной, чем на улице.

В современном обществе дотрудовой стадии социализации в ее школьный период соответствуют такие институты как семья, школа и учреждения дополнительного внешкольного образования, представленные не единой государственной системой, а, скорее, набором различных секций, кружков, курсов, выбранных родителями, чтобы куда-то «пристроить» ребенка с пользой для его развития. Детские лагеря, к сожалению, представляют собой не более чем каникулярный вариант кружка или секции, куда ребенка отправляют на каникулы, чтобы он не «болтался» дома или на улице.

На самом деле, социализирующий потенциал временного детского коллектива, которым является лагерь, огромен. В условиях детского лагеря ребенок учится выстраивать свое взаимодействие со взрослыми и другими детьми на совершенно иных основаниях, нежели в семье и школе. Сам характер взаимоотношений в коллективе лагеря коренным образом отличается от семейных отношений и отношений в рамках школы.

Основанием для семейных отношений в современных семьях все чаще становится совместное проживание на определенной территории, необходимость решать бытовые вопросы с учетом интересов всех членов семьи. Крайне редко встречаются семьи, объединенные какой-либо общей деятельностью, общим интересом, общей целью. Современные семьи нечасто собираются вместе даже на ужин перед телевизором. В ситуации, когда более трети современных детей растут в неполных семьях, семья зачастую не является даже пространством освоения гендерных и возрастных ролей и элементарных бытовых навыков.

Взаимоотношения в школьном коллективе, так или иначе, сгруппированы вокруг учебной деятельности. Основанием для системы личных симпатий и антипатий, а также статусно-ролевых отношений служат те качества личности, которые связаны с учебной деятельностью. Личностный потенциал, не вписывающийся по тем или иным причинам в структуру учебной деятельности, оказывается невостребованным или даже становится источником проблем. Отношения со взрослыми дистанцированы и формализованы, а в подростковом возрасте часто конфликтны – большей частью из-за неумения раскрыть и поддержать интерес учащихся, учесть их возрастные психологические особенности.

Исследование оснований и возможностей принципиально новых взаимоотношений в условиях детского лагеря само по себе может оказать психотерапевтическое и психопрофилактическое воздействие на ребенка, попавшего в неблагоприятную обстановку в семье или не сумевшего адаптироваться к требованиям школы.

Именно этот институт способен взять на себя крайне важную функцию значимой для ребенка группы, занимающейся интересной для него, хорошо организованной, общественно-полезной и одобряемой деятельностью под руководством заинтересованного, понимающего взрослого. Такая группа способна стать транслятором личностных идеалов и ценностей, учащим жить и выстраивать свою деятельность в соответствии с творческими, нравственными и духовными потребностями личности. В то же время эта группа становится своего рода безопасным пространством поиска и опробования нового поведения, новых убеждений, новых качеств, т.е., полем социального самопознания и познания другого человека.

Какова же ситуация с православными лагерями в России на сегодняшний день?

Православные лагеря стали возрождаться в начале 1990-х годов. Их организаторами являются священнослужители и активные миряне, имеющие опыт работы в пионерских, спортивных, трудовых, туристических лагерях советского периода, но в программы православных лагерей вводится религиозная составляющая.

Показателен опыт Московского Братства во имя Всемилостивого Спаса, которому, удавалось привлекать государственные средства для покрытия организационных расходов. У лагерей Братства своя история. Вначале был молодежный лагерь, потом стали приезжать семьями, в чем тогда заключалось их новаторство. Две-три смены - летом, и одна - зимой. Летом семьи живут в палатках, на природе. Это, пожалуй, самый распространенный тип лагерей. К такому же типу лагерей можно отнести палаточные поселения Братства православных следопытов и витязей, которые организуются Отделом по делам молодежи Русской Православной Церкви. Помимо активного отдыха на свежем воздухе, дети изучают основы православной веры, осваивают туристическое дело, учатся оказанию первой медицинской помощи и многому другому.

Полученные многолетние наблюдения показали высокую степень эффективности духовного оздоровления от кратковременного, и особенно, многодневного пребывания в полевых условиях проживания с молитвой и православным мировоззрением. Богословское обоснование этой закономерности следующее. Господь Иисус Христос, погружая Своё Пречистое Тело в воды реки Иордан во время крещения, освятил природу, при этом наполнил её способностью освящать (развивать духовные способности), исцелять, оздоравливать человека. Эта способность природы привела к её обожествлению в различных языческих и псевдохристианских культах. В православном понимании природа не «божество», а творение Божие, через которое Господь освящает верующего христианина. Таким образом, погружение в природу с православным мировоззрением, благоговением и молитвой, преображает её в «райский сад», где человек вступает в общение с Творцом и получает от Него такую же благодать Святого Духа, какую получали святые подвижники. Зная богословское обоснование и изучив на практике эти духовные закономерности, мы организовали и более 20 лет проводим смены православного лагеря в дни всех школьных каникул, встречаемся и в городе (примерно раз-два в месяц), создавая условия для духовного, душевного и телесного оздоровления детей и взрослых.

Согласно православному учению о человеке, Бог создал человека трехсоставным - это дух (советь, страх и жажда Бога), душа (ум, чувства, воля) и тело (голова, туловище, конечности). Таким образом, деятельность православного лагеря направлена на развитие в ребенке всех его составных частей: тела, души и духа, соответственно удовлетворяя их потребности телесные (продукты, свежий воздух, физические навыки…), душевные (добрые знания, произведения культуры, искусства, творчество…), и духовные (знания законов духовного мира, практический опыт общения с Богом и ангельским миром, умение жить по этим законам), то есть формированию гармонично развитой личности, согласно христианской антропологии.

К сожалению, невелико количество стационарных лагерей на Черном море (Оздоровительный лагерь «Святого Георгия Град» на мысе Фиолент, Монастырский лагерь в Одессе). Лагеря есть в Смоленске, Екатеринбурге, Тольятти, Иркутске, Новосибирске, Сарове, Рязанской области, в Коломне, Туле, в Москве. Конечно, ведется работа и в других городах, но пока нет нигде ни статистики по организации православных лагерей, ни единой базы данных.

Проблемы, стоящие перед организаторами православных детских лагерей, не всегда находят отзыв у государственных структур, которые могли бы выделить необходимые денежные средства, что способствовало бы улучшению материальной базы лагерей. Может быть, потому, что у таких проектов нет быстрого результата, который можно потрогать руками, воспитание - это процесс долгий и многосторонний.

Хочется верить, что труд энтузиастов по организации православных лагерей найдет поддержку у государственных структур.



Дата: 2019-02-02, просмотров: 933.