Для логистической организации грузовой перевозки требуется скоординированное взаимодействие всех участвующих в ней сторон: грузоотправителя, грузополучателя, транспортной, экспедиторской, страховой компаний, охранной и финансовой структур. Это взаимодействие базируется на договорах и соглашениях, заключенных между сторонами, и предполагает формирование логистической цепочки поэтапных операций по осуществлению процесса перевозки.
При организации грузовой перевозки несколькими взаимодействующими видами транспорта участие в ней принимают структуры, обеспечивающие выгрузку груза из подвижного состава, временное его хранение и погрузку в другой подвижной состав. Э
К организации перевозок внешнеторговых грузов (пересекающих государственные границы) всегда подключаются структуры, выполняющие таможенный досмотр грузов и другие, связанные с ним процедуры.
В ходе структурных реформ, проводимых на отечественном железнодорожном транспорте, в состав участников доставки грузов вошли и операторские компании. Согласно ст. 2 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» оператор железнодорожного подвижного состава — «юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие вагоны, контейнеры на праве собственности или ином праве, участвующие на основе договора с перевозчиками в осуществлении перевозочного процесса с использованием указанных вагонов, контейнеров».
По сравнению с составом участников грузовых перевозок участников доставки пассажиров значительно меньше. В их состав входят транспортные и страховые компании, фирмы-организаторы коллективных (деловых и туристических) поездок, агентства по продаже пассажирских билетов и услуг в пути следования пассажиров, пунктах их остановки и пересадки с одного вида транспорта на другой.
Анализ рынка услуг, предоставляемых участниками доставки грузов и пассажиров, позволяет установить не только потенциал этих услуг и их качественные показатели, но также сравнить и оценить возможные варианты логистического обслуживания в современных рыночных условиях экономики. При этом важно иметь в виду, что выбор предпочтительных вариантов транспортного обслуживания осуществляют сами грузовладельцы и пассажиры. Такой выбор опирается не только на сравнение затрат, связанных с перевозками по тому или иному варианту, но также с их продолжительностью, безопасностью, предоставляемыми удобствами. Потребители транспортных услуг учитывают все затраты от начального до конечного пункта. Так, в общую сумму затрат при доставке груза включаются расходы на перегрузки и временное хранение грузов по маршруту их движения, а при поездках пассажиров — расходы, связанные с их пребыванием в пунктах пересадки.
Грузовладелец, в отличие от пассажира, включает в свои транспортные расходы оплату услуг многих посредников — участников грузовой перевозки. Эти расходы представляют собой стоимость, добавленную к цене перемещаемого товара.
Пассажир, в отличие от доставленного товара, не имеет цены, и поэтому стоимость его поездки не может быть перенесена на него. Кроме того, пассажир, в отличие от перевозимого груза, может отказаться от поездки даже в ходе ее осуществления или самостоятельно изменить ее маршрут. Эта особенность пассажирских перевозок определяет специфику применения к ним логистических принципов оптимизации поездок.
Контрольные вопросы
1. Каковы три основных свойства, присущие системам?
2. Что такое системообразующий фактор?
3. Что подразумевается под логистической системой?
4. Расскажите о классификации логистических систем.
5. Какова структура логистической системы?
6. Дайте определение термина «цепь поставок».
7. Что такое транспортно-логистическая система?
8. Каковы роль и значение транспортной составляющей?
9. Назовите участников доставки грузов и пассажиров.
Лекция 7-8
Критерии оптимизации грузовых и пассажирских перевозок.
Смешанные (комбинированные) и интермодальные перевозки с участием различных видов транспорта.
Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности.
Международные транспортные коридоры
Под критерием оптимизации понимается обобщающий целевой показатель (результат), стремление к которому базируется на сравнении возможных вариантов принимаемого решения, выборе и обосновании лучшего из них. Критерий — это своеобразный «маяк» на пути к достижению цели.
Логистический подход к оптимизации перевозок грузов и пассажиров в условиях рыночной экономики должен быть ориентирован не только на сокращение собственных затрат транспортных и экспедиторских компаний и рациональное использование их ресурсов, но также на снижение расходов грузовладельцев и пассажиров, ускорение перевозок, обеспечение требуемого уровня сервиса и удобств всех пользователей транспортных и экспедиторских услуг, на соблюдение нормативов экологии и безопасности перевозок, на эффективное взаимодействие видов транспорта между собой и с обслуживаемыми предприятиями.
Вместе с тем оптимизация перевозок, осуществленная лишь в рамках транспортной компании, без учета возможностей и технологий обслуживаемых ею предприятий, может обернуться для последних дополнительными затратами и нарушениями их производственного ритма. Оптимизация расписаний движения пассажирских поездов, автобусов, судов, самолетов, проводимая только во имя сокращения затрат компаний и предприятий общественного транспорта, может принести неудобства и убытки пассажирам.
. Практика свидетельствует, что ресурсы, используемые для обслуживания грузовых и пассажирских потоков на различных этапах их продвижения, часто не согласованы по величинам пропускных, провозных и перерабатывающих способностей, по технологиям, уровням сервиса, степеням надежности и безопасности функционирования. Несогласованность этих параметров вызывает сбои в продвижении потоков, их задержку на стыках различных этапов доставки грузов и пассажиров. В таких условиях необходимо использовать логистические принципы оптимизации перевозок.
Один из важнейших принципов оптимизации заключается в системном подходе к организации потоковых процессов и управлению ими. Дело в том, что отдельные этапы (звенья) этих процессов обладают разными по величине ресурсами, обеспечивающими продвижение потоков грузов и пассажиров. Одни звенья характеризуются дефицитом указанных ресурсов, другие — их избытком, третьи — соответствием ресурсов параметрам транспортных потоков.
Трудность решения такой логистической задачи состоит в анализе и сравнении возможных вариантов оптимизации по разным показателям (соизмеримым и несоизмеримым) и в выборе оптимального варианта на основе принятых критериев. Поиск оптимального варианта всегда предполагает компромиссное решение, при котором нельзя улучшить ни один из показателей, не ухудшая значения других. На практике указанная задача решается на ЭВМ с использованием специальных программ, а также методом экспертных оценок, базирующихся на различных суждениях и расчетах специалистов-экспертов в данной области знаний и деятельности.
Экспедиторские услуги
Термин «экспедитор» произошел от латинского слова expedite , означающего отправление грузов, посылок, писем. Экспедитор — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающий клиенту (грузовладельцу) согласно договору с ним оплачиваемые экспедиторские услуги по организации доставки грузов клиента любыми видами транспорта, а также в смешанных и международных сообщениях.
К экспедиторским услугам могут быть отнесены:
• выбор и экономическое обоснование транспортно-технологи-ческого маршрута (схемы) доставки груза в соответствии с поручениями клиента;
• фрахтование (наем) подвижного состава и других средств, необходимых для доставки грузов;
• заключение договоров с перевозчиками и другими участниками доставки, обработки и хранения грузов по поручению клиента, оформление или участие в оформлении товарно-транспортных и других сопровождающих грузы документов, заявок на переадресовку грузов, коммерческих актов, связанных с повреждением, порчей или утратой грузов, страховых свидетельств, таможенных деклараций;
• участие в учете, упаковке, маркировке, взвешивании грузов, погрузочно-разгрузочных, перевалочных и складских работах, размещении и креплении грузов на подвижном составе и в контейнерах, пломбировании, распломбировании дверей подвижного состава, контейнеров и контрейлеров, складских камер;
• расчет и оплата провозных платежей и сборов;
• информация о продвижении грузов и их розыск;
• консультации клиентов по организации перевозок и транспортному праву.
Клиент может возложить на экспедитора и другие обязанности, предоставив ему свои права. В этом случае он должен выдать экспедитору доверенность. Конкретные виды экспедиторских услуг и размер платы за них клиент и экспедитор определяют в заключаемом между ними письменном договоре.
Эти услуги как вид посреднической деятельности, появились в Европе около 150 лет назад. Их становление и начальные шаги получили отражение в решениях Первого съезда экспедиторов европейских стран, состоявшегося в 1880 г. (Лейпциг, Германия). К этому же времени относится появление экспедиторского сервиса в нашей стране.
Общий Устав железных дорог России (1885 г.) разрешил создание городских станций и коммерческих агентств на правах «тарифных пунктов» для оказания услуг по оформлению железнодорожных перевозок грузов и пассажиров. Вскоре подобные пункты появились и на других видах отечественного транспорта. Эти пункты замыкали на себе перевозочные процессы в их начальных и конечных стадиях.
Принятый в июле 2003 г. Федеральный закон РФ «О транспортно-экспедиционной деятельности» устранил ряд недочетов главы 41 ГК РФ и регламентировал правоотношения сторон в этой сфере. Закон содержит четыре главы и 14 статей. В них определены права и обязанности экспедитора и клиента, основания и размеры ответственности экспедитора за утрату, недостачу или повреждение доверенного ему груза, нарушение сроков исполнения им обязательств по договору с клиентом, а также основания и размеры ответственности клиента перед экспедитором. Закон включает главу, в которой приведены правовые нормы предъявления претензий и исков, а также срок их исковой давности.
Законом предусмотрены разработка и утверждение правительством РФ «Правил транспортно-экспедиторской деятельности», регламентирующих требования к качеству экспедиторских услуг, порядок их оказания и оплаты, а также перечень основных документов. В этот перечень, кроме договора транспортной экспедиции, могут входить:
• бланк-поручение клиента экспедитору;
• свидетельство о весе груза, выдаваемое клиентом экспедитору;
• декларация об отправке опасного груза, выдаваемая клиентом экспедитору;
• экспедиторская расписка и экспедиторский сертификат, подтверждающие факт получения груза под ответственность экспедитора;
• товаросопроводительные документы на груз, оформляемые экспедитором;
• складская расписка, подтверждающая передачу груза на складское хранение.
• Услуги, оказываемые клиентам экспедиторскими компаниями, могут быть комплексными, то есть охватывать весь путь (маршрут) доставки груза от отправителя до получателя («от двери до двери») или только часть этого пути. На практике в большинстве случаев транспортно-экспедиторское обслуживание не является комплексным, особенно при сложных и дальних маршрутах доставки грузов. В этих случаях клиенты заключают договоры с несколькими компаниями, участвующими в доставке грузов.
Некомплексное транспортно-экспедиторское обслуживание вынуждает грузовладельцев иметь в своем штате квалифицированных специалистов, способных компетентно и эффективно решать задачи по доставке грузов.
При комплексном обслуживании экспедиторская компания несет перед клиентом полную ответственность за своевременную доставку и сохранность груза в пути следования от момента его приемки у отправителя до момента передачи получателю. В свою очередь, компании, осуществляющие по договору с транспортно-экспедиторской компанией перевозочные, грузовые и складские операции с грузом, несут перед ней ответственность за соблюдение договорных сроков выполнения этих операций и сохранность груза.
Цель экспедиторской компании — максимальное освобождение клиента от функций сдачи груза транспортной компании, приемки этого груза в пункте его назначения, оформления всей перевозочной документации, осуществления расчетов за перевозки с транспортной компанией, организации складского хранения грузов и обеспечения расчетов в пунктах его перевалки с одного вида транспорта на другой, а также оказание клиенту других видов услуг.
Экспедиторской компании, как правило, нет необходимости иметь в собственности свои транспортные, погрузочно-разгрузочные средства и складские объекты. Она может арендовать их при необходимости оказания организаторских услуг для своих клиентов. Вместе с тем крупные экспедиторские компании создают собственные дочерние транспортные предприятия и складские терминалы.
Такие специализированные экспедиторские компании с собственным подвижным составом обслуживают в России предприятия нефтяной, химической индустрии, металлургии, маслобойной, мукомольной, угольной промышленности, торговые сети.
Экспедиторские компании нередко объединяют (консолидируют) на своих или арендованных складах мелкие грузовые отправки обслуживаемых клиентов и формируют из мелких отправок укрупненные (повагонные или контейнерные) отправки, освобождая от этой работы транспортные компании.
Важнейшими функциональными объектами транспортно-экспедиторских компаний являются складские терминалы, сооружаемые, как правило, в крупных транспортных узлах.
Мировая практика свидетельствует о тенденциях укрупнения транспортно-экспедиторских компаний, выходе сферы их деятельности за национальные границы, развития партнерства в предоставлении клиентам услуг.
Практически во всех странах мира созданы национальные ассоциации и объединения предприятий, занятых в экспедиторском сервисе. Уже около 80 лет существует Международная Федерация экспедиторских ассоциаций ( Federation internationalle de Associations de Transitaries et Assimiles — FIA ТА). Она объединяет почти 40 тысяч национальных экспедиторских компаний и ассоциаций 150 стран. FIA ТА имеет в своем составе три института (грузовых воздушных перевозок, мульти-модальных перевозок и таможенных процедур — оформления перевозок), а также консультативные советы по организации доставки опасных грузов, информационным технологиям, правовым проблемам, профессиональному обучению и отношениям с общественностью. Федерацией руководят президентский совет и дирекция. Штаб-квартира находится в г. Цюрихе (Швейцария). Наша страна представлена в FIAT А Ассоциацией Российских экспедиторов (АРЭ), объединяющей около 200 экспедиторских компаний.
Уровень кооперации и взаимодействия этих компаний при организации смешанных перевозок чрезвычайно низок. Это ведет к несогласованности в работе различных видов отечественного транспорта, большим простоям подвижного состава в транспортных узлах, потерям грузов при их доставке. Конкуренция российских экспедиторских компаний с зарубежными в организации грузопотоков, следующих через границы нашей страны, складывается не в пользу российских компаний из-за недостаточного качества предоставляемых ими услуг и сравнительно узкого их спектра.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 2063.