Участники доставки грузов и пассажиров
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для логистической организации грузовой перевозки требуется скоординированное взаимодействие всех участвующих в ней сторон: грузоотправителя, грузополучателя, транспортной, экспедиторской, страховой компаний, охранной и финансовой структур. Это взаи­модействие базируется на договорах и соглашениях, заключенных между сторонами, и предполагает формирование логистической це­почки поэтапных операций по осуществлению процесса перевозки.

При организации грузовой перевозки несколькими взаимодей­ствующими видами транспорта участие в ней принимают структу­ры, обеспечивающие выгрузку груза из подвижного состава, времен­ное его хранение и погрузку в другой подвижной состав. Э

К организации перевозок внешнеторговых грузов (пересекающих го­сударственные границы) всегда подключаются структуры, выполняющие таможенный досмотр грузов и другие, связанные с ним процедуры.

В ходе структурных реформ, проводимых на отечественном же­лезнодорожном транспорте, в состав участников доставки грузов вошли и операторские компании. Согласно ст. 2 Федераль­ного закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федера­ции» оператор железнодорожного подвижного состава — «юриди­ческое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие ваго­ны, контейнеры на праве собственности или ином праве, участвующие на основе договора с перевозчиками в осуществлении перевозочного процесса с использованием указанных вагонов, контейнеров».

По сравнению с составом участников грузовых перевозок уча­стников доставки пассажиров значительно меньше. В их состав входят транспортные и страховые компании, фирмы-организато­ры коллективных (деловых и туристических) поездок, агентства по продаже пассажирских билетов и услуг в пути следования пас­сажиров, пунктах их остановки и пересадки с одного вида транс­порта на другой.


 

Анализ рынка услуг, предоставляемых участниками доставки грузов и пассажиров, позволяет установить не только потенциал этих услуг и их качественные показатели, но также сравнить и оценить возможные варианты логистического обслуживания в современных рыночных условиях экономики. При этом важно иметь в виду, что выбор предпочтительных вариантов транспортного обслуживания осуществляют сами грузовладельцы и пассажиры. Такой выбор опирается не только на сравнение затрат, связанных с перевозками по тому или иному варианту, но также с их продолжительностью, безопасностью, предоставляемыми удобствами. Потребители транс­портных услуг учитывают все затраты от начального до конечного пункта. Так, в общую сумму затрат при доставке груза включаются расходы на перегрузки и временное хранение грузов по маршруту их движения, а при поездках пассажиров — расходы, связанные с их пребыванием в пунктах пересадки.

Грузовладелец, в отличие от пассажира, включает в свои транс­портные расходы оплату услуг многих посредников — участников грузовой перевозки. Эти расходы представляют собой стоимость, добавленную к цене перемещаемого товара.

Пассажир, в отличие от доставленного товара, не имеет цены, и поэтому стоимость его поездки не может быть перенесена на него. Кроме того, пассажир, в отличие от перевозимого груза, может от­казаться от поездки даже в ходе ее осуществления или самостоятельно изменить ее маршрут. Эта особенность пассажирских перевозок оп­ределяет специфику применения к ним логистических принципов оптимизации поездок.

 

 

Контрольные вопросы

1. Каковы три основных свойства, присущие системам?

2. Что такое системообразующий фактор?

3. Что подразумевается под логистической системой?

4. Расскажите о классификации логистических систем.

5. Какова структура логистической системы?

6. Дайте определение термина «цепь поставок».

7. Что такое транспортно-логистическая система?

8. Каковы роль и значение транспортной составляющей?

9. Назовите участников доставки грузов и пассажиров.


Лекция 7-8

 

Критерии оптимизации грузовых и пассажирских перевозок.

Смешанные (комбинированные) и интермодальные перевозки с участием различных видов транспорта.

Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности.

Международные транспортные коридоры

Под критерием оптимизации понимается обобщающий целевой показатель (результат), стремление к которому базируется на сравнении возможных вариантов принимаемого решения, выбо­ре и обосновании лучшего из них. Критерий — это своеобразный «маяк» на пути к достижению цели.

Логистический подход к оптимизации перевозок грузов и пасса­жиров в условиях рыночной экономики должен быть ориентирован не только на сокращение собственных затрат транспортных и экс­педиторских компаний и рациональное использование их ресурсов, но также на снижение расходов грузовладельцев и пассажиров, ус­корение перевозок, обеспечение требуемого уровня сервиса и удобств всех пользователей транспортных и экспедиторских услуг, на соблю­дение нормативов экологии и безопасности перевозок, на эффектив­ное взаимодействие видов транспорта между собой и с обслуживае­мыми предприятиями.

Вместе с тем оптимизация перевозок, осуществленная лишь в рам­ках транспортной компании, без учета возможностей и технологий обслуживаемых ею предприятий, может обернуться для последних дополнительными затратами и нарушениями их производственно­го ритма. Оптимизация расписаний движения пассажирских поез­дов, автобусов, судов, самолетов, проводимая только во имя сокра­щения затрат компаний и предприятий общественного транспорта, может принести неудобства и убытки пассажирам.

. Практика свидетельствует, что ресурсы, используемые для обслуживания грузовых и пассажирских потоков на различных эта­пах их продвижения, часто не согласованы по величинам пропуск­ных, провозных и перерабатывающих способностей, по техноло­гиям, уровням сервиса, степеням надежности и безопасности функционирования. Несогласованность этих параметров вызыва­ет сбои в продвижении потоков, их задержку на стыках различных этапов доставки грузов и пассажиров. В таких условиях необходи­мо использовать логистические принципы оптимиза­ции перевозок.

Один из важнейших принципов оптимизации заключается в системном подходе к организации потоковых процессов и управле­нию ими. Дело в том, что отдельные этапы (звенья) этих процессов обладают разными по величине ресурсами, обеспечивающими про­движение потоков грузов и пассажиров. Одни звенья характеризу­ются дефицитом указанных ресурсов, другие — их избытком, тре­тьи — соответствием ресурсов параметрам транспортных потоков.

Трудность решения такой логистической задачи состоит в ана­лизе и сравнении возможных вариантов оптимизации по разным показателям (соизмеримым и несоизмеримым) и в выборе оптималь­ного варианта на основе принятых критериев. Поиск оптимального варианта всегда предполагает компромиссное решение, при кото­ром нельзя улучшить ни один из показателей, не ухудшая значения других. На практике указанная задача решается на ЭВМ с исполь­зованием специальных программ, а также методом экспертных оце­нок, базирующихся на различных суждениях и расчетах специалис­тов-экспертов в данной области знаний и деятельности.

 

Экспедиторские услуги

 

Термин «экспедитор» произошел от латинского слова expedite , оз­начающего отправление грузов, посылок, писем. Экспедитор — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, ока­зывающий клиенту (грузовладельцу) согласно договору с ним опла­чиваемые экспедиторские услуги по организации доставки грузов клиента любыми видами транспорта, а также в смешанных и меж­дународных сообщениях.

К экспедиторским услугам могут быть отнесены:

• выбор и экономическое обоснование транспортно-технологи-ческого маршрута (схемы) доставки груза в соответствии с поруче­ниями клиента;

• фрахтование (наем) подвижного состава и других средств, не­обходимых для доставки грузов;

• заключение договоров с перевозчиками и другими участниками доставки, обработки и хранения грузов по поручению клиента, офор­мление или участие в оформлении товарно-транспортных и других сопровождающих грузы документов, заявок на переадресовку грузов, коммерческих актов, связанных с повреждением, порчей или утратой грузов, страховых свидетельств, таможенных деклараций;

• участие в учете, упаковке, маркировке, взвешивании грузов, погрузочно-разгрузочных, перевалочных и складских работах, раз­мещении и креплении грузов на подвижном составе и в контейне­рах, пломбировании, распломбировании дверей подвижного соста­ва, контейнеров и контрейлеров, складских камер;

• расчет и оплата провозных платежей и сборов;

• информация о продвижении грузов и их розыск;

• консультации клиентов по организации перевозок и транспорт­ному праву.

Клиент может возложить на экспедитора и другие обязанности, предоставив ему свои права. В этом случае он должен выдать экспе­дитору доверенность. Конкретные виды экспедиторских услуг и раз­мер платы за них клиент и экспедитор определяют в заключаемом между ними письменном договоре.

Эти услуги как вид посреднической деятельности, появились в Евро­пе около 150 лет назад. Их становление и начальные шаги получили отражение в решениях Первого съезда экспедиторов европейских стран, состоявшегося в 1880 г. (Лейпциг, Германия). К этому же времени от­носится появление экспедиторского сервиса в нашей стране.

Общий Устав железных дорог России (1885 г.) разрешил создание городских станций и коммерческих агентств на правах «тарифных пунктов» для оказания услуг по оформлению железнодорожных пе­ревозок грузов и пассажиров. Вскоре подобные пункты появились и на других видах отечественного транспорта. Эти пункты замыкали на себе перевозочные процессы в их начальных и конечных стадиях.

Принятый в июле 2003 г. Федеральный закон РФ «О транспортно-экспедиционной деятельности» устранил ряд недочетов главы 41 ГК РФ и регламентировал правоотношения сторон в этой сфере. За­кон содержит четыре главы и 14 статей. В них определены права и обязанности экспедитора и клиента, основания и размеры ответ­ственности экспедитора за утрату, недостачу или повреждение до­веренного ему груза, нарушение сроков исполнения им обязательств по договору с клиентом, а также основания и размеры ответствен­ности клиента перед экспедитором. Закон включает главу, в кото­рой приведены правовые нормы предъявления претензий и исков, а также срок их исковой давности.

Законом предусмотрены разработка и утверждение правитель­ством РФ «Правил транспортно-экспедиторской деятельности», регламентирующих требования к качеству экспедиторских услуг, порядок их оказания и оплаты, а также перечень основных доку­ментов. В этот перечень, кроме договора транспортной экспедиции, могут входить:

• бланк-поручение клиента экспедитору;

• свидетельство о весе груза, выдаваемое клиентом экспедитору;

• декларация об отправке опасного груза, выдаваемая клиентом экспедитору;

• экспедиторская расписка и экспедиторский сертификат, подтвер­ждающие факт получения груза под ответственность экспедитора;

• товаросопроводительные документы на груз, оформляемые эк­спедитором;

• складская расписка, подтверждающая передачу груза на склад­ское хранение.

• Услуги, оказываемые клиентам экспедиторскими компаниями, могут быть комплексными, то есть охватывать весь путь (мар­шрут) доставки груза от отправителя до получателя («от двери до двери») или только часть этого пути. На практике в большинстве случаев транспортно-экспедиторское обслуживание не является ком­плексным, особенно при сложных и дальних маршрутах доставки грузов. В этих случаях клиенты заключают договоры с несколькими компаниями, участвующими в доставке грузов.


Некомплексное транспортно-экспедиторское обслужива­ние вынуждает грузовладельцев иметь в своем штате квалифициро­ванных специалистов, способных компетентно и эффективно решать задачи по доставке грузов.

При комплексном обслуживании экспедиторская компания не­сет перед клиентом полную ответственность за своевременную дос­тавку и сохранность груза в пути следования от момента его прием­ки у отправителя до момента передачи получателю. В свою очередь, компании, осуществляющие по договору с транспортно-экспедиторской компанией перевозочные, грузовые и складские операции с грузом, несут перед ней ответственность за соблюдение договорных сроков выполнения этих операций и сохранность груза.

Цель экспедиторской компании — максимальное освобождение клиента от функций сдачи груза транспортной компа­нии, приемки этого груза в пункте его назначения, оформления всей перевозочной документации, осуществления расчетов за перевозки с транспортной компанией, организации складского хранения грузов и обеспечения расчетов в пунктах его перевалки с одного вида транс­порта на другой, а также оказание клиенту других видов услуг.

Экспедиторской компании, как правило, нет необходимости иметь в собственности свои транспортные, погрузочно-разгрузочные сред­ства и складские объекты. Она может арендовать их при необходимо­сти оказания организаторских услуг для своих клиентов. Вместе с тем крупные экспедиторские компании создают собственные дочерние транспортные предприятия и складские терминалы.

Такие специализированные экспедиторские компании с собствен­ным подвижным составом обслуживают в России предприятия нефтя­ной, химической индустрии, металлургии, маслобойной, мукомоль­ной, угольной промышленности, торговые сети.

Экспедиторские компании нередко объединяют (консолидируют) на своих или арендованных складах мелкие грузовые отправки обслуживаемых клиентов и формируют из мелких отправок укруп­ненные (повагонные или контейнерные) отправки, освобождая от этой работы транспортные компании.

Важнейшими функциональными объектами транспортно-экспе­диторских компаний являются складские терминалы, сооружаемые, как правило, в крупных транспортных узлах.

Мировая практика свидетельствует о тенденциях укрупнения транспортно-экспедиторских компаний, выходе сферы их деятель­ности за национальные границы, развития партнерства в предостав­лении клиентам услуг.

Практически во всех странах мира созданы национальные ассоци­ации и объединения предприятий, занятых в экспедиторском сервисе. Уже около 80 лет существует Международная Федерация экспедитор­ских ассоциаций ( Federation internationalle de Associations de Transitaries et Assimiles — FIA ТА). Она объединяет почти 40 тысяч национальных экспедиторских компаний и ассоциаций 150 стран. FIA ТА имеет в сво­ем составе три института (грузовых воздушных перевозок, мульти-модальных перевозок и таможенных процедур — оформления пере­возок), а также консультативные советы по организации доставки опасных грузов, информационным технологиям, правовым пробле­мам, профессиональному обучению и отношениям с общественнос­тью. Федерацией руководят президентский совет и дирекция. Штаб-квартира находится в г. Цюрихе (Швейцария). Наша страна представ­лена в FIAT А Ассоциацией Российских экспедиторов (АРЭ), объединяющей около 200 экспедиторских компаний.

Уровень кооперации и взаимодействия этих компаний при организации смешанных перевозок чрезвычайно низок. Это ведет к несогласованности в работе различных видов отечественного транс­порта, большим простоям подвижного состава в транспортных уз­лах, потерям грузов при их доставке. Конкуренция российских экспедиторских компаний с зарубежными в организации грузопотоков, следующих через границы нашей страны, складывается не в пользу российских компаний из-за недостаточного качества предоставляе­мых ими услуг и сравнительно узкого их спектра.

 


Дата: 2019-02-02, просмотров: 2063.