В логистических системах транспорт играет ключевую роль, поскольку, выполняя свою функцию — перемещение материального потока, он связывает между собой все другие составляющие этих систем. Понимание именно такой двоякой роли транспорта и послужило причиной рождения термина «транспортно-логис-тическая система».
До появления и распространения в нашей стране идеи и теоретических положений логистики различные виды транспорта общего пользования представляли собой в рамках централизованной плановой экономики совокупность монопольных структур. Их деятельность и развитие были ориентированы прежде всего на удовлетворение общегосударственных интересов в целом. Государство в своих директивах регламентировало предприятиям вид используемого транспорта, объемы, дальность и сроки перевозок, размеры отправок. Опираясь на такие директивы, монопольные транспортные структуры диктовали условия предоставления своих услуг предприятиям, которые при отсутствии других возможностей (альтернатив) вынуждены были принимать эти условия и приспосабливаться к ним. Иными словами, единая транспортная система страны в годы дорыночной экономики не представляла собой конкурентную среду, имела высокие объемные, но невысокие качественные показатели услуг и далеко не в полной мере удовлетворяла требованиям предприятий — заказчиков этих услуг.
Понятие «транспортно-логистическая система» существенным образом отличается от понятия транспортная система. Различие заключается в том, что транспортно-логистическая система нацелена прежде всего на высококачественное удовлетворение запросов потребителей ее услуг. Можно утверждать, что транспортно-логистическая система — это система конкурентного транспортного сервиса, предполагающая свободу выбора потребителями необходимых им услуг. Такая система включает в себя несколько участников, действия которых должны быть скоординированы и ориентированы на получение наиболее эффективного общего результата при максимально возможном удовлетворении интересов потребителей услуг и каждого участника системы.
Доля транспортной составляющей в цене товарной продукции на рынках ее сбыта является значительной. В цене готовой продукции эта доля оценивается в 5 — 10%, а в цене сырьевых товаров она значительно выше — 50% и более. Транспортная составляющая особенно велика при большой дальности доставки товарной продукции, например, при внешнеторговых сверхдальних перевозках. Поэтому вполне справедлива и актуальна старинная русская пословица «За морем телушка — полушка, да рубль перевозу» (для тех, кто не знает: телушка — это молодая неотелившаяся еще корова, а полушка — старая русская монета достоинством в четверть копейки).
Как известно, в общем объеме перевозок отечественного железнодорожного транспорта преобладает сырье. Уравнивание тарифов за его перевозку с тарифами за перевозку готовой продукции и полуфабрикатов, безусловно, привело бы к резкому удорожанию сырья, сокращению его сбыта и негативно отразилось бы на экономике страны. Поэтому все грузы, перевозимые по железным дорогам, разделены на три класса. К первому классу отнесены такие массовые грузы как уголь, руда, инертные строительные материалы, транспортная составляющая в конечной цене которых занимает около половины. Для доставки указанных грузов железнодорожным транспортом государство установило пониженный уровень тарифов по отношению к грузам (товарам), вошедшим во второй класс. Это нефть, нефтепродукты и продовольственные товары первой необходимости. Доля транспортной составляющей в конечной цене этих грузов находится в диапазоне от 8 до 15%. Грузы третьего класса — это готовые товары. В их конечной цене удельный вес транспортной составляющей — менее 8%. Поэтому при их перевозке по железным дорогам применяются повышенные примерно на треть тарифы по сравнению с тарифами по доставке грузов второго класса.
Тарифы на других видах отечественного транспорта не регулируются государством и формируются рыночной средой с учетом как затрат на перевозки, так и уровней предложения транспортных услуг и спроса на них.
Вместе с тем величина транспортных расходов зависит от рода перевозимого груза, размера отправки и дальности ее доставки. Род груза обусловливает необходимость выбора определенного типа подвижного состава, соответствующего этому роду. Тариф всегда связан именно с типом используемого подвижного состава. Чем больше объем или масса отправки, чем дальше расстояние перевозки, тем, как правило, ниже удельный тариф доставки в пересчете на тонну, кубометр груза или километр пути.
На величину транспортного тарифа влияет также соотношение груженых и порожних рейсов подвижного состава. В смешанных (комбинированных) перевозках объединяется несколько видов транспорта. Это позволяет значительно сокращать издержки по сравнению с использованием одного вида транспорта и, следовательно, уменьшать величину транспортной составляющей в конечной цене продукции.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 1031.