Приведенные определения логистики позволяют считать ее не только наукой со специфической методологией мышления, но и практической деятельностью в разнообразных сферах экономической и социальной жизни. Родившись как наука военного профиля и сохраняя свою востребованность на военном поприще, логистика обрела и гражданскую профессию совершенствования потоковых процессов в различных областях экономики и социальной среды.
Опыт свидетельствует, что принципы и методы логистики применимы как в производственных, так и в обслуживающих отраслях хозяйствования. Как известно, к производственным отраслям относятся добывающая, перерабатывающая промышленность, сельское хозяйство, капитальное строительство, а к обслуживающим — такие отрасли инфраструктуры, как транспорт, материально-техническое снабжение, торговля, жилищное, складское хозяйство, связь, оргструктуры сбора и обработки информации, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и др. Для каждой из перечисленных отраслей деятельности характерны свои предпочтения и особенности использования инструментов логистики. Практикой доказано, что эти инструменты приносят больший эффект тогда, когда их применяют для организации системного взаимодействия нескольких субъектов хозяйствования, а не в узких рамках одной хозяйственной единицы.
На уже перечисленные сферы деятельности нацелены и основные функции логистики. Они состоят в следующем:
• выбор наиболее рациональных (по тарифам и срокам) маршрутов продвижения от отправителей к получателям сырья и продукции;
• организация их упаковки, транспортировки, экспедирования, перегрузки и обеспечение полной сохранности;
• определение оптимальных объемов закупок и поставок сырья и продукции, минимизация их запасов у поставщиков, потребителей и в пути следования;
• управление процедурами заказов на сырье и продукцию;
• использование наиболее эффективных складских объектов с лучшими возможностями для сохранности и последующего распределения сырья и продукции, безотказного и быстрого удовлетворения спроса на них;
• обеспечение своевременного и полного финансирования указанных функций;
• действия по ускорению и удешевлению таможенных и страховых процедур.
Следует упомянуть еще одну весьма важную функцию логистики, которая заключается в своевременной информационной поддержке предприятий и организаций, принимающих участие в продвижении сырья и продукции.
Существенные особенности имеют основные функции логистики, связанные с обслуживанием пассажирских потоков на общественном транспорте. Эти функции нацелены не только на сокращение затрат и ускорение продвижения этих потоков, но и на обеспечение удобства (комфортности) поездок, пересадок пассажиров с одного вида транспорта на другой, оптимальное размещение станций (остановок) транспортных средств, координации расписаний движения поездов, автобусов, самолетов, судов, регулирование плотности графиков их движения в зависимости от времени суток и дней календаря.
Весьма привлекательными сферами логистики с характерными функциональными особенностями являются туризм, здравоохранение, сельское, лесное, водное, энергетическое, коммунальное хозяйства, строительство и ремонт. В этом учебнике, исходя из его названия, преимущественно рассматриваются методы и инструменты логистики, связанные с обслуживанием транспортных потоков.
Логистические потоки
Главным объектом анализа, изучения и управления в логистике являются логистические потоки. Они представляют собой комплекс взаимосвязанных потоков — материальных, финансовых, сервисных и информационных. В основе этого комплекса — материальные потоки, с которыми в системной взаимосвязи находятся все другие потоки.
Материальный поток в самом общем понятии — это сырье, материалы, полуфабрикаты, поступающие на производственные предприятия и проходящие внутри них цикл технологической обработки, с постепенным превращением в готовую продукцию, которая в процессах поставки ее потребителям также образует материальные потоки.
Другими словами, материальные потоки проходят три стадии: допроизводственную, внутрипроизводственную и постпроизводственную. Вступив на территорию предприятия, потоки на определенное время становятся производственными запасами, которые при их расходовании вновь обретают движение в рамках поточного производства продукции. По его завершении на предприятии внутренний материальный поток преобразуется в запас готовой продукции. На этом внутрипроизводственная стадия заканчивается и начинается постпроизводственная стадия движения материального потока, формируемого из готовой продукции в адреса ее потребителей.
Материальный поток, перемещаемый средствами транспорта, называется грузопотоком. Любой грузопоток характеризуются объемом в единицу времени и направлением движения.
Движение материальных потоков в ряде производственных отраслей экономики имеет свои существенные особенности. Например, в сельском и лесном хозяйствах сырьевые материальные потоки (грузопотоки) на допроизводственной стадии по объемам в значительной мере уступают потокам готовой продукции на производственной и постпроизводственной стадиях.
На общественном пассажирском транспорте под материальными потоками понимаются пассажиропотоки. Они также имеют свои специфические характеристики и классифицируются по объемам, дальности, маршрутам; срокам перевозок в городской черте, в пригородном и дальнем сообщениях; по видам используемых транспортных средств; условиям поездок. Важнейшим показателем пассажиропотоков является их интенсивность по времени суток, дням недели, сезонам года.
Информационные, финансовые и сервисные потоки по отношению к материальным потокам вторичны, так как призваны обслуживать последние.
Финансовым потоком в логистике считается направленное движение финансовых средств для оплаты закупаемого сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, а также услуг предприятий и организаций, участвующих в перемещении и преобразовании материального потока. Финансовый поток, как правило, направлен навстречу (противоположно) материальному потоку. Он может опережать материальный поток или отставать от него в заданных временных интервалах (соответственно при предоплате или оплате с отсрочкой платежа).
Сервисный поток представляет собой комплексный последовательный набор услуг, реализуемых по пути движения материального потока. К ним относят транспортные, фасовочно-упаковочные, складские, перегрузочные, экспедиторские, брокерские (околотаможенные), страховые, охранные, информационные услуги. Эти платные, как правило, услуги могут быть регулярными, периодическими, разовыми.
Оценка качества является главной характеристикой потока услуг. Когда заказчик услуг оценивает качество их предоставления, он сравнивает уровень оказания услуг с ожидаемыми им показателями или с действующими нормативами. Так, показатели качества услуг отечественного железнодорожного транспорта определены ГОСТ Р 51005-96 и ГОСТ Р 51004-96 соответственно для грузовых и пассажирских перевозок. В этих стандартах приведено понятие «транспортная услуга». Ею считается результат деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей грузоотправителя, грузополучателя или пассажира в перевозках (поездках) согласно установленным правилам и нормам.
Эффективное логистическое управление материальными, финансовыми и сервисными потоками невозможно без сбора, анализа и передачи необходимой информации.
Информационным логистическим потоком называют поток сообщений, сведений, документов (в бумажной, электронной форме), передаваемых по различным каналам связи для организации и продвижения материальных и финансовых потоков, оказания
услуг в сервисных потоках. Несвоевременное или неполное поступление данных в информационном потоке, их неточность или искажение могут вызвать сбои в продвижении взаимосвязанных потоков и привести к значительным убыткам. Например, неверное заполнение документов, сертификатов, таможенных деклараций может обернуться непредвиденными задержками в продвижении материальных потоков.
Совет логистического менеджмента ( CLM ) определил следующие требования, которым должны удовлетворять информационные потоки: надежность, корректность, полнота и своевременность сообщений; возможность легкого доступа к информации в техническом отношении (имеется в виду совместимость компьютеров и их программного обеспечения); контроль качества информации.
Информационные потоки обычно характеризуются следующими показателями: источники возникновения, направление и скорость передачи сведений, интенсивность. Измеряются информационные потоки объемом информации, передаваемой и обрабатываемой в единицу времени.
Все описанные логистические потоки тесно взаимосвязаны между собой и нуждаются в системе единого интегрированного управления. Основы их взаимосвязи представлены на рис. 2. Сложность управления логистическими потоками заключается в многочисленности и многообразии их параметров.
Контрольные вопросы
1. Дайте обобщенное определение понятия «логистика».
2. Каковы исторические корни логистики?
3. Назовите основные сферы логистики.
4. В чем заключаются функции логистики?
5. Что является объектом изучения и управления в логистике?
6. Дайте краткую характеристику основных логистических потоков.
Лекция 5-6
Виды логистических систем.
Транспортная составляющая логистических систем.
Участники доставки грузов и пассажиров.
Транспортный и экспедиторский сервис, организация и технология транспортно-экспедиционных операций.
Система фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» как логистическая система.
Роль СФТО в обеспечении устойчивого функционирования железных дорог на рынке транспортных услуг.
Широко употребляемый термин «система» произошел от греческого слова systema , которое буквально означает нечто целое, состоящее из частей (элементов), находящихся в таких отношениях и связях друг с другом, которые обеспечивают внутреннее единство общей структуры. Это слово в сочетании с другими словами образует широко известные термины: «солнечная система», «система управления», «транспортная система», «системность», «системный подход», «системное мышление» и многие другие.
Слово «система» можно найти в книгах, написанных известными учеными и философами, жившими в древние, средние и более поздние века. Однако научный фундамент общей теории систем был заложен лишь в начале прошлого века. Один из основоположников этой теории — российский философ и экономист Александр Богданов (настоящая фамилия Малиновский, 1873—1928). Он первым в мире ввел понятие «системность», обосновал идею структурной устойчивости систем, определил закономерности их формирования и регулирования. А.А. Богданов опубликовал в Германии концептуальные положения общей теории систем. С ними ознакомился австрийский биолог и философ Людвиг фон Берталанфи (1901—1972), который в своих трудах развил общую теорию систем, доказал, что эта теория может быть применена в самых различных областях науки и жизнедеятельности.
Общая теория систем представляет собой научное направление по разработке универсальных моделей систем, их структур, динамики изменений и развития, методик анализа.
Известны три основных свойства, которые присущи системам. Первое из них характеризует целостность и членимость систем. Под целостностью понимается неделимость, единство и совместимость элементов, образующих систему. Под элементом понимается функционально обособленный объект системы, не подлежащий делению (расчленению).
Чтобы лучше понять это свойство, необходимо вспомнить о таком известном понятии, как территориальная целостность государства.
Система может быть условно расчленена на элементы с целью анализа или изучения каждого их них. Однако при искусственном физическом расчленении на элементы и обрыве их связей она теряет свойство целостности и утрачивает свой системный характер.
Именно наличие внутрисистемных связей между элементами и является вторым важнейшим свойством любой системы.
И, наконец, третье свойство любой системы проявляется в ее так называемой интегративном (объединительном) качестве. Оно состоит в том, что система, только объединив в себе составляющие элементы, обретает те функциональные возможности, которых нет у каждого из элементов в отдельности. Например, метрополитен состоит из таких элементов как тоннели с уложенными в них рельсовыми путями, станции с эскалаторными линиями, электропоездов, устройств электроснабжения, телемеханики, вентиляции и др. У каждого из этих элементов свои функции, но только объединенные в одно целое они рождают новую функцию — способность к перевозкам пассажиров.
Из общей теории систем известна их градация на простые, сложные и большие.
Простая система (иногда ее называют системой первого уровня) состоит из весьма ограниченного числа элементов и связей между ними.
Сложная система характеризуется большим числом элементов и разветвленными связями. Такие системы второго уровня можно при построении и анализе условно подразделить на несколько простых систем, которые, являясь частями сложной системы, будут играть роль ее подсистем.
Большая система, или система третьего уровня образуется из нескольких сложных систем, становящихся, в свою очередь, ее подсистемами.
Что же объединяет элементы в простые системы, простые — в сложные, а сложные — в большие? Ответ на этот вопрос состоит в определении так называемого системообразующего фактора. Таким фактором является цель системы. Ради достижения цели и происходит объединение. Именно систематизирующий фактор — источник возникновения любой системы и инструмент поддержания ее стабильности.
Системы бывают адаптивными («гибкими») и неадаптивными («жесткими»). Первые способны самостоятельно перенастраиваться, гибко приспосабливаясь к условиям, в которых они существуют. Например, в авиации в автоматизированную систему управления полетом («автопилот») заложены возможности ее самоадаптации
к конкретным условиям полета. Способностью к адаптации обладают широко распространенные человеко-машинные системы управления.У неадаптивных систем отсутствуют возможности для саморегулирования как реакции на изменение условий их деятельности. Это обуславливает функциональную ограниченность (однозначность) реакций таких систем. Примером могут служить системы эталонного времени, мер и весов.
Рассмотренные базовые положения общей теории систем позволяют использовать системный подход во многих областях научной и практической деятельности, в том числе связанной с организацией и управлением потоковыми процессами, т.е. логистикой.
Только системный подход дает возможность представить изучаемый процесс как комплекс взаимосвязанных его элементов или подсистем, объединенных общей целью этого процесса. Можно твердо утверждать, что логистическая методология опирается на системный подход. Поэтому и понятие «логистическая система» является фундаментальным в теоретическом аппарате логистики.
Под логистической системой понимается оптимизированная совокупность функционально связанных элементов (процессов, периодов, объектов), по которым последовательно продвигаются материальные, финансовые, информационные потоки, а для их продвижения подключаются потоки услуг. Системный подход предполагает согласованное функционирование всех этих элементов для достижения намеченной цели — сокращения затрат, времени и повышения уровня сервиса.
Как уже отмечено, при проектировании и анализе систем их можно подразделять на элементы и подсистемы. В логистических системах обычно выделяют подсистемы функционального и обеспечивающего предназначения.
Функциональная подсистема объединяет те элементы, которые связаны с оптимальной реализацией основных функций логистики при продвижении товарных или грузовых потоков (транспортировка, складирование, упаковка, управление запасами) и пассажирских потоков на общественном транспорте (обеспечение удобного подхода к месту посадки в транспортное средство, сервис в месте ожидания транспортного средства, перевозка пассажиров и их обслуживание в дороге, пересадка, хранение багажа и др.).
Обеспечивающая подсистема нацелена на поддержку функциональной подсистемы. В ее элементную базу входят информационные, финансовые, экспедиторские, страховые, справочные, охранные, медицинские и другие функции.
Проектирование и анализ логистической системы предполагает ее деление на составляющие подсистемы и их элементы, выявление и устранение в них «узких» мест, поиск вариантных возможностей (резервов) сокращения затрат и времени на продвижение потоковых процессов, лучшее использование ресурсов, разработку на этой основе модели повышения эффективности бизнеса, удовлетворение интересов потребителей продукции и услуг.
Важнейшим свойством любой логистической системы является ее синергетика. Это свойство проявляется в результате совмещения действий подсистем, из которых образована логистическая система. Общий эффект от такого совмещения оказывается выше суммы эффектов, создаваемых в отдельности всеми подсистемами. Это свойство впервые теоретически обосновал немецкий ученый Герман Хакен. К эффекту синергетики мы часто стремимся в жизни, планируя совмещение тех или иных действий (работ) ради экономии времени и затрат.
Можно привести пример, связанный с работой транспортного диспетчера. Ему для своевременного принятия оптимального управленческого решения необходимо одномоментно обладать полным объемом информации, синхронно поступившей из разных источников. Получение этой информации в полном объеме, но последовательно или с опозданием, не даст возможности диспетчеру представить общую картину сложившейся ситуации и принять лучшее решение.
Общепризнанной классификации логистических систем не существует. Специалисты и ученые классифицируют эти системы по-разному, опираясь на свое понимание логистики. Транспортники часто отождествляют логистические системы с транспортными; специалисты в области торговли и складского хозяйства — с торговыми и складскими системами; работники сферы производства — с производственными технологиями; снабженцы представляют логистические системы как организационную форму материально-технического обеспечения. Для указанных подходов к классификации логистических систем имеются свои основания. И все же только такой подход, ограничивающий создание логистических систем лишь в узких функциональных: рамках определенных сфер деятельности, был бы неверным.
Так, производственные логистические системы служат для оптимизации потоковых процессов лишь в пределах технологических циклов изготовления продукции. Торговые, транспортные, складские логистические системы нацелены на оптимизацию потоковых процессов только в сфере обращения (распределения) готовой продукции.
Ограниченность рамок таких функционально-специализированных логистических систем не дает возможность формировать из них логистические системы с более широким диапазоном охвата потоковых процессов, или так называемые интегрированные логистические системы.
Принципиальная структурная схема интегрированной логистической системы движения материальных ресурсов (товарной продукции) представлена на рис. 3.
Функционально-специализированные логистические системы всегда отражают определенную отраслевую специфику сфер производства или услуг. Известны логистические системы машиностроительного, металлургического, химического, пищевого, лесного, торгового, транспортного и других профилей деятельности. Эти логистические системы, охватывающие потоковые процессы в рамках отдельных предприятий или их оргструктур (производственных и торговых объединений, концернов, корпораций), получили название микролоистических систем.
Логистические системы, связывающие разнопрофильные микрологистические системы и объединяющие потоковые процессы нескольких отраслей производства и услуг, называют мезологис-тическими (от греческого слова mesos , означающего среднюю величину или уровень). Такие системы образуются, например, для связи предприятий металлургии и машиностроения, сельского хозяйства, пищевой промышленности и торговли, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности.
Макрологистические системы (от греческого слова macros , переводимого на русский язык как «крупный» или «большой») объединяют потоковые процессы в пределах одного или нескольких районов страны, но могут быть распространены на всю ее территорию (например, системы транспорта и связи общего пользования, электроэнергетики, системы оборонного назначения, обеспечения правопорядка, безопасности и др.).
И, наконец, существуют глобальные логистические системы. Они служат для объединения потоковых процессов транснациональных корпораций, финансово-промышленных групп, других экономических и социальных структур, действующих на мировом уровне. Основные типы логистических систем представлены на рис. 4.
Авторы ряда зарубежных изданий, посвященных логистике, называют еще три типа логистических систем:
• логистическая система с прямыми связями ( direct logistical system ), функционирование которой происходит без участия посредников;
• эшелонированная логистическая система ( echelon logistical system ), которая представляет собой многоэтапную систему продвижения потоков с участием одного или нескольких посредников;
• гибкая логистическая система ( flexible logistical system ) является комбинацией первой и второй систем. Например, при гибкой логистической системе часть поставок продукции может проходить через посредников, а другая часть — напрямую, без их участия.
Структурные звенья
Как уже отмечалось, любая логистическая система представляет собой совокупность элементов, имеющих определенные функциональные связи. Эти взаимосвязанные элементы называются структурными звеньями логистической системы. В качестве таких звеньев выступают предприятия-поставщики сырьевых ресурсов производственные предприятия, выпускающие из приобретаемых ресурсов готовую продукцию или полуфабрикаты, посреднические организации, участвующие в процессах продвижения потоков сырьевых ресурсов, готовой продукции или полуфабрикатов к их получателям. Потоки ресурсов всех видов (материальные, финансовые, информационные и сервисные) рождаются в начальном звене логистической системы. Здесь же происходит их первичное преобразование, накопление и передача (продвижение) на вход следующего звена, обеспечивающего прием потоков, их новое преобразование, вторичное накопление и переход в очередное звено. В конечном звене логистической системы происходит погашение всех потоков
.
. Из звеньев, задействованных в потоковых процессах, образуются цепи поставок. Под цепью поставок понимается выстраивание в последовательный ряд всех взаимосвязанных бизнес-актов, обеспечивающих закупку и доставку сырья и комплектующих, производство продукции, ее сбыт, экспедирование, транспортировку, перегрузку, хранение, продажу конечному покупателю. В терминологическом словаре «Логистика» (автор А.Н. Родников) цепь поставок трактуется как «линейно-упорядоченное множество физических и (или) юридических лиц (поставщики, посредники, перевозчики и др.), непосредственно участвовавших в доведении конкретной партии продукции до потребителя».
Наряду с понятием «цепь поставок» существует понятие «логистический к а н а л». В отличие от цепи поставок, он обозначает путь (маршрут), на котором выстраиваются звенья цепи поставок. Таких путей (маршрутов), позвенно связывающих начало и конец цепи поставок, может быть несколько.
Смежные структурные звенья, образующие цепи поставок, должны иметь скоординированные по величине и применяемым технологиям мощности (пропускные способности) по приему, преобразованию и взаимной передаче потоков. Имеется в виду, что мощность всей логистической цепочки поставок всегда ограничивается мощностью ее самого слабого звена («узкого места»). Если мощность потока ресурсов, проходящих по логистической цепи поставок, будет превышать мощность самого «слабого» звена, то именно перед этим звеном и возникнет задержка («затор») потоков. Другими словами, такая цепь поставок не будет удовлетворять предъявляемым к ней требованиям.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 1250.