Роли информационных и финансовых потоков в логистических системах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Приведенные определения логистики позволяют считать ее не только наукой со специфической методологией мышления, но и прак­тической деятельностью в разнообразных сферах экономической и социальной жизни. Родившись как наука военного профиля и со­храняя свою востребованность на военном поприще, логистика об­рела и гражданскую профессию совершенствования потоковых про­цессов в различных областях экономики и социальной среды.

Опыт свидетельствует, что принципы и методы логистики при­менимы как в производственных, так и в обслуживающих отраслях хозяйствования. Как известно, к производственным отраслям отно­сятся добывающая, перерабатывающая промышленность, сельское хозяйство, капитальное строительство, а к обслуживающим — такие отрасли инфраструктуры, как транспорт, материально-техническое снабжение, торговля, жилищное, складское хозяйство, связь, оргструк­туры сбора и обработки информации, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и др. Для каждой из перечисленных отрас­лей деятельности характерны свои предпочтения и особенности ис­пользования инструментов логистики. Практикой доказано, что эти инструменты приносят больший эффект тогда, когда их применяют для организации системного взаимодействия нескольких субъектов хозяйствования, а не в узких рамках одной хозяйственной единицы.

На уже перечисленные сферы деятельности нацелены и основные функции логистики. Они состоят в следующем:

• выбор наиболее рациональных (по тарифам и срокам) маршру­тов продвижения от отправителей к получателям сырья и продукции;

• организация их упаковки, транспортировки, экспедирования, перегрузки и обеспечение полной сохранности;

• определение оптимальных объемов закупок и поставок сырья и продукции, минимизация их запасов у поставщиков, потребителей и в пути следования;

• управление процедурами заказов на сырье и продукцию;

• использование наиболее эффективных складских объектов с лучшими возможностями для сохранности и последующего распре­деления сырья и продукции, безотказного и быстрого удовлетворе­ния спроса на них;

• обеспечение своевременного и полного финансирования ука­занных функций;

• действия по ускорению и удешевлению таможенных и страхо­вых процедур.

Следует упомянуть еще одну весьма важную функцию логисти­ки, которая заключается в своевременной информационной поддер­жке предприятий и организаций, принимающих участие в продви­жении сырья и продукции.

Существенные особенности имеют основные функции логисти­ки, связанные с обслуживанием пассажирских потоков на обществен­ном транспорте. Эти функции нацелены не только на сокращение зат­рат и ускорение продвижения этих потоков, но и на обеспечение удоб­ства (комфортности) поездок, пересадок пассажиров с одного вида транспорта на другой, оптимальное размещение станций (остановок) транспортных средств, координации расписаний движения поездов, автобусов, самолетов, судов, регулирование плотности графиков их движения в зависимости от времени суток и дней календаря.

Весьма привлекательными сферами логистики с характерными функциональными особенностями являются туризм, здравоохране­ние, сельское, лесное, водное, энергетическое, коммунальное хозяй­ства, строительство и ремонт. В этом учебнике, исходя из его назва­ния, преимущественно рассматриваются методы и инструменты ло­гистики, связанные с обслуживанием транспортных потоков.

 

Логистические потоки

 

Главным объектом анализа, изучения и управления в логистике яв­ляются логистические потоки. Они представляют собой комплекс вза­имосвязанных потоков — материальных, финансовых, сервисных и информационных. В основе этого комплекса — материальные потоки, с которыми в системной взаимосвязи находятся все другие потоки.

Материальный поток в самом общем понятии — это сы­рье, материалы, полуфабрикаты, поступающие на производствен­ные предприятия и проходящие внутри них цикл технологической обработки, с постепенным превращением в готовую продукцию, которая в процессах поставки ее потребителям также образует ма­териальные потоки.

Другими словами, материальные потоки проходят три стадии: допроизводственную, внутрипроизводственную и постпроизвод­ственную. Вступив на территорию предприятия, потоки на опре­деленное время становятся производственными запасами, которые при их расходовании вновь обретают движение в рамках поточно­го производства продукции. По его завершении на предприятии внутренний материальный поток преобразуется в запас готовой продукции. На этом внутрипроизводственная стадия заканчивает­ся и начинается постпроизводственная стадия движения матери­ального потока, формируемого из готовой продукции в адреса ее потребителей.

Материальный поток, перемещаемый средствами транспорта, называется грузопотоком. Любой грузопоток характеризуются объе­мом в единицу времени и направлением движения.

Движение материальных потоков в ряде производственных от­раслей экономики имеет свои существенные особенности. Напри­мер, в сельском и лесном хозяйствах сырьевые материальные пото­ки (грузопотоки) на допроизводственной стадии по объемам в зна­чительной мере уступают потокам готовой продукции на производственной и постпроизводственной стадиях.

На общественном пассажирском транспорте под материальны­ми потоками понимаются пассажиропотоки. Они также имеют свои специфические характеристики и классифицируются по объемам, дальности, маршрутам; срокам перевозок в городской черте, в при­городном и дальнем сообщениях; по видам используемых транспор­тных средств; условиям поездок. Важнейшим показателем пассажи­ропотоков является их интенсивность по времени суток, дням неде­ли, сезонам года.

Информационные, финансовые и сервисные потоки по отноше­нию к материальным потокам вторичны, так как призваны обслу­живать последние.

Финансовым потоком в логистике считается направлен­ное движение финансовых средств для оплаты закупаемого сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, а также услуг предприятий и организаций, участвующих в перемещении и преобразовании мате­риального потока. Финансовый поток, как правило, направлен на­встречу (противоположно) материальному потоку. Он может опе­режать материальный поток или отставать от него в заданных вре­менных интервалах (соответственно при предоплате или оплате с отсрочкой платежа).

Сервисный поток представляет собой комплексный после­довательный набор услуг, реализуемых по пути движения материально­го потока. К ним относят транспортные, фасовочно-упаковочные, склад­ские, перегрузочные, экспедиторские, брокерские (околотаможенные), страховые, охранные, информационные услуги. Эти платные, как пра­вило, услуги могут быть регулярными, периодическими, разовыми.

Оценка качества является главной характеристикой потока ус­луг. Когда заказчик услуг оценивает качество их предоставления, он сравнивает уровень оказания услуг с ожидаемыми им показате­лями или с действующими нормативами. Так, показатели качества услуг отечественного железнодорожного транспорта определены ГОСТ Р 51005-96 и ГОСТ Р 51004-96 соответственно для грузовых и пассажирских перевозок. В этих стандартах приведено понятие «транспортная услуга». Ею считается результат деятельности испол­нителя по удовлетворению потребностей грузоотправителя, грузо­получателя или пассажира в перевозках (поездках) согласно уста­новленным правилам и нормам.

Эффективное логистическое управление материальными, финан­совыми и сервисными потоками невозможно без сбора, анализа и передачи необходимой информации.

Информационным логистическим потоком назы­вают поток сообщений, сведений, документов (в бумажной, электрон­ной форме), передаваемых по различным каналам связи для организа­ции и продвижения материальных и финансовых потоков, оказания


 

услуг в сервисных потоках. Несвоевременное или неполное поступле­ние данных в информационном потоке, их неточность или искажение могут вызвать сбои в продвижении взаимосвязанных потоков и привести к значительным убыткам. Например, неверное заполнение доку­ментов, сертификатов, таможенных деклараций может обернуться не­предвиденными задержками в продвижении материальных потоков.

Совет логистического менеджмента ( CLM ) определил следующие требования, которым должны удовлетворять информационные по­токи: надежность, корректность, полнота и своевременность сооб­щений; возможность легкого доступа к информации в техническом отношении (имеется в виду совместимость компьютеров и их про­граммного обеспечения); контроль качества информации.

Информационные потоки обычно характеризуются следующи­ми показателями: источники возникновения, направление и скорость передачи сведений, интенсивность. Измеряются информационные потоки объемом информации, передаваемой и обрабатываемой в единицу времени.

Все описанные логистические потоки тесно взаимосвязаны меж­ду собой и нуждаются в системе единого интегрированного управ­ления. Основы их взаимосвязи представлены на рис. 2. Сложность управления логистическими потоками заключается в многочислен­ности и многообразии их параметров.

Контрольные вопросы

1. Дайте обобщенное определение понятия «логистика».

2. Каковы исторические корни логистики?

3. Назовите основные сферы логистики.

4. В чем заключаются функции логистики?

5. Что является объектом изучения и управления в логистике?

6. Дайте краткую характеристику основных логистических потоков.


Лекция 5-6

Виды логистических систем.

Транспортная составляющая логистических систем.

Участники доставки грузов и пассажиров.

Транспортный и экспедиторский сервис, организация и технология транспортно-экспедиционных операций.

 Система фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» как логистическая система.

Роль СФТО в обеспечении устойчивого функционирования железных дорог на рынке транспортных услуг.

Широко употребляемый термин «система» произошел от гречес­кого слова systema , которое буквально означает нечто целое, состо­ящее из частей (элементов), находящихся в таких отношениях и свя­зях друг с другом, которые обеспечивают внутреннее единство об­щей структуры. Это слово в сочетании с другими словами образует широко известные термины: «солнечная система», «система управ­ления», «транспортная система», «системность», «системный под­ход», «системное мышление» и многие другие.

Слово «система» можно найти в книгах, написанных известны­ми учеными и философами, жившими в древние, средние и более поздние века. Однако научный фундамент общей теории систем был заложен лишь в начале прошлого века. Один из основоположников этой теории — российский философ и экономист Александр Богда­нов (настоящая фамилия Малиновский, 1873—1928). Он первым в мире ввел понятие «системность», обосновал идею структурной ус­тойчивости систем, определил закономерности их формирования и регулирования. А.А. Богданов опубликовал в Германии концепту­альные положения общей теории систем. С ними ознакомился авст­рийский биолог и философ Людвиг фон Берталанфи (1901—1972), который в своих трудах развил общую теорию систем, доказал, что эта теория может быть применена в самых различных областях на­уки и жизнедеятельности.

Общая теория систем представляет собой научное на­правление по разработке универсальных моделей систем, их струк­тур, динамики изменений и развития, методик анализа.

Известны три основных свойства, которые присущи системам. Первое из них характеризует целостность и членимость систем. Под целостностью понимается неделимость, единство и совмести­мость элементов, образующих систему. Под элементом пони­мается функционально обособленный объект системы, не подлежа­щий делению (расчленению).

Чтобы лучше понять это свойство, необходимо вспомнить о таком известном понятии, как территориальная целостность государства.

Система может быть условно расчленена на элементы с целью анализа или изучения каждого их них. Однако при искусственном физическом расчленении на элементы и обрыве их связей она теряет свойство целостности и утрачивает свой системный характер.

Именно наличие внутрисистемных связей между элементами и является вторым важнейшим свойством любой системы.

И, наконец, третье свойство любой системы проявляется в ее так называемой интегративном (объединительном) качестве. Оно состоит в том, что система, только объединив в себе составляющие элементы, обретает те функциональные возможности, которых нет у каждого из элементов в отдельности. Например, метрополитен состоит из таких элементов как тоннели с уложенными в них рельсовыми пу­тями, станции с эскалаторными линиями, электропоездов, устройств электроснабжения, телемеханики, вентиляции и др. У каждого из этих элементов свои функции, но только объединенные в одно целое они рождают новую функцию — способность к перевозкам пассажиров.

Из общей теории систем известна их градация на простые, слож­ные и большие.

Простая система (иногда ее называют системой первого уровня) состоит из весьма ограниченного числа элементов и связей между ними.

Сложная система характеризуется большим числом элемен­тов и разветвленными связями. Такие системы второго уровня мож­но при построении и анализе условно подразделить на несколько простых систем, которые, являясь частями сложной системы, будут играть роль ее подсистем.

Большая система, или система третьего уровня образуется из нескольких сложных систем, становящихся, в свою очередь, ее под­системами.

Что же объединяет элементы в простые системы, простые — в слож­ные, а сложные — в большие? Ответ на этот вопрос состоит в определе­нии так называемого системообразующего фактора. Таким фактором является цель системы. Ради достижения цели и происходит объедине­ние. Именно систематизирующий фактор — источник возникновения любой системы и инструмент поддержания ее стабильности.

Системы бывают адаптивными («гибкими») и неадап­тивными («жесткими»). Первые способны самостоятельно перена­страиваться, гибко приспосабливаясь к условиям, в которых они суще­ствуют. Например, в авиации в автоматизированную систему управле­ния полетом («автопилот») заложены возможности ее самоадаптации

к конкретным условиям полета. Способностью к адаптации обладают широко распространенные человеко-машинные системы управления.У неадаптивных систем отсутствуют возможности для саморегу­лирования как реакции на изменение условий их деятельности. Это обуславливает функциональную ограниченность (однозначность) реакций таких систем. Примером могут служить системы эталонно­го времени, мер и весов.

Рассмотренные базовые положения общей теории систем позво­ляют использовать системный подход во многих областях научной и практической деятельности, в том числе связанной с организаци­ей и управлением потоковыми процессами, т.е. логистикой.

Только системный подход дает возможность представить изуча­емый процесс как комплекс взаимосвязанных его элементов или под­систем, объединенных общей целью этого процесса. Можно твердо утверждать, что логистическая методология опирается на систем­ный подход. Поэтому и понятие «логистическая система» является фундаментальным в теоретическом аппарате логистики.

Под логистической системой понимается оптимизи­рованная совокупность функционально связанных элементов (про­цессов, периодов, объектов), по которым последовательно продви­гаются материальные, финансовые, информационные потоки, а для их продвижения подключаются потоки услуг. Системный подход предполагает согласованное функционирование всех этих элемен­тов для достижения намеченной цели — сокращения затрат, време­ни и повышения уровня сервиса.

Как уже отмечено, при проектировании и анализе систем их мож­но подразделять на элементы и подсистемы. В логистических систе­мах обычно выделяют подсистемы функционального и обеспечива­ющего предназначения.

Функциональная подсистема объединяет те элемен­ты, которые связаны с оптимальной реализацией основных функ­ций логистики при продвижении товарных или грузовых потоков (транспортировка, складирование, упаковка, управление запасами) и пассажирских потоков на общественном транспорте (обеспечение удобного подхода к месту посадки в транспортное средство, сервис в месте ожидания транспортного средства, перевозка пассажиров и их обслуживание в дороге, пересадка, хранение багажа и др.).

Обеспечивающая подсистема нацелена на поддержку функциональной подсистемы. В ее элементную базу входят инфор­мационные, финансовые, экспедиторские, страховые, справочные, охранные, медицинские и другие функции.

Проектирование и анализ логистической системы предполагает ее деление на составляющие подсистемы и их элементы, выявление и устранение в них «узких» мест, поиск вариантных возможностей (резервов) сокращения затрат и времени на продвижение потоко­вых процессов, лучшее использование ресурсов, разработку на этой основе модели повышения эффективности бизнеса, удовлетворение интересов потребителей продукции и услуг.

Важнейшим свойством любой логистической системы является ее синергетика. Это свойство проявляется в результате совмеще­ния действий подсистем, из которых образована логистическая систе­ма. Общий эффект от такого совмещения оказывается выше суммы эффектов, создаваемых в отдельности всеми подсистемами. Это свой­ство впервые теоретически обосновал немецкий ученый Герман Хакен. К эффекту синергетики мы часто стремимся в жизни, планируя совме­щение тех или иных действий (работ) ради экономии времени и затрат.

Можно привести пример, связанный с работой транспортного дис­петчера. Ему для своевременного принятия оптимального управлен­ческого решения необходимо одномоментно обладать полным объе­мом информации, синхронно поступившей из разных источников. Получение этой информации в полном объеме, но последовательно или с опозданием, не даст возможности диспетчеру представить об­щую картину сложившейся ситуации и принять лучшее решение.

Общепризнанной классификации логистических систем не существу­ет. Специалисты и ученые классифицируют эти системы по-разному, опираясь на свое понимание логистики. Транспортники часто отожде­ствляют логистические системы с транспортными; специалисты в об­ласти торговли и складского хозяйства — с торговыми и складскими системами; работники сферы производства — с производственны­ми технологиями; снабженцы представляют логистические системы как организационную форму материально-технического обеспече­ния. Для указанных подходов к классификации логистических сис­тем имеются свои основания. И все же только такой подход, огра­ничивающий создание логистических систем лишь в узких функцио­нальных: рамках определенных сфер деятельности, был бы неверным.

Так, производственные логистические системы служат для оптимизации потоковых процессов лишь в пределах тех­нологических циклов изготовления продукции. Торговые, транспор­тные, складские логистические системы нацелены на оптимизацию потоковых процессов только в сфере обращения (распределения) готовой продукции.

Ограниченность рамок таких функционально-специали­зированных логистических систем не дает возмож­ность формировать из них логистические системы с более широким диапазоном охвата потоковых процессов, или так называемые ин­тегрированные логистические системы.

Принципиальная структурная схема интегрированной логисти­ческой системы движения материальных ресурсов (товарной про­дукции) представлена на рис. 3.

Функционально-специализированные логистические системы всегда отражают определенную отраслевую специфику сфер произ­водства или услуг. Известны логистические системы машинострои­тельного, металлургического, химического, пищевого, лесного, тор­гового, транспортного и других профилей деятельности. Эти логис­тические системы, охватывающие потоковые процессы в рамках отдельных предприятий или их оргструктур (производственных и торговых объединений, концернов, корпораций), получили назва­ние микролоистических систем.

Логистические системы, связывающие разнопрофильные микро­логистические системы и объединяющие потоковые процессы не­скольких отраслей производства и услуг, называют мезологис-тическими (от греческого слова mesos , означающего среднюю величину или уровень). Такие системы образуются, например, для связи предприятий металлургии и машиностроения, сельского хо­зяйства, пищевой промышленности и торговли, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности.

Макрологистические системы (от греческого слова macros , переводимого на русский язык как «крупный» или «боль­шой») объединяют потоковые процессы в пределах одного или не­скольких районов страны, но могут быть распространены на всю ее территорию (например, системы транспорта и связи общего пользо­вания, электроэнергетики, системы оборонного назначения, обес­печения правопорядка, безопасности и др.).

И, наконец, существуют глобальные логисти­ческие системы. Они служат для объединения пото­ковых процессов транснацио­нальных корпораций, финан­сово-промышленных групп, других экономических и соци­альных структур, действующих на мировом уровне. Основные типы логистических систем представлены на рис. 4.

Авторы ряда зарубежных изданий, посвященных логис­тике, называют еще три типа логистических систем:

• логистическая система с прямыми связями ( direct logistical system ), функционирование которой происходит без участия посредников;

• эшелонированная логистическая система ( echelon logistical system ), которая представляет собой многоэтапную систему продвижения потоков с участием одного или нескольких посредников;

• гибкая логистическая система ( flexible logistical system ) является комбинацией первой и второй систем. Например, при гибкой логистической системе часть поставок продукции может про­ходить через посредников, а другая часть — напрямую, без их участия.

Структурные звенья

 

Как уже отмечалось, любая логистическая система представляет собой совокупность элементов, имеющих определенные функцио­нальные связи. Эти взаимосвязанные элементы называются струк­турными звеньями логистической системы. В качестве таких звеньев выступают предприятия-поставщики сырьевых ресурсов производственные предприятия, выпускающие из приобретаемых ре­сурсов готовую продукцию или полуфабрикаты, посреднические орга­низации, участвующие в процессах продвижения потоков сырьевых ресурсов, готовой продукции или полуфабрикатов к их получателям. Потоки ресурсов всех видов (материальные, финансовые, инфор­мационные и сервисные) рождаются в начальном звене логистичес­кой системы. Здесь же происходит их первичное преобразование, накопление и передача (продвижение) на вход следующего звена, обеспечивающего прием потоков, их новое преобразование, вторич­ное накопление и переход в очередное звено. В конечном звене ло­гистической системы происходит погашение всех потоков


.

. Из звеньев, задейство­ванных в потоковых процессах, образуются цепи поставок. Под цепью поставок понимается выстраивание в последовательный ряд всех взаимосвязанных бизнес-актов, обеспечивающих закупку и доставку сырья и комплектующих, производство продукции, ее сбыт, экспедирование, транспортировку, перегрузку, хранение, продажу конечному покупателю. В терминологическом словаре «Логистика» (автор А.Н. Родников) цепь поставок трактуется как «линейно-упо­рядоченное множество физических и (или) юридических лиц (постав­щики, посредники, перевозчики и др.), непосредственно участвовав­ших в доведении конкретной партии продукции до потребителя».

Наряду с понятием «цепь поставок» существует понятие «логи­стический к а н а л». В отличие от цепи поставок, он обозначает путь (маршрут), на котором выстраиваются звенья цепи поставок. Таких путей (маршрутов), позвенно связывающих начало и конец цепи поставок, может быть несколько.

Смежные структурные звенья, образующие цепи поставок, должны иметь скоординированные по величине и применяемым технологиям мощности (пропускные способности) по приему, преобразованию и взаимной передаче потоков. Имеется в виду, что мощность всей логис­тической цепочки поставок всегда ограничивается мощностью ее са­мого слабого звена («узкого места»). Если мощность потока ресурсов, проходящих по логистической цепи поставок, будет превышать мощ­ность самого «слабого» звена, то именно перед этим звеном и возник­нет задержка («затор») потоков. Другими словами, такая цепь поста­вок не будет удовлетворять предъявляемым к ней требованиям.


Дата: 2019-02-02, просмотров: 1250.