Основные цели и концепции логистики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Современное образование немыслимо без знания основ эконо­мики, закономерностей и составляющих ее развития. Те, кто изучал в старших классах школы предмет «Введение в экономику», возмож­но, помнят, что термин «экономика» (по-гречески — oikonomike ) образован из двух слов: «ойкос» — дом, и «номос» — закон. Перво­начально этот термин обозначал именно домашнее хозяйство и об­щепринятые правила (законы) его ведения. Однако уже очень давно данный термин получил иной, более широкий смысл. Его стали от­носить не только к домашнему хозяйству, но также и к хозяйствен­ному комплексу предприятий, отраслей производства и услуг, реги­онов, всего государства и мирового сообщества в целом.

Объемы экономических ресурсов всегда ограничены. Поэтому не­обходимо рационально управлять экономикой, что предполагает по­иск и выбор наиболее эффективных решений и действий, способ­ствующих лучшему использованию ресурсов и удовлетворению пред­почтительных потребностей и интересов общества. Оптимальными считаются решения, которые позволяют достичь наилучших резуль­татов при ограниченных ресурсах.

Логистика (англ. logistics ) функционально связана с менеджмен­том и маркетингом и нацелена на оптимизацию затрат и времени при продвижении потоков экономических ресурсов от мест их на­личия или появления до мест их полного потребления. Специалис­тов, работающих с этим инструментом хозяйствования, называют логистиками.

Что же представляет собой логистика и почему она привлекает сегодня столь пристальное внимание и интерес предпринимателей, менеджеров, маркетологов, специалистов в области снабжения, сбы­та, транспорта, складского хозяйства, экспедиторского дела, инфор­мационных технологий, финансовые, страховые, охранные струк­туры, ученых, служащих госаппарата управления?

Термин «логистика» пришел в нашу страну вместе с рыночным реформированием ее экономики и приватизацией, т.е. с переходом средств производства, изготовленной продукции, значительной доли инфраструктуры из государственной собственности в коллективную и частную. До этого все средства производства, изготовленная с ис­пользованием этих средств продукция и инфраструктура принадле­жали государству, которое на основе административно-командных методов управления формировало, организовывало и контролиро­вало все производственно-хозяйственные связи предприятий, всю внутреннюю и внешнюю торговлю. Государство имело мощный цен­трализованный аппарат управления.

. С распадом народнохозяйствен­ного комплекса бывшего СССР оказались утраченными многие эко­номические связи, действовавшие ранее между отечественными пред­приятиями, масштабно вырос ввоз в страну конкурентоспособной за­рубежной продукции. Все это породило кризисную ситуацию в экономике России, потребовало от предприятий активно использовать действенные инструменты рыночного управления экономикой.

Одним из таких инструментов является логистика, поскольку ее подходы и функции главным образом нацелены на формирование эффективных связей между предприятиями, сокращение затрат и времени на движение ресурсов, а следовательно, на снижение ко­нечной цены продукции и обеспечение ее конкурентоспособности на рынках сбыта.

Логистика — общепризнанный важнейший резерв уменьшения расходов в сфере движения ресурсов. В современной рыночной эко­номике объективно существуют и взаимодействуют три сферы дви­жения ресурсов: сфера товарного производства, сфера обращения товаров и услуг, сфера потребления товаров и услуг.

В сфере инфраструктуры торгового рынка не создается новая продукция, но увеличивается стоимость продукции, которую уже выпустил производственный сектор экономики. Эта добавленная инфраструктурой стоимость связана с реализацией услуг по управ­лению, маркировке, экспедированию, погрузке, выгрузке, транспор­тировке, складской обработке, хранению, страхованию, охране и продаже товарно-материальных ценностей, с обложением их нало­гами, акцизами, пошлинами.

Эффективная инфраструктура предполагает оптимизацию затрат, добавляемых ею к цене продукции, что должно обеспечить конку­рентоспособность и, следовательно, востребованность этой продук­ции на товарном рынке. Сегодня доля таких добавленных затрат нередко превышает 1/3 конечной цены, по которой реализуется про­дукция в нашей стране. По этому показателю Россия, к сожалению, опережает многие страны мира из-за существенного отставания в уровнях развития оптовой торговли, складского хозяйства, транс­порта, высоких тарифов на их услуги, неэффективной организации и управления товаропотоками.

Анализ и поиск путей совершенствования товародвижения бази­руется на важнейшем постулате логистики — системном подходе. Он означает необходимость рассматривать весь потоковый процесс товародвижения как совокупность и интеграцию составляющих его этапов и элементов на основе согласования интересов всех участни­ков этого процесса.

Принципиальная задача системного подхода — разработка комп­лекса взаимосвязанных мероприятий, способствующих оптимизации процесса товародвижения, выявление нерешенных проблем, «узких» мест, которые требуют первоочередного внимания и концентрации ресурсов.

Системный логистический подход предполагает выбор лучше­го, наиболее эффективного варианта товародвижения путем ис­пользования экономических методов и теорий оптимизации по­токовых процессов.

Именно системный подход позволяет использовать логистику не только для оптимизации процессов товародвижения. Исследования и опыт подтверждают плодотворные возможности логистики для оптимизации многих других потоковых процессов, связанных с че­ловеческой деятельностью. Такие возможности, например, просмат­риваются в социальной сфере.

 

Исторические корни

Логистика — молодая и, одновременно, довольно древняя наука с глубокими историческими корнями. Ее молодость связана с тем, что основные концептуальные положения, подходы и методы логистики сформировались в научную теорию лишь в последние 50 лет.

Вместе с тем еще великий древнегреческий ученый Архимед, жив­ший в III в. до н.э., упоминает в своих трудах, что в период наивыс­шего могущества Афин (IV в. до н.э.) там существовала группа из 10 мыслителей, называвших себя «логистиками». В их функции входи­ло рациональное распределение государственных ресурсов с целью социальной поддержки греческого населения и армии.

Византийский император Лев VI Мудрый (866—912 гг. н.э.), пе­ресмотревший многие законодательные нормы своего государства, следующим образом определил функции логистов: заботиться о потребностях армии, своевременно снабжать ее всем необходимым (оружием, военным имуществом, транспортными средствами, топ­ливом, водой, продовольствием, лекарствами), соответственно под­готавливая каждый акт военного похода, выбирать для армии луч­шие маршруты продвижения и отдыха, распределять положенное жалование между военнослужащими.

Фундаментальный вклад в становление военной логистики внес Антуан Анри Жомини (1779—1869) — крупный специалист, иссле­дователь стратегии и тактики военных действий (рис. 1).

Непросто складывалась судьба Жомини. Он родился в швейцар­ском городе Пайерне, где ему установлен памятник, а в местном музее посвящена постоянная экспозиция. После окончания экономичес­кой школы в Германии Жомини стал сотрудником парижской фир­мы «Дюпон», поставлявшей снаряжение французской армии. Одна­ко в центре его внимания всегда была история и теория военных действий. В 1803 г. он написал свою первую книгу «Об основных положениях военного искусства». Особое значение он придавал ра­циональному и своевременному снабжению армии всем необходи­мым. Свою книгу Жомини передал секретарю посольства России в Париже вместе с прошением принять его на службу в российскую армию, но на прошение он получил отказ.

Новые научные труды Жомини привлекли внимание Наполеона Бонапарта и его маршалов. Вскоре Жомини был назначен военным советником императора, быстро получил звание майора-волонте­ра, затем полковника. Военный ат­таше России в Париже предлагает ему перейти на службу в российскую армию. Жомини подает рапорт об увольнении своему командованию, но оно оставляет его без внимания. По приказу Наполеона его произ­водят в бригадные генералы. Поход Наполеона против России поставил Жомини в затруднительное положе­ние: он не желал принимать участие в этом походе. Однако летом 1812 г. его назначают сначала губернато­ром Вильно, а затем Смоленска.

Важнейшей творческой заслугой Жомини является разработка теоретических основ военной логистики. В одном из трудов он оп­ределил логистику как «мост между экономикой нации и воюющи­ми частями». Российские потомки Жомини профессора А. Мерцалов и Л. Мерцалова написали книгу «А.А. Жомини. Основатель на­учной военной теории». Эта первая в России книга, посвященная Жомини, вышла из печати в 1999 г.

«Военно-энциклопедический лексикон» (Санкт-Петербург, 1850) трактовал понятие «логистика» как «искусство управления переме­щением войск как вдали, так и вблизи от неприятеля и организации их тылового обеспечения». Однако в российском «Энциклопедичес­ком словаре Брокгауза и Ефрона» (Санкт-Петербург, 1896) утверж­далось, что термин «логистика» в новейших военных сочинениях уже не встречается и, якобы, окончательно вышел из употребления.

Это утверждение оказалось ошибочным. Термин продолжали использовать авторы сочинений, в которых описывались военные действия мировых войн прошлого века. Так, армия США реализо­вала на практике многие положения военной логистики в ходе от­крытия второго фронта в годы второй мировой войны.

В истории существовали и другие определения термина «логис­тика». Немецкий философ, математик, физик, языковед Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646—1716), разработавший по просьбе Петра I проекты развития образования и государственного управления Рос­сии, обозначал термином «логистика» математическую логику. В 1904 г. с указанным определением логистики согласились участни­ки международной женевской конференции по философии. Более того, и в наше время именно такого понимания логистики продол­жают придерживаться и некоторые современные математики.

Новое применение логистики родилось в 1950-х годах, когда ее положения многие зарубежные страны начали активно использовать применительно к производству и распределению продукции с целью сокращения затрат средств на ее выпуск и продвижение на рынки сбыта. Этому способствовали в те годы развитие и применение в хо­зяйственных процессах эффективных методов прикладной математи­ки, появление электронно-вычислительной техники, информацион­ных технологий, разработка и внедрение на этой основе автоматизи­рованных систем управления предприятиями.

Логистика, как научная теория и методология эффективного уп­равления потоковыми процессами в различных сферах экономики, пережила несколько этапов своего развития. Сначала ее методы ста­рались применить для оптимизации (от лат. optimus — наилучший, наиболее эффективный) работы отдельных звеньев (участков) това­родвижения. Таким притягательным звеном для логистики в пер­вую очередь оказалась система распределения готовой продукции. Затем в сферу логистической оптимизации попали закупки сырья, материалов для производства продукции, образование их рациональ­ных запасов, привлекаемая транспортная и складская инфраструк­туры. И, наконец, в 90-х годах XX в. сформировалась новая филосо­фия логистики, как науки и методологии интегрированного от (лат. integer — цельный, объединенный в целое из частей, участков) уп­равления сквозными потоковыми процессами экономики, объеди­няющими все стадии производства и услуг инфраструктуры.

 

Понятия и определения

 

Языковеды утверждают, что термин «логистика» имеет греческие корни и происходит от слов logo (думать) и logisticos (считать, оцени­вать). К сожалению, единого общепринятого определения этого терми­на до сих пор не существует. Это объясняется несколькими причинами.

. Их понимание логистики про­является в методиках ее преподавания, в докладах и выступлениях, в названиях выпускаемых учебных изданий и монографий. Если оз­накомиться с приведенным в конце книги списком изданных в на­шей стране книг по логистике, то там можно увидеть такие назва­ния: «Коммерческая логистика», «Сбытовая логистика», «Закупоч­ная и распределительная логистика», «Транспортная логистика», «Логистика складирования», «Логистика торгово-посреднической деятельности», «Промышленная логистика» и др.

Неверно думать, что в странах с развитой экономикой существует унифицированное, единообразное определение термина «логистика». Общественные организации — Совет логистического менеджмента США ( Council of Logistics Management , CLM ) и Европейская логисти­ческая ассоциация ( European Logistics Association , ELA ) в конце XX в. сформулировали свои определения термина «логистика».

По мнению ученых и специалистов, входящих в CLM , «логисти­ка — есть процесс планирования, выполнения и контроля эффек­тивного, с точки зрения снижения затрат, потока запасов сырья, материалов незавершенного производства, готовой продукции, сер­виса и связанной информации от точки его зарождения до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние пе­ремещения) для полного удовлетворения требований потребителей». Именно это определение CLM приведено в книге «Корпоративная логистика», выпущенной московским издательством «Инфра-М» в 2004 г. Оно дано в переводе научного редактора книги, доктора эко­номических наук В.И. Сергеева.

Европейская логистическая ассоциация ( ELA ) опубликовала в своем терминологическом словаре 1994 г. следующее определение логистики: «это организация, планирование, контроль и продвиже­ние товарного потока от проектирования и закупок через производ­ство и распределение до конечного потребителя с целью удовлетво­рения требований рынка с минимальными операционными и капи­тальными затратами».

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) счита­ет, что «логистика — это процесс организации и осуществления не­дорогой и рациональной доставки товаров от мест их производства до мест потребления; контроль над всеми транспортными и други­ми, возникающими в пути следования, операциями; предоставление соответствующей информации грузовладельцам».

Однако сформулированные CLM и ELA определения термина «ло­гистика» не являются совершенными и окончательными, поскольку по ходу развития теории и практики логистики в них периодически вно­сятся необходимые уточнения и дополнения. Так, в последние годы в связи с развитием информационных технологий применительно к оп­тимизации процессов товародвижения родилась концепция автомати­зированного управления цепями поставок ( Supply Chain Management , SCIvP ). В связи с этим CLM в 1998 г. внес следующее изменение в фор­мулировку понятия «логистика»: она признана «частью процесса уп­равления цепями поставок и представляет собой планирование, реали­зацию и контроль эффективности потока и запасов продукции, серви­са и связанной с этим информации от точки его зарождения до точки потребления в соответствии с требованиями потребителей».

Различные толкования термина «логистика» существуют сегодня и в России. Они зафиксированы в учебниках, монографиях, справоч­никах, подготовленных отечественными авторами. Так, по мнению В.И. Сергеева логистика — это «наука об управлении материальны­ми потоками, связанной с ними информацией, финансами и сервисом в определенной микро-, мезо-, макроэкономической системе для дос­тижения поставленных перед нею целей с оптимальными затратами ресурсов». Доктор технических наук Л.Б. Миротин утверждает, что принципиальные подходы логистики могут быть пло­дотворно использованы для оптимизации управления не только по­токами сырья, материалов, готовой продукции, но и потоками пасса­жиров на общественном транспорте.

Под логистикой в самом общем представлении ее сути следует понимать критерии и методы оптимизации (улучшения, совершен­ствования) самых разнообразных потоковых процессов на основе повышения их эффективности, системной координации и получения на этой основе возможно более высоких конечных результатов.

 

 

Лекция 3-4

 Функциональные сферы логистики.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 368.