Современное образование немыслимо без знания основ экономики, закономерностей и составляющих ее развития. Те, кто изучал в старших классах школы предмет «Введение в экономику», возможно, помнят, что термин «экономика» (по-гречески — oikonomike ) образован из двух слов: «ойкос» — дом, и «номос» — закон. Первоначально этот термин обозначал именно домашнее хозяйство и общепринятые правила (законы) его ведения. Однако уже очень давно данный термин получил иной, более широкий смысл. Его стали относить не только к домашнему хозяйству, но также и к хозяйственному комплексу предприятий, отраслей производства и услуг, регионов, всего государства и мирового сообщества в целом.
Объемы экономических ресурсов всегда ограничены. Поэтому необходимо рационально управлять экономикой, что предполагает поиск и выбор наиболее эффективных решений и действий, способствующих лучшему использованию ресурсов и удовлетворению предпочтительных потребностей и интересов общества. Оптимальными считаются решения, которые позволяют достичь наилучших результатов при ограниченных ресурсах.
Логистика (англ. logistics ) функционально связана с менеджментом и маркетингом и нацелена на оптимизацию затрат и времени при продвижении потоков экономических ресурсов от мест их наличия или появления до мест их полного потребления. Специалистов, работающих с этим инструментом хозяйствования, называют логистиками.
Что же представляет собой логистика и почему она привлекает сегодня столь пристальное внимание и интерес предпринимателей, менеджеров, маркетологов, специалистов в области снабжения, сбыта, транспорта, складского хозяйства, экспедиторского дела, информационных технологий, финансовые, страховые, охранные структуры, ученых, служащих госаппарата управления?
Термин «логистика» пришел в нашу страну вместе с рыночным реформированием ее экономики и приватизацией, т.е. с переходом средств производства, изготовленной продукции, значительной доли инфраструктуры из государственной собственности в коллективную и частную. До этого все средства производства, изготовленная с использованием этих средств продукция и инфраструктура принадлежали государству, которое на основе административно-командных методов управления формировало, организовывало и контролировало все производственно-хозяйственные связи предприятий, всю внутреннюю и внешнюю торговлю. Государство имело мощный централизованный аппарат управления.
. С распадом народнохозяйственного комплекса бывшего СССР оказались утраченными многие экономические связи, действовавшие ранее между отечественными предприятиями, масштабно вырос ввоз в страну конкурентоспособной зарубежной продукции. Все это породило кризисную ситуацию в экономике России, потребовало от предприятий активно использовать действенные инструменты рыночного управления экономикой.
Одним из таких инструментов является логистика, поскольку ее подходы и функции главным образом нацелены на формирование эффективных связей между предприятиями, сокращение затрат и времени на движение ресурсов, а следовательно, на снижение конечной цены продукции и обеспечение ее конкурентоспособности на рынках сбыта.
Логистика — общепризнанный важнейший резерв уменьшения расходов в сфере движения ресурсов. В современной рыночной экономике объективно существуют и взаимодействуют три сферы движения ресурсов: сфера товарного производства, сфера обращения товаров и услуг, сфера потребления товаров и услуг.
В сфере инфраструктуры торгового рынка не создается новая продукция, но увеличивается стоимость продукции, которую уже выпустил производственный сектор экономики. Эта добавленная инфраструктурой стоимость связана с реализацией услуг по управлению, маркировке, экспедированию, погрузке, выгрузке, транспортировке, складской обработке, хранению, страхованию, охране и продаже товарно-материальных ценностей, с обложением их налогами, акцизами, пошлинами.
Эффективная инфраструктура предполагает оптимизацию затрат, добавляемых ею к цене продукции, что должно обеспечить конкурентоспособность и, следовательно, востребованность этой продукции на товарном рынке. Сегодня доля таких добавленных затрат нередко превышает 1/3 конечной цены, по которой реализуется продукция в нашей стране. По этому показателю Россия, к сожалению, опережает многие страны мира из-за существенного отставания в уровнях развития оптовой торговли, складского хозяйства, транспорта, высоких тарифов на их услуги, неэффективной организации и управления товаропотоками.
Анализ и поиск путей совершенствования товародвижения базируется на важнейшем постулате логистики — системном подходе. Он означает необходимость рассматривать весь потоковый процесс товародвижения как совокупность и интеграцию составляющих его этапов и элементов на основе согласования интересов всех участников этого процесса.
Принципиальная задача системного подхода — разработка комплекса взаимосвязанных мероприятий, способствующих оптимизации процесса товародвижения, выявление нерешенных проблем, «узких» мест, которые требуют первоочередного внимания и концентрации ресурсов.
Системный логистический подход предполагает выбор лучшего, наиболее эффективного варианта товародвижения путем использования экономических методов и теорий оптимизации потоковых процессов.
Именно системный подход позволяет использовать логистику не только для оптимизации процессов товародвижения. Исследования и опыт подтверждают плодотворные возможности логистики для оптимизации многих других потоковых процессов, связанных с человеческой деятельностью. Такие возможности, например, просматриваются в социальной сфере.
Исторические корни
Логистика — молодая и, одновременно, довольно древняя наука с глубокими историческими корнями. Ее молодость связана с тем, что основные концептуальные положения, подходы и методы логистики сформировались в научную теорию лишь в последние 50 лет.
Вместе с тем еще великий древнегреческий ученый Архимед, живший в III в. до н.э., упоминает в своих трудах, что в период наивысшего могущества Афин (IV в. до н.э.) там существовала группа из 10 мыслителей, называвших себя «логистиками». В их функции входило рациональное распределение государственных ресурсов с целью социальной поддержки греческого населения и армии.
Византийский император Лев VI Мудрый (866—912 гг. н.э.), пересмотревший многие законодательные нормы своего государства, следующим образом определил функции логистов: заботиться о потребностях армии, своевременно снабжать ее всем необходимым (оружием, военным имуществом, транспортными средствами, топливом, водой, продовольствием, лекарствами), соответственно подготавливая каждый акт военного похода, выбирать для армии лучшие маршруты продвижения и отдыха, распределять положенное жалование между военнослужащими.
Фундаментальный вклад в становление военной логистики внес Антуан Анри Жомини (1779—1869) — крупный специалист, исследователь стратегии и тактики военных действий (рис. 1).
Непросто складывалась судьба Жомини. Он родился в швейцарском городе Пайерне, где ему установлен памятник, а в местном музее посвящена постоянная экспозиция. После окончания экономической школы в Германии Жомини стал сотрудником парижской фирмы «Дюпон», поставлявшей снаряжение французской армии. Однако в центре его внимания всегда была история и теория военных действий. В 1803 г. он написал свою первую книгу «Об основных положениях военного искусства». Особое значение он придавал рациональному и своевременному снабжению армии всем необходимым. Свою книгу Жомини передал секретарю посольства России в Париже вместе с прошением принять его на службу в российскую армию, но на прошение он получил отказ.
Новые научные труды Жомини привлекли внимание Наполеона Бонапарта и его маршалов. Вскоре Жомини был назначен военным советником императора, быстро получил звание майора-волонтера, затем полковника. Военный атташе России в Париже предлагает ему перейти на службу в российскую армию. Жомини подает рапорт об увольнении своему командованию, но оно оставляет его без внимания. По приказу Наполеона его производят в бригадные генералы. Поход Наполеона против России поставил Жомини в затруднительное положение: он не желал принимать участие в этом походе. Однако летом 1812 г. его назначают сначала губернатором Вильно, а затем Смоленска.
Важнейшей творческой заслугой Жомини является разработка теоретических основ военной логистики. В одном из трудов он определил логистику как «мост между экономикой нации и воюющими частями». Российские потомки Жомини профессора А. Мерцалов и Л. Мерцалова написали книгу «А.А. Жомини. Основатель научной военной теории». Эта первая в России книга, посвященная Жомини, вышла из печати в 1999 г.
«Военно-энциклопедический лексикон» (Санкт-Петербург, 1850) трактовал понятие «логистика» как «искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи от неприятеля и организации их тылового обеспечения». Однако в российском «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» (Санкт-Петербург, 1896) утверждалось, что термин «логистика» в новейших военных сочинениях уже не встречается и, якобы, окончательно вышел из употребления.
Это утверждение оказалось ошибочным. Термин продолжали использовать авторы сочинений, в которых описывались военные действия мировых войн прошлого века. Так, армия США реализовала на практике многие положения военной логистики в ходе открытия второго фронта в годы второй мировой войны.
В истории существовали и другие определения термина «логистика». Немецкий философ, математик, физик, языковед Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646—1716), разработавший по просьбе Петра I проекты развития образования и государственного управления России, обозначал термином «логистика» математическую логику. В 1904 г. с указанным определением логистики согласились участники международной женевской конференции по философии. Более того, и в наше время именно такого понимания логистики продолжают придерживаться и некоторые современные математики.
Новое применение логистики родилось в 1950-х годах, когда ее положения многие зарубежные страны начали активно использовать применительно к производству и распределению продукции с целью сокращения затрат средств на ее выпуск и продвижение на рынки сбыта. Этому способствовали в те годы развитие и применение в хозяйственных процессах эффективных методов прикладной математики, появление электронно-вычислительной техники, информационных технологий, разработка и внедрение на этой основе автоматизированных систем управления предприятиями.
Логистика, как научная теория и методология эффективного управления потоковыми процессами в различных сферах экономики, пережила несколько этапов своего развития. Сначала ее методы старались применить для оптимизации (от лат. optimus — наилучший, наиболее эффективный) работы отдельных звеньев (участков) товародвижения. Таким притягательным звеном для логистики в первую очередь оказалась система распределения готовой продукции. Затем в сферу логистической оптимизации попали закупки сырья, материалов для производства продукции, образование их рациональных запасов, привлекаемая транспортная и складская инфраструктуры. И, наконец, в 90-х годах XX в. сформировалась новая философия логистики, как науки и методологии интегрированного от (лат. integer — цельный, объединенный в целое из частей, участков) управления сквозными потоковыми процессами экономики, объединяющими все стадии производства и услуг инфраструктуры.
Понятия и определения
Языковеды утверждают, что термин «логистика» имеет греческие корни и происходит от слов logo (думать) и logisticos (считать, оценивать). К сожалению, единого общепринятого определения этого термина до сих пор не существует. Это объясняется несколькими причинами.
. Их понимание логистики проявляется в методиках ее преподавания, в докладах и выступлениях, в названиях выпускаемых учебных изданий и монографий. Если ознакомиться с приведенным в конце книги списком изданных в нашей стране книг по логистике, то там можно увидеть такие названия: «Коммерческая логистика», «Сбытовая логистика», «Закупочная и распределительная логистика», «Транспортная логистика», «Логистика складирования», «Логистика торгово-посреднической деятельности», «Промышленная логистика» и др.
Неверно думать, что в странах с развитой экономикой существует унифицированное, единообразное определение термина «логистика». Общественные организации — Совет логистического менеджмента США ( Council of Logistics Management , CLM ) и Европейская логистическая ассоциация ( European Logistics Association , ELA ) в конце XX в. сформулировали свои определения термина «логистика».
По мнению ученых и специалистов, входящих в CLM , «логистика — есть процесс планирования, выполнения и контроля эффективного, с точки зрения снижения затрат, потока запасов сырья, материалов незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки его зарождения до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для полного удовлетворения требований потребителей». Именно это определение CLM приведено в книге «Корпоративная логистика», выпущенной московским издательством «Инфра-М» в 2004 г. Оно дано в переводе научного редактора книги, доктора экономических наук В.И. Сергеева.
Европейская логистическая ассоциация ( ELA ) опубликовала в своем терминологическом словаре 1994 г. следующее определение логистики: «это организация, планирование, контроль и продвижение товарного потока от проектирования и закупок через производство и распределение до конечного потребителя с целью удовлетворения требований рынка с минимальными операционными и капитальными затратами».
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) считает, что «логистика — это процесс организации и осуществления недорогой и рациональной доставки товаров от мест их производства до мест потребления; контроль над всеми транспортными и другими, возникающими в пути следования, операциями; предоставление соответствующей информации грузовладельцам».
Однако сформулированные CLM и ELA определения термина «логистика» не являются совершенными и окончательными, поскольку по ходу развития теории и практики логистики в них периодически вносятся необходимые уточнения и дополнения. Так, в последние годы в связи с развитием информационных технологий применительно к оптимизации процессов товародвижения родилась концепция автоматизированного управления цепями поставок ( Supply Chain Management , SCIvP ). В связи с этим CLM в 1998 г. внес следующее изменение в формулировку понятия «логистика»: она признана «частью процесса управления цепями поставок и представляет собой планирование, реализацию и контроль эффективности потока и запасов продукции, сервиса и связанной с этим информации от точки его зарождения до точки потребления в соответствии с требованиями потребителей».
Различные толкования термина «логистика» существуют сегодня и в России. Они зафиксированы в учебниках, монографиях, справочниках, подготовленных отечественными авторами. Так, по мнению В.И. Сергеева логистика — это «наука об управлении материальными потоками, связанной с ними информацией, финансами и сервисом в определенной микро-, мезо-, макроэкономической системе для достижения поставленных перед нею целей с оптимальными затратами ресурсов». Доктор технических наук Л.Б. Миротин утверждает, что принципиальные подходы логистики могут быть плодотворно использованы для оптимизации управления не только потоками сырья, материалов, готовой продукции, но и потоками пассажиров на общественном транспорте.
Под логистикой в самом общем представлении ее сути следует понимать критерии и методы оптимизации (улучшения, совершенствования) самых разнообразных потоковых процессов на основе повышения их эффективности, системной координации и получения на этой основе возможно более высоких конечных результатов.
Лекция 3-4
Функциональные сферы логистики.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 413.