Разновидности захватов (чаще применяется термин «хват»)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

рис. 6. разновидности захватов грифа. Сверху вниз показаны за- хваты: прямой, обратный, разнои- менный и односторонний.


• Прямой захват – кисти рук пронированы, большие пальцы обращены друг к другу (рис. 6, а).

• Обратный захват – кисти рук супинированы, большие паль- цы обращены в противоположные стороны (рис. 6, б).

• разноименный захват - одна кисть супинирована, другая – пронирована (рис. 6, в).

• нейтральный захват – кисти рук параллельны, ладони на- правлены друг к другу.

Также различают простой и односторонний захваты, в первом случае четыре пальца обхватывают гриф штанги с одной стороны, а большой палец – с другой, во втором случае все пальцы накладыва- ются на гриф с одной стороны (рис. 6, г).

 

 

Электромиографическая (ЭМг) активность и нагрузка на мышцу

В работе DiGiovine et al. [7] определили 4 категории ЭМГ актив- ности относительно нагрузки на мышцу:

1. низкая <20% МПиС произвольной максимальной изометри- ческой силы

2. Умеренная – 20-40% МПиС

3. Высокая – 41-60% МПиС

4. Очень высокая – >60% МПиС

Кроме того, согласно предложенной схеме, точку зрения авто- ров поддерживают другие исследователи, установившие пороговое значение для увеличения силы при выполнении терапевтических упражнений – не менее 50-60% МПиС.




Основы обУЧения УпражненияМ

Описание основ обучения упражнениям предоставит тренеру алгоритм действий для работы с клиентом.

Можно выделить три стадии обучения двигательным действи- ям [6, с изменениями]: когнитивную, ассоциативную и автоном- ную:

 

 

Когнитивная стадия

Все внимание клиента сосредоточено на действии, выполняе- мом в данный момент времени. Клиент обдумывает каждую фазу или компонент движения, легко отвлекается, старается «почувство- вать» упражнение, делает ошибки, иногда вследствие нарушения обратной связи. результативность действий низкая, клиент только начинает различать правильное или неправильное, безопасное или небезопасное движение.

Стратегия инструктирования:

• Объясните значение упражнения или двигательной задачи.

• Покажите движение.

• Вначале постоянно руководите действиями клиента, ис- пользуйте средства, облегчающие понимание упражнения, обрат- ную связь. Уменьшайте количество инструкций и вспомогательных средств по мере освоения безопасной техники выполнения.

• Обозначьте амплитуду и скорость движений, при необходи- мости – дистанцию и другие параметры.

• если необходимо, разделите движение на части, упростите до доступного уровня.

• Отрабатывайте только одну двигательную задачу. исполь- зуйте низкое число повторений в подходе, чтобы улучшить кон-

троль над движением, уменьшить влияние утомления и избежать травм.

• Обеспечьте сложность движения, позволяющую успешно вы- полнить большинство повторений, чтобы у клиента создалось по- зитивное впечатление от  занятия.

• используйте разные виды обратной связи (словесную, так- тильную, визуальную).

• Предложите клиенту варианты самооценки и самокоррекции движений/упражнений.

• разрешите самостоятельное выполнение заданий в безопас-

ных пределах.



Ассоциативная стадия

Упражнения выполняются более уверенно с меньшим количе- ством ошибок, порядок движений хорошо организован, необходи- мо лишь уточнение движений или функциональных задач. Клиент обнаруживает и сам устраняет ошибки в движениях, когда они про- исходят. Уменьшается необходимость словесной и визуальной об- ратной связи от тренера. Как правило, объяснений задания доста- точно для выполнения, в случае возникновения ошибок клиент сам их устраняет.

Стратегия инструктирования:

• акцентируйте внимание на увеличении количества и разно- образия упражнений и двигательных задач.

• Увеличьте сложность упражнений или задач.

• Обратите внимание на решение имеющихся проблем.

• избегайте мануального контроля клиента.

• изменяйте последовательность выполнения упражнений.

• разрешайте клиенту заниматься самостоятельно, акцентируя внимание на решении проблем.

• Уменьшая общий объем обратной связи, повышайте спец-

ифичность, позволяйте клиенту выполнить подход самостоятельно перед тем, как предоставить обратную связь (объяснить ошибки, указать на способ их устранения).

• не спешите комментировать выполнение задачи, позвольте клиенту обнаружить ошибки и исправить их самостоятельно.

• Увеличьте уровень отвлекающих внешних факторов.

 

 

Автономная  стадия

Упражнения выполняются последовательно и автоматически, могут решаться на фоне других задач. Клиент способен применять изученные упражнения и проявлять полученные навыки при ре- шении все более сложных задач и в разных окружающих условиях. Техника выполнения упражнений устойчива к изменениям харак- теристик нагрузки.

Стратегия инструктирования:

• Подготавливайте для клиента программы,  включающие упражнения прогрессивно возрастающей сложности.

• изменяйте характеристики  нагрузки при выполнении упражнений.

• Предлагайте выполнять упражнения с изменением внешних условий.


• Следите за выполнением заданий, для своевременного выяв- ления нежелательных/потенциально опасных изменений техники упражнений.

 

 

В качестве примера приведу схему действий при обучении упражнению:

• Показываем упражнение.

• Объясняем особенности выполнения движения, принятия исходного положения.

• Во время первого подхода упражнения исправляем ошибки (в порядке значимости) и делаем замечания по ходу  выполнения.

• если уровень сложности упражнения слишком высокий, кли-

ент испытывает боль и/или дискомфорт, необходимо исключить/ заменить упражнение.

• В случае приемлемого выполнения первого подхода во время отдыха необходимо объяснить ошибки и указать методы их устра- нения.

• Второй подход предложите клиенту сделать самостоятельно, не поправляйте его и не прерывайте подход. исключение: тренер вмешивается, если возникает угроза для здоровья клиента.

• Второй подход покажет тренеру сложность освоения движе- ний для клиента, а также уточнит направление для дальнейших ин- струкций.

• Общее количество подходов определяется целями трениров- ки. При работе с начинающим достаточно двух подходов на первом занятии, три – в большинстве упражнений, ≥4 в случае применения низкого количества повторений для изучения упражнений, интен- сивность также низкая (≈15 ПМ).

 

 

Внимание! При обучении двигательным действиям необхо- димо поощрять ощущения, позволяющие выполнить упражнение биомеханически правильно, с соблюдением безопасной техники подъема веса. например, ощущение натяжения определенных мы- шечных групп в конечном положении или правильного расположе- ния сегментов тела. именно для развития правильных ощущений и в последующем безопасного выполнения применяются остановки в крайних точках движения каждого повторения упражнения.

При выполнении упражнений продолжительностью ≥15 секунд и/или с коротким отдыхом между подходами зачастую возникает жжение в мышцах, преимущественно обусловленное метаболиче- скими факторами. Категорически запрещается  ориентироваться


на этот вид болезненности как показатель эффективности много- суставных упражнений. Многосуставные упражнения с отягоще- ниями, при которых наблюдается жжение в мышцах, следует вы- полнять на устойчивой опоре и/или со стабильным отягощением. Обычно подобные упражнения используют для развития локаль- ной мышечной выносливости, то есть, исходя из определения, их выполняют с соблюдением следующих условий:

• устойчивое положение тела (сидя с опорой спиной, лежа);

• движение остальных сегментов тела ограничены;

• стабильное или хорошо контролируемое отягощение.

 

 



СписоК использованной литератУры

1. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 331 с.

 

2. Воронов а.В. Скоростно-силовые свойства мышц человека при спортивных локомоциях: дис. … д-ра биол. наук: – М.: рГБ, 2004. – 530 с.

 

3. Гавердовский Ю.К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. дидактика. – М.: Физкультура и спорт, 2007. – 912 с.

 

4. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. – К.: Олимпийская лите- ратура, 1999. – 320 с.

 

5. Burkholder T.J., Fingado B., Baron S. et al. Relationship between muscle fiber types and sizes and muscle architectural. properties in the mouse hindlimb. J Morphol 1994; 220: 1-14.

 

6. Dennis J.K., McKeough D.M.: Mobility. In May, BJ (ed) Home Health and Rehabilitation—Concepts of Care, ed 2. FA Davis, Philadelphia, 1999. – р. 121-123.

 

7. DiGiovine N.M., Jobe F.W., Pink M. et al. An electromyographic analysis of the upper extremity in pitching. J Shoulder Elbow Surg 1: 15-25, 1992.

 

8. Lieber R.L., Friden J. Functional., and Clinical. Significance of Skeletal. Muscle Architecture. Muscle Nerve 23: 1647-1666, 2000.

 

9. Panjabi M.M.: The stabilizing system of the spine. Part I. Function, dysfunction, adaption, and enhancement. J Spinal. Disord 5: 383-389, 1992.

 

10. Panjabi M.M.: The stabilizing system of the spine. Part II. Neutral. zone and instability hypothesis. J Spinal. Disord 5: 390-396, 1992.



Дата: 2019-02-02, просмотров: 216.