А. Г. Мнацаканян, доктор экон. наук, профессор
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В статье проанализированы и обобщены понятия "информационные технологии", сформулированные различными авторами, на основании которых составлено более конкретизированное определение. Приведены основные направления использования информационных технологий в образовательной сфере.

информационные технологии, информатизация, образование, образовательный процесс.

В настоящее время информационные технологии (ИТ) являются неотъемлемой частью современной жизни общества, а процесс развития информатизации затрагивает все сферы человеческой деятельности.

Анализ литературы показывает, что не существует единого подхода к рассмотрению понятия ИТ. Термин ИТ можно встретить в большом количестве текстов разного уровня (научных работах, нормативных документах, технической литературе, учебных материалах и др.) в различных трактовках.

Рассмотрим некоторые определения ИТ, взятые из разных источников литературы (таблица 1).

Таблица 1 – Сравнительный анализ подходов к понятию ИТ

Автор, источник Определение Комментарий
К. А. Катков, И. П. Хвостова и т. д. Информационные технологии: учебное пособие Процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта) [3]. Основное внимание акцентируется на получении новой информации (информации нового качества) после её обработки.
В. В. Журавлёв Информационные технологии в образовании: учебное пособие Это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, а также способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте [2]. Основное внимание направлено на наличие знаний, позволяющих работать с информационными ресурсами, и на получение новых сведений о рассматриваемом объекте.
И. И. Боброва, Е. Г. Трофимов Информационные технологии в образовании: практический курс Совокупность методов и способов получения, обработки, представления информации, направленных на изменение ее состояния, свойств, формы, содержания и осуществляемых в интересах пользователей [1]. Все операции с информацией направлены на её изменение с целью осуществления интересов пользователей.
О. Э. Згадзай, С. Я. Казанцев и т. д. Информационные технологии в юридической деятельности: учебное пособие Процессы и методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов [4]. Основное внимание уделяется процессам и методам по работе с информацией.
А. И. Исакова, М. Н. Исаков Информационные технологии: учебное пособие Совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединённых в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, накопление, хранение, поиск, обработку, выдачу и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надёжности и оперативности [5]. Все операции с информацией выполняются с целью снижения трудоёмкости, а также повышения надёжности и оперативности процессов использования информационных ресурсов.

Проанализировав определения ИТ, следует отметить, что все варианты трактовок термина имеют аналогии в области следующих операций (элементарных действий) с информацией, выполняемых информационными технологиями, которые могут быть объединены в типовые технологические операции (действия) ИТ:

· сбор и регистрация информации;

· передача информации;

· ввод информации;

· обработка информации;

· вывод информации;

· хранение информации;

· накопление информации;

· поиск информации;

· анализ информации.

Таким образом, можно конкретизировать понятие ИТ следующим образом:

Информационные технологии – это непрерывный процесс, использующий совокупность средств и методов поиска, сбора, обработки, накопления, хранения и передачи информации пользователю с целью её анализа и принятия на основе этой информации определённых решений по выполнению каких-либо действий.

Одной из приоритетных целей ИТ является обеспечение людей необходимой информацией, проанализировав которую они принимают решения, делают выводы и выполняют действия.

       Для уточнения сущности ИТ как научной категории необходимо рассмотреть её составляющие. ИТ базируются и зависят от технического и программного обеспечения. В состав ИТ входят следующие программно-технические комплексы (таблица 2).

 

Таблица 2 – Основные составляющие ИТ

Составляющие ИТ Определение
Персональные компьютеры (ПК) Техническое средство (ЭВМ), предназначенное для индивидуального использования с целью автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных и информационных задач, средство коммуникации с помощью телекоммуникационных сетей.
Периферийные устройства (ПУ) Это любые дополнительные и вспомогательные устройства, которые подключаются к ПК для расширения его функциональных возможностей.
Вычислительные сети (ВС) Система, обеспечивающая обмен данными между вычислительными устройствами (компьютеры, серверы, маршрутизаторы и другое оборудование).
Программные продукты (ПП) Программное обеспечение и соответствующая документация, предназначенные для использования пользователем.

 

Информационные технологии применяются во всех отраслях и сферах человеческой деятельности. Одним из основных направлений процесса информатизации в современном обществе является процесс информатизации образования (ИО). Под ИО следует понимать применение информационных методов в образовательной (педагогической) среде.

Целью ИО является интенсификация интеллектуальной деятельности за счет использования современных компьютерных и телекоммуникационных ИТ.

В России идёт модернизация образования, которая ориентирована на интеграцию в мировое информационно-образовательное пространство, и главную роль в этом играют ИТ. Процесс модернизации образования влечет за собой существенные изменения в организации учебного процесса, который должен соответствовать современному уровню развития технических возможностей.

Активное использование ИТ в образовательном процессе меняет формы и методы обучения, выводя их на новый уровень (более удобное, гибкое и доступное образование).

ИТ используются в образовательном процессе с целью:

· разработки педагогических программных средств различного назначения;

· разработки сайтов учебного назначения;

· разработки методических и дидактических материалов;

· осуществления целенаправленного поиска информации различных форм в глобальных и локальных сетях, её сбора, накопления, хранения, обработки и передачи;

· обучения работе с программными продуктами;

· проведения интегрированных уроков с применением мультимедийных средств;

· проведения тестирований и иных форм проверки знаний обучающегося;

· организации интеллектуального досуга учащихся.

Рассмотрим пример реализации ИТ в образовательной, научно-исследовательской и учебно-практической деятельности, представленный в таблице 3.

 

Таблица 3 – Пример реализации ИТ в образовательной, научно-исследовательской и учебно-практической деятельности

Основные ИТ реализуются в образовательной деятельности Примеры программных продуктов
с операционными системами Microsoft OS, Windows 10, Mac OS, Linux и др.
с текстовыми файлами Adobe InDesing, PageMaker, Corel Ventura Publusher, MS Word, MS Office 360 и др.
с электронными таблицами Табличный процессор Microsoft Excel.
с графической информацией Растровые и векторные графические редакторы Adobe Photoshop, Picture Publisher, Corel Draft, редакторы трёхмерной графики: 3D Studio.
с файловыми менеджерами Windows Explorer, Total Commander, FAR Manager.
со статистической информацией StatGraphics, SPSS, Trend, 1С: Бухгалтерия.
с правовой информацией СПС КонсультантПлюс, Гарант, Кодекс.
с базами данных СУБД Microsoft Access, dBase, FoxPro, Oracle, Clipper, Paradox.
с проектами САПР Autocad, DesigneCAD, TurboCAD.
со службами сети Браузеры – Microsoft Edge, Mozila Firefox, Google Chrome, Opera, Safari и др.
с "облаками" Microsoft OneDrive, Applei Cloud, и иные "облачные" сервисы.

Таким образом очевидно, что ИТ тесно связаны со образовательной сферой, практически все виды реализуемых технологических операций участвуют во всех областях образовательного процесса.

В заключение нужно отметить, что сегодня невозможно представить построение работы современного образовательного учреждения без использования ИТ, и значительную роль в процессе создания и развития ИТ играют именно образовательные учреждения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Боброва И. И., Трофимов Е. Г. Информационные технологии в образовании: практический курс. -   М.: Информационные технологии в науке и образовании, 2014. - 196 с.

2. Журавлев В. В. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие. -   Ставрополь: Информационные технологии, 2014. - 102 с.

3. Информационные технологии: учеб. пособие. -  Ч.1 / К. А. Катков [и др]. -  Ставрополь, 2014. - 254 с.

4. Информационные технологии в юридической деятельности: учеб. пособие / О. Э. Згадзай [и др.]. - М., 2014. - 335 с.

5. Исакова А. И., Исаков М. Н. Информационные технологии: учеб. пособие. -   Томск: Информационные системы, 2012. - 174 с.

 

PECULIARITIES OF APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE SPHERE OF EDUCATION

S. Gorbachev, A. Mnatsakanian

 

The article analyzes and generalizes the concepts of "information technology", formulated by different authors, on the basis of which a more specific definition was drawn up. The main directions of using information technologies in the educational sphere are given.

 

УДК (336.6) (528)

Дата: 2019-02-02, просмотров: 267.