А. Н. Кохан, канд. экон. наук, доцент
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 В статье проведен анализ степени влияния внешних и внутренних факторов на деятельность предприятия, оценена динамика и структура основных показателей хозяйственной, в том числе финансовой деятельности, определен уровень конкурентоспособности. Финансовая стратегия дана в увязке с коммерческой, снабженческой, маркетинговой и управленческой стратегиями.

 

финансовая стратегия, финансовые результаты, рентабельность, финансовая устойчивость, сбытовая деятельность, комплекс маркетинга.

 

Объектом исследования выступает торговое предприятие ООО "МП- Технологии". Оптовая торговля машинами и оборудованием является основным видом деятельности исследуемой организации.

Группа компаний "МП-Технологии" была основана в 2000 году и с тех пор успешно работает на рынке пищевого оборудования России. За это время организация прошла путь от небольшой компании, работающей на рынке Калининградской области, до компании, работающей по всей территории России. Основные направления деятельности:

- мясоперерабатывающее оборудование;

- упаковочное оборудование;

- холодильное оборудование;

- запасные части [1].

В таблице 1 рассмотрим основные экономические показатели деятельности исследуемой торговой организации за два года на основании отчета о прибылях и убытках за январь-декабрь 2017 года и бухгалтерского баланса на 31 декабря 2017 года.

 Таблица 1 – Основные показатели хозяйственной деятельности ООО "МП- Технологии" за 2016 – 2017 годы

Наименование показателя 2016 г. 2017 г. Абсолютное изменение (±) Темп роста, %
Выручка от реализации оборудования, тыс. руб. 93262 54274 -38988 58,2
Выручка от реализации в сопоставимых ценах, тыс. руб. 93362 52917 -40445 56,7
Себестоимость реализованного оборудования, тыс. руб. 70666 37166 -33500 52,6
Коммерческие расходы, тыс. руб. 17363 13855 -3508 79,8
Уровень коммерческих расходов, % 18,6 25,5 6,9 п. п. -
Валовая прибыль, тыс. руб. 22596 17108 -5488 75,7
Уровень валовой прибыли, % 24,2 31,5 7,3 п. п. -
Прибыль от реализации оборудования, тыс. руб. 5233 3253 -1980 62,2
Рентабельность продаж, % 5,6 6 0,4 п. п. -
Рентабельность реализации, % 7,4 6,1 -1,3 п. п. -
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 4994 2926 -2068 58,6
Чистая прибыль, тыс. руб. 3995 2341 -1654 58,6
Средний остаток оборотных средств, тыс. руб. 17197 13436 -3761 78,1
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, оборотов 5,4 4 -1,4 74,1
Заемный капитал, тыс. руб. 11508 5406 -6102 47
Коэффициент оборачиваемости заемного капитала 8,1 10 1,9 123,5

       

Как видно из таблицы 1, выручка от реализации оборудования ООО "МП Технологии" уменьшилась на 38988 тыс. руб., или на 41,8 % в 2017 году по сравнению с 2016 годом. В сопоставимых ценах выручка от реализации в 2017 году также уменьшилась на 40445 тыс. руб., или на 43,3 %. Для нахождения выручки в сопоставимых ценах необходимо было учесть уровень инфляции в 2017 году, равный, по официальным данным, 2,5 %:

54274 × 0,975 = 52917 тыс. руб.

      Это может свидетельствовать об уменьшении спроса на реализуемое оборудование. Себестоимость продукции уменьшилась в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 33500 тыс. руб., или на 47,4 %, что свидетельствует об увеличении торговой наценки в исследуемом периоде на 5,6 %, что, с одной стороны, превышает уровень инфляции, с другой, не превышает темп роста курса евро в 2017 году (курс евро на 01.01.2017 г. составлял 63,81 руб., на 01.01.2018 г. – 68,87 руб., т. е. темп роста курса составил 7,9 %). Поскольку исследуемая торговая организация зависит от валютной выручки (наибольший удельный вес оборудования приходится на импорт), увеличение торговой надбавки не привело к покрытию валютных рисков, а напротив, уменьшило спрос, в том числе за счет увеличения стоимости реализуемого оборудования.

На исследуемом торговом предприятии отсутствуют управленческие расходы. Валовая прибыль в 2017 году уменьшилась на 5488 тыс. руб., или на 24,3 % по сравнению с 2016 годом. Уровень валовой прибыли, тем не менее, увеличился на 7,3 п. п. и составил 31,5 %, что свидетельствует об увеличении торговой надбавки, которое привело к увеличению эффективности реализации.

В 2017 году на 3508 тыс. руб. или на 20,8 % уменьшились коммерческие расходы организации, однако на 6,9 п. п. увеличился их удельный вес, что свидетельствует об уменьшении эффективности коммерческой деятельности, в том числе за счет увеличения расходов на транспортировку.

    Прибыль от реализации уменьшилась в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 1980 тыс. руб., или на 37,8 %. Как видно, темп уменьшения прибыли от реализации меньше темпа уменьшения выручки, что было достигнуто лишь за счет увеличения цен на реализуемое оборудование.

     Рентабельность продаж увеличилась в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 0,4 п. п., что свидетельствует об увеличении эффективности функционирования предприятия на рынке и его коммерческой деятельности по сбыту оборудования, однако рентабельность продаж не соответствует нормативному значению данной отрасли (по данным РИА-рейтинг средние показатели рентабельности по оптовой торговле составляют 8,2 %). Рентабельность реализации в 2017 году составила 6,1 %, уменьшившись на 1,3 п. п. В 2017 году уменьшилась прибыль до налогообложения, была получена чистая прибыль, равная 2341 тыс. руб. Данный финансовый результат уменьшился в исследуемом периоде на 1654 тыс. руб., или на 41,4 %.

Средний остаток оборотных средств в 2017 году уменьшился на 3761 тыс. руб., или на 21,9 %. Поскольку темп снижения остатков оборотных средств меньше темпа снижения выручки от реализации, можно говорить об увеличении доли запасов оборудования и менее грамотном управлении ими. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств уменьшился на 1,4 оборота в 2017 году по сравнению с 2016 годом, что опять-таки свидетельствует о замедлении обращения оборотных средств.

В 2017 году значительно уменьшились заемные средства, а именно на 6102 тыс. руб., или на 53 %, что вызвало увеличение оборачиваемости заемного капитала на 1,9 оборота.

В целом можно говорить о неэффективной деятельности ООО "МП Технологии" за 2016-2017 годы.

В таблице 2 рассчитаем основные коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость торговой организации.

 

Таблица 2 – Оценка финансового состояния ООО "МП-Технологии" за 2016-2017 гг.

Наименование показателя На конец 2016 г. На конец 2017 г. Абсолютное изменение 2017/2016 Норматив коэффициента
Коэффициент текущей ликвидности 1,5 2,5 1 ≥2
Коэффициент быстрой ликвидности 0,6 0,4 -0,2 0,6-1
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,3 0,001 -0,299 0,2-0,5
Коэффициент автономии 0,3 0,6 0,3 >0,5
Коэффициент финансирования 0,5 1,5 1 ≥1
Коэффициент устойчивого экономического роста 0,7 0,3 -0,4 -

 

Как видно из таблицы 2, коэффициент текущей ликвидности увеличился в 2017 году на 1 относительно 2016 года, что свидетельствует, что у ООО "МП Технологии" увеличились оборотные средства для ведения текущей деятельности, однако коэффициент в 2016 году не превышает нормативное значение.

Коэффициент быстрой ликвидности в 2017 году оказался меньше нормативного значения, уменьшившись в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 0,2. Таким образом, в ближайшем будущем организация будет являться неплатежеспособной. Показатель абсолютной ликвидности уменьшился на 0,299 в 2017 году относительно 2016 года, причем в 2017 году он был значительно меньше нормы. Торговая организация не способна моментально погасить свои долги. Слишком низкий показатель характеризует нерациональное использование капитала, когда у организации имеется недостаток денег в кассе или на банковских счетах, которые не могут "работать". 

Таким образом, в 2016-2017 годах ООО "МП-Технологии" являлось неликвидным и не может оперативно покрыть свою кредиторскую задолженность.

     Коэффициент автономии увеличился в 2017 году по сравнению с 2016 годом и стал соответствовать нормативному значению. Соответственно, пропорционально уменьшилась финансовая зависимость. 

Что касается коэффициента финансирования, то в исследуемом периоде наблюдается положительная динамика данного показателя. В 2017 году он соответствовал нормативному значению, увеличившись на 1 относительно 2016 года.

Наблюдается уменьшение устойчивого экономического роста на 0,4, что свидетельствует об уменьшении эффективности хозяйственной деятельности исследуемой оптовой организации.

Таким образом, можно сделать вывод, что ООО "МП-Технологии" является неплатежеспособным, неликвидным, а значит, не может рассчитывать на дополнительное привлечение кредитных средств, должно увеличивать собственный капитал за счет увеличения прибыли организации.

Для формирования финансовой стратегии организации необходимо проанализировать влияние внутренних и внешних факторов на коммерческую деятельность. Воспользуемся для достижения поставленной цели SWOT-анализом (таблица 3).

 

Таблица 3 – SWOT-анализ ООО "МП-Технологии"

Сильные стороны: - реализация качественного европейского оборудования; - является официальным дилером ООО "РосВакуум", производящего оборудование для вакуумной упаковки; - наличие официального сайта с подробным описанием реализуемого оборудования Слабые стороны: - наибольший удельный вес в общем объеме реализуемого оборудования приходится на импортное оборудование; - высокие цены на импортное оборудование; - высокие транспортные расходы; - узкий ассортимент представленных брендов; - слабое маркетинговое продвижение и стимулирование продаж; - отсутствие отзывов о торговой организации
Возможности: - выгодное расположение, способствующее не только импорту оборудования, но и экспорту в Европу; - наличие поставщиков оборудования для мясопереработки в Республике Беларусь; - развитие и модернизация мясоперерабатывающих предприятий в России и странах СНГ; - развитие и расширение животноводческих комплексов в России за счет государственной поддержки;   Угрозы: - уменьшение доходов населения, вынуждающее предприятия снижать себестоимость, в том числе сумму амортизации в стоимости; - зависимость от валютного курса; - высокий уровень конкуренции; - членство России в ВТО

 

К основным сильным сторонам исследуемой организации относятся партнерские отношения с производителем оборудования для вакуумной упаковки, что позволяет экспортировать продукцию за рубеж. ООО "МП-Технологии" реализует качественное европейское оборудование брендов, которые известны своей надежностью и эффективностью. У организации есть удобный сайт, на котором можно детально ознакомиться с реализуемым оборудованием, однако не указаны цены на него.

К основным слабым сторонам относятся высокие цены, вызванные не только высоким курсом евро, но и известностью бренда. Этот фактор особо актуален, поскольку наибольший удельный вес реализуемого оборудования составляет импортируемое. За счет расположения и отдаленности Калининграда от Центральной России имеют место высокие расходы на транспортировку, в том числе за счет транзита груза по территории ЕС. У организации нет эффективной системы продвижения и стимулирования продаж. Кроме того, в сети Интернет оказалось невозможным найти отзывы относительно сотрудничества с ООО "МП-Технологии".

К основным возможностям можно отнести развитие животноводческих комплексов в Российской Федерации за счет государственной поддержки и политики протекционизма. С каждым годом увеличивается объем продаж мяса, кур на одного жителя России, что приводит к расширению деятельности мясоперерабатывающих комбинатов, а, следовательно, к увеличению спроса на оборудование. Организация находится в выгодном географическом положении, в том числе для экспорта оборудования, которое можно закупать в России и Республике Беларусь при наличии сертификации для экспорта в ЕС. За счет низкого курса рубля оборудование российских и белорусских производителей окажется конкурентоспособным на рынке ЕС [2].

Тем не менее, существует ряд угроз. Уменьшение доходов населения сказывается на  потреблении мясных изделий. Производители, в свою очередь, стараются уменьшить себестоимость реализуемой продукции, в том числе за счет уменьшения амортизационных отчислений. На рынке оборудования в мясоперерабатывающей отрасли существует большое количество конкурентов, некоторые их них предлагают рассрочки платежа, лизинг, реализуют более дешевые аналоги оборудования, в том числе китайского производства. Предприятия также могут отдавать приобретать бывшее в употреблении оборудование на международной выставке в Кёльне [3].

Поскольку организация реализует, в основном, импортное оборудование, эффективность ее деятельности зависит от курса валют, а именно евро, который в последнее время растет.

Таким образом, ООО "МП-Технологии" должны проработать свою финансовую стратегию так, чтобы уменьшить угрозы и воспользоваться имеющимися возможностями, а также скорректировать слабые стороны.

Целью разработки финансовой стратегии исследуемой торговой организации является увеличение финансовых результатов коммерческой деятельности, увеличение финансовой устойчивости.

Рассмотрим основные способы совершенствования финансовой стратегии исследуемой торговой организации. Для отслеживания состояния ликвидности и ее оперативного управления рекомендуется составление платежного календаря, что позволит контролировать значение показателей ликвидности и удерживать их в оптимальных пределах исходя из потребностей компании в деньгах.

ООО "МП-Технологии" должно пересмотреть перечень реализуемого оборудования, в том числе сделать акцент на более дешевое, что вызвано сложившейся рыночной ситуацией. Данное мероприятие возможно за счет налаживания связей с производителями более дешевого оборудования, посещения европейских и международных выставок нового и ранее эксплуатируемого оборудования, поэтому в финансовую стратегию необходимо включить представительские расходы.

Выгодное месторасположение и низкий курс российского рубля делают экспорт отечественного оборудования за границу, а именно в страны ЕС, рентабельным. Для выполнения предложенной рекомендации организация должна налаживать партнёрские отношения с производителями оборудования в России и Беларуси, а также осуществлять прямой маркетинг на рынке ЕС.

Также рекомендуется диверсифицировать прибыль организации за счет обновления ассортимента, например, оборудования для обработки древесины, поскольку в Европе и России деревообрабатывающая промышленность является актуальной и рентабельной.

Таким образом, новая финансовая стратегия ООО "МП-Технологии" должна учитывать расходы на налаживание связей с потенциальными поставщиками бюджетного или бывшего в употреблении оборудования в странах Европы и России, а также расходы по налаживанию связей с потенциальными покупателями за счет участия и посещения выставок, контактно-кооперационных бирж, расширения ассортимента реализуемого оборудования, маркетингового продвижения. Предложенные направления позволят увеличить выручку, прибыль, оборачиваемость оборотных средств организации, расширить рынки сбыта и диверсифицировать поступающие доходы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ассортимент реализуемого оборудования. -  [Электронный ресурс]: общие данные об организации / Официальный сайт ООО "МП Технологии". – Режим доступа: http://mp-tek.ru/

2. Обзор развития мясоперерабатывающей отрасли и животноводческих комплексов в Российской Федерации. -  [Электронный ресурс]: аналитические показатели за 2017 год / Новостные порталы. – Режим доступа: meatbranch.com›news.html

3. Статистика производства мяса в Российской Федерации. -  [Электронный ресурс]: аналитические показатели за 2015-2017 годы / Годовые данные по макроэкономическим показателям. – Режим доступа: gks.ru

 

DEVELOPMENT OF FINANCIAL STRATEGY OF ENTERPRISE DEVELOPMENT USING AN EXAMPLE OF LLC "MP-TECHNOLOGY"

M. Vinnikova

 

 Before one starts the direct development of financial strategy it is necessary to analyze the degree of influence of external and internal factors, to assess the dynamics and structure of the main indicators of the enterprise’s economic factors, including financial activities, to determine the level of competitiveness of the enterprise. Financial strategy should be linked to commercial, procurement, marketing and management strategies.

 

УДК 336.648.8

Дата: 2019-02-02, просмотров: 229.