А. Д. Кубрак, канд. экон. наук, профессор
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Статья посвящена вопросам развития лизинговых компаний в России как главному источнику обновления основных средств предприятий. Исследуются основные препятствия, мешающие результативному использованию. Разработаны методы, позволяющие занять лидирующие позиции в современной отраслевой структуре.

 

лизинг, инвестиции, финансовый лизинг, возвратный лизинг, источники финансирования, лизинговые платежи, лизинговый рынок, финансовые услуги.

 

С наступлением экономического кризиса 2014 г. наряду с падением курса рубля усугубились такие проблемы, как зависимость от нефтяного экспорта, монополизация ряда секторов экономики, а также отсутствие развитого внутреннего рынка. Только относительно недавно получила развитие идея импортозамещения. Однако если некоторые отрасли экономики начали падать, то для других отраслей данная ситуация послужила толчком к развитию. Например, такая финансовая услуга как лизинг стала еще более выгодной для предпринимателей, т. к. вслед за повышением учетной ставки ЦБ стали повышаться проценты по кредиту в коммерческих банках.

Сама по себе идея лизинга зародилась очень давно. Историки и экономисты относят первое упоминание о подобных хозяйственных операциях к древнейшему государству Шумер. Во многих работах, посвященных лизингу, можно встретить цитату или ссылку на высказывание Аристотеля из его "Риторики" о том, что богатство составляет не владение имуществом на основе права собственности, а использование этого имущества. Эта мысль хотя бы приблизительно отражает сущность лизинга и указывает на непосредственные предпосылки возникновения и развития данного вида операций.

В наиболее современном виде лизинг сформировался во второй половине XX века в США. В 1952 г. Генри Шонфельдом была создана первая лизинговая компания "United States Leasing Corp", а уже с конца 1950-х годов лизинг получил широкое распространение по всей Западной Европе и Японии. Высокий спрос на новое эффективное оборудование в совокупности с преимуществами лизинговых сделок создали идеальные условия для быстрого роста лизинга. Бюджетная поддержка государства только способствовала его развитию [1].

Неоднозначность трактовок теоретических особенностей лизинговой деятельности порождает множество подходов к пониманию сути данного вопроса. Так, В. Д. Газман в своей книге "Финансовый лизинг" определяет его как "инвестирование лизингодателем временно свободных собственных и (или) привлеченных финансовых средств в экономику лизингополучателя" [2]. 

Е. М. Четыркин характеризует лизинг как "вид предпринимательской деятельности, заключающейся в инвестировании средств путем приобретения производственного имущества для последующей сдачи его в аренду" [3].

Отметим также, что в научной литературе и СМИ чаще всего встречается понятие "лизинг", однако под ним подразумевается "финансовый лизинг".

Вообще в России успешно применяются только две разновидности лизинга: финансовый и возвратный (такая сделка, при которой лизингополучатель и продавец – одно лицо). Доля возвратного лизинга сравнительно невысока, причиной чего служит отсутствие урегулированной законодательной базы. Отрицательную роль в развитии возвратного лизинга играет и субъективное отношение налоговых органов, они могут усмотреть в подобных сделках попытку ухода от налогов и расценить договор при возвратном лизинге "фиктивным" и "серым" [4]. Сегодня в развитых странах на лизинг приходится около 25-30 % всех инвестиций. Стоит также отметить, что в российских условиях лизинг пока еще находится в стадии становления, формируются основы его развития [5].

Основополагающим нормативным документом в России, регулирующим экономические и правовые особенности лизинговой деятельности, является Федеральный закон № 164-ФЗ от 29 октября 1998 г. "О финансовой аренде (лизинге)". Согласно данному документу, "лизинг – это совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга" [6].

Улучшить экономическую ситуацию в стране, а также подавить влияние кризисного времени можно посредством инвестиционной деятельности, которая является главным фактором стимулирования производства. В этом плане финансовый лизинг наиболее выгоден, т. к. благодаря ему можно улучшить или восстановить после упадка инвестиционную привлекательность отдельных отраслей и экономики в целом. Обновленные средства будут производить более качественную, современную и конкурентоспособную продукцию или услугу. Помимо этого, лизинг поможет усовершенствовать "моральную" составляющую инвестиционной политики – ведь привлекаемые средства будут использоваться на конкретные цели, что поможет избежать оппортунистического поведения субъектов экономики.

Стоит отметить, что за последнее десятилетие лизинг стал пользоваться большим спросом. На это есть ряд причин:

1. Увеличение ставок по банковским кредитам (в первую очередь за счет увеличения учетной ставки). В связи с этим предприниматели начинают искать более доступные источники финансирования основных производственных фондов. Однако в то же время это является негативным фактором развития лизинга, т. к. многие лизинговые компании не имеют достаточного количества собственного капитала и привлекают средства у коммерческих банков.

2. Наличие высокого процента износа основных средств у предприятий и предпринимателей страны, что обусловливает необходимость их обновления.

3. На лизинговые платежи предприниматель получает налоговые преференции, что позволяет снизить налогооблагаемую базу и увеличить свою прибыль. Согласно Главе 25 НК РФ "платежи по договорам лизинга в полном объеме уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль". Проще говоря, государство посредством применения механизма лизинга позволяет субъектам экономики направить свои средства на расширение и увеличение производства, внедрение новых передовых технологий, а не на уплату налога на прибыль.

Для малого бизнеса, который сегодня является основным двигателем экономики, финансовый лизинг - один из немногих способов обновления и расширения своих производственных фондов, ведь у них зачастую не хватает средств на приобретение того или иного имущества. Помимо этого, предприятие в форме юридического лица может возмещать 18 % НДС с каждого лизингового платежа, что является неоспоримым преимуществом лизинга относительно других способов финансирования. Многие предприниматели понимают экономическую выгодность лизинговых сделок и используют их в своей деятельности. Однако недостатком здесь является слабый охват лизингового рынка всех сфер экономики и сравнительно небольшой срок существования лизинга в России.

Для определения перспектив развития рынка лизинга в России следует, в первую очередь, проанализировать ситуацию на нем в текущий момент времени. В целом ситуацию нельзя назвать многообещающей: почти каждую неделю в различных источниках СМИ появляется информация о закрытии деятельности очередной лизинговой компании. Происходит ужесточение условий по лизинговым сделкам, а во многих компаниях и сокращение существующих лизинговых программ.

Ужесточение условий затронуло почти все основные параметры сделок. Во-первых, в связи с нестабильной экономической ситуацией в стране лизинговые компании теперь предъявляют более жесткие требования к финансовой надежности клиента. Предприятию с неудовлетворительным финансовым положением довольно сложно получить финансирование по лизинговой линии (зачастую даже при высоком авансовом платеже и повышенной ликвидности предмета лизинга). Во-вторых, многие лизинговые компании сократили категории финансируемых лизинговых активов. Самыми востребованными остаются легковые и грузовые автомобили, заметно просела доля железнодорожной техники, практически ни одна компания не желает финансировать сложное производственное и прочее оборудование из-за низкой ликвидности данного вида имущества. Ситуацию улучшает тот факт, что многие лизинговые компании входят в положение лизингополучателей: понимая, что далеко не все предприниматели и организации могут сейчас позволить себе покупать новые активы, они начали активно финансировать б/у технику и оборудование. В-третьих, произошло повсеместное повышение требуемого аванса по всем договорам. Компании не хотят брать на себя повышенный риск и во многих случаях не могут корректно оценить перспективы финансового развития определенного клиента, поэтому повышают авансовый платеж до 30 и 40 %, тогда как раньше нормой являлась 10 %-я ставка.

Помимо всего вышеперечисленного, компании стали вводить ограничение на региональную принадлежность клиентов. Несмотря на то, что за последние годы лизинговые компании проводили политику экспансии, многие сейчас сворачивают свою региональную деятельность, в связи с чем существенно сокращают финансирование клиентов в "не родных" регионах. Происходит, это, главным образом, потому, что в филиалах довольно тяжело выйти на самоокупаемость, кроме того, в обособленных подразделениях намного меньше возможностей по оценке рисков, по реализации и изъятию имущества, чем в головном представительстве.

Конечно, остались и определенные категории предпринимателей, чьи инвестиционные интересы не изменились в современных экономических условиях. Это, прежде всего, крупные компании, работающие по государственным контрактам; компании, производящие продукцию, цена которой неэластична, а спрос меняется мало; это также компании, которые производят продукцию, выполняющую роль заменителя по отношению к дорогой категории товаров.

Однако и сравнительно небольшие предприятия малого и среднего бизнеса продолжают осуществлять инвестиции посредством лизингового механизма. Ведь инвестиционный проект является почти всегда долгосрочным, и прибыль не сразу ожидается в течение первого года. Обычно инвесторы ориентируются на срок 3-5 лет, что является идеальным сроком финансирования для лизингодателя.

Нельзя забывать и о том, что во многих отраслях экономики остается крайне высоким уровень износа основных производственных фондов. В среднем по экономике он достигает 50 %, а в отдельных отраслях, как например, в сельском хозяйстве, - 80 %.

Отметим, что российский рынок лизинговых услуг обладает мощным потенциалом и полностью не раскрыт. Как только начнется процесс общей стабилизации финансовой системы и рост экономики, будет расти и рынок лизинга, причем большими темпами [7]. Имеется и ряд факторов, преодоление которых может повысить эффективность и, в конечном итоге, результативность лизинговых отношений. Одним из таких факторов является несовершенство налогового и лизингового законодательства. Здесь, например, имеет место проблема законодательного определения возвратного лизинга, который зачастую неоднозначно интерпретируется налоговыми органами. В результате каждая сделка возвратного лизинга, где лизингополучатель и продавец - одно лицо, становится объектом пристального внимания. Помимо этого, есть необходимость в совершенствовании законодательной базы в области лизинга недвижимости и таможенного регулирования лизинговой деятельности.

Отдельным направлением активизации рынка лизинга в России является регулирование возврата НДС. Хотя сумма невозвращённого НДС в 2016 г. осталась на уровне 2015 г., большинство возвратов до сих пор происходит через судебные органы. Впрочем, некоторые компании (как правило, среднего звена) вообще не требуют возврата НДС. По мнению лизингодателей, наиболее оптимальным решением этой проблемы сможет быть введение уведомительного, а не разрешительного характера зачета НДС. При этом количество судебных разбирательств с ФНС России значительно снизится.

Еще одним направлением повышения эффективности лизинговой деятельности является развитие инфраструктуры лизингового рынка. Инфраструктура, способствующая развитию лизинга в России, должна включать в себя широкую сеть лизинговых компаний, консалтинговых фирм и развитую систему информационного обеспечения. Последняя должна содержать не только информацию о лизинговых компаниях и предлагаемых услугах, но и статистическую базу по дефолтам, лизинговые истории заемщиков и сведения о рыночной стоимости их активов. Неразвитость системы информационного обеспечения приводит к тому, что при оценке рисков лизинговой компании приходится опираться на управленческую отчетность клиента либо привлекать к сделке поручителя, финансовое состояние которого позволяет нести солидарную ответственность по исполнению обязательств лизингополучателем перед лизингодателем.

Есть ряд специфических причин, сдерживающих развитие лизингового бизнеса в нашей стране. Среди них можно выделить:

- слабость региональных лизинговых компаний, а также нежелание крупных федеральных компаний продвигаться в малодоступные регионы, т. к. там довольно тяжело оценить риски (особенно в узких сегментах рынка);

- отсутствие достаточного уровня свободного денежного капитала для долгосрочных вложений, основная часть которого обращается в Европейской части России;

- низкая заинтересованность власти всех уровней в развитии лизинговой деятельности;

- "фиктивный лизинг". Некоторые мелкие лизингодатели зачастую являются дочерними предприятиями крупных предприятий и в большей мере работают только для минимизации налогов [8].

В заключение выделим основные моменты, которые способствовали бы существенному развитию рынка лизинговых услуг в России в перспективе на ближайшие 3 года.

Подготовка к Чемпионату мира по футболу в 2018 году по прогнозам увеличит рост спроса на финансовый лизинг в сфере дорожно-строительных и коммунальных машин и оборудования.

Строительство газопровода "Сила Сибири", Крымского моста, а также объектов инфраструктуры Крыма и Дальнего Востока также повлияет на рост рынка лизинга.

Санкции от других государств, являющихся импортерами основных средств для отечественных предприятий и организаций, и напряженные международные отношения будут стимулировать развитие российской промышленности. Это, в свою очередь, реальный шанс для лизинговых компаний принять участие в создании и развитии импортозамещающих отраслей экономики.

Улучшение платежеспособности субъектов экономики в связи с экономическим ростом приведет к увеличению покупательной способности на основные средства и может положительно отразиться на предложении лизинговых компаний.

Понижение учетной ставки ЦБ положительно скажется на спросе лизинговых услуг, поскольку основная доля финансовых средств лизинговых компаний (около 65 %) состоит из предоставленных банковских кредитов. Таким образом, можно отметить, что решение вышеупомянутых проблем, а также проведение политики протекционизма и субсидирования государством основных промышленных отраслей окажет положительное влияние не только на рынок лизинговых услуг, но и на экономическую ситуацию страны в целом.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Лещенко М. И. Основы лизинга: учеб. пособие для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2012. -  С. 113-114.

2. Газман В. Д. Финансовый лизинг: учеб. пособие. - М.: ГУ ВШЭ, 2012. - 365 с.

3. Четыркин Е. М. Финансовая математика. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2012. - 289 с.

4. Кокурин А. Возвратный лизинг // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. - 2010. - № 4. - С. 129.

5. Стоянова Е. С. Финансовый менеджмент: российская практика. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 87 с.

6. Федеральный закон от 29.10.98 г. № 164-ФЗ (ред. от 31.12.2014 г.) "О финансовой аренде (лизинге)".

7. Васильев, Н. М. Лизинг как механизм развития инвестиций и предпринимательства. - М.: Бератор-Пресс, 2016. - 284 с.

8. Гладикова Ю. В. Лизинг для малых предприятий. - М.: ЮНИТИ, 2016. – 216 с.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF FINANCIAL LEASING AS A FORM

OF FINANCING PRODUCTION ASSETS.

S. Gorbatyuk, A. Kubrak

 

 The article is devoted to the development of leasing companies in Russia, as the main source of renewal of fixed assets of enterprises. The main obstacles to effective use are explored. Methods have been developed that allow one to concentrate on achieving performance indicators in order to take the leading positions in the modern industry structure.

 

УДК 378.14(004)


Дата: 2019-02-02, просмотров: 237.