В статье рассматриваются различные подходы к определению сущности и оценке финансовых результатов хозяйствующего субъекта, представлены результаты апробации оценки финансово-экономических результатов деятельности крупнейших компаний телекоммуникационного рынка России и определены направления оптимизации финансовых результатов корпораций.
доходы, расходы, финансовые результаты, рентабельность.
В условиях современного развития России для эффективного управления хозяйственной деятельностью организации возрастает роль информационной базы, имеющейся у руководителя, важную часть которой занимают сведения о финансово-экономических результатах. Их анализ позволяет определить наиболее рациональные способы использования ресурсов и сформировать структуру источников финансирования организации. Кроме того, финансовый анализ применяется для исследования экономических процессов и отношений, показывает сильные и слабые стороны организации и используется для принятия оптимальных управленческих решений.
Теоретической основой исследования послужили работы таких ученых в области финансового анализа, финансового менеджмента, корпоративных финансов, антикризисного управления как К. В. Балдина, И. А. Бланк, Т. Б. Бердникова, Н. В. Войтоловский, О. В. Ефимова, А. П. Калинина, В. В.Ковалев, Н. П. Любушин, И. И. Мазурова, С. М. Пястолов, М. В. Романовский, Г. В. Савицкая, Р. С. Сайфуллин, Н. А. Толкачева, С. Г. Чеглакова, А. Д. Шеремет и др.
Конечный финансовый результат хозяйственной деятельности организации формируется в виде прибыли или убытка, определяемого как разница между полученными доходами и произведенными расходами организации.
Главной целью деятельности компании любой организационно-правовой формы является получение прибыли от финансово-хозяйственной деятельности. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Поэтому одна из важнейших составных частей анализа финансового состояния фирмы - анализ финансовых результатов ее деятельности.
Для целей бухгалтерского учета понятия доходов, расходов и их классификация установлены Положениями по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 и "Расходы организации" ПБУ 10/99 соответственно.
Конечный финансовый результат деятельности организаций является предметом исследования многих авторов. Их понимание сущности этого понятия далеко неоднозначно (таблицу 1).
Таблица 1 – Некоторые подходы к определению сущности понятия "финансовый результат" в российской практике исследования
Автор | Сущность понятия |
Ковалев В.В. [1] | разница между доходами и затратами организации |
Толкачева Н.А. [8] | прирост или уменьшение капитала организации в процессе финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период, который выражается в форме общей прибыли или убытка |
Ефимова О.В. [2] | прибыль, но "действительно конечный результат тот, правом распоряжаться которым обладают собственники", и в мировой практике под ним подразумевается "прирост чистых активов" |
Савицкая Г.В.[6] | характеризуется суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности |
Финансовые результаты деятельности организации за отчетный период характеризуются системой взаимосвязанных отчетных показателей. Основные показатели финансовых результатов и алгоритм их формирования представлены в форме "Отчет о финансовых результатах" бухгалтерской отчетности. Финансовый результат определяется путем сопоставления доходов и расходов организации и находит свое выражение в виде определенного показателя прибыли. Исходным моментом в расчетах показателей прибыли является оборот предприятия по реализации продукции.
В современном понимании прибыль - это обобщающий показатель для деятельности организации, в котором отражаются и рост объема производства, и повышение качества продукции, и сокращение затрат.
В настоящее время в бухгалтерском учете выделяют следующие виды прибыли:
- валовая прибыль (убыток),
- прибыль (убыток) от продаж,
- прибыль (убыток) до налогообложения,
- чистая прибыль (убыток) отчётного периода.
Для каждой компании оценка финансовых результатов – это одна из главных задач. Только так можно увидеть, насколько четко выполняется план деятельности и в правильном ли направлении движется бизнес. В четкой оценке финансовых результатов заинтересованы все – участники биржи, инвесторы, аудиторы, держатели акций компании, поставщики продукции, страховщики, покупатели товаров (потребители услуг), рекламные фирмы и т. д.
В настоящее время разработано значительное количество методик для осуществления анализа результатов деятельности хозяйствующего субъекта. В таблице 2 отражена сущность, особенности, преимущества и недостатки предлагаемых методических подходов к оценке результатов хозяйственной деятельности организации.
Таблица 2 – Методические подходы к оценке финансовых результатов хозяйствующих субъектов в российской практике исследования
Показатель | Характеристика |
С. Г. Чеглакова [7] | |
Этапы методики | 1. Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли формируется таблица, в которой используются данные бухгалтерской отчетности организации из формы "Отчет о финансовых результатах", что позволяет оценить доходы, расходы и финансовые результаты. 2. Графическим или математическим способом проводится анализ изменения прибыли под влиянием объемов производства. Применение графического метода позволяет наглядно представить зависимость показателей объема производства, цен продажи, затрат и прибыли. Использование математического аппарата обеспечивает максимально достоверный результат. 3. Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг) предоставляет возможность оценить влияние различных факторов на изменение прибыли, что позволяет рационально использовать производственные мощности и оценить резервы повышения эффективности производства. Анализ проводится с помощью традиционного метода либо по системе "директ-костинг". 4. Анализ рентабельности продаж, позволяющий оценить эффективность ведения финансово-хозяйственной деятельности предприятия, спрос и конкурентоспособность выпускаемой продукции. |
Достоинства | Применение горизонтального анализа отчета о прибыли. Подробно описаны источники информации для анализа. Данная методика подходит для анализа финансовой отчетности организации, перешедшей на МСФО. |
Недостатки | Авторами не учтены инфляционные процессы в экономике и их влияние на формирование отчетности и финансовые результаты, неполное рассмотрение показателей рентабельности. |
Г. В. Савицкая [6] | |
Этапы методики | 1.Анализ состава и динамики прибыли предприятия. В целях удобства анализа дается классификация прибыли: - по видам хозяйственной деятельности: прибыль от основной деятельности, прибыль от финансовой деятельности и прибыль от инвестиционной деятельности; - по составу включаемых элементов: маржинальная прибыль, брутто-прибыль, прибыль до налогообложения, чистая прибыль; - от характера деятельности предприятия: прибыль от обычной деятельности и прибыль от чрезвычайных ситуаций; - по характеру налогообложения: налогооблагаемая и не облагаемая налогом прибыль; - по степени учета инфляционного фактора: номинальная прибыль, реальная прибыль, скорректированная на темп инфляции в отчетном периоде; - по экономическому содержанию: бухгалтерская и экономическая прибыль; - по характеру использования: чистая прибыль подразделяется на капитализированную (нераспределенную) прибыль и потребляемую прибыль. 2. Факторный анализ прибыли от реализации продукции в общем и от реализации отдельных видов продукции, т. е. рассчитывается влияние себестоимости, объема реализации, структуры товарной продукции, среднереализационных цен на сумму прибыли. 3. Анализ влияния продаж однородной и неоднородной продукции на получение прибыли и зависимость среднереализационной цены единицы продукции от таких факторов как: качество реализуемой продукции, рынки ее сбыта, сроки реализации, конъюнктура рынка, уровень инфляции. 4. Анализ прочих доходов и расходов. Определяется состав, динамика и влияние факторов на изменение их величины. 5. Анализ показателей рентабельности предприятия. Рассчитываются следующие показатели: рентабельность продукции, операционной деятельности, продаж (оборота), операционного капитала, совокупных активов. 6. Факторный анализ показателей рентабельности в целом по предприятию и по каждому виду продукции. |
Достоинства | Подробное описание этапов и методики анализа финансовых результатов. Детальный анализ показателей рентабельности, порядок их расчета. Применение метода сравнения с предыдущими периодами и предприятиями-конкурентами. |
Недостатки | Повышенная трудоемкость анализа и возможность исключения некоторых взаимозависимых и дополняющих друг друга показателей. |
Н. В. Войтоловский, А. П. Калинина, И. И. Мазурова [3] | |
Этапы методики | 1. Формирование системы показателей прибыли, а именно: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения (бухгалтерская прибыль) и чистая прибыль. 2. Факторный анализ прибыли до налогообложения с последующим детальным изучением каждого показателя. 3. Анализ динамики чистой прибыли под влиянием таких факторов как: бухгалтерская прибыль, текущий налог на прибыль, изменение отложенных налоговых активов за отчетный период, отложенных налоговых обязательств за отчетный период. 4. Факторный анализ прибыли от продаж: - прямой расчет влияния факторов - объема продаж, себестоимости и цены единицы продукции - по отдельным позициям номенклатуры; - экспресс-анализ прибыли от продаж по факторам. Автор отмечает, что для оперативного управления организацией предпочтителен первый подход, поскольку он позволяет принимать обоснованные управленческие решения относительно объемов продаж, себестоимости и цены изделий по отдельным позициям номенклатуры (ассортимента). Вместе с тем, необходим и экспресс-анализ, когда в распоряжении менеджера имеется бухгалтерская отчетность своей организации и организаций конкурентов. 5. Сегментарный анализ прибыли от продаж и рентабельности продаж. 6. Анализ влияния инфляции на прибыль от продаж. 7. Углубленный анализ рентабельности организации. |
Достоинства | Методика содержит два подхода к факторному анализу прибыли - экспресс-анализ и детализированный анализ. Большое внимание уделяется анализу рентабельности коммерческих организаций. Применение различных методов для осуществления анализа прибыли от продаж. Учет инфляционного фактора в процессе анализа финансовых результатов. |
Недостатки | Увеличивается трудоемкость работы в связи с избыточностью показателей. |
С. М. Пястолов [5] | |
Этапы методики | 1. Оценка динамики выручки от реализации, валовой прибыли от реализации, балансовой прибыли, чистой прибыли. 2. Вертикальный и горизонтальный анализ прибыли. 3.Факторный анализ прибыли от реализации. 4. Оценка показателей рентабельности: общая рентабельность активов, чистая рентабельность оборотных активов, рентабельность собственного капитала, рентабельность продукции. 5. Оценка эффектов операционного и финансового рычагов, необходимых для определения влияния заемного капитала и структуры затрат на прибыль. 6. Выявление внешних и внутренних факторов, влияющих на оборачиваемость текущих активов. |
Достоинства | Применение в процессе анализа операционного и финансового рычагов, позволяющих оценить причины и следствия изменения прибыли от продаж и чистой прибыли. |
Недостатки | Оценка состава доходов, расходов и финансовых результатов на текущий момент времени требует корректировки. |
Обобщая вышеизложенные методические подходы к изучаемой проблеме можно сделать вывод, что методики анализа финансовых результатов очень близки, поскольку базируются на финансовой отчетности организаций, состав которой и диктует последовательность расчетов и оценочных показателей. Однако считаем целесообразным формирование методики анализа финансовых результатов с учетом специфики отрасли функционирования предприятия, используемых ресурсов, жизненного цикла предприятия и других факторов.
Объектами исследования являются крупнейшие компании телекоммуникационного рынка России – ПАО "МТС", ПАО "Мегафон" и
ПАО "Вымпелком". Предметом исследования выступают результаты финансово-экономической деятельности данных компаний.
Для анализа финансовых результатов применяются показатели, представленные в учебном пособии Панковой С. В., Андреевой Т. В., Романовой Т. В. "Практикум по анализу бухгалтерской (финансовой отчетности)" [4].
В таблице 3 представлена сравнительная характеристика результатов деятельности ведущих телекоммуникационных компаний России за 2014-2016 гг. Следует отметить, что имеет место увеличение доходов от обычной деятельности у ПАО "МТС" и ПАО "Мегафон", в то же время выручка ПАО "Вымпелком" имела тенденцию сокращения.
Таблица 3 – Сравнительная характеристика экономических показателей деятельности ведущих телекоммуникационных компаний России за 2014-2016 гг.
Показатель | ПАО "МТС" | ПАО "МегаФон" | ПАО "Вымпелком" | ||||||
2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | |
1. Основные экономические показатели | |||||||||
1.1 Выручка от продаж, млн. руб. | 309160 | 315595 | 314325 | 288625 | 289287 | 286658 | 284174 | 276833 | 272433 |
1.2 Полная себестоимость реализованной продукции, млн. руб. | 234782 | 242767 | 243547 | 201781 | 207429 | 220597 | 220975 | 228098 | 221487 |
1.3 Издержкоёмкость, руб. | 0,76 | 0,77 | 0,77 | 0,70 | 0,72 | 0,77 | 0,78 | 0,82 | 0,81 |
1.4 Прибыль от продаж, млн. руб. | 74378 | 72828 | 70778 | 86844 | 81858 | 66061 | 63199 | 48735 | 50946 |
1.5 Прибыль до налогообложения, млн. руб. | 35249 | 14283 | 61985 | 47358 | 56563 | 46881 | 20846 | 34262 | 25860 |
1.6 Чистая прибыль, млн. руб. | 28373 | 6591 | 50659 | 35535 | 45063 | 36605 | 14776 | 32619 | 19788 |
1.7 Среднесписочная численность персонала, чел. | 31024 | 30815 | 28910 | 30854 | 31576 | 31805 | 24583 | 22703 | 23602 |
1.8 Объем выручки на 1-го работающего, млн. руб./чел. | 9,97 | 10,24 | 10,87 | 9,35 | 9,16 | 9,01 | 11,56 | 12,19 | 11,54 |
1.9 Соотношение кредиторской и дебиторской задолженности, коэфф. | 1,53 | 1,78 | 1,94 | 3,37 | 2,79 | 2,39 | 1,07 | 0,88 | 0,91 |
1.10 Финансовый рычаг, коэфф. | 3,63 | 7,84 | 13,51 | 1,66 | 1,78 | 1,97 | 6,13 | 4,42 | 2,92 |
1.11 Коэффициент соотношения доходов и расходов | 1,11 | 1,04 | 1,19 | 1,18 | 1,22 | 1,18 | 1,07 | 1,09 | 1,09 |
1.12 Доля доходов от обычных видов деятельности в общей сумме доходов | 0,89 | 0,91 | 0,82 | 0,91 | 0,92 | 0,93 | 0,88 | 0,65 | 0,91 |
1.13 Доля расходов от обычных видов деятельности в общей сумме расходов | 0,75 | 0,73 | 0,76 | 0,75 | 0,81 | 0,84 | 0,73 | 0,58 | 0,81 |
2. Коэффициенты оборачиваемости, оборот | |||||||||
2.1 капитала | 0,67 | 0,61 | 0,61 | 0,64 | 0,63 | 0,62 | 0,50 | 0,50 | 0,61 |
2.2 оборотных активов | 4,00 | 2,86 | 3,55 | 3,05 | 3,29 | 3,79 | 2,05 | 3,25 | 3,30 |
2.2 запасов | 52,86 | 53,65 | 64,70 | 125,30 | 139,52 | 114,66 | 43,80 | 46,52 | 38,78 |
2.3 собственного капитала | 3,10 | 5,42 | 8,91 | 1,70 | 1,75 | 1,83 | 3,58 | 2,68 | 2,39 |
2.4 дебиторской задолженности | 7,89 | 7,35 | 8,77 | 26,67 | 21,52 | 17,62 | 6,98 | 5,56 | 5,82 |
2.5 кредиторской задолженности | 5,16 | 4,12 | 4,52 | 7,91 | 7,71 | 7,37 | 6,54 | 6,29 | 6,41 |
2.6 основных средств | 1,94 | 1,81 | 1,78 | 1,50 | 1,45 | 1,47 | 1,71 | 1,59 | 1,64 |
2.7 денежных средств и денежных эквивалентов | 16,35 | 15,16 | 34,42 | 19,05 | 16,19 | 12,77 | 18,94 | 19,55 | 24,30 |
3. Рентабельность, % | |||||||||
3.1 продукции (затрат) | 31,68 | 30,00 | 29,06 | 133,04 | 129,46 | 119,95 | 28,60 | 21,37 | 23,00 |
3.2 продаж | 24,06 | 23,08 | 22,52 | 93,01 | 92,83 | 92,30 | 22,24 | 17,60 | 18,70 |
3.3 валовая | 48,64 | 47,00 | 47,36 | 46,34 | 45,10 | 39,74 | 53,82 | 48,57 | 18,70 |
3.4 чистая | 9,18 | 2,09 | 16,12 | 12,31 | 15,58 | 12,77 | 5,20 | 11,78 | 7,26 |
3.5 организации (активов) | 7,64 | 2,78 | 12,12 | 7,78 | 3,11 | 13,36 | 3,68 | 6,13 | 5,80 |
3.6 собственного капитала | 28,48 | 11,32 | 143,67 | 20,87 | 27,22 | 23,41 | 18,59 | 31,62 | 17,38 |
3.7 перманентного капитала | 8,12 | 1,76 | 13,60 | 10,32 | 12,75 | 10,05 | 3,35 | 7,82 | 6,38 |
3.8 доходов организации | 0,08 | 0,02 | 0,13 | 0,11 | 0,14 | 0,12 | 0,05 | 0,08 | 0,07 |
3.9 основного капитала (внеоборотных активов) | 19,36 | 18,02 | 16,73 | 74,97 | 72,31 | 68,16 | 14,78 | 10,29 | 14,02 |
3.10 основных средств | 46,67 | 41,77 | 40,01 | 139,90 | 134,49 | 136,12 | 37,94 | 27,97 | 30,73 |
Уровень издержкоемкости исследуемых телекоммуникационных компаний практически одинаков, за исключением ПАО "Вымпелком", что указывает на более высокий уровень затрат на один рубль реализации (81 коп. затрат на один рубль выручки против 77 коп. затраченных ресурсов на один рубль выручки у ПАО "МТС" И ПАО "Мегафон").
По значениям показателей рентабельности деятельности явным лидером является ПАО "Мегафон", в то время как ПАО "Вымпелком" является аутсайдером.
2016 год был сложным для телекоммуникационной отрасли в России. Общий экономический спад и усиление рыночной конкуренции привели к тому, что стоимость мобильных услуг достигла исторического минимума, при этом операционные и капитальные расходы телекоммуникационных операторов продолжали расти.
Мобильные операторы обратили свое внимание на повышение лояльности абонентов и сохранение существующей базы. По данным компании ТМТ Консалтинг, объем рынка телекоммуникаций в 2016 году составил 1 597 млрд. руб., а темпы роста доходов операторов совокупно составили 0,6 %, что несколько ниже динамики предыдущего года на уровне 0,8 %. В связи с этим телекоммуникационная отрасль продолжает поиск новых направлений развития: проблемы падения выручки на большинстве развитых рынков, а также опережающего роста затрат вследствие роста дата-трафика всё ещё глобально не решены.
С одной стороны, операторы ждут коммерческого внедрения новых технологий, таких как специализированные IoT-сети (NB-IoT и LTE-M) - в краткосрочной перспективе и 5G - в среднесрочной. Данные технологические новации, как считается, создадут новую волну спроса на услуги мобильных операторов, фактически без существенных усилий с их стороны (потребуются лишь финансовые затраты).
Хотя операторы не смогут, по-видимому, заполучить весь "кусок" этого нового "пирога" (часть традиционно отойдёт поставщикам сетевого оборудования, часть - более быстрым компаниям из других областей и просто новичкам-стартапам, которые и обеспечат разработку и вывод на рынок новых услуг на основе этих технологий), рост числа подключений (и платы за эти подключения) фактически неизбежен. В эту новую волну роста можно отнести m/e-Health, различные приложения для Умного Города и Умного Дома, автономные автомобили, VR/AR и т. п. Кроме того, внедрение различных прогрессивных технологий для сетей доступа, таких как SDN или NFV, возможно, позволит облегчить бремя затрат операторов в будущем при развёртывании сетей новых стандартов.
С другой стороны, часть отрасли (в том числе операторы) занимает более активную позицию, намереваясь улучшить свои показатели и перспективы за счёт выхода на новые смежные рынки, или даже на рынки, не кажущиеся смежными, но дающие, хотя бы в перспективе, дополнительную выручку, синергетические возможности, повышение лояльности клиентов или какую-либо комбинацию подобных эффектов, чтобы в итоге перевести компанию на качественно другой уровень динамики развития.
Выход может осуществляться разными путями - или путём приобретения существующего игрока (например, значимой на местном рынке интернет-компании или производителя контента), или фронтальными инвестициями в стартапы (посредством венчурного фонда или напрямую), или реализацией попыток создать что-то новое внутри самой компании.
В качестве целевых направлений поиска приложения такого рода инвестиций можно отметить финансовые услуги, рынок рекламы, мобильные приложения, а также все те направления, которые были перечислены выше, подразумевая, что "ищущий" телеком-оператор не захочет быть просто IoT или 5G-"трубой", а будет искать способы заработать на предоставлении комплексных услуг в какой-либо новой, возможно, ещё не оформившейся, отрасли.
Таким образом, обобщая, можно выделить два ключевых тренда. Первый, достаточно предсказуемый в своём успехе, - это подготовка и последующий коммерческий запуск сетей новых стандартов, а также внедрение новых сетевых технологий. Цель операторов здесь - соответственно, рост выручки за счёт новых подключений и сокращение затрат на строительство и обслуживание сетей.
Второй тренд, успешность которого для отрасли и даже определённость самих целей гораздо менее ясны, заключается в попытках телеком-компаний переродиться во что-то новое, выйти на новые рынки или в идеале даже их создать. Конечные цели здесь могут быть разными, но в целом их неявно объединяет желание традиционных игроков вернуть положение быстрорастущих и инновационных компаний.
список используемых источников
1. Ковалев, В. В., Ковалев, В. В. Корпоративные финансы и учет: понятия, алгоритмы, показатели. - М.: Проспект, 2014. - 511 с.
2. Ефимова О. В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: учеб.. - М.: Омега-Л, 2014. - 401 с.
3. Войтоловский Н. В., Калинина А. П., Мазурова И. И. Экономический анализ: учеб. для бакалавров. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во ЮРАЙТ, 2017. - 548 с.
4. Панкова, С. В., Андреева, Т. В., Романова, Т. В. Практикум по анализу бухгалтерской (финансовой) отчетности: учеб. пособие. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2016. – 165 с.
5. Пястолов С. М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. - 3-е изд., стер. - М.: Изд. центр "Академия", 2017. - 377 с.
6. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 390 с.
7. Чеглакова С. Г. Анализ финансовой отчетности: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - М.: Дело и Сервис, 2014 – с. 113.
8. Толкачева Н. А. Финансовый менеджмент: курс лекций. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 408 с.
APPROACHES TO THE ASSESSMENT OF THE FINANCIAL PERFORMANCE OF COMPANIES IN THE TELECOMMUNICATIONS MARKET OF RUSSIA
E. S. Bogomolova, T. V. Romanova
The article considers various approaches to the definition of the essence and evaluation of financial results of the economic entity, presents the results of testing the evaluation of financial and economic results of the largest companies in the telecommunications market of Russia and identifies areas of optimization of financial results of corporations.
УДК 338.2
ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВО-хозяйственной деятельности в системе управления автономного учреждения
Е. Н. Бушманова, студентка 2 курса магистратуры ИНОТЭКУ ФГБОУ ВО "Калининградский государственный технический университет",
Дата: 2019-02-02, просмотров: 291.