Т. В. Романова, канд. экон. наук, доцент
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В статье рассматриваются различные подходы к определению сущности и оценке финансовых результатов хозяйствующего субъекта, представлены результаты апробации оценки финансово-экономических результатов деятельности крупнейших компаний телекоммуникационного рынка России и определены направления оптимизации финансовых результатов корпораций.

доходы, расходы, финансовые результаты, рентабельность.

В условиях современного развития России для эффективного управления хозяйственной деятельностью организации возрастает роль информационной базы, имеющейся у руководителя, важную часть которой занимают сведения о финансово-экономических результатах. Их анализ позволяет определить наиболее рациональные способы использования ресурсов и сформировать структуру источников финансирования организации. Кроме того, финансовый анализ применяется для исследования экономических процессов и отношений, показывает сильные и слабые стороны организации и используется для принятия оптимальных управленческих решений.

Теоретической основой исследования послужили работы таких ученых в области финансового анализа, финансового менеджмента, корпоративных финансов, антикризисного управления как К. В. Балдина, И. А. Бланк, Т. Б. Бердникова, Н. В. Войтоловский, О. В. Ефимова, А. П. Калинина, В. В.Ковалев, Н. П. Любушин, И. И. Мазурова, С. М. Пястолов, М. В. Романовский, Г. В. Савицкая, Р. С. Сайфуллин, Н. А. Толкачева, С. Г. Чеглакова, А. Д. Шеремет и др.

Конечный финансовый результат хозяйственной деятельности организации формируется в виде прибыли или убытка, определяемого как разница между полученными доходами и произведенными расходами организации.

Главной целью деятельности компании любой организационно-правовой формы является получение прибыли от финансово-хозяйственной деятельности. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Поэтому одна из важнейших составных частей анализа финансового состояния фирмы - анализ финансовых результатов ее деятельности.

Для целей бухгалтерского учета понятия доходов, расходов и их классификация установлены Положениями по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 и "Расходы организации" ПБУ 10/99 соответственно.

Конечный финансовый результат деятельности организаций является предметом исследования многих авторов. Их понимание сущности этого понятия далеко неоднозначно (таблицу 1).

 

Таблица 1 – Некоторые подходы к определению сущности понятия "финансовый результат" в российской практике исследования

Автор Сущность понятия
Ковалев В.В. [1] разница между доходами и затратами организации
Толкачева Н.А. [8] прирост или уменьшение капитала организации в процессе финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период, который выражается в форме общей прибыли или убытка
Ефимова О.В. [2] прибыль, но "действительно конечный результат тот, правом распоряжаться которым обладают собственники", и в мировой практике под ним подразумевается "прирост чистых активов"
Савицкая Г.В.[6] характеризуется суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности

 

Финансовые результаты деятельности организации за отчетный период характеризуются системой взаимосвязанных отчетных показателей. Основные показатели финансовых результатов и алгоритм их формирования представлены в форме "Отчет о финансовых результатах" бухгалтерской отчетности. Финансовый результат определяется путем сопоставления доходов и расходов организации и находит свое выражение в виде определенного показателя прибыли. Исходным моментом в расчетах показателей прибыли является оборот предприятия по реализации продукции.

В современном понимании прибыль - это обобщающий показатель для деятельности организации, в котором отражаются и рост объема производства, и повышение качества продукции, и сокращение затрат.

В настоящее время в бухгалтерском учете выделяют следующие виды прибыли:

- валовая прибыль (убыток),

- прибыль (убыток) от продаж,

- прибыль (убыток) до налогообложения,

- чистая прибыль (убыток) отчётного периода.

Для каждой компании оценка финансовых результатов – это одна из главных задач. Только так можно увидеть, насколько четко выполняется план деятельности и в правильном ли направлении движется бизнес. В четкой оценке финансовых результатов заинтересованы все – участники биржи, инвесторы, аудиторы, держатели акций компании, поставщики продукции, страховщики, покупатели товаров (потребители услуг), рекламные фирмы и т. д.

В настоящее время разработано значительное количество методик для осуществления анализа результатов деятельности хозяйствующего субъекта. В таблице 2 отражена сущность, особенности, преимущества и недостатки предлагаемых методических подходов к оценке результатов хозяйственной деятельности организации.

Таблица 2 – Методические подходы к оценке финансовых результатов хозяйствующих субъектов в российской практике исследования

Показатель Характеристика

С. Г. Чеглакова [7]

Этапы мето­дики 1. Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли формиру­ется таблица, в которой используются данные бухгалтерской отчетности ор­ганизации из формы "Отчет о финансовых результатах", что позволяет оце­нить доходы, рас­ходы и финансовые результаты. 2. Графическим или математическим способом проводится анализ измене­ния прибыли под влиянием объемов производства. Применение графиче­ского метода позволяет наглядно представить зависимость показателей объ­ема производства, цен продажи, затрат и прибыли. Использование математического аппарата обеспечивает максимально достоверный резуль­тат. 3. Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг) пре­достав­ляет возможность оценить влияние различных факторов на изменение прибыли, что позволяет рационально использовать производственные мощ­ности и оценить резервы повышения эффективности производства. Анализ проводится с помощью традиционного метода либо по системе "директ-кос­тинг". 4. Анализ рентабельности продаж, позволяющий оценить эффективность ведения финансово-хозяйственной деятельности предприятия, спрос и кон­курентоспособ­ность выпускаемой продукции.
Достоинства Применение горизонтального анализа отчета о прибыли. Подробно описаны источники информации для анализа. Данная методика подходит для анализа финансовой отчетности организа­ции, пе­решедшей на МСФО.
Недостатки Авторами не учтены инфляционные процессы в экономике и их влияние на фор­мирование отчетности и финансовые результаты, неполное рассмотре­ние показа­телей рентабельности.

Г. В. Савицкая [6]

Этапы мето­дики 1.Анализ состава и динамики прибыли предприятия. В целях удобства ана­лиза дается классификация прибыли: - по видам хозяйственной деятельности: прибыль от основной деятельности, при­быль от финансовой деятельности и прибыль от инвестиционной дея­тельности; - по составу включаемых элементов: маржинальная прибыль, брутто-при­быль, прибыль до налогообложения, чистая прибыль; - от характера деятельности предприятия: прибыль от обычной деятельно­сти и прибыль от чрезвычайных ситуаций; - по характеру налогообложения: налогооблагаемая и не облагаемая нало­гом прибыль; - по степени учета инфляционного фактора: номинальная прибыль, реальная при­быль, скорректированная на темп инфляции в отчетном периоде; - по экономическому содержанию: бухгалтерская и экономическая прибыль; - по характеру использования: чистая прибыль подразделяется на капитали­зирован­ную (нераспределенную) прибыль и потребляемую прибыль.   2. Факторный анализ прибыли от реализации продукции в общем и от реали­зации отдельных видов продукции, т. е. рассчитывается влияние себестоимо­сти, объема реализации, структуры товарной продукции, среднереализаци­онных цен на сумму прибыли. 3. Анализ влияния продаж однородной и неоднородной продукции на полу­чение прибыли и зависимость среднереализационной цены единицы продук­ции от таких факторов как: качество реализуемой продукции, рынки ее сбыта, сроки реализа­ции, конъюнктура рынка, уровень инфляции. 4. Анализ прочих доходов и расходов. Определяется состав, динамика и влияние факторов на изменение их величины. 5. Анализ показателей рентабельности предприятия. Рассчитываются сле­дующие показатели: рентабельность продукции, операционной деятельно­сти, продаж (обо­рота), операционного капитала, совокупных активов. 6. Факторный анализ показателей рентабельности в целом по предприятию и по каждому виду продукции.
Достоинства Подробное описание этапов и методики анализа финансовых результатов. Детальный анализ показателей рентабельности, порядок их расчета. Применение метода сравнения с предыдущими периодами и предприятиями-кон­курентами.
Недостатки Повышенная трудоемкость анализа и возможность исключения некоторых взаимо­зависимых и дополняющих друг друга показателей.

Н. В. Войтоловский, А. П. Калинина, И. И. Мазурова [3]

Этапы мето­дики 1. Формирование системы показателей прибыли, а именно: валовая прибыль, при­быль от продаж, прибыль до налогообложения (бухгалтерская прибыль) и чистая прибыль. 2. Факторный анализ прибыли до налогообложения с последующим деталь­ным изучением каждого показателя. 3. Анализ динамики чистой прибыли под влиянием таких факторов как: бух­галтер­ская прибыль, текущий налог на прибыль, изменение отложенных налоговых активов за отчетный период, отложенных налоговых обязательств за отчетный пе­риод. 4. Факторный анализ прибыли от продаж: - прямой расчет влияния факторов - объема продаж, себестоимости и цены еди­ницы продукции - по отдельным позициям номенклатуры; - экспресс-анализ прибыли от продаж по факторам. Автор отмечает, что для оперативного управления организацией пред­поч­тителен первый подход, поскольку он позволяет принимать обосно­ванные управ­ленческие решения относительно объемов продаж, себестоимо­сти и цены изделий по отдельным позициям номенклатуры (ассортимента). Вместе с тем, необходим и экспресс-анализ, когда в распоряжении менед­жера имеется бухгалтерская отчет­ность своей организации и организаций конкурентов. 5. Сегментарный анализ прибыли от продаж и рентабельности продаж. 6. Анализ влияния инфляции на прибыль от продаж. 7. Углубленный анализ рентабельности организации.
Достоинства Методика содержит два подхода к факторному анализу прибыли - экспресс-анализ и детализированный анализ. Большое внимание уделяется анализу рентабельности коммерческих органи­заций. Применение различных методов для осуществления анализа прибыли от продаж. Учет инфляционного фактора в процессе анализа финансовых результатов.
Недостатки Увеличивается трудоемкость работы в связи с избыточностью показателей.

С. М. Пястолов [5]

Этапы мето­дики 1. Оценка динамики выручки от реализации, валовой прибыли от реализа­ции, балансовой прибыли, чистой прибыли. 2. Вертикальный и горизонтальный анализ прибыли. 3.Факторный анализ прибыли от реализации. 4. Оценка показателей рентабельности: общая рентабельность активов, чис­тая рентабельность оборотных активов, рентабельность собственного капи­тала, рента­бельность продукции. 5. Оценка эффектов операционного и финансового рычагов, необходимых для оп­ределения влияния заемного капитала и структуры затрат на прибыль. 6. Выявле­ние внешних и внутренних факторов, влияющих на оборачивае­мость текущих активов.
Достоинства Применение в процессе анализа операционного и финансового рычагов, по­зво­ляющих оценить причины и следствия изменения прибыли от продаж и чистой прибыли.
Недостатки Оценка состава доходов, рас­ходов и финансовых результатов на текущий момент времени требует корректировки.

 

Обобщая вышеизложенные методические подходы к изучаемой проблеме можно сделать вывод, что методики анализа финансовых результатов очень близки, поскольку базируются на финансовой отчетности организаций, состав которой и диктует последовательность расчетов и оценочных показателей. Однако считаем целесообразным формирование методики анализа финансовых результатов с учетом специфики отрасли функционирования предприятия, используемых ресурсов, жизненного цикла предприятия и других факторов.

Объектами исследования являются крупнейшие компании телекоммуникационного рынка России – ПАО "МТС", ПАО "Мегафон" и
ПАО "Вымпелком". Предметом исследования выступают результаты финансово-экономической деятельности данных компаний.

Для анализа финансовых результатов применяются показатели, представленные в учебном пособии Панковой С. В., Андреевой Т. В., Романовой Т. В. "Практикум по анализу бухгалтерской (финансовой отчетности)" [4].

В таблице 3 представлена сравнительная характеристика результатов деятельности ведущих телекоммуникационных компаний России за 2014-2016 гг. Следует отметить, что имеет место увеличение доходов от обычной деятельности у ПАО "МТС" и ПАО "Мегафон", в то же время выручка ПАО "Вымпелком" имела тенденцию сокращения.

 

Таблица 3 – Сравнительная характеристика экономических показателей деятельности ведущих телекоммуникационных компаний России за 2014-2016 гг.

Показатель

ПАО "МТС"

ПАО "МегаФон"

ПАО "Вымпелком"

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

1. Основные экономические показатели

1.1 Выручка от продаж, млн. руб.

309160

315595

314325

288625

289287

286658

284174

276833

272433

1.2 Полная себестоимость реализованной продукции, млн. руб.

234782

242767

243547

201781

207429

220597

220975

228098

221487


 

1.3 Издержкоёмкость, руб. 0,76 0,77 0,77

0,70

0,72

0,77

0,78

0,82

0,81

1.4 Прибыль от продаж, млн. руб.

74378

72828

70778

86844

81858

66061

63199

48735

50946

1.5 Прибыль до налогооб­ложения, млн. руб. 35249

14283

61985

47358

56563

46881

20846

34262

25860

1.6 Чистая прибыль, млн. руб.

28373

6591

50659

35535

45063

36605

14776

32619

19788

1.7 Среднесписочная чис­ленность персонала, чел.

31024

30815

28910

30854

31576

31805

24583

22703

23602

1.8 Объем выручки на 1-го работающего, млн. руб./чел. 9,97 10,24 10,87

9,35

9,16

9,01

11,56

12,19

11,54

1.9 Соотношение креди­торской и дебиторской задолженности, коэфф.

1,53

1,78

1,94

3,37

2,79

2,39

1,07

0,88

0,91

1.10 Финансовый рычаг, коэфф.

3,63

7,84

13,51

1,66

1,78

1,97

6,13

4,42

2,92

1.11 Коэффициент соот­ношения доходов и расхо­дов

1,11

1,04

1,19

1,18

1,22

1,18

1,07

1,09

1,09

1.12 Доля доходов от обычных видов деятель­ности в общей сумме до­ходов

0,89

0,91

0,82

0,91

0,92

0,93

0,88

0,65

0,91

1.13 Доля расходов от обычных видов деятель­ности в общей сумме расходов

0,75

0,73

0,76

0,75

0,81

0,84

0,73

0,58

0,81

2. Коэффициенты оборачиваемости, оборот

2.1 капитала

0,67

0,61

0,61

0,64

0,63

0,62

0,50

0,50

0,61

2.2 оборотных активов

4,00

2,86

3,55

3,05

3,29

3,79

2,05

3,25

3,30

2.2 запасов

52,86

53,65

64,70

125,30

139,52

114,66

43,80

46,52

38,78

2.3 собственного капитала

3,10

5,42

8,91

1,70

1,75

1,83

3,58

2,68

2,39

2.4 дебиторской задол­женности

7,89

7,35

8,77

26,67

21,52

17,62

6,98

5,56

5,82

2.5 кредиторской задол­женности

5,16

4,12

4,52

7,91

7,71

7,37

6,54

6,29

6,41

2.6 основных средств

1,94

1,81

1,78

1,50

1,45

1,47

1,71

1,59

1,64

2.7 денежных средств и денежных эквивалентов

16,35

15,16

34,42

19,05

16,19

12,77

18,94

19,55

24,30

3. Рентабельность, %

3.1 продукции (затрат)

31,68

30,00

29,06

133,04

129,46

119,95

28,60

21,37

23,00

3.2 продаж

24,06

23,08

22,52

93,01

92,83

92,30

22,24

17,60

18,70

3.3 валовая

48,64

47,00

47,36

46,34

45,10

39,74

53,82

48,57

18,70

3.4 чистая

9,18

2,09

16,12

12,31

15,58

12,77

5,20

11,78

7,26

3.5 организации (активов)

7,64

2,78

12,12

7,78

3,11

13,36

3,68

6,13

5,80

3.6 собственного капитала

28,48

11,32

143,67

20,87

27,22

23,41

18,59

31,62

17,38

3.7 перманентного капи­тала

8,12

1,76

13,60

10,32

12,75

10,05

3,35

7,82

6,38

3.8 доходов организации

0,08

0,02

0,13

0,11

0,14

0,12

0,05

0,08

0,07

3.9 основного капитала (внеоборотных активов)

19,36

18,02

16,73

74,97

72,31

68,16

14,78

10,29

14,02

3.10 основных средств

46,67

41,77

40,01

139,90

134,49

136,12

37,94

27,97

30,73

 

Уровень издержкоемкости исследуемых телекоммуникационных компаний практически одинаков, за исключением ПАО "Вымпелком", что указывает на более высокий уровень затрат на один рубль реализации (81 коп. затрат на один рубль выручки против 77 коп. затраченных ресурсов на один рубль выручки у ПАО "МТС" И ПАО "Мегафон").

По значениям показателей рентабельности деятельности явным лидером является ПАО "Мегафон", в то время как ПАО "Вымпелком" является аутсайдером.

2016 год был сложным для телекоммуникационной отрасли в России. Общий экономический спад и усиление рыночной конкуренции привели к тому, что стоимость мобильных услуг достигла исторического минимума, при этом операционные и капитальные расходы телекоммуникационных операторов продолжали расти.

Мобильные операторы обратили свое внимание на повышение лояльности абонентов и сохранение существующей базы. По данным компании ТМТ Консалтинг, объем рынка телекоммуникаций в 2016 году составил 1 597 млрд. руб., а темпы роста доходов операторов совокупно составили 0,6 %, что несколько ниже динамики предыдущего года на уровне 0,8 %. В связи с этим телекоммуникационная отрасль продолжает поиск новых направлений развития: проблемы падения выручки на большинстве развитых рынков, а также опережающего роста затрат вследствие роста дата-трафика всё ещё глобально не решены.

С одной стороны, операторы ждут коммерческого внедрения новых технологий, таких как специализированные IoT-сети (NB-IoT и LTE-M) - в краткосрочной перспективе и 5G - в среднесрочной. Данные технологические новации, как считается, создадут новую волну спроса на услуги мобильных операторов, фактически без существенных усилий с их стороны (потребуются лишь финансовые затраты).

Хотя операторы не смогут, по-видимому, заполучить весь "кусок" этого нового "пирога" (часть традиционно отойдёт поставщикам сетевого оборудования, часть - более быстрым компаниям из других областей и просто новичкам-стартапам, которые и обеспечат разработку и вывод на рынок новых услуг на основе этих технологий), рост числа подключений (и платы за эти подключения) фактически неизбежен. В эту новую волну роста можно отнести m/e-Health, различные приложения для Умного Города и Умного Дома, автономные автомобили, VR/AR и т. п. Кроме того, внедрение различных прогрессивных технологий для сетей доступа, таких как SDN или NFV, возможно, позволит облегчить бремя затрат операторов в будущем при развёртывании сетей новых стандартов.

С другой стороны, часть отрасли (в том числе операторы) занимает более активную позицию, намереваясь улучшить свои показатели и перспективы за счёт выхода на новые смежные рынки, или даже на рынки, не кажущиеся смежными, но дающие, хотя бы в перспективе, дополнительную выручку, синергетические возможности, повышение лояльности клиентов или какую-либо комбинацию подобных эффектов, чтобы в итоге перевести компанию на качественно другой уровень динамики развития.

Выход может осуществляться разными путями - или путём приобретения существующего игрока (например, значимой на местном рынке интернет-компании или производителя контента), или фронтальными инвестициями в стартапы (посредством венчурного фонда или напрямую), или реализацией попыток создать что-то новое внутри самой компании.

В качестве целевых направлений поиска приложения такого рода инвестиций можно отметить финансовые услуги, рынок рекламы, мобильные приложения, а также все те направления, которые были перечислены выше, подразумевая, что "ищущий" телеком-оператор не захочет быть просто IoT или 5G-"трубой", а будет искать способы заработать на предоставлении комплексных услуг в какой-либо новой, возможно, ещё не оформившейся, отрасли.

Таким образом, обобщая, можно выделить два ключевых тренда. Первый, достаточно предсказуемый в своём успехе, - это подготовка и последующий коммерческий запуск сетей новых стандартов, а также внедрение новых сетевых технологий. Цель операторов здесь - соответственно, рост выручки за счёт новых подключений и сокращение затрат на строительство и обслуживание сетей.

Второй тренд, успешность которого для отрасли и даже определённость самих целей гораздо менее ясны, заключается в попытках телеком-компаний переродиться во что-то новое, выйти на новые рынки или в идеале даже их создать. Конечные цели здесь могут быть разными, но в целом их неявно объединяет желание традиционных игроков вернуть положение быстрорастущих и инновационных компаний.

список используемых источников

1. Ковалев, В. В., Ковалев, В. В. Корпоративные финансы и учет: понятия, алгоритмы, показатели. - М.: Проспект, 2014. - 511 с.

2. Ефимова О. В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: учеб.. - М.: Омега-Л, 2014. - 401 с.

3. Войтоловский Н. В., Калинина А. П., Мазурова И. И. Экономический анализ: учеб. для бакалавров. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во ЮРАЙТ, 2017. - 548 с.

4. Панкова, С. В., Андреева, Т. В., Романова, Т. В. Практикум по анализу бухгалтерской (финансовой) отчетности: учеб. пособие. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2016. – 165 с.

5. Пястолов С. М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. - 3-е изд., стер. - М.: Изд. центр "Академия", 2017. - 377 с.

6. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 390 с.

7. Чеглакова С. Г. Анализ финансовой отчетности: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - М.: Дело и Сервис, 2014 – с. 113.

8. Толкачева Н. А. Финансовый менеджмент: курс лекций. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 408 с.

 

APPROACHES TO THE ASSESSMENT OF THE FINANCIAL PERFORMANCE OF COMPANIES IN THE TELECOMMUNICATIONS MARKET OF RUSSIA

E. S. Bogomolova, T. V. Romanova   

 

The article considers various approaches to the definition of the essence and evaluation of financial results of the economic entity, presents the results of testing the evaluation of financial and economic results of the largest companies in the telecommunications market of Russia and identifies areas of optimization of financial results of corporations.


УДК 338.2

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВО-хозяйственной деятельности в системе управления автономного учреждения

Е. Н. Бушманова, студентка 2 курса магистратуры ИНОТЭКУ ФГБОУ ВО "Калининградский государственный технический университет",




Дата: 2019-02-02, просмотров: 255.