А. С. Акматалиева, канд. экон. наук, доцент
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В статье исследуются основные аспекты информационно-методического обеспечения оценки деятельности автономных учреждений, выявляются этапы анализа бухгалтерской отчетности. На примере АУК "Парк имени М. Беккера" муниципального образования "Янтарный городской округ" анализируется финансово-хозяйственная деятельность учреждения.

отчетность, анализ деятельности, финансово-хозяйственная деятельность, экономическая деятельность.

Происходящее реформирование бюджетной сферы стало насущной необходимостью вследствие сложившихся в последнее время в России условий. С одной стороны, учреждения хотели большей свободы в распоряжении заработанными предпринимательской деятельностью средствами, с другой стороны, государство стремилось расходовать средства бюджета более экономно и эффективно. В результате были созданы учреждения, механизм деятельности которых основывался на партнерских отношениях с государством по выполнению государственного заказа, под который из бюджета выделяется финансовое обеспечение, и на финансовой самостоятельности в отношении прочей деятельности. Изменение правовой основы деятельности государственных и муниципальных учреждений связано с принятием в 2006 году Федерального закона "Об автономных учреждениях" [3]. Однако получить статус "автономное" бюджетные учреждения не спешили.

В соответствии с законодательством, часть бюджетных учреждений приобретала статус казенных, осуществляла свою деятельность на деньги, полученные из бюджета на основе бюджетной сметы. Перечень таких учреждений состоял из организаций, которые по своей специфике не могли вести предпринимательскую деятельность, и, следовательно, зарабатывать дополнительные средства. Все прочие бюджетные учреждения должны были определиться со своим статусом: остаться или перейти в разряд автономных.

В п. 1 ст. 2 Федерального закона "Об автономных учреждениях" даётся определение понятию "автономное учреждение" [3]. Согласно ему, автономное учреждение является некоммерческой организацией, а значит, в качестве основной цели своей деятельности не предусматривает извлечение прибыли и не должно распределять ее между участниками, тем более что автономные учреждения создаются только публично-правовыми образованиями: муниципальными образованиями, субъектами Российской Федерации, Российской Федерацией.

Показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ, составление бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением. [1]

Например, для АУК "Парк имени М. Беккера" муниципального образования "Янтарный городской округ" муниципальное задание формируется исходя из количества посетителей парка. Средства, полученные от предпринимательской деятельности, учреждение расходует:

- для улучшения материально-технической базы,

- для повышения заработной платы персонала.

Управление экономическим объектом базируется на четырех последовательных этапах, представленных на рисунке 1.

Рисунок 1 - Этапы управления экономическим объектом

 

Пунктом 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентируется понятие юридического лица. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или финансовый план [2]. Утвержденный план финансово-хозяйственной деятельности является основанием для расходования выделяемых из бюджета средств.

В АУК "ПАРК имени М. Беккера" ежегодно составляется план хозяйственной деятельности, который утверждается учредителем. В текущем финансовом году на выполнение муниципального задания учреждению было выделено 2 575 000 руб., из которых на работы и услуги по содержанию имущества приходится 56 % всего финансирования, оставшиеся 44 % расходуются на: заработную плату и страховые взносы (24.5 % от общего объёма денежных средств); коммунальные услуги и услуги связи (0,6 %); арендную плату (0,5 %); прочие работы, услуги (8,2 %); приобретение материальных запасов и основных средств (10,2 %). АУК "ПАРК имени М. Беккера" было запланировано поступление доходов от внебюджетной деятельности в размере 400 000 руб., из которых на заработную плату и страховые взносы выделено 35 % от всех доходы; на работы, услуги по содержанию имущества и прочие расходы 41,7 % от общего объёма планируемых доходов, и оставшиеся 23,3 % будут потрачены на основные средства, материальные запасы и уплату налога по УСНО.

В бухгалтерском учете отражаются все хозяйственные операции, которые совершаются в автономном учреждении, поэтому считается, что данные бухгалтерского учета служат информационным обеспечением процесса управления организацией. Анализ бухгалтерской отчетности может быть выполнен в четыре этапа (рисунок 2).

Рисунок 2 - Этапы анализа бухгалтерской отчетности

 

Далее наступает этап, когда необходимо сравнить "что хотели получить" и "что получили на деле", т. е. выполнить анализ на основе плановой и фактической информации. Результатом анализа должны стать не только количественные изменения основных показателей деятельности, но и их оценка – положительные или отрицательные отклонения от запланированных показателей, а также причины, которые к ним привели. По результатам анализа вырабатываются управленческие решения, направленные на устранение причин отрицательных отклонений, и вскрываются внутрихозяйственные резервы повышения эффективности деятельности. Этап регулирования связан с реализацией принятых управленческих решений. На основе результатов анализа и регулирования разрабатываются новые планы финансово-хозяйственной деятельности автономных учреждений на следующий отчетный период.

Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности может рассматриваться с двух позиций: внешнего финансового анализа и элемента внутреннего финансового анализа.

На основании данных бухгалтерской и статистической отчетности и оперативного учета за период 2015-2017 гг. рассмотрим показатели экономической деятельности АУК "ПАРК имени М. Беккера" муниципального образования "Янтарный городской округ". Проведем анализ исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности по данным отчета (таблица 1).

 

Таблица1 – Анализ исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности АУК "ПАРК имени М. Беккера", руб.

  Показатели   2015 год 2016 год 2017 год Абсолютное изменение, 2017 г. к 2016 Абсолютное изменение, 2017 г. к 2016
План (доходы) Субсидия 850 000,00 2 300 000,00 3 055 000,00 2 205 000,00 755 000,00
Исполнение плана 840 469,78 2 300 000,00 3 055 000,00 2 214 530,22 755 000,00
План (расходы) Субсидия 850 000,00 2 302 876,00 3 084 697,76 2 234 697,76 781 821,76
Исполнение плана 837 593,17 2 273 178,85 3 084 244,42 2 246 651,25 811 065,57
План собственные доходы 519 900,00 500 000,00 1 900 000,00 1 380 100,00 1 400 000,00
Исполнение плана 503 900,00 351 937,50 1 806 001,07 1 302 101,07 1 454 063,57
План (расходы) за счет собственных средств 519 900,00 527 631,80 1 932 277,88 1 412 377,88 1 404 646,08
Исполнение плана 476 268,20 347 291,42 1 757 786,27 1 281 518,07 1 410 494,85

 

Как видно из таблицы, ежегодно субсидия на выполнение муниципального задания увеличивается и в 2016 и 2017 гг. выдана в полном объеме. Расходов запланировано больше в связи с тем, что оставались денежные средства с прошлых лет. Исполнение плана расходов в 2017 г. составило 99,9 %, в 2016 г. – 98,7 %, в 2015 г. – 98,5 %.

Собственных доходов в 2017 г. было запланировано больше на 1 400 000,00 руб., чем в 2016 г., и на 1 380 100,00 руб. больше, чем в 2015 г. План доходов исполнен в 2016 г. на 95,1 %, в 2016 г. на 70,4 %, в 2015 г. на 96,92 %. План расходов исполнен в 2017 г. на 90,97 %, в 2016 г. на 65,8 %, в 2015 г. на 91,6%.

Рассмотрим некоторые показатели финансового состояния учреждения. Данные представлены в таблице 2. Из таблицы  видно, что с 2015 по 2017 г. показатели нефинансовых активов увеличились на 56 082,10 тыс. руб. Увеличение произошло из-за передачи в оперативное управление имущества (пляжные душевые стойки, открытая автостоянка, морской пляжный комплекс "Янтарный пляж", морской променад, пляжные шезлонги, теневые зонты).

В 2017 г. в Учреждении возникла дебиторская задолженность в размере 34,00 тыс. руб., что говорит о неэффективной работе с заказчиками. Кредиторская задолженность на 31.12.2017 г. увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. на 63,5 % за счет заключения договоров с поставщиками и подрядчиками на уборку променада: чистку от песка, вывоз мусора.

В АУК "ПАРК имени М. Беккера" рассчитаны коэффициенты ликвидности и платёжеспособности для изучения финансового состояния учреждения. Эти коэффициенты рассчитываются, исходя из данных бухгалтерского баланса и отчета об исполнении учреждением плана финансово-хозяйственной деятельности.

 

Таблица 2 - Показатели финансового состояния, руб., коп.           

Наименование показателя На 31.12.2015 На 31.12.2016   На 31.12.2017  
1. Нефинансовые активы, всего:               250,7 2 131,3 56332,80
из них:                                        
недвижимое имущество, всего                  52 771,00
в том числе:                                 
остаточная стоимость                      51 183,50
особо ценное движимое имущество, всего    200,3 200,3 200,30
в том числе:                                 
остаточная стоимость                    200,3 200,3 200,30
2. Финансовые активы, всего                  30,5 61,9  
из них:                                        
дебиторская задолженность по доходам        34,00
денежные средства учреждения, всего     80 946,02
в том числе: денежные средства учреждения на счетах     80 946,02
3. Обязательства, всего                  104,0 71,9 196,90
из них:                                        
просроченная кредиторская задолженность     196,90

Поскольку АУК "ПАРК имени М. Беккера" является автономным учреждением и ежегодно выполняет муниципальное задание, целесообразно рассчитать показатели ликвидности и платёжеспособности исходя из данных о предпринимательской деятельности. Данные об изменении показателей ликвидности и платежеспособности представлены в таблице 3

Таблица 3 – Динамика изменения показателей ликвидности и платёжеспособности АУК "ПАРК имени М. Беккера" за 2016-2017 гг.

Наименование Формула для расчёта Единица измерения 2016 г. 2017 г.
Величина собственных оборотных средств Оборотные активы - Краткосрочные обязательства тыс. руб. 19,2 99,7
Коэффициент общей ликвидности Оборотные активы/ Краткосрочные пассивы доли единиц 2,47 7,76
Коэффициент абсолютной ликвидности Денежные средства / Краткосрочные обязательства доли единиц 2,47 5,48
Коэффициент общей платёжеспособности Актив баланса/ Обязательства доли единиц 5,3 11,0

 

Способность предприятия выполнять краткосрочные обязательства за счет всех текущих активов характеризует коэффициент общей ликвидности. Как видно из таблицы, он возрос в 3 раза.

Значение, рекомендованное для показателя коэффициента абсолютной ликвидности, находится в промежутке от 0,2 до 0,5 [4]. При показателе коэффициента абсолютной ликвидности больше 0,5 компания способна рассчитаться в короткие сроки с задолженностью. Чем выше показатель, тем лучше платежеспособность предприятия. Если показатель коэффициента абсолютной ликвидности выше нормы, это может говорить о том, что слишком высока доля неработающих активов в виде наличных денег и средств на счетах, а также может свидетельствовать о нерациональной структуре капитала.

Общая платежеспособность предприятия определяется как способность покрыть все обязательства (краткосрочные и долгосрочные) всеми ее активами. Нормативное значение показателя общей платежеспособности должно достигать 2. Как видно из таблицы 3, этот коэффициент в анализируемых периодах гораздо выше нормы.Из анализа приведённых выше показателей можно сделать вывод, что Учреждение достаточно финансово устойчиво, поскольку для организации своей деятельности АУК "ПАРК имени М. Беккера", в основном, использует собственный капитал.

Но есть и негативные стороны деятельности учреждения – это снижение оказания услуг по выездной государственной регистрации брака, которая является основным источником прибыли учреждения. Поэтому необходимо провести мероприятия по увеличению продаж услуг по организации свадеб.

Можно выделить основные рекомендации для увеличения продажи услуг по организации свадеб:

- необходимо запустить рекламную кампанию, информируя потенциальных потребителей о доступных услугах (радио, рекламные щиты, рекламные листовки);

- нужно повысить имидж Учреждения в глазах потребителей;

- необходимо выявить пожелания клиентов, используя маркетинговые исследования и систему обратной связи;

- нужно улучшить сервисное обслуживание;

- необходимо опираться в своей деятельности на клиентоориентированный подход.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации, ст. 69.1 п. 2 (в ред. федеральных законов от 20.08.2004 г. № 120-ФЗ, от 27.12.2005 г. № 197-ФЗ).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 г. № 302-ФЗ).

3. Федеральный закон от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г. ) "Об автономных учреждениях".

4. Незамайкин В. Н., Платонова Н. А., Федоров Я. П.  Финансовое планирование и бюджетирование: учеб. пособие / под ред. В. Н. Незамайкина. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 96 с.

 

ANALYSIS OF ECONOMIC ACTIVITY IN THE MANAGEMENT SYSTEM OF THE AUTONOMOUS INSTITUTION

E. Bushmanova, A. Akmatalieva

 

The article explores the main aspects of information and methodological support of the evaluation of the activities of autonomous institutions, reveals the stages of analysis of financial statements.

Based on the example of the AUC "M. Becker Park" of the municipal formation "Yantarny city district", the financial and economic activities of the institution are analyzed.

 

 


УДК 33. 338


Дата: 2019-02-02, просмотров: 259.