О. Г. Огий, канд. экон. наук, доцент
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В статье рассматриваются вопросы системного подхода к управлению в сфере жилищно-коммунального хозяйства как основному элементу качества жизни населения. Основу рассматриваемой системы представляет регион как организация-координатор исполнения федерального курса реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Раскрыты основные современные подходы к исследованию целостной системы и функциональных подсистем жилищно-коммунального хозяйства.

 

 система управления, жилищно-коммунальное хозяйство, регион, общество, социально-экономическое развитие, муниципалитет.

Жилищно-коммунальное хозяйство - сложная, многофункциональная система региональной экономики, включающая в себя совокупность жилищного хозяйства региона и подрядных специализированных организаций, ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний, органов муниципального управления и государственной власти субъекта РФ, некоммерческих организаций, работающих в этой сфере, и, конечно, граждан – как потребителей и заказчиков жилищно-коммунальных услуг.

Передача функций по управлению жилищно-коммунальным хозяйством из административного в частный сектор повлекла за собой глобальные изменения в системе управления этой сферой. Переход от централизованной (государственной) собственности к частной с ее множеством организационно-правовых форм в полном объеме изменил систему управления жилищным фондом [1]. Сегодня участниками рынка коммунальных услуг и жилья являются различные субъекты предпринимательской деятельности. Архитектура рынка жилищно-коммунальных услуг пока не просматривается как целостная и в то же время структурированная система с управлением.

В ходе проведенного реформирования управление жилищно-коммунальным хозяйством разделилось на три функциональных составляющих:

1) функция собственника осталась за органом местного самоуправления и гражданами (муниципалитет, население);

2) функция управления передана управляющим организациям на договорной основе;

3) функция ресурсного обеспечения и обслуживания отведена подрядным специализированным организациям.

Перераспределение ответственности за содержание жилищно-коммунальных объектов, вызванное изменением политико-экономической ситуации и трансформацией структуры собственности, обусловило децентрализацию системы управления отраслью.

Основными участниками управления региональной сферы жилищно-коммунального хозяйства являются:

- федеральные органы власти (как субъект системы управления более высокого порядка);

- региональные органы власти;

- органы местного самоуправления;

- собственники жилья;

- предприятия – исполнители жилищно-коммунальных работ и услуг (подрядные специализированные организации);

- управляющая жилищная организация, основное соединяющее звено между муниципальными властями, населением и исполнителями услуг, работ.

Разрабатывая косвенные методы управления, последовательно, синхронно, и взаимозависимо работающие для реализации конечной цели управления субъекты РФ несут ответственность за их исполнение, закрепляют тарифную составляющую на продукцию и услуги ресурсных компаний, которые обслуживают региональную территорию.

Задачи управления жилищно-коммунальной сферой регионального уровня представляют следующий комплекс:

- принятие правовой базы функционирования жилищно-коммунального хозяйства территорий, стандарты, стоимостные и тарифные корректировки;

- организация работы государственной жилищной инспекции;

- реализация межбюджетных отношений;

- определение стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства региона;

- составление реестра предприятий и организаций местных монополистов и антимонопольное регулирование их деятельности;

- согласование процессов изменения цен и тарифов на услуги в зависимости от уровня доходов населения;

- организация результативного функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства;

- корректировка цен и тарифов на услуги;

- разработка и принятие нормативной базы по передаче муниципальных объектов в хозяйственное управление и ведению реестра муниципальных собственников;

- формирование механизмов социальной защиты населения при повышении тарифов;

- организация контроля качества предоставляемых услуг и обеспечение обратной связи [2].

В результате законодательного разграничения полномочий между федеральными, региональными и местными уровнями власти ответственность за организацию управления ЖКХ несут власти на местах.

Приоритетным направлением реализации жилищно-коммунальной политики в регионе в соответствии со Стратегией реформирования жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года остаётся повышение качества содержания жилищного фонда и уровня жилищно-коммунального обслуживания населения, на основе реформирования структуры управления ЖКХ путем его демонополизации, повышения эффективности управления, создания конкурентной среды, привлечение внебюджетных финансовых средств в ЖКХ.

Основные направления программы социально-экономического развития региона жилищно-коммунальной политики:

- совершенствование конкурентной среды в сфере ЖКХ негосударственных форм управления жилищным фондом;

- повышение уровня жилищной обеспеченности населения, строительство нового жилья (эконом- и элит-класса), а также внедрение новых инновационных технологий в управление жилищным фондом;

- совершенствование тарифной системы, закрепление тарифов на предоставляемые услуги (стабильность) - главный фактор планирования деятельности инвестора;

- организация энерго- и ресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве путем внедрения управленческого учета расхода ресурсов потребителей и производителей, внедрение ресурсосберегающих технологий;

- развитие конкурентоспособности как определяющего фактора упорядочения цен, стимула инновационных процессов, способствующих вытеснению из производства неэффективных компаний;

- определение потенциала подрядных специализированных организаций (показатель профессиональной подготовки кадров, текучесть кадров; показатель автоматизации и информатизации производства);

- целевое ориентирование на применение рыночных методов управления: маркетинговое исследование, бизнес-планирование, структурный анализ, реструктуризация, программно-целевые методы управления, мониторинг надёжности предоставления услуг.

Некоторые исследователи и практики более оптимистично смотрят на текущую ситуацию в жилищно-коммунальной сфере. Так, в отдельных работах указывается, что появившееся право выбора собственниками удобной формы управления своими многоквартирными домами показало прозрачность в управлении, повысилось качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, формируются устойчивые финансовые потоки. В соответствии со  статьей 161 Жилищного кодекса, формой управления многоквартирными домами является: управление домом собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья (ТСЖ) либо жилищно-строительным кооперативом (ЖСК) или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей компанией (УК).

Постепенно привлекаются частные инвестиции, однако неокончательно проработанный механизм расчета тарифов, высокая изношенность основных фондов отрасли, длительный срок возврата инвестиций, несвоевременная оплаиа потребителями значительно тормозят данный процесс.

Федеральный закон "О концессионных соглашениях" [3], определивший правила проведения конкурсов на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, и программа по введению долгосрочных тарифов повысили привлекательность частного капитала. Немаловажными направлениями в ЖКХ являются софинансирование проектов в малых городах и субсидирование процентной ставки по кредитам, привлекаемым на модернизацию объектов ЖКХ.

Безусловно, существующие проблемы управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства - не только недостаток средств, отсутствие квалифицированных кадров, постоянный поиск альтернативных источников финансирования и необходимость привлечения частного бизнеса, который нужно заинтересовать в решении вопросов реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства. Ситуация осложняется и ежегодным повышением тарифов на коммунальные услуги (в 15 раз за последние 10 лет), при том что их качество остается на низком уровне, повышая нагрузку на региональные и местные бюджеты за счет увеличения расходов возврата инвестированного капитала, а также низкой платежной дисциплиной на предоставление льгот и субсидий [4].

По результатам анализа матрицы полномочий и ответственности в управлении жилищно-коммунальным хозяйством можно сделать вывод, что органы власти (различных уровней) остаются гарантами в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Частный сектор пока не способен быть самостоятельным субъектом управления. Вместе с тем, только объединив усилия, определив четкие партнерские интересы на региональном и муниципальном уровне, учитывая интересы бизнеса и населения, управление жилищно-коммунальным хозяйством сможет стать эффективным.

В условиях продолжающегося реформирования и поиска оптимальных моделей системы управления для жилищно-коммунального хозяйства необходимо скоординировать основные усилия на достижении условий эффективного управления: настроить организационно-экономические, правовые, хозяйственные, финансовые и социальные механизмы на достижение единой генеральной цели. Такой целью, на наш взгляд, должно быть создание комфортной, безопасной и экономичной среды проживания. В этом контексте управление жилищно-коммунальным хозяйством - это не столько организационно-технологическая деятельность, сколько направленная на изменение социальных процессов региона (территории).

Взаимоотношения в области жилищно-коммунальных услуг между обществом и органами власти различных уровней пока складываются негативно, что приводит к повышению уровня социального напряжения.

В результате законодательного разграничения полномочий между федеральными, региональными и местными уровнями власти ответственность за организацию управления ЖКХ несут власти на местах. Новая организация регулирующих функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства обязала муниципальные органы власти знать круг интересов подрядных специализированных организаций, принимать во внимание и формировать определенные условия, которыми можно заинтересовать всех участников процесса жилищно-коммунального обслуживания на всех стадиях жизненного цикла.

Для организации результативной деятельности по управлению жилищно-коммунальным хозяйством требуется системный подход, целеориентированный на организованное взаимодействие всех участников и заинтересованных сторон на всех уровнях управления, от федеральной власти до конечного потребителя услуги.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ.

2. Сеферян Л. А. Модель формирования системы управления жилищно-коммунальным хозяйством // Науковедение. – 2013. - № 3.

3. Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".

4. Борисова Н. И., Борисов А. В. К вопросу об энергоресурсосбережении и энергоаудите ЖКХ регионов России в новых экономических условиях // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. - 2014. - № 3(03).

HOUSING AND COMMUNAL SERVICES OF THE REGION AS A CONTROL SYSTEM

D. Kharitonov, O. Ogij

 

The article deals with the questions of a systemic approach to management in the field of housing and communal services as a basic element of the quality of life of the population. Basis of the system is the region as the Organization-coordinator of the course of the execution of the Federal reform of housing and communal services. The basic modern approaches to the study of the integrated system and functional subsystems of housing and communal services.

 

УДК 331.7

Дата: 2019-02-02, просмотров: 235.