В статье проведен обзор методов анализа внешней среды компании. Анализ внешней среды компании позволяет заблаговременно спрогнозировать всевозможные угрозы и риски, а также разработать план действий в случае возникновения непредусмотренных обстоятельств. Рассмотрены основные положения каждого метода.
анализ, метод, внешняя среда, предприятие, управление, SWOT-анализ, PEST-анализ.
В менеджменте существует такое понятие как "предпринимательская среда", под этим понимается наличие факторов и условий, которые влияют на работу предприятия и требуют адаптации к ним. Среда любой организации состоит из двух областей: внутренней и внешней.
Внешняя среда — это комплекс хозяйствующих субъектов, общественных, экономических и природных условий, межгосударственных и национальных структур, а также других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия, которые влияют на все сферы его деятельности. Внешнюю среду обусловливают внешние факторы влияния. Внешними факторами являются условия, которые предприятие не в силах изменить, но должно отслеживать в своей работе. Этими факторами выступают правительство, потребители, экономические условия и т. д. [3].
Внешняя среда по отношению к организации является объективной средой, а ее состояние имеет ключевое значение для бизнеса. Внешняя среда существует независимо от деятельности предприятия, но необходимость ее учета обязательна. При правильном учете влияния внешнего окружения уменьшится зависимость результатов деятельности и эффективность работы предприятия.
Внешняя среда и ее факторы, возникающие в окружающей среде [2], оказывают или могут оказать воздействие на деятельность предприятия, независимо от деятельности какой-либо определенной фирмы, но требуют принятия важных и правильных управленческих решений. Впрочем, все эти факторы и оценка их влияния и воздействия на хозяйственную деятельность разные для каждой фирмы.
Анализ внешней среды предприятия [5] – это оценка состояния и возможностей дельнейшего развития субъектов организации и факторов окружающей среды – рынки, отрасли, поставщики, а также более глобальные факторы внешней среды, на влияние которых предприятие не может воздействовать. Анализ проводится для того, чтобы получить данные о факторах, которые представляют наибольшую опасность, или же наоборот, предлагают новые возможности. Руководство предприятия должно сравнить положение фирмы и внешние условия: есть ли силы у предприятия воспользоваться этими возможностями, и проработать слабости, которые в дальнейшем способны осложнить проблемы.
В связи со своей постоянной изменчивостью внешняя среда является областью постоянного беспокойства для компании. В анализе внешней среды изучаются все аспекты, которые оказывают непосредственное воздействие на результаты деятельности предприятия. К аспектам внешней среды относятся: жизненные циклы различных изделий или услуг, легкость проникновения на рынок, уровень конкуренции, доходы населения, демографические условия, и многое другое.
Управленческим обследованием называется метод, который используется для диагностики проблем [10]. Управленческое обследование — это методичная оценка различных функциональных зон предприятия. Данная оценка предназначена для выявления его сильных и слабых сторон. Управленческое обследование состоит из пяти функций: 1) финансы; 2) маркетинг; 3) производство; 4) человеческие ресурсы; 5) образ корпорации. Существует множество методов анализа внешней среды предприятия.
Для получения ясной оценки сил предприятия и прогнозирования ситуации на рынке существует SWOT-анализ [11]. SWOT-анализ позволяет определить сильные и слабые стороны предприятия, предусмотреть возможности и угрозы, которые исходят из окружающей предприятие внешней среды. Преимущества организации – это сильные стороны (Strengths); а недостатки организации – это слабые стороны (Weaknesses); факторы внешней среды, при использовании которых могут быть созданы преимущества организации на рынке, это — возможности (Opportunities); факторы же, имеющие потенциальную возможность ухудшить положение организации на рынке, это - угрозы (Threats).
Для того чтобы качественно провести данный анализ, необходимо придерживаться следующего алгоритма:
1). Выявление основного направления развития предприятия [14].
2).Проведение оценки силы и рыночной ситуации, для определения возможности движения в указанном направлении, для этого сделать (SWOT-анализ) [1].
3). Для определения реальных возможностей, поставить перед компанией стратегические цели [15].
Проведение SWOT-анализа состоит из заполнения матрицы, где в соответствующих ячейках нужно отобразить как сильные, так и слабые стороны предприятия, оценить рыночные возможности и угрозы. То, что предоставляет предприятию дополнительные возможности, особенность предприятия – это так называемые сильные стороны, то есть то, в чем предприятие наиболее преуспело. Козырем может быть опыт, обладание уникальными ресурсами, наличие современных технологий и передового оборудования, высококвалифицированный персонал, высокое качество продукции, популярность торговой марки. Слабыми сторонами являются недостаток важных для функционирования аспектов, то, чего не получается достичь в сравнении с предприятиями-конкурентами, и, следовательно, оставляет предприятие в невыгодном положении, например, плохая репутация предприятия, узкий ассортимент продукции, недостаток ресурсов, недостаточный уровень сервиса.
Рыночные возможности показывают благоприятные обстоятельства [12], используя которые предприятие может получить преимущество. К таким обстоятельствам можно отнести ухудшение дел конкурентов, рост спроса на продукцию, введение современных технологий в производство, увеличение доходов населения. Возможности — это только то, что можно использовать, а не всё, что существует на рынке.
Рыночные угрозы — события, которые могут неблагоприятно воздействовать на деятельность предприятия. К ним можно отнести новых конкурентов, увеличение налогов, снижение спроса. На разные предприятия один и тот же фактор может влиять по-разному, может оказаться угрозой, а может, напротив, возможностью. Для знаменитого и дорогого магазина мебели снижение уровня доходов населения является угрозой, а для небольшого магазина мебели это станет возможностью, так как люди с меньшими доходами выберут цены ниже.
Действие 1. Определение слабых и сильных сторон компании [13]. Первым делом необходимо составить список характеристик, по которым будет оцениваться предприятие. Далее по каждой характеристике определить, что для компании слабая, а что сильная стороны. Из получившегося списка выбрать важные слабые и сильные стороны компании и отобразить их в матрице.
Действие 2. Определение рыночных угроз и возможностей. Этот этап позволяет оценить внешнюю среду компании. Методология на данном этапе точно такая же, как на предыдущем.
Действие 3. Соотнесение слабых и сильных сторон компании [9] с рыночными возможностями и угрозами.
Усовершенствованная модель SWOT-анализа называется SNW – анализ. Strengths — сильные стороны, Neutrals — нейтральные стороны, Weaknesses — слабые стороны. SNW-анализ обращает свое внимание на среднерыночное состояние (N), в отличие от анализа сильных и слабых сторон по матрице SWOT. Главной причиной рассмотрения среднерыночного состояния является победа в конкурентной борьбе предприятия, которое относительно всех своих конкурентов по всем характеристикам, кроме одной ключевой, находится в среднерыночном состоянии, и только одна характеристика является сильной стороной предприятия.
PEST–анализ используется для того, чтобы проанализировать макросреду [6]. Он основывается на исследовании политических, экономических, социальных и технологических факторов. Существуют две вариации этого анализа: STEP- и PEST- анализ. Вариант STEP-анализа используется в странах, где отмечается стабильная политическая система и развитая экономика. Главным образом, учитываются технологические и социальные факторы [4]. Для анализа макросреды стран, где слаборазвитая экономика либо экономика переживает переходный период, используется вариант PEST-анализа, где учитываются политические и экономические факторы.
На основании вышеизложенного, составим таблицу достоинств и недостатков основных методов анализа внешней среды компании (таблица 1).
Таблица 1- SWOT-анализ компании ООО "ARKOS"
Strengths (сильные стороны) | Weaknesses (слабые стороны) |
1. Качество товара; 2. Услуги дизайнера 3. Хорошая репутация; 4. Стабильное финансовое положение; 5. Наличие постоянных клиентов; 6. Индивидуальный подход к каждому клиенту; | 1. Отсутствие четко выраженной стратегии, непоследовательность в ее реализации; 2. Нехватка профессионального обучения; 3. Недостаточная мотивация и стимулирование персонала; 4. Снижение производительности. |
Opportunities (возможности) | Threats (угрозы) |
1. Повышение квалификации персонала; 2. Улучшение условий труда; 3. Повышение имиджа компании; 4. Повышение уровня конкурентоспособности; 5. Повышение интереса сотрудников к труду; 6. Увеличение клиентуры 7. Расширение ассортимента 8. Расширение рынка | 1. Появление новых конкурентов 2. Потеря имиджа; 3. Изменение вкусов и потребностей клиентов 4. Повышение закупочных цен на материалы. 5. Снижение платежеспособности клиентов. |
Оценка сильных и слабых сторон является важнейшим началом совершенствования деятельности любого предприятия. Поэтому каждое предприятие должно анализировать и оценивать свой собственный потенциал, а также факторы, которые находятся вне сферы постоянного контроля менеджеров и могут оказать влияние на его стратегию. В настоящее время на рынке мебельного производства видно, что этим видом бизнеса заинтересовываются многие предприниматели, что говорит о спросе на данный вид услуг. Фирмы-конкуренты, безусловно, ориентируются на удовлетворение спроса потребителя, в то же время имеется недостаток квалифицированных специалистов в производстве мебели, что сказывается на качестве выпускаемой продукции.
В таблице 2 рассмотрим PEST-анализ. PEST – по первым буквам английских слов political-legal (политико-правовые), economic (экономические), sociocultural (социокультурные), technological forces (технологические факторы).
Таблица 2 - PEST-анализ компании ООО "ARKOS"
Политико-правовые факторы: | Экономические факторы: |
1. Правительственная стабильность; 2. Налоговая политика и законодательство в мебельной сфере; 3. Антимонопольное законодательство; 4. Регулирование занятости населения; внешнеэкономическое законодательство; | 1. Тенденции валового национального продукта; 2. Стадия делового цикла; процентная ставка и курс национальной валюты; 3. Количество денег в обращении; 4. Уровень инфляции; 5. Контроль над ценами и заработной платой; |
Социокультурные факторы: | Технологические факторы: |
1. Демографическая структура населения; 2. Стиль жизни, обычаи и привычки; 3. Социальная мобильность населения; 4. Активность потребителей | 1. Затраты на НИОКР из разных источников; 2. Защита интеллектуальной собственности; 3. Государственная политика в области НТП; 4. Новые продукты (скорость обновления, источники идей) |
Из таблицы 2 с помощью PEST-анализ можно увидеть факторы, на которые компания не может повлиять. При выборе какого-либо варианта данного анализа [7] основанием является приоритетность учета тех или иных групп факторов с точки зрения возможного влияния и стабильности факторов для наблюдения. Любой вариант помогает выявить политические, экономические, социальные и технологические факторы. Однако при проведении этого анализа необходим системный стратегический анализ каждого из четырех основных фактора, так как они тесно взаимосвязаны.
Компания анализирует внешнюю среду, для того чтобы обеспечить свой успешный выход на российский рынок без каких-либо угроз [8], выработать стратегию деятельности, которая обеспечит ей наиболее благоприятное сосуществование. Анализ внешней среды является важным инструментом, который помогает руководству компании разработать систему мониторинга за важнейшими внешними ресурсами и процессами, осуществить мероприятия для снижения рисков, получить возможность влияния на действия как конкурентов и поставщиков, так и на спрос потребителей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеев С. И. Исследование систем управления: учеб. пособие. - М.: МЭСИ, 2011. – 128 с.
2. Болотов С. Развитие управления - фактор обновления. - Сыктывкар, 2014. – 188 с.
3. Вигман С. Л. Стратегическое управление: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во "Проспект", 2016. – 296 с.
4. Воронин Б. А., Светлаков А. Г., Шарапова В. М. Программно-целевой метод управления сельским хозяйством как фактор конкурентоспособности // Аграрный вестник Урала. - 2012. - № 5(97). - С. 91-94.
5. Теоретические проблемы экономики, управления, маркетинга /Воронин Б. А. и др. - Екатеринбург, 2016.
6. Карлоф Б. Деловая стратегия. - М., 2016. - С. 138-139.
7. Носкова Н. С., Шарапова В. М. Анализ факторов дальнего окружения (PEST-анализ) для фирмы ООО "Натиру"// Молодежь и наука. - 2017. - № 1. - С. 90.
8. Стахеев Д. Э., Шарапова В. М. Анализ рынка: анализ конкуренции на рынке // Молодежь и наука. - 2016. - № 11.
9. Труш Е. В., Шарапова В. М. Внешний анализ конкурентов организации // Экономические исследования и разработки. - 2017. - № 2. - С. 51-55.
10. Шарапова Н. В., Шарапова В. М. Стратегическое планирование и разработка стратегических программ развития АПК //Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2016. - № 9-3(25). - С. 295-299.
11. Шарапова В. М. Семь нот агромаркетинга //Известия Международной академии аграрного образования. - 2015. - № 25. - С. 386-391.
12. Шарапова В. М., Ялухина А. А. Особенности анализа финансовой устойчивости предприятий // Управление государственным сектором экономики: технологии и инструменты: матер. второй Всерос. науч.-практ. конф. – Уфа: УрФУ, 2015. - С. 411-413.
13. Шарапова Н. В., Сёмин А. Н. Финансовый анализ: способ выявления сильных и слабых сторон предприятия // Вклад молодых ученых-аспирантов в решение актуальных проблем АПК Урала: матер. науч.-практ. конф. – Уфа: УрФУ, 2015. - С. 41-47.
14. Шарапова Н. В., Борисов И. А., Лагутина Е. Е. Стратегический анализ, или с чего начать?//Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 4-1(81-1). - С. 634-637.
15. Шарапова Н. В., Борисов И. А., Шарапова В. М. Технология формирования потребительского спроса на микроуровне // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 12-1(77-1). - С. 1158-1161.
METHODS OF INVESTIGATION OF THE EXTERNAL ENVIRONMENT OF ARKOS LLC AT THE OUTLOOK ON THE RUSSIAN MARKET
I. Yurchuk, О. Gegechkori
In the article the review of methods of the analysis of the external environment of the company is conducted. Analysis of the external environment of the company allows you to predict in advance all kinds of threats and risks, as well as develop an action plan in case of unforeseen circumstances. The main provisions of each method are considered.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 327.