О. Н. Гегечкори, канд. экон. наук, доцент
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В статье рассматриваются особенности анализа эффективности системы менеджмента качества на мясоперерабатывающих предприятиях. Делается вывод, что систему менеджмента качества ООО "ЛЭАР-Продукт" нельзя считать эффективной с точки зрения решения задачи обеспечения высокого качества выпускаемой продукции. Предлагается повысить эффективность системы менеджмента качества с применением методик экспертных оценок и коэффициента конкордации.

система менеджмента качества, параметры качества, экспертные оценки, коэффициент конкордации, опрос потребителей, выборочное наблюдение.

 

Система менеджмента качества на мясоперерабатывающем предприятии призвана обеспечить высокие качественные характеристики выпускаемой пищевой продукции для обеспечения спроса на неё, а также конкурентоспособность организации в целом. Оценка эффективности системы менеджмента качества осуществляется на основании анализа качества самой выпускаемой продукции (как результата функционирования системы менеджмента качества) и экономической результативности данной системы [1].

Изучение особенностей анализа эффективности системы менеджмента качества на мясоперерабатывающем предприятии проведено на примере ООО "ЛЭАР-Продукт". Данное предприятие является мясоперерабатывающим предприятием, функционирующим на территории Калининградской области. На сегодняшний день мясокомбинат осуществляет производство с полностью законченным технологическим циклом, со 100%-й переработкой сырья. В ассортименте компании порядка 300 наименований, разделённых на шесть групп продукции: сырокопчёная продукция; деликатесы; колбасы варёные; сосиски; полукопчёные колбасы; пельмени.

В таблице 1 представлены основные элементы системы менеджмента качества предприятия.

 

Таблица 1 – Основные элементы системы менеджмента качества ООО "ЛЭАР-Продукт"

Элемент Характеристика
Цель системы Достижение долгосрочного успеха ООО "ЛЭАР-Продукт" путём максимального удовлетворения запросов потребителей, сотрудников, контрагентов, владельцев и общества
Задачи системы - постоянное улучшение качества продукции и снижение затрат на обеспечение качества; - создание у потребителей уверенности в отсутствии брака в продукции за счёт сертификации системы менеджмента качества
Субъекты системы Генеральный директор, главный менеджер по качеству; лаборатория, отдел качества, служба сертификации

 

Методология управления качеством Опрос и анкетирование потребителей, рейтинговые оценки, коэффициентный анализ, анализ динамики, аналитические отчёты, методы физико-химического и органолептического анализа
Организационное обеспечение системы ГОСТ Р ИСО 9001-2015 "Системы менеджмента качества. Требования"
Документальное обеспечение Политика в области качества, руководство по качеству, рабочие документы

 

Задачи системы менеджмента качества ООО "ЛЭАР-Продукт" ориентированы на обеспечение высокого уровня качества выпускаемой продукции и, как следствие, на максимально полное удовлетворение потребностей покупателей. Поэтому для оценки эффективности данной системы проведена оценка качества выпускаемой продукции с точки зрения товароведных и маркетинговых свойств. Оценка проведена на примере варёных колбас, которые являются основной продуктовой группой предприятия. Анализ проводился посредством расчёта взвешенной оценки качества варёных колбас ООО "ЛЭАР-Продукт" и качества аналогичной продукции конкурентов. Для формирования взвешенных оценок первым этапом является утверждение перечня параметров качества и их коэффициентов значимости.

Расчёт коэффициентов значимости параметров качества осуществлён с применением метода экспертных оценок. Экспертами выступили шесть специалистов. Оценка проводилась по 10-балльной шкале с шагом 0,5 балла. Оценке 0 соответствует отсутствие важности фактора для предприятия, оценка 10,0 соответствует максимальной важности фактора. Степень согласованности мнений экспертов оценивается с применением коэффициента конкордации по формуле (1) [2]:

,                                               (1)

где W – коэффициент конкордации, доли единицы;

С – сумма квадратов отклонений сумм рангов по каждому объекту от средней суммы рангов по всем объектам и экспертам;

К – количество экспертов, человек;

Н – количество оцениваемых факторов.

Сумма квадратов отклонений сумм рангов определяется по формуле (2) [2]:

 

,                               (2)

где Аij – ранги (порядковые места), выставленные i-му объекту j-м экспертом.

Результаты экспертной оценки значимости параметров качества варёных колбас представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 – Результаты экспертной оценки значимости параметров качества варёных колбас

Параметр качества

Эксперты

Итого

Коэффициент значимости

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Вкус 10,0 10,0 10,0 10,0 10,0 10,0 60,0 0,16
Запах (аромат) 8,5 9,5 9,0 8,0 7,0 7,5 49,5 0,13
Состав 8,0 9,0 9,5 8,5 7,5 7,0 49,5 0,13
Цвет 9,5 8,5 8,5 9,0 8,5 8,5 52,5 0,14
Консистенция 9,0 8,0 8,0 9,5 9,5 9,5 53,5 0,14
Цена 7,0 7,5 7,0 7,5 9,0 8,0 46,0 0,12
Упаковка 6,5 5,5 5,0 5,5 5,0 5,5 33,0 0,10
Маркировка 6,0 6,0 5,5 4,5 4,0 3,5 29,5 0,08

Итого

373,5 1,00

 

В таблице 3 выставленные экспертные оценки переведены в ранги (чем выше оценка, тем выше ранг).

 

Таблица 3 – Перевод оценок экспертов в ранги

Параметр качества

Эксперты

Итого

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Вкус 1 1 1 1 1 1 6
Запах (аромат) 4 2 3 5 6 5 25
Состав 5 3 2 4 5 6 25
Цвет 2 4 4 3 4 3 20
Консистенция 3 5 5 2 2 2 19
Цена 6 6 6 6 3 4 31
Упаковка 7 8 8 7 7 7 44
Маркировка 8 7 7 8 8 8 46

 

По данным таблицы 3 на основании формул (1) и (2) проведён расчёт коэффициента конкордации:

С = (6 – 27)2 + (25 – 27)2 + (25 – 27)2 + (20 – 27)2 + (19 – 27)2 + (31 – 27)2 + (44 – 27)2 = 867.

= 0,57 > 0,50 – мнения экспертов согласованы.

Таким образом, можно считать, что коэффициенты значимости, рассчитанные в таблице 2, являются результатом согласованных мнений экспертов и могут быть использованы для дальнейшего анализа.

Непосредственная оценка качества продукции ООО "ЛЭАР-Продукт" и его конкурентов по выбранным параметрам проведена с применением письменного опроса клиентов, в ходе которого им предложено выставить оценки качества варёных колбас ООО "ЛЭАР-Продукт" и основных конкурентов. Оценку критериев качества предложено осуществлять по 10-балльной шкале (от 0 – наихудшая оценка до 10 – лучшая оценка). На конец 2017 года у организации зафиксировано 695 покупателей, которым ООО "ЛЭАР-Продукт" реализовывало продукцию по договорам поставки. Опрос и обработка его результатов в отношении всех покупателей являются трудоёмкими процессами, поэтому необходимо определить целевой размер выборки, который позволит обеспечить заданную точность исследования. Целевой размер выборки определяется по формуле [3]:

 

,                                                     (3)

где требуемый объём выборки покупателей для опроса, человек;

 коэффициент доверия;

 дисперсия признака в генеральной совокупности;

 предельная ошибка выборки.

В обычных условиях при отсутствии статистических данных о структуре покупателей дисперсию признака в генеральной совокупности целесообразно принимать за 0,25. Для опросов покупателей достаточно использовать коэффициент доверия, равный 1,96, предельную ошибку выборки, равную 0,05 [4]. Отсюда:

 = 384 покупателя.

Для получения достоверной оценки достаточно опросить 384 покупателя. Результаты опроса клиентов и средневзвешенная оценка отражены в таблице 4.

 

Таблица 4 – Результаты опроса клиентов и средневзвешенная оценка качества продукции

Параметр качества

Значимость

ООО "ЛЭАР-Продукт"

ООО "Прибалтийская мясная компания"

ООО "Калининградский Деликатес"

ООО "ТД "Альмак"

ООО "Интера"

Средняя оценка покупателей Взвешенная оценка Средняя оценка покупателей Взвешенная оценка Средняя оценка покупателей Взвешенная оценка Средняя оценка покупателей Взвешенная оценка Средняя оценка покупателей Взвешенная оценка
Вкус 0,16 8,8 1,41 9,5 1,52 9,1 1,46 8,5 1,36 7,5 1,20
Запах (аромат) 0,13 8,5 1,11 8,7 1,13 8,8 1,14 8,5 1,11 7,8 1,01
Состав 0,13 8,4 1,09 8,8 1,14 8,5 1,11 8,4 1,09 8,5 1,11
Цвет 0,14 8,5 1,19 8,7 1,22 8,4 1,18 8,3 1,16 8,9 1,25
Консистенция 0,14 8,6 1,20 8,7 1,22 8,4 1,18 8,1 1,13 8,5 1,19
Цена 0,12 6,7 0,80 7,5 0,90 8,0 0,96 7,5 0,90 8,5 1,02
Упаковка 0,10 7,2 0,72 8,6 0,86 7,9 0,79 7,0 0,70 7,0 0,70
Маркировка 0,08 7,2 0,58 9,2 0,74 9,0 0,72 7,0 0,56 6,8 0,54
Итого

1,00

63,9

8,10

69,7

8,73

68,1

8,53

63,3

8,01

63,5

8,02

 

Наглядно итоговая взвешенная оценка качества продукции ООО "ЛЭАР-Продукт" и конкурентов представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Сравнение взвешенной оценки качества продукции

ООО "ЛЭАР-Продукт" и основных конкурентов

 

Рисунок 1 показывает, что лидером по качеству варёных колбас, по мнению покупателей, является ООО "Прибалтийская мясная компания", взвешенная оценка которой составила 8,73 балла. Второе место получила компания ООО "Калининградский деликатес", набрав 8,53 балла. Анализируемое предприятие ООО "ЛЭАР-Продукт" получило 8,10 балла, заняв в итоге третье место. Следует отметить значительный отрыв двух компаний с наибольшим рейтингом от ООО "ЛЭАР-Продукт" и незначительное опережение данным предприятием компаний, занявших четвёртое и пятое места.

Таким образом, качество варёных колбас ООО "ЛЭАР-Продукт" является препятствием для успешной конкурентной борьбы с ООО "Прибалтийская мясная компания" и ООО "Калининградский Деликатес". На рисунке 2 отражён радар, позволяющий определить причины отставания анализируемого предприятия от основных конкурентов по качеству варёных колбас, а также его сильные стороны в обеспечении качества продукции.

 

Рисунок 2 – Радар качества продукции ООО "ЛЭАР-Продукт" и конкурентов

Рисунок 2 показывает, что ООО "ЛЭАР-Продукт" существенно проигрывает конкурентам в упаковке продукции и её цене. При этом по ценовым характеристикам продукция компании уступила всем конкурентам. Также предприятию необходимо обратить внимание на маркировку продукции. Незначительные отставания от лидеров рынка зафиксированы по таким параметрам качества, как вкус, запах, состав и цвет, однако эти критерии в целом оценены достаточно высоко.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. В целом качество варёных колбас предприятия является высоким, и организация занимает третье место среди пяти проанализированных компаний – прямых конкурентов. Вместе с тем, отставание ООО "ЛЭАР-Продукт" от двух лидеров рынка является существенным. Выделены слабые места в качестве продукции, на которые необходимо обратить внимание при разработке рекомендаций по совершенствованию системы менеджмента качества: упаковка и маркировка продукции (товароведные свойства), а также её ценовые характеристики (маркетинговое свойство).

Второе направление анализа эффективности системы менеджмента качества в ООО "ЛЭАР-Продукт" - это анализ показателей, позволяющий оценить экономическую результативность функционирования. В таблице 5 отражены ключевые индикаторы эффективности системы менеджмента качества, которые могут быть использованы на анализируемом предприятии [5].

 

Таблица 5 – Ключевые индикаторы эффективности системы менеджмента качества ООО "ЛЭАР-Продукт"

Показатель

2015 год

2016 год

2017 год

Изменение

2016 год к 2015 году 2017 год к 2016 году
Расходы на обеспечение системы менеджмента качества, тыс. руб. 715,2 1210,3 3222,6 495,1 2012,3
Доля расходов на обеспечение системы менеджмента качества в затратах по обычным видам деятельности, % 0,24 0,36 0,78 0,12 0,42
Рентабельность расходов на обеспечение системы менеджмента качества, % 1,3 17,9 13,8 16,6 -4,1

 

 Таблица 5 показывает, что компания наращивает расходы на обеспечение системы менеджмента качества, увеличив их за 2015-2017 гг. более чем в четыре раза. Эти расходы растут быстрее всех операционных расходов, что позволило нарастить долю расходов на обеспечение системы менеджмента качества в затратах по обычным видам деятельности в три раза. Рентабельность расходов на обеспечение системы менеджмента качества выросла в 2016 году с 1,3 до 17,9 % благодаря ускоренному росту прибыли по сравнению с расходами на обеспечение системы менеджмента качества, однако в 2017 году компания не смогла обеспечить столь же высокую эффективность управления качеством.

Таким образом, можно сделать выводы, что систему менеджмента качества ООО "ЛЭАР-Продукт" нельзя считать эффективной с точки зрения обеспечения высокого качества выпускаемой продукции. Так, проведённый анализ качества варёных колбас компании показал, что оно уступает качеству продукции основных прямых конкурентов, в том числе за счёт проблем с маркировкой и упаковкой продукции, а также из-за завышенной ценой. Экономические показатели функционирования системы менеджмента качества показывают, что компания наращивает расходы на систему менеджмента качества и их долю в операционных расходах, однако после заметного роста в 2016 году в 2017 году рентабельность данных расходов сократилась.

Для повышения эффективности системы менеджмента качества руководство ООО "ЛЭАР-Продукт" должно обратить внимание на выявленные проблемы в качестве продукции, разработать более яркую, красочную упаковку и более информативную маркировку. Для этого могут потребоваться инвестиции в дополнительные основные производственные фонды и обучение персонала. Необходимо осуществить поиск поставщиков, которые смогут обеспечить поставки качественных материалов для производства упаковки. Это будет стимулировать увеличение продаж предприятия, а также объёмов прибыли, а увеличение прибыли является основным критерием эффективности системы менеджмента качества.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Зекунов А. Г. Управление качеством: учеб. для бакалавров. – М.: Изд-во ЮРАЙТ, 2013. – 475 с.

2. Коротков Э. М. Исследование систем управления: учеб. и практикум для академического бакалавриата. – М.: Изд-во ЮРАЙТ, 2015. – 226 с.

3. Аскеров П. Ф., Пахунова Р. Н. Общая и прикладная статистика. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 272 с.

4. Тюрин Д. В. Маркетинговые исследования: учеб. для бакалавров. – М.: Изд-во ЮРАЙТ, 2016. – 342 с.

5. Мишин В. М. Управление качеством: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Менеджмент организации". – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 463 с.

FEATURES OF THE ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM AT THE MEAT PROCESSING ENTERPRISE

V. Sarkisova, O. Gegechkori

 

The article examines the features of the analysis of the effectiveness of the quality management system at meat processing enterprises. It is concluded that the quality management system of LEAR-Product LLC can not be considered effective from the point of view of solving the problem of ensuring high quality of the products. It is proposed to improve the effectiveness of the quality management system with the use of expert assessment methods and the concordance coefficient.

 


УДК 339.13.017

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ПЕРВИЧНОГО РЫНКА НЕДВИЖИМОСТИ НА ПРИМЕРЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОМПАНИЙ КАЛИНИНГРАДА
В. Я. Симакович, студент 1 курса магистратуры ИНОТЭКУ ФГБОУ ВО "Калининградский государственный технический университет",




Дата: 2019-02-02, просмотров: 242.