С целью оптимального выбора технологии обучения персонала, Сибирский банк ПАО Сбербанк использует для анализа следующие методы:
— сравнительный метод, который заключается в выявлении сходств и различий в технологии обучения. В банке этот метод используется на начальной стадии — при сравнении теоретического обучения с практическими результатами работников. Этот метод является более затратным, т.к. для анализа работнику отдела кадров требуется значительное время на подготовку информации, его результаты определяются путем экспертной оценки;
— статистический метод позволяет сравнивать статистические данные (количественные характеристики) по разным критериям обучения (например, по годам, по образованию, по виду и форме обучения, по затратам на обучение и т.д.). Этот метод менее затрачен, т.к. является полуавтоматизированным — данные для подсчета заносит работник отдела кадров в электронную базу и с помощью программного обеспечения выполняется их обработка и выдача результатов в виде таблиц, графиков, диаграмм. Статистический метод используется в основном при подведении итогов обучения, подготовке отчетов за необходимый период (т.е. где можно увидеть изменения в динамике), а также при формировании перспективных планов;
— метод анкетирования с использованием программ с искусственным интеллектом (чат-боты), которые имитируют общение пользователя (например, работника отдела кадров) со специалистом банка[31]. В настоящее время этот метод является наиболее востребованным в банке, т.к. во-первых, программа разработана специалистами банка, следовательно, нет финансовых затрат на ее приобретение; во-вторых, анкетирование проводится в режиме «онлайн» с рабочего места работника банка (дистанционно) и, в-третьих, оперативная обработка большого объема информации. Это позволяет отделу кадров и руководству банка в форме «обратной связи» оценить результаты обучения, своевременно получать информацию с целью планирования работы по обучению персонала, внесению корректировок в текущее обучение и другое.
В зависимости от цели, которая на данный момент является наиболее приоритетной, Сибирский банк ПАО Сбербанк применяет технологии с разными целями обучения персонала и использует[32]:
¾ Обучение как метод ликвидации разрыва между текущими навыками работников и квалификационными требованиями к должности (например, курсы по работе с программным обеспечением «1С», по работе с мобильным приложением «Сбербанк-онлайн» и др.);
¾ Обучение как инструмент преобразования и построения корпоративной культуры (например, дистанционные лекции для вновь принятых работников «Добро пожаловать в ПАО Сбербанк»);
¾ Обучение как способ решения актуальных бизнес- и организационных задач, стоящих перед банком (например, программа «СБЕРБАНК 500» это тренинги и семинары для руководителей среднего звена; для руководителей высшего звена - «СБЕРБАНК 2020» и «Лидеры учат лидеров» по управлению бизнесом и персоналом);
¾ Обучение как метод мотивации персонала (например, прохождение стажировки в одном из филиалов ПАО Сбербанк с целью изучения и применения новых практик работником).
Применяя передовые технологии обучения, глава Сбербанка Герман Греф, подчеркнул, что «…непрерывное обучение — это сегодняшняя необходимость. Для создания культуры непрерывного обучения нужна трансформация из «организации для выполнения плана» в «организацию для эффективного обучения»[33]. Поэтому сегодня главными целями банка являются: обеспечение системы непрерывного обучения каждого работника банка и создание современной инфраструктуры обучения и развития для руководителей (на базе Корпоративного университета-КУ) и специалистов банка.
На практике банк активно развивает и использует такие технологии обучения персонала как дистанционное и электронное обучение; очное обучение и самостоятельная работа (самообучение)[34].
Таблица 6 — Сравнительный анализ охвата работников банка различными методами обучения
Метод обучения | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | Итого чел. | Темп роста 2017 к 2016 г. |
Дистанционное обучение – обучение на базе программ КУ. | 2 | 5 | 9 | 16 | 1,8 |
Электронное обучение – самостоятель- ное изучение электронных учебных материалов на портале банка. | 23 | 41 | 63 | 127 | 1,5 |
Очное обучение - аудиторные занятия при непосредственном контакте слушателя с преподавателем. | 17 | 14 | 11 | 42 | 0,8 |
Самостоятельная работа - обучение в личном кабинете с доступом к электронным и аудио-версиям книг серии «Библиотека Сбербанка», к статьям из ведущих бизнес-журналов (например, Harvard Business Review), к видео-лекциям. | 5 | 19 | 32 | 56 | 1,7 |
Итого (в т.ч. работники, прошедшие обучение по нескольким методам). | 47 | 79 | 115 | 241 | 1,5 |
Рис.9 — Динамика охвата работников банка различными методами обучения
Сравнительный анализ технологий обучения в Сибирском банке ПАО Сбербанк и его динамика показывают, что с каждым годом увеличивается количество персонала, обученного с использованием дистанционного (1,8 раз) и электронного (1,5 раза) обучения, а также за счет самостоятельного обучения (1,7 раз). К преимуществам этих методов, как показывают практики применения, можно отнести: экономию средств и времени; возможность быстрого доступа к информации в режиме «24/7»; коллективное прохождение курсов и тестов по умению работать в команде; самостоятельный выбор области обучения (новизна) и заинтересованность обучаемого в результате. К недостаткам относятся высокая стоимость программного обеспечения (затраты на разработку, внедрение и на квалифицированных программистов) и технических устройств (компьютеры, серверное и телекоммуникационное оборудование и другое). Наряду с этим, количество работников обученных по очной форме, в 2017 году уменьшилось в 0,8 раз, чем было в 2016 году. Основными причинами являются сокращение затрат на командировочные расходы, материальных затрат на подготовку курсов (распечатка вспомогательного лекционного материала, используемого для практических занятий) и отсутствие значительного числа обучаемых на рабочем месте в банке.
Таким образом, методы и результаты анализа практик применения технологии обучения в Сибирском банке ПАО Сбербанк показали, что важной целью банка является широкое использование инновации дистанционных и электронных методов обучения для руководителей и специалистов, чтобы сделать процесс обучения непрерывным и эффективным, а также оптимизировать на него затраты. Данная цель позволила создать дружный и стабильный коллектив, персонал которого обладает профессиональными (банковскими) компетенциями и, следовательно, мотивирован на результат в банковской сфере.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 407.