Экспериментальная и социальная
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(культурно-историческая) психология

    В 70-е гг. XIX в. происходят объединение знаний о психике в научную дисциплину, отличающуюся от других. Пришло время для определения статуса психологии как самостоятельной науки, и тогда сформировалось новое направление ее разработки. Оно по-своему определяли предмет, метод и задачи психологии, вектор ее развития.

    Принципиальное значение для понимания развития психологии имела программа, разработанная В. Вундтом. В Гейдельбергском университете Вундт читал ряд лекционных курсов, где фактически сформулировал программу построения 2-х психологий: эксперементальной и социальной (культурно-исторической). Заслугой исследователя можно считать открытие в Лейпциге первой в мире лаборатории экспериментальной психологии (1879), вскоре преобразованную в институт, которая объединила всех, специалистов в области изучения душевной деятельности. Труды лаборатории публиковались в созданном Вундтом первом психологическом журнале, называвшемся «Философские исследования» (выходил с 1881 г.). Вокруг Вундта постепенно складывалась беспрецедентная интернациональная школа. В философском плане Вундта и его теорию относят к структуралистам поскольку главной для его программы была задача выяснить из каких элементов построено сознание и каков характер его структурирования.

    Психология утвердилась в статусе самостоятельной опытной науки. И в этом историческая заслуга Вундта. Он впервые поместил в лабораторию не лягушку и собаку, а человека с его «таинственной» душой. Это было революционное событие. Постепенно складывалось сообщество исследователей, работников новой области знания, имеющей собственные организационные структуры – лаборатории, кафедры, журналы, общества, а начиная с 1889 г. – и международные конгрессы.

Еще в 1863 г. в «Лекции о душе человека и животных» В. Вундт обосновывал необходимость наряду с экспериментальной психологией психологии культурно-исторической, поскольку именно психология народов может разрешить «проблемы психогенезиса»: «психология народов ведет нас по пути истинного психогенезиса, изучая различные ступени духовного развития, на которых еще и теперь находится человечество. Она показывает здесь нам замкнутое первобытное состояние, от которого, благодаря почти непрерывному ряду промежуточных ступеней, можно перебросить мост к более сложным и более высо­ким культурам. Таким образом, психология народов есть в полном смысле слова психология развития». Обращение организатора первой в мире лаборатории экспериментальной психологии к социальным и культурным явлениям стало одной из первых попыток интеграции социально-исторических феноменов в предметную область психологии. Идея объективации психических процессов в человеческих достижениях, продуктах деятельности в дальнейшем существенно повлияет на основоположника исторической психологии во Франции И. Мейерсона[3], который в 1948 году публикует программную монографию по исторической психологии под названием «Психологические функции и Творения (или произведения)». Именно Мейерсон разработал первую научную программу исследований по исторической психологии. Тогда же под его руководством в Париже создается Центр исследований по сравнительной исторической психологии.

В. Вундт предпринял следующий после Штейнталя и Лацаруса важнейший опыт теоретического описания «психологии народов». На рубеже XIX–XX вв. он пытался объединить свою науку с историей и разработать обширную программу исследований в этой области. Он исходил из следующих предпосылок: психология – теоретический фундамент для всех знаний о человеке и обществе, история располагает эмпирическим материалом для анализа. В фундаментальном 10-томном труде «Психология народов. Исследование закона развития языка, мифов и обычаев» (1900-1920) В. Вундт развивал идею своих предшественников о психологическом исследовании явлений народной культуры как продукта духовной деятельности народа, как проявления «народной души». Рассматривая психологию народов как часть психологии, В. Вундт распространяет на исследования в этой области методы индивидуальной психологии. В каждом классе духовных и материальных явлений он ищет объективацию определенной психической функции: «язык содержит в себе особую форму живущих в духе народа представлений и законы их связи. Миф таит в себе первоначальное содержание этих представлений в их обусловленности чувствами и влечениями. Обычаи представляют собой возникшие из их представлений и влечений общие направления воли».

Используемый в труде метод последовательного психологического обзора ученый иногда называет исторической психологией. Он выделяет 4 этапа всемирно-исторического процесса: 1) первобытность, 2) тотемистический век, 3) век героев и богов, 4) развитие по направлению к человечеству. Основным двигателем прогресса выступает саморазвитие духовного начала. Внутренним механизмом перехода от этапа к этапу выступают волевые импульсы. «Мы хотим выяснить только те основные психологические мотивы, благодаря которым первоначальное превратилось в позднейшее, первобытное – в более совершенное, отчасти под давлением внешних жизненных условий, отчасти благодаря творческой силе человека».

Исторический метод, лишь обозначенный у предшественников, является для В. Вундта основным методом исследования в рамках народной психологии. В. Вундт считает, что для решения проблемы развития психики, для обнаружения законов психического развития существует два пути: 1) «брать одно за другим отдельные важные явления обществен­ной жизни и рассматривать их в их развитии, подобно тому, как это обычно делает общая психология при анализе индивидуального сознания»; 2) «употребляя прежнее сравнение, проводить не продольные, а поперечные разрезы, причем мы будем рассматривать одну за другой плавные ступени народно-психологического развития и каждую из них во всей взаимной связи ее явлений».

Идея исторического своеобразия человека, то есть психологических различий людей в разные периоды мировой истории человечества была выражена В. Вундтом как историческая периодизация «народно-психологических явлений» по аналогии с развитием индивидуального сознания («поскольку эволюция сознания основана на психологических законах, постольку все возникающее из общности духовной жизни процессы эволюции становятся проблемами самостоятельного психологического исследования»). Аналогия между этапом психологического развития человечества и онтогенеза восходит к эволюционной теории Г. Спенсера, который расценивает доисторическое и цивилизованное состояние общества в качестве ступеней онтогенетического развития - как детство и зрелость человека. В. Вундт выделяет четыре ступени развития народов, специфика которых определяется «преобладанием одного из психологических качеств» (представления, чувства, мотивы поведения), около которых группируются народно-психологические явления.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 233.