Сущность принципа разделения властей.
Первый проект разделения властей (Дж. Локк, середина 17в.) разделял власть по функциональному признаку на законодательную, исполнительную (она же и судебная) и федеративную (ведавшую международными отношениями).
Современный принцип разделения властей сформулировал Монтескьё Ш.-Л. (1784). Он выделил 3 различных вида деятельности – принятие законов, их исполнение, осуществление правосудия. Система «сдержек и противовесов». Координатором и верховным арбитром в конфликтах ветвей власти выступала центральная легитимизирующая фигура – монарха, президента или руководителя правящей партии. Дальнейшая демократизация власти сопровождалась усилением социального контроля через появление средств массовой информации – «четвертой власти», - реально действующих в условиях свободы слова.
Содержание принципа разделения властей:
1) законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным органом власти;
2) исполнительная власть ограничена в нормотворчестве и в основном занята исполнением законов;
3) должен быть баланс полномочий между законодательной и исполнительной органами власти;
4) судебные органы являются независимыми;
5) ни одна из властей не вмешивается в деятельность другой;
6) споры властей решаются конституционным путем (в РФ – с привлечением Конституционного Суда).
Законодательная власть.
Законодательная власть – делегирование народом своих представителей в специальный государственный орган (парламент) для издания законодательных актов и контроля за деятельностью правительства (особенно в финансовой сфере). Ведущее положение парламента в системе государственной власти и управления называется парламентаризмом. Названия органов законодательной власти в разных странах:
СТРАНА | НАЗВАНИЕ ПАРЛАМЕНТА | СТРАНА | НАЗВАНИЕ ПАРЛАМЕНТА |
Россия | Федеральное собрание | Украина | Верховная Рада |
США | Конгресс | Израиль | Кнессет |
Франция | Национальное собрание | Португалия | Ассамблея или Собрание Республики |
Великобритания | Парламент | Финляндия | Эндускунта |
Германия | Бундестаг | Швейцария | Федеральное собрание |
Швеция | Риксдаг | Аргентина | Национальный Конгресс |
Норвегия | Стортинг | Армения | Национальное собрание |
Болгария | Народное собрание | Польша | Народное собрание |
Словакия | Национальный совет | Дания | Фолькетинг |
Турция | Великое национальное собрание (меджлис) | Исландия | Альтинг |
Таиланд | Национальная ассамблея | Хорватия | Сабор |
Швейцария | Федеральная ассамблея | Чили | Национальный конгресс |
Литва | Сейм | Эстония | Рийпикогу (Государственное собрание) |
Испания | Конгресс депутатов | Белоруссия | Национальное собрание |
Парламенты могут состоять из одной или двух палат. Палаты образуют комитеты и комиссии, которые рассматривают законопроекты предварительно. Парламент устанавливает налоги и сборы, принимает бюджет, одобряет договоры с другими государствами.
Функции законодательной власти
-устанавливает правовые (нормативные) начала государственной и общественной жизни;
-вырабатывает основные направления внешней и внутренней политики страны;
-проводит экспертизу стратегических вопросов государственного развития;
-определяет правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной власти;
-ограничивает свою деятельность принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости (в демократическом государстве).
Исполнительная власть.
Исполнительная власть – обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти. В основном реализуется через правительство и его органы. Органами исполнительной власти являются министерства, Государственные комитеты, российские агентства, федеральные службы, ведомства.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 232.