Проблема политической власти в современном мире
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Сущность принципа разделения властей.

Первый проект разделения властей (Дж. Локк, середина 17в.) разделял власть по функциональному признаку на законодательную, исполнительную (она же и судебная) и федеративную (ведавшую международными отношениями).

Современный принцип разделения властей сформулировал Монтескьё Ш.-Л. (1784). Он выделил 3 различных вида деятельности – принятие законов, их исполнение, осуществление правосудия. Система «сдержек и противовесов». Координатором и верховным арбитром в конфликтах ветвей власти выступала центральная легитимизирующая фигура – монарха, президента или руководителя правящей партии. Дальнейшая демократизация власти сопровождалась усилением социального контроля через появление средств массовой информации – «четвертой власти», - реально действующих в условиях свободы слова.

Содержание принципа разделения властей:

1) законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным органом власти;

2) исполнительная власть ограничена в нормотворчестве и в основном занята исполнением законов;

3) должен быть баланс полномочий между законодательной и исполнительной органами власти;

4) судебные органы являются независимыми;

5) ни одна из властей не вмешивается в деятельность другой;

6) споры властей решаются конституционным путем (в РФ – с привлечением Конституционного Суда).

 

Законодательная власть.

Законодательная власть – делегирование народом своих представителей в специальный государственный орган (парламент) для издания законодательных актов и контроля за деятельностью правительства (особенно в финансовой сфере). Ведущее положение парламента в системе государственной власти и управления называется парламентаризмом. Названия органов законодательной власти в разных странах:

 

СТРАНА НАЗВАНИЕ ПАРЛАМЕНТА СТРАНА НАЗВАНИЕ ПАРЛАМЕНТА
Россия Федеральное собрание Украина Верховная Рада
США Конгресс Израиль Кнессет
Франция Национальное собрание Португалия Ассамблея или Собрание Республики
Великобритания Парламент Финляндия Эндускунта
Германия Бундестаг Швейцария Федеральное собрание
Швеция Риксдаг Аргентина Национальный Конгресс
Норвегия Стортинг Армения Национальное собрание
Болгария Народное собрание Польша Народное собрание
Словакия Национальный совет Дания Фолькетинг
Турция Великое национальное собрание (меджлис) Исландия Альтинг
Таиланд Национальная ассамблея Хорватия Сабор
Швейцария Федеральная ассамблея Чили Национальный конгресс
Литва Сейм Эстония Рийпикогу (Государственное собрание)
Испания Конгресс депутатов Белоруссия Национальное собрание

 

Парламенты могут состоять из одной или двух палат. Палаты образуют комитеты и комиссии, которые рассматривают законопроекты предварительно. Парламент устанавливает налоги и сборы, принимает бюджет, одобряет договоры с другими государствами.

Функции законодательной власти

-устанавливает правовые (нормативные) начала государственной и общественной жизни;

-вырабатывает основные направления внешней и внутренней политики страны;

-проводит экспертизу стратегических вопросов государственного развития;

-определяет правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной власти;

-ограничивает свою деятельность принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости (в демократическом государстве).

 

Исполнительная власть.

Исполнительная власть – обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти. В основном реализуется через правительство и его органы. Органами исполнительной власти являются министерства, Государственные комитеты, российские агентства, федеральные службы, ведомства.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 232.