Основные подходы к пониманию власти
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Практически каждый человек прямо или косвенно связан с властными отношениями. Стремление к господству как магнит притягивает людей, влияя не только на внешнее поведение, но и изменяя личность человека. Испытание властью во всех странах считалось и считается наиболее сложным для человека. Не даром Д.Р. Толкиен в известной книге «Властелин колец» предупреждал, что всевластие опасно даже для самого достойного и честного, так как обладание неограниченной силой способно опьянить и помутить разум, приводит к потере контроля над своими действиями.

Мы ежедневно сталкиваемся с властью – и не только в отношениях с государством, но и во взаимодействии с другими людьми или с окружающим миром. И проявлять ее можно по-разному – унижать и оскорблять более слабого или помогать ему, командовать или советовать. Власть, как и оружие, можно использовать и для защиты жизни, и для ее уничтожения. И очень опасно, если эти вещи окажутся в руках людей, не имеющих об их силе никакого представления. Мы рассмотрим понятие власти, ее виды и проявления.

Трудно однозначно определить, что же такое власть. Об этой загадочной вещи человечество спорит уже на протяжении нескольких тысячелетий. Сейчас в словарях и научных работах можно встретить несколько разных определений власти, каждое из которых показывает важные характеристики, но не исчерпывает полностью этого сложного понятия. Среди наиболее часто встречающихся выделим несколько.

ВЛАСТЬ – способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей, заставлять других подчиняться с помощью какого-либо средства (авторитета, права, насилия и т.д.).

В этом определении власть понимается очень широко, она пронизывает все действия людей в разных областях общественной жизни. Подобное определение было дано М. Вебером, одним из первых рассматривавших власть как социальное явление.

ВЛАСТЬ – господство, которое обеспечивает выполнение приказа.

В данном случае имеется в виду определенное действие для выполнения какого-либо приказа. При этом главное место отводится отношениям по линии «приказ - его исполнение (или неисполнение)», власть в большей степени рассматривается с негативной точки зрения как принуждение.

ВЛАСТЬ – способность реализовывать намеченные цели.

Здесь говорится о возможности достижения каких-либо целей и в какой-то степени власть выполняет роль денег, то есть является эквивалентом. Ее может хватить, а может и быть недостаточно для выполнения той или иной задачи.

ВЛАСТЬ – одна из основных функций организации общества, авторитетная сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями людей, согласовывать противоречивые индивидуальные или групповые интересы, подчинять их единой воле с помощью убеждения или принуждения.

В этом определении обращается внимание на то, что люди имеют противоречивые интересы и конфликты между ними неизбежны. При этом власть выступает в качестве силы, способной предотвращать перерастание мелких конфликтов в крупные социальные или индивидуальные столкновения и таким образом превращается в своеобразного арбитра.

В широком смысле власть – способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств принуждения – психологических, юридических, экономических, насильственных.

С психологической точки зрения власть – это отношения доминирования – подчинения, существующие в различных, в том числе и неполитических, сферах человеческой жизни (социальной, экономической, школьной, семейной и т.д.) и представляющие собой определенный универсум человеческого бытия, его организующее начало – фактор связей, объединяющих людей, собирающих их в обществе и управляющих ими.

Политическая власть – это отношения доминирования – подчинения, существующие между субъектами политической жизни. Психологически это способность и возможность доминирования одних при готовности других к подчинению. Власть существует в двух формах – потенциальной и реальной.

Власть функционирует на трех основных уровнях социальной структуры: общественном (охватывает наиболее сложные социальные и политические отношения), публичном или ассоциативном (объединяет группы людей) и личном (межличностном). Совокупность уровней и форм власти образует общую структуру, которая имеет пирамидальное строение: в основании – общество в целом, ближе к середине – господствующие силы, определяющие политику и формирующие власть; на вершине – правительство, парламент и другие формальные структуры.

Основными критиками политических властных отношений являются анархисты. Анархизм – политико-психологическое и теоретическое течение, провозглашающее своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. У. Годвин в своей работе «Исследование о политической справедливости» (1703г.) сформулировал понятие «общество без государства».

В анархизме выделяются четыре основных направления:

1. Индивидуалистическое – идея абсолютной свободы человека, желания и поступки которого не должны быть ограничены ни религиозными догмами, ни нормами права и морали (М. Штирнер – автор книги «Единственный и его собственность» 1845г.).

2. Мютюэлистское (Д. Уоррен, Б. Такер, П.Ж. Прудон) – идея «свободного договора». Создание безденежного эквивалентного обмена товарами между всеми членами общества, являющимися самостоятельными частными производителями и финансирование их деятельности через народный банк – способ обеспечить полную независимость граждан от государства и уничтожить государство.

3. Коллективистское (М.А. Бакунин) – государство рассматривается как орудие угнетения масс и должно быть уничтожено революционным путем. Идеал – общество, основанное на «свободной федерации» крестьянских и рабочих ассоциаций, коллективно владеющих землей и орудиями труда.

4. Коммунистическое (П.А. Кропоткин) – «биосоциологический закон взаимной помощи», определяющий переход к федерации свободных коммун путем революционного уничтожения государственной власти и частной собственности.

Современный анархизм сосредотачивает внимание на проблемах личной свободы и насилия как единственной форме перехода к либертарному (свободному, вольному) обществу.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 207.