1. Политические принципы и правовые нормы:
-регулируют политические отношения, придавая им упорядоченность, определяя дозволенное и недозволенное в функционировании данной политической системы;
-узаконивают политические устои;
-определяют стиль и методы работы органов государственного аппарата, других институтов политической организации;
-способствуют формированию механизма распределения и закрепления соответствующих ролей между членами общества.
2. Политическое сознание (отражение политических отношений и интересов, оценка политических явлений, выраженное в виде определенных понятий, идей, взглядов, теорий):
-отражает социальную действительность;
-воспринимает событие, оценивая его по степени значимости и соответствия интересам, законодательным актам, политическим нормам, традициям, идеалам;
-прогнозирует возможные перспективы социальных и политических изменений в обществе.
3. Политические институты:
-представляют политические учреждения с организованной структурой, централизованным управлением, исполнительским аппаратом;
-включают формы и сущность политических функций, отношений, типов управления.
4. Политическая культура (совокупность наиболее типичных для общества стереотипов политических представлений, установок и ценностных ориентаций, традиций и символов политического поведения):
-выполняет роль стабилизирующего или дестабилизирующего фактора политической системы;
-осуществляет преемственность политических традиций, обычаев, социального и исторического опыта.
Структурные элементы политики
1. Политический интерес – внутренний, осознанный источник политического поведения, побуждающий людей к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их осуществлению.
2. Политическая организация – отражение роли институтов публичной власти как центров управления и регулирования общественными процессами.
3. Политическая деятельность – разновидность социальной активности субъектов, реализующих свои политические интересы.
4. Политическое сознание – зависимость политической жизни от осознанного отношения к ней людей.
5. Политические отношения – устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и институтами власти.
Виды политических систем.
Так как политические отношения являются очень сложным и многосторонним явлением, то вряд ли можно говорить о существовании в мире конкретных видов политических систем. В каждой стране сложились неповторимые взаимодействия, но с определенной степенью допустимости отклонений их можно все же классифицировать.
Если взять за основу уровень взаимодействия государства и общества, то все политические системы делятся на демократические и недемократические (внутри которых идет подразделение на авторитарные и тоталитарные).
Демократические системы строятся на принципах индивидуализма, гуманности (человек является основной ценностью), ответственности, равенства, конкурентности, социальной справедливости, инициативы, суверенитете народа, множественности мнений, терпимости, свободы, презумпции невиновности, критичности, постепенности преобразований; а недемократические - коллективизма, кастовости, политической пассивности, системе подчиненности, идеологической обработки граждан (индоктринации), государственной опеке (протекционизме), использование любых средств ради достижения поставленных целей, утопизм (слепая вера в определенные идеалы), радикализма, насилия.
Авторитаризм – антидемократическая и антиправовая политическая концепция и политико-психологическая практика властвования, а также квалификация недемократических форм политического сознания на основе отношения к авторитету вообще и авторитету власти в частности. Проявляется в форме специфических политических режимов, установленных или навязанных форм правления, при которых власть сконцентрирована в руках одного человека или в одном ее органе и снижает (вплоть до полной ликвидации) роль других, прежде всего представительных ее институтов. Самоцелью и самодостаточной ценностью авторитаризм становится при установлении автократии – режима полного самовластия.
К основным причинам усиления авторитаризма относятся природные, прирожденные качества политического лидера (властной личности); разумные, рациональные решения, оправданные ситуацией (необходимостью концентрации власти в ситуациях состояния войны, общественного кризиса и т.п.); социальные (возникновение национальных или других социальных конфликтов). Авторитаризм отличают три основных свойства:
1) Централизация власти и управления.
2) Безапелляционный командный стиль руководства.
3) Безусловное повиновение подчиненных.
Процедура демократических решений при авторитаризме или отсутствует, или носит фиктивный, показной характер. Власть не формируется и не контролируется народом. Индивид лишен гарантий безопасности в своих взаимоотношениях с властью. Население превращается в простой объект политических манипуляций. Власть держится на различных формах насилия и постоянной возможности его непосредственного (внесудебного, внеправового) применения против всех неугодных. Суд лишен самостоятельности и выступает как вспомогательный инструмент официальной власти. Широко используются разнообразные формы политической демагогии, расовые, националистические предрассудки и стереотипы. Характерно культивирование в массах фанатизма, страха и раболепного отношения к власти.
Кроме того, в зависимости от источника власти можно говорить об открытых и закрытых политических системах. Открытые системы характеризуются свободной конкуренцией, наличием возможностей для каждого реализовать свое стремление к участию в политической жизни. Причем эта открытость должна распространяться на все сферы жизни - при замещении любой должности объявляется конкурс и выбирается самый квалифицированный специалист по заранее известным критериям. Наоборот, в закрытых системах все решается на основе знакомств, родственных связей, взяток, личных пристрастий. Профессионализм в данном случае отходит на задний план, а если и проводятся конкурсы на замещение должностей, то делается это формально с заранее известными результатами. Таким образом, можно говорить о двух типах правлений. При первом от правительства можно избавиться без кровопролития, в первую очередь с помощью выборов. В данном случае переход власти от одной группы к другой не сопровождается полным разрушением политических институтов и общественных традиций. Второй тип предполагает, что правительство может уйти только в случае переворота, успешного восстания, заговора, гражданской войны и т.п.
Очень близки к рассмотренным классификациям и остальные. Так некоторые делят все политические системы на военные, гражданские и теократические. В данном случае главным критерием является господствующие положение в государстве одной из трех групп, имеющих значительный авторитет и силу. В современном мире большинство стран имеют гражданскую власть, но остаются еще государства, где господствуют военные (в первую очередь в Африке и Южной Америке) или религиозные деятели (азиатские и некоторые африканские страны). Также есть разделение на диктаторские (опора на насилие) и либеральные (защита личной свободы) системы.
Современный мир очень сложен и разнообразен не только с точки зрения традиций, обычаев, религиозных представлений и культуры, но и в политической области. Современный человек должен уметь находить общие черты и видеть различия, чтобы не быть объектом манипуляций со стороны партий, государства, средств массовой информации и отдельных людей. Именно в этом залог нашей свободы.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 226.