Элементы властных отношений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Элементы власти:

1. Влияние, оказываемое на других.

2. Особый тип действий, состоящий в возможности изменять поведение других людей.

3. Достижение определенных целей.

4. особый вид отношений между управляющим и управляемыми.

5. Возможность использования определенных средств, в частности насилия.

6. Возможность принятия решений, регулирующих распределение благ в конфликтных ситуациях.

 

Можно выделить три составляющие части властных отношений:

I. Субъектчеловек, группа людей или определенная организация, которые отдают распоряжения и приказы, контролируют их выполнение, разъясняют пользу своего существования и пропагандируют необходимость совершения тех или иных действий.

Субъектами могут быть:

-руководители организаций или объединений (директор предприятия, начальник отдела, председатель общественной организации, глава политической партии и т.п.),

-государственные органы (прокуратура, Верховный Суд, министерство),

-политические партии и общественные организации (правозащитные движения, профессиональные союзы, творческие объединения),

-авторитетные и уважаемые люди (старейшины, главы семейств, известные деятели науки и культуры).

 

II. Объект – лица, группы или организации, на которых обращается команда, приказ или распоряжение.

Чаще всего в роли объекта выступают простые люди (члены трудового коллектива, служащие, население той или иной местности, сторонники политической партии). Но бывают ситуации, когда объектами могут быть и те, кого мы отнесли в субъекты. Например, начальник цеха является субъектом для всех работающих там людей, но в то же время он может быть объектом для директора предприятия, а директор государственного предприятия – для министерства. Именно поэтому понятия субъект и объект очень относительны. Так, простые люди выполняют распоряжения правительства и должны выполнять законы, но в то же время от их решения на выборах во многих странах зависит, кто будет главой государства, а основной закон страны – Конституция – принимается только после всенародного голосования (референдума).

 

III. Ресурсысовокупность способов, средств и приемов, с помощью которых устанавливается и реализуется власть. Ресурсы власти – средства, которые позволяют субъекту оказывать влияние на объект: Делятся на утилитарные, принудительные и нормативные. Утилитарные – это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. Такие ресурсы используются как для поощрения, так и для наказания (уменьшение зарплаты недобросовестным работникам). В качестве принудительных ресурсов обычно выступают меры административного наказания (например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций). Нормативные ресурсы включают средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека.

Также ресурсы могут делиться на следующие категории:

-экономические (материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как всеобщий эквивалент, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т.п.);

-социальные (пути повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации групп, общностей, отдельных людей, включают в себя должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, привилегии, кадровая политика и т.п.);

-культурно-информационные (знания и информация, а также средства их получения и распространения – институты науки и образования, средства массовой информации и др.);

-принудительные или силовые (оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди, армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, техникой, тюрьмами, формирования политических партий и движений; вооруженные отряды на службе частных лиц и организаций – представители охранных агентств и т.п.);

-демографические (люди, представляющие собой универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы, количество и качество населения);

-правовые (законы, программные документы, конституции);

-информационные (знания, информация, контроль над средствами массовой информации, коммуникационные системы).

 

При этом могут использоваться самые разные методы воздействия:

вера (является основой господства религиозной организации),

-насилие (часто используется разного рода диктаторами, тиранами или завоевателями, чаще всего они прибегают к репрессиям, т.е. произвольным арестам и незаконным наказаниям с целью запугать население и пресечь в корне все проявления возможного недовольства),

-традиция (на этом держалась власть старейшин в племенах, а сегодня поддержание традиций позволяет сохранять такие властные структуры, как королевская семья в Великобритании и др.),

-закон (во многих странах сегодня признается верховенство закона и подчинение ему всех граждан),

-страх (чаще всего используется для установления власти в межличностных отношениях или в малых группах, например, в подростковых кампаниях лидер может устанавливать свое господство на страхе исключения из этой кампании, применения физического воздействия, оглашения личных тайн, публичного высмеивания, бойкота),

-убеждение (лидеры политических партий используют убеждения своих сторонников для руководства их действиями),

-армия (военное господство является разновидностью применения насилия, т.к. армия в демократическом государстве не должна быть источником власти),

-поощрение или наказание (они могут быть материальными – премии, грамоты, дипломы, награды или штрафы, понижения в должности, лишение наград; и моральными – уважение, прославление, общественное признание, присвоение тех или иных званий или выговоры, критика, осуждение, лишение званий).

 

 

Виды властных отношений.

Сочетание трех представленных выше элементов могут быть классифицированы по отдельным признакам на следующие виды власти:

По ресурсам: политическая, экономическая, социальная, принудительная, информационная и теневая.

Характерными чертами политической власти является:

-открытое законное использование силы через специальные государственные органы принуждения, такие как полиция или милиция, армия, спецслужбы, налоговые органы; обязательность решений для всех граждан (в случае, если эти решения не выходят за рамки установленных законов, что может быть установлено судом);

-публичность (открытое обращение ко всем гражданам и организациям);

-наличие центра принятия важнейших решений (определенным центром обычно выступает государство, но это не значит, что власть в государстве должна быть сконцентрирована в одних руках или отдельных органах).

Экономическая власть основывается на использовании материальных ценностей, в качестве которых в первую очередь выступают деньги, а также движимое и недвижимое имущество. Часто экономическая власть оказывает значительное влияние на политические отношения. Еще древние греки выделяли особую форму правления, при которой богатые люди обладают всей полнотой власти, и называли ее олигархией. Термин «олигарх» нередко можно встретить и в современном мире.

Социальная власть – установление повиновения с помощью повышения или понижения социального положения людей – статусов, должностей, льгот, привилегий, места в социальной иерархии. Подчас люди отказываются от более выгодной экономически работы для сохранения своих позиций в обществе. В наше время сила общественного мнения уже далеко не всегда определяет все поступки человека, но все еще остается реальным фактором воздействия на людей.

Принудительная власть опирается на силу, физическое принуждение. Она может быть установлена не только в государстве, но и семье, преступной группировке, молодежной кампании. С помощью силы можно добиться кратковременного послушания, но при этом необходим постоянный контроль за людьми и поддержание обстановки страха. Господство принудительной власти прямо пропорционально зависит от строгости наказания и ослабевает при наличии возможностей уклониться от него.

Информационная власть может обеспечивать повиновение через использование средств массовой информации (СМИ или масс медиа), которые нередко называют «четвертой властью». Особенно возросла роль СМИ в наше время, которое называют информационным веком. Созданные коммуникации способны донести любую новую идею до большинства людей на Земле. Радио, телевидение, видео, газеты и журналы способны внедрить в сознание масс те или иные ценности, они могут призывать к жестокости и насилию или пропагандировать гуманизм и миролюбие, вызывать войны и революции или способствовать разрешению конфликтов и мирным переговорам, нагнетать межнациональную рознь или укреплять дружеские отношения между народами. Поэтому так важно, чтобы средства массовой информации были независимы, правдивы, соблюдали определенные этические нормы, а также не попадали в руки одних лиц, которые могли бы монополизировать информацию.

Сейчас даже появился особый термин – медиократия – под которым понимается господство над людьми через средства массовой информации (СМИ). В последние годы расширилось действие компьютерной сети Интернет, ставшей еще одним источником информации и снизившая возможности навызывания тех или иных идей через СМИ.

Теневая власть не имеет публичного характера, ее главной характеристикой является скрытое правление, при котором государственные органы тайно передают свои полномочия определенным лицам или группам, не имеющими для ее осуществления прав. Так может устанавливаться власть партии, секты, касты, секретной службы, мафиозной структуры, семейного клана или дружеского кружка.

Существуют и другие критерии для классификации власти:

-по сферам действия (государственная, партийная, профсоюзная, армейская, семейная и т.п.),

-по функциям (законодательная, исполнительная и судебная),

-по способам взаимодействия властных структур с населением (демократическая и недемократическая).

Таким образом, мы видим, что власть представляет собой сложную структуру с соединением разных элементов и частей. В дальнейшем наше внимание будет в основном сконцентрировано на политической власти и на условиях ее установления. Для этого необходимо рассмотреть проблему политического лидерства и господства.

3 процесса, благодаря которым люди оказываются под тем или иным влияние:

1. Уступчивость – человек прикидывает, какова может быть цена на непослушание. Человек следует приказу извне, но испытывает чувство негодования или чувство покорности. Страх наказания или желание получить вознаграждение.

2. Идентификация – под влиянием другого человека, отождествление индивидом себя с каким-то другим человеком, группой лиц. Индивид приписывает себе свойство другого лица или группы лиц.

3. Интернализация – лидер обладает достаточной компетентностью, доверием других людей.

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 219.