Политическую систему можно представить как совокупность различных политических институтов, государственных и негосударственных организаций и отношений, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, посредством которых формируется и осуществляется политическая власть.
Если в обществе отсутствует всякое взаимодействие между этими элементами, если политические лидеры не заботятся ни о каких интересах, кроме личных, если государство действует вопреки нормам права, а законы повсеместно нарушаются, то ни о какой политической системе нет смысла говорить. Такое общество вряд ли окажется исторически жизнеспособным. Именно поэтому представляется важным, чтобы в политической жизни существовало определенное единство и упорядоченность.
Первым блоком, составляющим политическую систему, являются организации или институты, выражающие различные интересы. Партии, профсоюзы, религиозные и кооперативные организации, клубы по интересам и многие другие организации и движения позволяют людям бороться за свои интересы, реализовывать потребности. Наличие подобных институтов, не подчиняющихся государству и непосредственно им не контролируемых, составляет гражданское общество. В нем преобладают свободные и равноправные партнерские отношения, подразумевающие индивидуальную инициативу, активность и ответственность.
Если раньше рождение человека определяло его привязанность к социальной группе, а вместе с ней профессию, свободное времяпрепровождение, стиль одежды, круг знакомств, увлечения и интересы, то теперь все по-другому. Гражданское общество пришло на смену традиционному укладу жизни. Трудно представить себе, чтобы простолюдин в Средневековье старался красиво одеваться, носил украшения и увлекался танцами - его судьба была предрешена заранее и только редкие исключения (например, Жанна д’Арк или Михайло Ломоносов) могли резко изменить свою жизнь.
Сейчас в цивилизованных странах перед человеком открывается множество возможностей - никто не будет заставлять идти на определенную работу, жениться по выбору родственников, навязывать или запрещать чтение газет и просмотр телевизионных программ, стиль одежды и манеру поведения, развлечения и вероисповедание.
Интересы людей самые различные и поэтому отдельные организации и группы объединяют «родственные» души, давая им возможность общаться, защищать общие интересы, реализовывать способности.
В особую структуру выделяется государство, находящееся в центре всей политической жизни. Однако в демократическом обществе государство не должно претендовать на контроль за каждым шагом человека и в то же время граждане должны иметь возможность контролировать действия государственных органов.
Для того чтобы граждане обладали достаточной независимостью от государства необходимо создание в обществе прослойки, которая получила название среднего класса. Сюда относятся граждане, занимающиеся коммерческой деятельностью и владеющие частной собственностью, они должны обладать уровнем доходов, позволяющим не только нормально существовать, но и путешествовать, получать дополнительное образование, а также противостоять государственным чиновникам в случае конфликта, не боясь потерять свои средства или источник доходов. В развитых демократических обществах представители среднего класса составляют до 90% граждан, наличие этого слоя не дает образоваться в обществе глубокой пропасти между сверхбогатыми и сверхбедными. Известный российский историк и государственный деятель кон. XIX - нач. XX вв. Николай Иванович Кареев в своем исследовании «Происхождение современного народно-правового государства» писал: «Главным признаком гражданина свободного государства является в настоящее время не участие во власти, как во времена Аристотеля...а возможно наибольшей независимости от какой бы то ни было власти, обеспечиваемой в свою очередь подчинением и самой власти праву».
Другой важной частью можно назвать информационную сеть, в которую включается взаимодействия между классами, социальными группами, нациями и индивидами. Если раньше контакты людей были очень ограничены, то ХХ век открыл гигантские возможности в этом направлении. Средства массовой информации (печать, радио, телевидение, компьютеры), научно-информационные учреждения, институты, центры, бюро, консультационные службы позволяют быстро передавать сообщения в любую точку Земного шара, а также разобраться в происходящих процессах. Каждый из нас перестал замыкаться только на делах и проблемах своей местности и своего круга знакомых. Мир стал теснее, а человечество сплоченнее. Кто-то может сказать, что без этого можно было бы избежать многих громких скандалов, отставок правительств и даже войн. Доля правды есть в этом утверждении, но эти негативные последствия компенсируются тем, что возросла ответственность правящих перед обществом.
Никак нельзя обойтись в обществе и без определенных норм и традиций, определяющих и регулирующих политическую жизнь. Сюда входят как правовые (конституции и законы), так и этико-моральные нормы (представления о добре и зле, правде и справедливости). Политическая норма является правило политического поведения, признанное как в масштабе всего государства, так и в рамках отдельных политических институтов. Их нарушение несет за собой ответственность и определенные санкции.
Еще одной важной структурой политической системы является культурно-идеологическая область, содержащая политические идеи, взгляды, представления и чувства. На первом уровне - теоретическом - находится идеология, включающая взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории. Они конкретизируются в программах и заявлениях политических партий и общественных организаций. На втором уровне - практическом - действует политическая психология, формирующая чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции.
Наконец, не последнюю роль играют средства и способы реализации власти, политические технологии (согласие, принуждение, насилие, авторитет и другие).
Перечисленные выше составляющие политической системы ученые называют подсистемами и выделяют среди них следующие - организационную (или институциональную), информационно-коммуникационную, нормативную, культурно-идеологическую и функциональную.
Какая из подсистем, на ваш взгляд, является наиболее важной? Почему? Приведите конкретные примеры по каждой из подсистем. Как в современной России функционируют эти подсистемы?
Так выглядит политическая система в «разобранном» виде, но в жизни невозможно отделить одно от другого, все элементы хитро сплетаются и каждый раз образуют особый рисунок, меняющийся с калейдоскопической быстротой. И все же, несмотря на уникальность политических взаимоотношений, существует классификация политических систем.
3. Основные элементы политической системы:
а) Институциональная подсистема - политические организации: партии и общественно-политические движения (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации, клубы по интересам), в особую структуру выделяется государство.
б) Коммуникативная подсистема - совокупность отношений и форм взаимодействия между классами, социальными группами, нациями и индивидами.
в) Нормативная подсистема - нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества: правовые нормы (конституции и законы, относятся к писаным нормам), этико-моральные нормы (неписанные представления о добре и зле, правде и справедливости).
г) Культурно-идеологическая подсистема - совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений и чувств; 2 уровня - теоретический (политическая идеология: взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории) и практический (политическая психология: чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 217.