Вместе с тем существуют и другие формы. Так, внешней легитимностью называется признание режима и правящих групп со стороны других государств, международных организаций (мирового общественного мнения); а внутренней – представления, которыми правители оправдывают свою власть и действия по ее удержанию.
Любое государство стремится к сохранению легитимности правящих структур, а среди признаков ее падения следует назвать следующие: рост степени принуждения; ограничение прав и свобод; запрещение политических партий и независимой прессы; рост коррумпированности всех институтов власти, их сращивание с криминальными структурами; низкая экономическая эффективность власти. Подобные процессы не только приводят к ослаблению государственной власти, но и способствуют государственным переворотам, революциям, восстаниям, заговорам, бунтам и т.п.
М. Вебер выделил три основных типа легитимного господства:
-Легальный или рациональный - осознанное убеждение в законности установленных порядков и правомочности определенных органов, институтов, субъектов, призванных осуществлять власть. Основным правовым актом является конституция, устанавливающая определенные правила социального поведения, которые обязаны соблюдать все без исключения граждане. Устанавливается в демократическом правовом государстве; его главными принципами являются рациональность и безличность, отсутствие зависимости подчиненных от руководителей на личном уровне, люди подчиняются не правителю, а законам, которые едины и для руководителей, и для управляемых.
-Традиционный базируется на привычном, часто нерефлексированном убеждении в святости издавна принятых традиций, обычаев, порядков и в законности представляемых ими прерогатив власти. Виды – патриархализм (полная зависимость властителей от традиций, свойственная родовым отношениям), патриомониализм (некоторая свобода правителя от традиций, при возникновении потребности в создании армии и административного аппарата для управления захваченными территориями), султанизм (власть передается по наследству, а правитель практически свободен от патриархальных традиций, что нередко граничит с абсолютным произволом, характерен для стран Востока), феодализм (чиновники рекрутируются из местной знати, образуя сословие нотаблей, которые при выполнении управленческих функций обычно не нуждаются в оплате). Характеризуется утвердившимися моральными нормами, устоявшимися стереотипами поведения, основан на вере в законность и священность порядков и властей; при данном типе господства управляющие лично зависят от господина, основой назначения на должность становится не профессионализм и деловая компетентность, а личная преданность.
-Харизматический основы коренятся в личной преданности человеку, по инициативе которого коренятся в личной преданности человеку, по инициативе которого установлен данный порядок, основанный на вере в исключительность качеств этого человека, его историческое предназначение и особые отношения с Богом. Важным для правителя является сила духа, талант, внушение, провидческий дар; здесь также складываются отношения личной зависимости подчиненных от правящих.
Примерами легального типа могут служить современные демократические государства Франция, Великобритания, США, Италия, Канада и многие другие, в которых установлен контроль общества над властными структурами и в то же время признается важным подчинение граждан установленным законам. Россия также придерживается подобного подхода в принципах государственного устройства.
Традиционный тип был характерен для эпохи Средневековья, но и сейчас в ряде стран Востока он сохранил свои позиции. Например, так функционирует власть в Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах, во многих африканских странах).
Наконец, харизматическое лидерство можно считать одной из древнейших форм господства. К лидерам подобного типа можно отнести не только основателей мировых религий (Будду, Христа и Магомета или Мохаммеда), но и таких исторических деятелей как Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон, А.Суворов.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 222.