Общественный контроль не является государственным, наоборот, он заключается в контроле за деятельностью государственных органов со стороны общества.
Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» определяет общественный контроль как осуществляемый гражданами и институтами гражданского общества комплекс мер по наблюдению и проверке деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в целях принуждения власти к обеспечению соблюдению закона, ответственному и компетентному исполнению своих обязанностей. В качестве институтов гражданского общества закон упоминает средства массовой информации, политические партии, общественные объединения, профсоюзы.
Общественный контроль выгоден не только обществу, но и государству, так как стимулирует его все время совершенствоваться. Он заставляет государство быть ответственным – обеспечивать работу закона, уважать и защищать права и свободы человека, а, следовательно, эффективно действовать на общее благо.
Граждане Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении общественного контроля как лично, так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в качестве общественных инспекторов и общественных экспертов.
Общественный контроль осуществляется в формах общественного мониторинга, общественной проверки, общественной экспертизы, а также в таких формах взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами как общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и другие формы взаимодействия.
Целями общественного контроля являются:
- обеспечение реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
- обеспечение учета общественного мнения, предложений и рекомендаций граждан, общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций при принятии решений органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;
- общественная оценка деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, в целях защиты прав и свобод человека и гражданина.
При осуществлении общественного контроля решаются следующие задачи:
- формирование и развитие гражданского правосознания;
- повышение уровня доверия граждан к деятельности государства, а также обеспечение тесного взаимодействия государства с институтами гражданского общества;
- содействие предупреждению и разрешению социальных конфликтов;
- реализация гражданских инициатив, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
- обеспечение прозрачности и открытости деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;
- формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
- повышение эффективности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
Субъектами общественного контроля являются:
- Общественная палата Российской Федерации;
- общественные палаты субъектов Российской Федерации;
- общественные палаты (советы) муниципальных образований;
- общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации.
Общественные советы и общественные палаты участвуют в обсуждении законопроектов и иных нормативных правовых актов, осуществляют общественный контроль за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, для чего создают постоянные или временные рабочие группы.
В настоящее время общественные палаты созданы во всех субъектах РФ и муниципальных образованиях, а общественные советы – практически при всех федеральных и региональных органах государственной власти, органах местного самоуправления.
Общественный контроль проявляется во всех сферах деятельности, где затрагиваются интересы граждан.
Так, общественный контроль и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания осуществляют общественные наблюдательные комиссии, образуемые в субъектах Российской Федерации. В субъекте РФ образуется одна общественная наблюдательная комиссия, которая осуществляет свою деятельность в пределах территории соответствующего субъекта РФ. Общественные наблюдательные комиссии действуют на постоянной основе в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания. Их создание и деятельность регулируется Федеральным законом от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».
Предметом общественного контроля является обеспечение прав и законных интересов лиц, находящихся в местах принудительного содержания, условий их содержания, труда, соблюдение требований, касающихся развития несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, прав и обязанностей персонала уголовно-исполнительной системы, а также контроль за выполнением требований и решений по социальной реабилитации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы.
Общественный контроль за осуществлением закупок для государственных и муниципальных нужд регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Субъектами данного контроля являются граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц. Общественный контроль осуществляется в целях реализации принципов контрактной системы в сфере закупок, содействия развитию и совершенствованию контрактной системы в сфере закупок, предупреждения, выявления нарушений требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и информирования заказчиков, контрольных органов в сфере закупок о выявленных нарушениях.
Общественные объединения и объединения юридических лиц, осуществляющие общественный контроль в сфере закупок, вправе:
- подготавливать предложения по совершенствованию законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок;
- направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов;
- осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок;
- обращаться в государственные и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю в данной сфере;
- обращаться в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы, контрактных управляющих признаков состава преступления;
- обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц.
Общественный контроль в бюджетной сфере осуществляется в процессе общественного обсуждения законов о бюджетах субъектов РФ и решениях о местных бюджетах, а также годовых отчетах об их исполнении на публичных слушаниях. Требования об этом содержатся в федеральных законах от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Порядок проведения публичных слушаний устанавливается нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления муниципальных образований.
Общественный контроль за проведением референдумов и выборов осуществляется общественными объединениями и наблюдателями в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и законами субъектов РФ.
Как следует из приведенных примеров, общественный контроль осуществляется как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях и регулируется соответственно федеральными и региональными законами и иными нормативными правовыми актами, а также муниципальными правовыми актами.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».
3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 «О Конституционном Суде Российской Федерации».
4. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации
6. Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
7. Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
8. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
9. Федеральный закон от 07.05.2013 № 77-ФЗ «О парламентском контроле».
10. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».
11. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
12. Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
13. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
14. Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
15. Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации».
16. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
17. Федеральный закон от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
18. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
19. Федеральный закон 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
20. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
21. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
22. Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»
23. Федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».
24. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
25. Указ Президента РФ от 13.06.2012 № 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу».
26. Указ Президента РФ от 08.06.2004 № 729 «Об утверждении Положения о Контрольном управлении Президента Российской Федерации».
27. Проект федерального закона «Об основах государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации».
28. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе».
29. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».
30. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2013 № 809 «Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе».
31. Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации».
32. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации».
33. Постановление Правительства РФ от 30.04.2013 г. № 382 «О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации».
34. Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
35. Арзуманова Л. Л. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы : монография / отв. ред. Е. Ю. Грачева ; Моск. гос. юрид. ун-т им. О. Е. Кутафина. – 2-е изд., доп. – Москва : Норма: ИНФРА-М, 2014. – 384 с.
36. Ахмедова Л.А. К вопросу о государственном финансовом контроле и аудите в Российской Федерации // Совершенствование учета, анализа и контроля как механизмов информационного обеспечения устойчивого развития экономики – № 1 – 2015. С. 15-21.
37. Бровкина, Н. Д. Основы финансового контроля : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Мировая экономика» / Н. Д. Бровкина ; под ред. М. В. Мельник. – Москва : Магистр, 2011. – 382 с.
38. Василенко, Г. Н. Правовые основы финансового контроля в России и Европейском Союзе / Г. Н. Василенко. – Москва : Издательство «ЮНИТИ-ДАНА», 2012. – 88с.
39. Грачева, Е. Ю. Государственный финансовый контроль : курс лекций / Е. Ю. Грачева, Л. Я. Хорина ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Моск. гос. юрид. акад. им. О. Е. Кутафина. – Москва: Проспект, 2005. – 269 с.
40. Двуреченских В.А. Основы государственного аудита. [Текст] – М.: Издательство Патриот, 2011.
41. Жемчужников А.А. Государственный финансовый контроль в сфере государственных закупок как основная форма контроля над целевым расходованием бюджетных средств: субъекты и их компетенция / Вестник Волгоградской академии МВД России. 2016. № 2 (37), с. 29-33.
42. Зарипова Р.Р. Понятие «государственный контроль» как правовая категория: некоторые аспекты понимания // Инновационная наука – № 01-1/2017. С. 146-147.
43. Измоденов, А. К. Бюджетный контроль : учебник / А. К. Измоденов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. – 2-е изд., перераб. и доп. – Екатеринбург : [Издательство УрГЭУ], 2014. – 292 с.
44. Измоденов А.К., Франц О.Б., Шайбакова Л.Ф. Контроль, надзор и аудит в системе государственного управления // Региональные проблемы преобразования экономики № 9 (83), 2017.
45. Измоденов А.К., Франц О.Б., Шайбакова Л.Ф. Аудит и контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии, № 6 (ч.5), 2017. – С.32-34.
46. Измоденов А.К., Франц О.Б. Становление и развитие государственного аудита в Российской Федерации // Известия УрГЭУ № 6 (62) 2015, С. 40-46.
47. Карпов, Э. С. Бюджетный контроль в Российской Федерации: Монография / Э. С. Карпов. – Москва : ИНФРА-М, 2016. – 138 с.
48. Лисеенко В.И. Институт государственного контроля и надзора в Российской Федерации: история попыток реформирования в 1990 – 2017 гг. // Вестник Уральского финансово-юридического института – № 1 (7) 2017. С. 43-53.
49. Медведева Н.Г. К вопросу о теории и практике государственного контроля за закупками / Символ науки. 2015. № 7-1, с. 95-99.
50. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. (отв. ред. Попов Л.Л.). – "Проспект", 2010 г.
51. Рожкова, Э. С. Государственный финансовый контроль : учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям (профилям) «Финансы и кредит» и «Налоги и налогообложение» 30.09.2011 / Э. С. Рожкова, Л. Н. Абрамовских ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Сибир. федер. ун-т. – Красноярск : СФУ, 2012. – 128с.
52. Сабитова, Н.М. Государственный финансовый контроль : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 0801000 «Экономика», специальности 080109 «Финансы и контроль», дисциплине «Государственный финансовый контроль» / под ред. Н. М. Сабитовой ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. ин-т развития образования. – Москва : Рид Групп, 2012. – 511 с.
53. Социальный аудит : учебник / под редакцией д.э.н., проф. А.А. Шулуса; д.э.н., проф. Ю.Н. Попова. – М. : Издательский дом «АТИСО», 2008. – 524 с.
54. Степашин С.В., Сурков К.В. Государственный аудит. – УП Принт, М.: 2010.
55. Толчинская М.Н., Ахмедова Л.А. Развитие государственного аудита в Российской Федерации // Финансы и кредит – № 14(638) –2015. С. 42-54.
56. Информационно-справочная система «Гарант».
57. Информационно-справочная система «Консультант-Плюс».
58. Официальные сайты органов государственной власти, государственных органов, органов государственного контроля, надзора и аудита.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дата: 2018-12-28, просмотров: 273.