Глава 6. КОНТРОЛЬ И АУДИТ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

 

Понятия аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок закреплены в Федеральном законе от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). Данным законом регулируется проведение аудита и контроля в сфере закупок, определены органы, уполномоченные осуществлять эти процедуры.

Контроль в сфере закупок уполномочены осуществлять следующие органы:

Во-первых, это органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. Данные органы функционируют на федеральном, региональном и местном уровнях. На федеральном уровне контроль в сфере закупок на основании постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 осуществляет Федеральная антимонопольная служба. В субъектах РФ нормативными актами высших исполнительных органов определены органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. Например, в Свердловской области таким органом в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 18.10.2010 № 1524-ПП является Министерство финансов Свердловской области. В муниципальных образованиях данный контроль могут осуществлять уполномоченные на это органы местного самоуправления.

Контроль в сфере закупок предполагает проведение плановых и внеплановых контрольных мероприятий, направленных на выявление отклонений от предусмотренных Законом № 44-ФЗ процедур. Таким образом, целью деятельности органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок, является, в первую очередь, соблюдение законности при осуществлении закупок.

Во-вторых, это органы, осуществляющие предварительный контроль в процессе санкционирования операций при кассовом обслуживании исполнения бюджетов. Такими органами являются Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами, если они не заключили соглашения с Федеральным казначейством на осуществление соответствующих полномочий. Целью предварительного контроля является предупреждение и пресечение нарушений в процессе исполнения бюджетов до того, как бюджетные средства будут направлены на оплату закупок.

В-третьих, это органы внутреннего государственного и муниципального финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Такими органами Бюджетный кодекс РФ определил Федеральное казначейство и органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций. В большинстве субъектов РФ и муниципальных образований такими органами являются финансовые органы. Внутренний финансовый контроль осуществляется в целях соблюдения законности и правильности использования бюджетных средств при осуществлении закупок, достоверности учета и отчетности.

Контрольные органы в сфере закупок обладают полномочиями по проведению плановых и внеплановых проверок, по результатам которых могут составлять протоколы об административных правонарушениях, выдавать предписания об устранении нарушений, обращаться в суды с исками о признании осуществленных закупок недействительными.

Органы внутреннего финансового контроля осуществляют свои полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, нормативными актами исполнительных органов государственной власти, исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, внутренних документов – приказов, инструкций, методических рекомендаций и других.

Система органов, уполномоченных осуществлять контроль в сфере закупок, представлена в таблице 5.

 

Таблица 5 – Органы, осуществляющие контроль в сфере закупок

 

Уровень бюджета бюджетной системы РФ Контрольный орган в сфере закупок Органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов Органы внутреннего финансового контроля
Федеральный Федеральная антимонопольная служба РФ Федеральное казначейство, органы управления государственными внебюджетными фондами Федеральное казначейство
Региональный Органы исполнительной власти субъекта РФ Территориальные органы Федерального казначейства, финансовые органы субъектов РФ Органы (должностные лица) исполнительной власти субъекта РФ
Местный Органы местного самоуправления Территориальные органы Федерального казначейства, финансовые органы муниципальных образований Органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований

 

 

Аудит в сфере закупок в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ осуществляют органы внешнего финансового контроля, которые создаются законодательными (представительными) органами государственной власти. Это Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Органы аудита в сфере закупок осуществляют экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.

В процессе аудита закупок устанавливаются причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготавливаются предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок, систематизируется информация о реализации внесенных предложений. Обобщенная информация о таких результатах размещается в единой информационной системе.

Аудит в сфере закупок осуществляется соответствующими органами на основании стандартов, которые разрабатываются и утверждаются самими этими органами.

Процессы аудита и контроля в сфере закупок являются различными по своей сути, методы исполнения также несколько отличаются. Если при контроле в сфере закупок осуществляются плановые и внеплановые проверки, то аудит предполагает проведение проверок, анализа и оценки информации. Органы аудита осуществляют экспертно-аналитическую и иную деятельность. Основные элементы проведения аудита закупок, определяемые статьей 98 Закона № 44-ФЗ, представлены в таблице 6.

 

Таблица 6 – Элементы аудита в сфере закупок.

 

Элементы аудита Характеристики элементов аудита
Цель аудита Проведение анализа и оценки: - результатов закупок; - достижения целей закупок
Виды деятельности Экспертно-аналитическая и иная деятельность
Методы проведения аудита Проверка, анализ и оценка информации
Объекты аудита Контракты: планируемые, заключенные, исполненные
Предмет аудита Законность, целесообразность, обоснованность, своевременность, результативность, эффективность использования бюджетных средств
Результат аудита Установление причин нарушений и недостатков, подготовка предложений по устранению недостатков, систематизация информации о реализации предложений

 

Конечно, необходимо иметь в виду, что Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований в соответствии с бюджетным законодательством обладают и контрольными полномочиями в бюджетно-финансовой сфере. Однако следует учитывать, что это особые контрольные полномочия, при реализации которых главным является всё же выявление закономерностей, причин, порождающих нарушения, выработка рекомендаций по повышению эффективности использования бюджетных средств и функционированию финансовой системы в целом. Отличительная особенность внешнего финансового контроля (аудита) заключается ещё и в том, что его результаты излагаются в заключении органа государственного аудита, которое доводится до сведения законодательных (представительных) органов.

Результаты исследования понятий «аудит» и «контроль» в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд позволяют предложить следующие определения контроля и аудита в сфере закупок.

Контроль в сфере закупок – это деятельность специально уполномоченных на это исполнительных органов государственной власти в целях обеспечения соблюдения законности при осуществлении закупок, предупреждения и пресечения нарушений при выделении и использовании бюджетных средств на проведение закупок, обеспечения достоверности учета и отчетности.

Аудит в сфере закупок – это деятельность Счетной палаты Российской Федерации, органов внешнего государственного финансового контроля, образованных законодательными органами субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления муниципальных образований в целях анализа и оценки достижения результатов закупок, эффективности использования бюджетных средств на осуществление закупок.

Осуществление контроля и аудита в сфере закупок позволяет обеспечить законность процедур закупок, повысить эффективность использования бюджетных средств при проведении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

 

 


 


Дата: 2018-12-28, просмотров: 230.