И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Понятия аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок закреплены в Федеральном законе от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). Данным законом регулируется проведение аудита и контроля в сфере закупок, определены органы, уполномоченные осуществлять эти процедуры.
Контроль в сфере закупок уполномочены осуществлять следующие органы:
Во-первых, это органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. Данные органы функционируют на федеральном, региональном и местном уровнях. На федеральном уровне контроль в сфере закупок на основании постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 осуществляет Федеральная антимонопольная служба. В субъектах РФ нормативными актами высших исполнительных органов определены органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. Например, в Свердловской области таким органом в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 18.10.2010 № 1524-ПП является Министерство финансов Свердловской области. В муниципальных образованиях данный контроль могут осуществлять уполномоченные на это органы местного самоуправления.
Контроль в сфере закупок предполагает проведение плановых и внеплановых контрольных мероприятий, направленных на выявление отклонений от предусмотренных Законом № 44-ФЗ процедур. Таким образом, целью деятельности органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок, является, в первую очередь, соблюдение законности при осуществлении закупок.
Во-вторых, это органы, осуществляющие предварительный контроль в процессе санкционирования операций при кассовом обслуживании исполнения бюджетов. Такими органами являются Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами, если они не заключили соглашения с Федеральным казначейством на осуществление соответствующих полномочий. Целью предварительного контроля является предупреждение и пресечение нарушений в процессе исполнения бюджетов до того, как бюджетные средства будут направлены на оплату закупок.
В-третьих, это органы внутреннего государственного и муниципального финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Такими органами Бюджетный кодекс РФ определил Федеральное казначейство и органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций. В большинстве субъектов РФ и муниципальных образований такими органами являются финансовые органы. Внутренний финансовый контроль осуществляется в целях соблюдения законности и правильности использования бюджетных средств при осуществлении закупок, достоверности учета и отчетности.
Контрольные органы в сфере закупок обладают полномочиями по проведению плановых и внеплановых проверок, по результатам которых могут составлять протоколы об административных правонарушениях, выдавать предписания об устранении нарушений, обращаться в суды с исками о признании осуществленных закупок недействительными.
Органы внутреннего финансового контроля осуществляют свои полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, нормативными актами исполнительных органов государственной власти, исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, внутренних документов – приказов, инструкций, методических рекомендаций и других.
Система органов, уполномоченных осуществлять контроль в сфере закупок, представлена в таблице 5.
Таблица 5 – Органы, осуществляющие контроль в сфере закупок
Уровень бюджета бюджетной системы РФ | Контрольный орган в сфере закупок | Органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов | Органы внутреннего финансового контроля |
Федеральный | Федеральная антимонопольная служба РФ | Федеральное казначейство, органы управления государственными внебюджетными фондами | Федеральное казначейство |
Региональный | Органы исполнительной власти субъекта РФ | Территориальные органы Федерального казначейства, финансовые органы субъектов РФ | Органы (должностные лица) исполнительной власти субъекта РФ |
Местный | Органы местного самоуправления | Территориальные органы Федерального казначейства, финансовые органы муниципальных образований | Органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований |
Аудит в сфере закупок в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ осуществляют органы внешнего финансового контроля, которые создаются законодательными (представительными) органами государственной власти. Это Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Органы аудита в сфере закупок осуществляют экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.
В процессе аудита закупок устанавливаются причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготавливаются предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок, систематизируется информация о реализации внесенных предложений. Обобщенная информация о таких результатах размещается в единой информационной системе.
Аудит в сфере закупок осуществляется соответствующими органами на основании стандартов, которые разрабатываются и утверждаются самими этими органами.
Процессы аудита и контроля в сфере закупок являются различными по своей сути, методы исполнения также несколько отличаются. Если при контроле в сфере закупок осуществляются плановые и внеплановые проверки, то аудит предполагает проведение проверок, анализа и оценки информации. Органы аудита осуществляют экспертно-аналитическую и иную деятельность. Основные элементы проведения аудита закупок, определяемые статьей 98 Закона № 44-ФЗ, представлены в таблице 6.
Таблица 6 – Элементы аудита в сфере закупок.
Элементы аудита | Характеристики элементов аудита |
Цель аудита | Проведение анализа и оценки: - результатов закупок; - достижения целей закупок |
Виды деятельности | Экспертно-аналитическая и иная деятельность |
Методы проведения аудита | Проверка, анализ и оценка информации |
Объекты аудита | Контракты: планируемые, заключенные, исполненные |
Предмет аудита | Законность, целесообразность, обоснованность, своевременность, результативность, эффективность использования бюджетных средств |
Результат аудита | Установление причин нарушений и недостатков, подготовка предложений по устранению недостатков, систематизация информации о реализации предложений |
Конечно, необходимо иметь в виду, что Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований в соответствии с бюджетным законодательством обладают и контрольными полномочиями в бюджетно-финансовой сфере. Однако следует учитывать, что это особые контрольные полномочия, при реализации которых главным является всё же выявление закономерностей, причин, порождающих нарушения, выработка рекомендаций по повышению эффективности использования бюджетных средств и функционированию финансовой системы в целом. Отличительная особенность внешнего финансового контроля (аудита) заключается ещё и в том, что его результаты излагаются в заключении органа государственного аудита, которое доводится до сведения законодательных (представительных) органов.
Результаты исследования понятий «аудит» и «контроль» в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд позволяют предложить следующие определения контроля и аудита в сфере закупок.
Контроль в сфере закупок – это деятельность специально уполномоченных на это исполнительных органов государственной власти в целях обеспечения соблюдения законности при осуществлении закупок, предупреждения и пресечения нарушений при выделении и использовании бюджетных средств на проведение закупок, обеспечения достоверности учета и отчетности.
Аудит в сфере закупок – это деятельность Счетной палаты Российской Федерации, органов внешнего государственного финансового контроля, образованных законодательными органами субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления муниципальных образований в целях анализа и оценки достижения результатов закупок, эффективности использования бюджетных средств на осуществление закупок.
Осуществление контроля и аудита в сфере закупок позволяет обеспечить законность процедур закупок, повысить эффективность использования бюджетных средств при проведении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 230.