Государственный аудит в бюджетно-финансовой сфере
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита в соответствии с федеральным законом является Счетная палата Российской Федерации. Следует отметить, что государственный аудит, осуществляемый Счетной палатой РФ, отличается от аудиторской деятельности тем, что он совмещается с финансовым контролем, в ходе которого выявляются нарушения, отражаемые в актах, отчетах и заключениях. По результатам такого контроля выдаются представления и предписания, к нарушителям могут применяться установленные законом санкции.

Различаются также статус и полномочия аудиторов, осуществляющих аудиторскую деятельность, и аудиторов Счетной палаты. Аудиторы Счетной палаты – это лица, замещающие государственные должности в уполномоченном государственном органе, возглавляющие определенное направление деятельности, которое охватывает комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных единством назначения. На каждого аудитора возложены обязанности по руководству инспекциями, состоящими из инспекторов Счетной палаты и иных сотрудников.

Аудит федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации Счетная палата проводит на всех этапах бюджетного процесса.

Предварительный аудит формирования федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации Счетная палата осуществляет в целях установления их соответствия законодательству РФ, а также определения обоснованности показателей проектов бюджетов.

В рамках предварительного аудита осуществляется комплекс экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, в ходе которых происходит оценка качества бюджетного прогнозирования, проверка и анализ обоснованности показателей проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Также оценивается наличие и состояние нормативной базы их формирования, оценка проектов бюджетов как инструментов социально-экономической политики государства, их соответствие положениям посланий Президента Российской Федерации и иных программных документов.

Данная деятельность осуществляется в соответствии со стандартами внешнего государственного аудита СГА 201 «Предварительный аудит формирования федерального бюджета» и СГА 204 «Предварительный аудит формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации».

По результатам осуществления предварительного аудита Счетная палата подготавливает заключения на проекты федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и представляет их палатам Федерального Собрания.

Аудит в процессе исполнения бюджетов включает оперативный анализ исполнения и контроль за организацией исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в ходе которого Счетная палата анализирует полноту и своевременность поступлений доходов, кассовое исполнение бюджетов в сравнении с утвержденными показателями, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению.

В процессе данного аудита Счетная палата руководствуется стандартами внешнего государственного аудита СГА 202 «Оперативный анализ исполнения и контроль за организацией исполнения федерального бюджета» и СГА 206 «Оперативный анализ исполнения и контроль за организацией исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации».

По итогам данного мероприятия Счетная палата ежеквартально представляет палатам Федерального Собрания оперативный доклад о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Аудит исполнения бюджетов Счетная палата осуществляет в процессе контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. По истечении финансового года проводится внешняя проверка годового отчета об исполнении федерального бюджета и проверка отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов. При этом проводится комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в целях определения соответствия фактических показателей исполнения бюджетов показателям, утвержденным соответствующими законами, полноты и своевременности исполнения бюджетов.

Данные мероприятия проводятся в соответствии со стандартами внешнего государственного аудита СГА 203 «Последующий контроль за исполнением федерального бюджета» и СГА 205 «Последующий контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов».

Заключения на отчеты об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации представляются в Государственную Думу и Совет Федерации, а также направляются в Правительство Российской Федерации.

Наряду с аудитом бюджетов Счетная палата РФ в процессе своей деятельности применяет также следующие виды аудита:

Финансовый аудит применяется в целях документальных проверок достоверности финансовых операций, бюджетного учета, бюджетной и иной отчетности, целевого использования федеральных и иных ресурсов, проверок финансовой и иной деятельности объектов аудита. При проведении финансового аудита осуществляется проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Аудит эффективности применяется в целях определения эффективности использования федеральных и иных ресурсов, полученных объектами аудита для достижения запланированных целей, решения поставленных социально-экономических задач развития Российской Федерации и проводится в соответствии со стандартом внешнего государственного аудита СГА 104 «Аудит эффективности». В процессе аудита эффективности обычно оцениваются:

- эффективность использования бюджетных средств и иных ресурсов;

- эффективность деятельности государственных органов;

- эффективность внутренних систем контроля.

Аудит эффективности осуществляется по критериям результативности, экономичности и продуктивности использования бюджетных средств, при этом:

- результативность характеризуется степенью достижения запланированных результатов при использованном объеме средств, определенных бюджетом;

- экономичность выражается в использовании на достижение заданного результата наименьшего объема бюджетных средств;

- продуктивность обычно определяется соотношением между объемом произведенной продукции (оказанных услуг, других результатов деятельности объекта проверки) и затраченными на получение этих результатов материальными, финансовыми, трудовыми и другими ресурсами.

Стратегический аудит применяется в целях оценки реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации, предусмотренных документами стратегического планирования Российской Федерации.

Аудит государственных программ Российской Федерации (федеральных целевых программ) применяется для оценки качества их формирования и реализации в части:

- соответствия хода и результатов их реализации заданным требованиям;

- обоснованности и соблюдения графиков выполнения отдельных этапов работ и сведений о ресурсном обеспечении;

- соотношения результатов с затраченными федеральными ресурсами.

Аудит федеральных инновационных проектов, осуществляется на основе анализа эффективности реализации совокупности проектов, обладающих схожими целями и характеристиками. Аудит инвестиционных проектов проводится в целях оценки обоснованности объемов и сроков осуществления капитальных вложений (инвестиций), а также оценки результатов действий и эффективности вложений федеральных и иных ресурсов. При этом Счетная палата руководствуется стандартом внешнего государственного аудита (контроля) СГА 304 «Аудит государственных и международных инвестиционных проектов».

Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита, проводится в целях оценки обоснованности планирования закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд, реализуемости и эффективности осуществления указанных закупок. Оценке подлежат выполнение условий контрактов по срокам, объему, цене контрактов, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также порядок ценообразования и эффективность системы управления контрактами.

 Аудит федеральных информационных систем и проектов проводится с учетом требований соответствующих международных стандартов и стандартов Российской Федерации, в том числе, стандарта внешнего государственного аудита (контроля) СГА 305 «Аудит федеральных информационных систем и проектов».

Аудит систем финансовых расчетов проводится в целях содействия формированию эффективной национальной платежной системы.

Аудит состояния государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета, проводится в соответствии со стандартом внешнего государственного аудита СГА 308 «Аудит (контроль) состояния государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета».

Контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований законодательно не наделены полномочиями по проведению государственного и муниципального аудита. Однако формулировки, примененные в Федеральном законе от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» во многом аналогичны тем, что приведены применительно к Счетной палате РФ. В частности, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований уполномочены проводить предварительный, текущий и последующий контроль соответствующих бюджетов, проводить экспертизы правовых актов, оценивать эффективность налоговых льгот и преимуществ, а также бюджетных кредитов и межбюджетных трансфертов, анализировать ход бюджетного процесса. Результаты своей контрольной и экспертно-аналитической деятельности контрольно-счетные органы предоставляют независимому от исполнительной власти заказчику – законодательным органам субъектов РФ и представительным органам местного самоуправления муниципальных образований. Таким образом, по своей сути данная деятельность является государственным и муниципальным аудитом.

Исполнительные органы государственной власти и исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления организуют проведение внутреннего финансового аудита. Обособленные подразделения внутреннего финансового аудита создаются в структуре главных распорядителей бюджетных средств всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Их целями являются:

- оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;

- подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета;

- подготовка предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Внутренний финансовый аудит проводится в подразделениях главных распорядителей бюджетных средств, у распорядителей и получателей бюджетных средств и, в конечном итоге, должен способствовать более эффективной их деятельности по управлению общественными финансами.

 

Иные виды аудита

 

Аудит в последнее время понимается не только как независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности или государственный аудит, осуществляемый специально созданными для этого государственными органами.

Аудит может проводиться практически в любой сфере деятельности, причем как в интересах государства, так и в интересах различных организаций. Он выражается в независимом исследовании деятельности (и результатов этой деятельности) организаций, экспертизе и оценке состояния конкретной сферы деятельности и выдаче рекомендаций по улучшению дел в этой сфере. Результаты аудита предоставляются его заказчику, который использует их для принятия оптимальных управленческих решений.

Так, независимыми органами может проводиться аудит экологический, энергетический, управленческий, социальный, кадровый и другие виды аудита. Государство осуществляет регулирование некоторых видов аудита путем издания нормативных правовых актов, однако большинство видов аудита не имеют правового обеспечения. При проведении многих видов аудита используются международные стандарты. Ниже рассмотрены некоторые виды аудита.

Экологический аудит определяется в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» как независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.

Проведение экологического аудита регулируется, в частности, приказами Госкомэкологии РФ от 30.03. 1998 № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России» и от 16.07. 1998 № 436 «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации», приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.04.1998 № 95 «О создании системы аудита недропользования».

В соответствии с этими документами задачами экологического аудита являются:

- обоснование экологической стратегии и политики предприятия;

- определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия, выявление дополнительных возможностей ее осуществления;

- проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности природоохранительного законодательства;

- повышение эффективности регулирования воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду;

- снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды.

При проведении экологического аудита оценивается соответствие осуществляемой деятельности природоохранным требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также нормативными документами специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды.

Экологическим аудитом имеют право заниматься физические лица, прошедшие обучение и аттестацию, и юридические лица (экологические аудиторские организации) независимо от форм собственности, получившие лицензию на осуществление данного вида деятельности.

Энергетический аудит – это анализ предприятия для определения энергетической эффективности производства, поиска вариантов по снижению затрат на энергоресурсы и возможностей их реализации.

Нормативное определение понятия «энергетический аудит» отсутствует. В Федеральном законе от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» применен термин «энергетическое обследование». Как определено в данном законе, энергетическое обследование – это сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.

Основными целями энергетического обследования являются:

- получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов;

- определение показателей энергетической эффективности;

- определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

- разработка перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Энергетическое обследование может быть обязательное или добровольное.

Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. В своей деятельности они руководствуются приказом Минэнерго России № 400 от 30.06.2014 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования и его результатам и правил направления копий энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования».

Лицо, проводившее энергетическое обследование, составляет энергетический паспорт и отчет о проведении энергетического обследования и передает их в саморегулируемую организацию в области энергетического обследования, членом которой оно является. Саморегулируемая организация осуществляет проверку соответствия энергетического паспорта требованиям к проведению энергетического обследования и его результатам, стандартам и правилам саморегулируемой организации в области энергетического обследования. Только после этого результаты энергетического обследования передаются лицу, заказавшему проведение энергетического обследования.

Аудит инвестиционных проектов проводится на основании постановления Правительства РФ от 30.04.2013 г. № 382 «О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации».

Данным постановлением Правительства РФ утвержден порядок проведения обязательного публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием в отношении объектов капитального строительства, финансирование строительства, реконструкции или технического перевооружения которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета.

Заявителем (то есть заказчиком аудита) в зависимости от вида собственности, способа инвестирования и его источников может быть государственный заказчик, застройщик или инициатор проекта.

Проведение публичного технологического и ценового аудита инвестиционных проектов могут осуществлять независимые экспертные организации и физические лица. Перечень экспертных организаций и физических лиц, которые могут привлекаться к проведению аудита, утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

Утвержденным Порядком определено, что технологический и ценовой аудит проводится в два этапа, установлены критерии выбора экспертных организаций и экспертов, размер платы исполнителям, требования к результатам аудита.

Налоговый аудит представляет собой выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов экономического субъекта в целях выражения мнения о степени достоверности и соответствия нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды.

Налоговый аудит проводят для того, чтобы:

- снизить налоговые риски;

- выявить уязвимые моменты налоговой политики компании;

- сформировать уверенную позицию в отношениях с бюджетом перед проверкой;

- определить, насколько правильно исчислена сумма налогов для уплаты в бюджет;

- предоставить руководителю компании данные, которые нужны, чтобы оптимизировать налогообложение фирмы-клиента.

Проведение налогового аудита позволяет снизить вероятность возникновения конфликтных ситуаций с налоговыми и правоохранительными органами, минимизировать финансовые потери в виде штрафов и пеней, повысить деловую репутацию организации.

Налоговый аудит проводят организации, функционирующие в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности». При этом они пользуются Методикой аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами», одобренной Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 11 июля 2000 г., протокол № 1.

Может проводиться комплексный налоговый аудит – это проверка правильности составления деклараций и расчетов по всем налогам, уплачиваемым предприятием за год, или тематический налоговый аудит, представляющий собой проверку правильности составления деклараций и расчетов по отдельным налогам, уплачиваемым предприятием за определенный период.

Технический аудит представляет собой проверку рациональности организации производства, системы качества и управления. Под техническим аудитом подразумевается также проверка технического состояния зданий, машин, оборудования и т.д. Он представляет собой комплекс мероприятий по диагностике производственной и инновационной деятельности на предприятии, позволяет получить целостное представление о потенциале и текущем состоянии предприятия. Технический аудит даёт большие возможности для формирования собственной стратегии получения дохода от возможного проведения инновационной деятельности.

Технический аудит предназначен для владельцев и руководителей предприятий, старших менеджеров, которые хотят получить реальную оценку состояния своего бизнеса, инфраструктуры, наметить пути развития существующей системы.

Технический аудит проводится специализированными организациями и специалистами по договору с предприятиями – заказчиками аудита. Данный вид аудита не регулируется никакими нормативными актами.

Информационный аудит рассматривается в нескольких аспектах:

- как анализ массива средств массовой информации, включая пространство Интернета, в целях получения ориентиров для составления (коррекции) информационной стратегии организации или персоны;

- как один из аспектов управленческой деятельности организации, который помогает решать не только вопросы продвижения организации на рынке, но и важные управленческие задачи;

- как комплексную оценку коммуникационной (информационной) политики кампании за определенный период времени;

- как оценку эффективности информационной системы объекта аудита;

- ка оценку рисков, включая риски информационной безопасности и риски недостижения целей применения информационных технологий для повышения эффективности основной деятельности.

Информационный аудит – творческий, динамический, «мягкий» метод анализа, предполагающий множество комбинационных, вариативных подходов. В зависимости от характера поставленной задачи роль каждой из методик, а также их набор могут быть разными. Данный вид аудита нормативными актами не регулируется.

Управленческий аудит в традиционном его понимании – это диагностика существующей в организации системы управления его производственной, коммерческой и социальной деятельностью.

Основная цель управленческого аудита – оценка уровня готовности предприятия и его сотрудников к эффективной работе в условиях рынка. На основе этой оценки разрабатывается программа проведения изменений, проводится расчет затрат, необходимых для реорганизации системы управления предприятием, привлечения новых или переобучения имеющихся кадров.

Как правило, управленческий аудит предприятия осуществляют внешние управленческие аудиторы. Однако на крупных предприятиях, в корпорациях эту работу могут выполнять специально обученные внутренние аудиторы.

Данный вид аудита нормативными актами не регулируется.

В настоящее время всё более актуальным становится и еще один аспект управленческого аудита – становление и развитие института аудита государственного управления.

Аудит интеллектуальной собственности – это экспертиза (ревизия) юридических и учетных документов, относящихся к используемым на предприятии объектам интеллектуальной собственности.

При практическом использовании интеллектуальной собственности в хозяйственной деятельности предприятия, особенно при документальном оформлении права собственности или права на использование, важно оперативно определить наличие и правильность оформления соответствующих документов, то есть провести аудит интеллектуальной собственности.

Аудит интеллектуальной собственности проводится в целях выявления объектов интеллектуальной собственности организации. Затем определяется возможность отнесения того или иного объекта к интеллектуальной собственности и его последующей регистрации в уполномоченном органе.

Аудит проводится либо внешней организацией (юридической фирмой по вопросам интеллектуальной собственности или фирмой по управлению интеллектуальной собственностью), либо собственным персоналом.

Социальный аудит является комплексным институтом обследования социальной сферы предприятий и государства в целом. При проведении этого вида аудита оцениваются, прежде всего, формальные и неформальные правила поведения внутри организации, мнения сторон, заинтересованных в деятельности компании, с целью выбора условий, благоприятных для менеджмента качества и развития человеческих ресурсов.

Социальный аудит способен дать социальным партнерам на предприятии, органам власти, профессиональным объединениям объективную информацию, сформированную в результате обследования реального положения дел и выверенную компетентными и независимыми аудиторами.

Практическое значение социального аудита заключается в том, что он может служить в качестве эффективного инструмента регулирования социоэкономических отношений и тем самым значительно повысить уровень управления человеческими ресурсами – решающим фактором производства в условиях современного рыночного хозяйства. Таким образом, социальный аудит является необходимым элементом социальной политики государства, направленный на достижения высокой степени обеспечения гарантируемых Конституцией России экономических, социальных и иных прав граждан.

Предметом социального аудита являются социоэкономические отношения, которые интегрируются в целую гамму общественных отношений: экономических, социальных, управленческих, правовых, этических и других.

Заказчиком социального аудита могут быть государственные органы, профсоюзы, организации, которые заинтересованы в исследовании роли человеческого фактора, который оказывает всё большее влияние на экономику.

Проведением социального аудита должны заниматься объединения профессиональных социальных аудиторов – агентства, институты, фирмы.

Социальный аудит – перспективный и нужный инструмент исследования общественных отношений, он является предметом исследования ученых, изданы учебники по социальному аудиту, разработана российская модель социального аудита, подготовлен проект федерального закона о социальном аудите, однако пока эта тема остается на уровне теоретических разработок. Практическая деятельность минимальна. Нормативных правовых актов, регулирующих сферу его действия в Российской Федерации, не существует.

Операционный аудит представляет собой независимую систематическую оценку организационной деятельности на разных этапах управления с целью улучшить функционирование системы. При этом обычно основное внимание уделяется надежности работы системы внутреннего контроля и служб предприятия. Операционный аудит в более широком контексте понимается в качестве консультаций по бизнесу. В его рамках проверяется деятельность всей компании или подразделений. При этом аудиторы формулируют предложения по совершенствованию деятельности компании.

Кадровый аудит – это оценка организационной структуры компании и ее системы управления персоналом. Его обычно рассматривают в двух аспектах:

- как оценку оформления и ведения кадровых документов, проверку и анализ состояния кадровой документации на предмет соответствия требованиям действующего трудового законодательства и предоставление рекомендаций по устранению выявленных несоответствий в документообороте;

- как аудит кадровой политики организации, имеющий целью разработку инструментов кадровой политики, которые позволят эффективно управлять персоналом согласно стратегии организации.

Разделяют внутренний и внешний аудит. Внутренний компания проводит своими силами, в роли проверяющего может выступать сотрудник, хорошо знакомый с нормативными документами в части кадрового учета, например, юрист. Для внешнего аудита привлекаются независимые сторонние организации, он считается более надежным и достоверным.

Существуют также, больше в понятиях, в иностранных и международных документах, так как не имеют отечественного нормативного регулирования и практически почти не применяются, следующие виды аудита:

- образовательный аудит;

- медицинский аудит;

- правовой аудит;

- маркетинговый аудит;

- организационный аудит;

- инвентаризационный аудит;

- операционный аудит;

- судебный аудит.

 


 


Дата: 2018-12-28, просмотров: 268.