Органы внешнего государственного финансового контроля в бюджетной сфере
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Органами внешнего государственного финансового контроля в бюджетной сфере являются Счетная палата Российской Федерации и контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований. Особенность этих органов заключается в том, что они образуются законодательными органами государственной власти и представительными органами местного самоуправления муниципальных образований, при этом обладают организационной, функциональной и финансовой независимостью.

Организационная независимость заключается в том, что эти органы организационно самостоятельны, не входят в состав других органов, обладают правами юридического лица.

Функциональная независимость означает, что эти органы государственного финансового контроля действуют самостоятельно, без вмешательства кого-либо в его деятельность. Они сами планируют свою деятельность, определяют объекты контроля, составляют и утверждают стандарты вешнего финансового контроля, методические материалы и другие документы.

Финансовая независимость выражается в том, что  органы внешнего финансового контроля финансируются по отдельной строке соответствующего бюджета, самостоятельно распоряжается средствами, выделенными на их содержание.

Счетная палата Российской Федерации является конституционным органом государственного финансового контроля. В Конституции Российской Федерации определено, что Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета. Конституция отнесла к ведению Совета Федерации назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, к ведению Государственной Думы назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Правовой статус, состав и структура, полномочия и основы деятельности Счетной палаты РФ определены в Федеральном законе от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

В Законе установлено, что Счетная палата является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), подотчетным Федеральному Собранию Российской Федерации.

Данная формулировка содержит несколько ключевых положений:

- во-первых, применено понятие внешнего государственного финансового аудита (контроля);

- во-вторых, подчеркнуто, что Счетная палата является высшим органом внешнего государственного аудита (контроля);

- в-третьих, применен международный термин – государственный аудит, более точно отражающий характер деятельности Счетной палаты;

- в-четвертых, статус постоянно действующего органа означает, что деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена, в том числе в связи с досрочным прекращением полномочий палат Федерального Собрания;

- наконец, Счетная палата подотчетна только Федеральному Собранию и никому больше, при этом следует учитывать, что подотчетность не означает подконтрольность и не отменяет самостоятельности.

Счетная палата Российской Федерации состоит из председателя, заместителя председателя, 12 аудиторов и аппарата Счетной палаты. Председатель палаты, его заместитель и аудиторы замещают государственные должности Российской Федерации. Они назначаются на срок 6 лет палатами Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Председателя Счетной палаты и 6 аудиторов назначает Государственная Дума, заместителя председателя и 6 аудиторов – Совет Федерации.

Каждый из 12 аудиторов Счетной палаты возглавляет определенное направление деятельности, которое охватывает комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных единством назначения.

На каждого аудитора возложены обязанности по руководству структурными подразделениями аппарата Счетной палаты, включающими инспекторов и иных сотрудников. Такие подразделения называются инспекции. Они проводят контрольные мероприятия, обеспечивают исполнение аудитором возложенных на него полномочий. Результаты контрольных мероприятий являются итогом деятельности нескольких сотрудников, они рассматриваются на коллегии Счетной палаты, таким образом, обеспечивается их объективность.

Председатель, его заместитель, аудиторы Счетной палаты и руководитель её аппарата составляют коллегию Счетной палаты РФ. Она рассматривает наиболее важные вопросы: методологию деятельности Счетной палаты, планирование и организацию работы, итоги контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, содержание информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе. Коллегия утверждает Регламент Счетной палаты, стандарты Счетной палаты, общие требования к стандартам внешнего государственного и муниципального контроля, определяет содержание направлений деятельности, возглавляемых каждым аудитором.

Вопросы деятельности Счетной палаты, распределение обязанностей между аудиторами Счетной палаты, содержание направлений деятельности, возглавляемых аудиторами Счетной палаты, функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счетной палаты, порядок ведения дел определяются Регламентом Счетной палаты.

Аппарат Счетной палаты Российской Федерации состоит из руководителя аппарата, его заместителя, инспекторов и иных штатных сотрудников. В служебные обязанности инспекторов Счетной палаты входит непосредственная организация и проведение контрольных мероприятий. Для этого они объединены в инспекции, руководимые их начальниками, которые работают под руководством аудиторов. В состав аппарата Счетной палаты входят также департаменты (административный, сводный, правового обеспечения, информации, внешних связей, финансовый, кадров и государственной службы, обеспечения деятельности и др.), управления и отделы.

В Счетной палате Российской Федерации более 1000 сотрудников, в том числе 700 инспекторов. Ее научный потенциал составляют 30 докторов и более 100 кандидатов наук.

Счетная палата Российской Федерации решает следующие задачи:

- организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации;

- определение эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, в том числе для целей стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации;

- анализ выявленных недостатков и нарушений в процессе формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, выработка предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом в пределах компетенции;

- развитие возможностей и методов аудита (контроля) эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, включая выбор и оценку ключевых национальных показателей и индикаторов социально-экономического развития Российской Федерации;

- оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет федеральных и иных ресурсов, в пределах компетенции Счетной палаты;

- определение достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и годового отчета об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

- контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных кредитных организациях Российской Федерации;

- обеспечение в пределах своей компетенции мер по противодействию коррупции.

Основными видами деятельности Счетной палаты являются контрольная, экспертно-аналитическая и информационная, в рамках которых она проводит контрольные, экспертно-аналитические и иные мероприятия. Применяются такие методы контрольной и экспертно-аналитической деятельности, как ревизия, проверка, анализ, обследование, мониторинг.

Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия проводятся в формах предварительного аудита, оперативного анализа и контроля, последующего аудита. Таким образом, закреплен принцип непрерывного, системного контроля в ходе всего бюджетного процесса путем осуществления предварительного, текущего и последующего аудита (контроля) за исполнением федерального бюджета.

По результатам проведенных мероприятий принимаются следующие документы:

- результаты проверки, ревизии оформляются актом;

- по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий оформляются отчеты;

- в случае выявления нарушений при проведении контрольных мероприятий направляются представления, предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; 

- по результатам экспертизы, анализа или обследования составляется заключение;

- результатом предварительного аудита является заключение;

- по результатам оперативного анализа составляется оперативный доклад;

- по результатам последующего контроля за исполнением федерального бюджета подготавливается заключение;

Счетная палата самостоятельно разрабатывает и утверждает в установленном порядке стандарты Счетной палаты, которые являются внутренними нормативными документами, определяющими характеристики, правила и процедуры планирования, организации и осуществления различных видов деятельности Счетной палаты и требования к их результатам. При этом учитываются международные стандарты в области государственного финансового контроля, аудита и финансовой отчетности.

Контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований функционируют в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Контрольно-счетные органы созданы во всех субъектах Российской Федерации. Они обладают организационной и функциональной независимостью, правами юридического лица, являются органами внешнего государственного финансового контроля в субъектах Российской Федерации.

Полномочия этих органов определяются региональными законами, но в основу положены те, что предусмотрены Законом № 6-ФЗ:

1) контроль за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;

2) экспертиза проектов законов о бюджетах субъекта Российской Федерации и проектов законов о бюджетах территориального государственного внебюджетного фонда;

3) внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, годового отчета об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;

4) организация и осуществление контроля за законностью и эффективностью использования средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности субъекта Российской Федерации;

6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов, законности предоставления государственных гарантий и поручительств за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации;

7) финансово-экономическая экспертиза проектов законов субъекта Российской Федерации и нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации в части, касающейся расходных обязательств субъекта Российской Федерации, а также государственных программ субъекта Российской Федерации;

8) анализ бюджетного процесса в субъекте Российской Федерации и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;

9) контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований, а также проверка местного бюджета в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;

10) подготовка информации о ходе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации;

11) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;

12) иные полномочия в сфере внешнего государственного финансового контроля, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

Во многих субъектах Российской Федерации данный перечень полномочий расширен, уточнены отдельные положения.

Численность и организационная структура контрольно-счетных органов большинства субъектов Российской Федерации позволяют обеспечить выполнение возложенных на них полномочий органов внешнего финансового контроля. Они состоят из председателя, заместителя председателя, нескольких аудиторов и аппарата контрольно-счетного органа. Обычно председатель, его заместитель и аудиторы замещают государственные должности государственной службы субъектов Российской Федерации, инспекторы и иные работники аппарата контрольно-счетного органа являются государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.

Как правило, аудиторы возглавляют одно из направлений деятельности, обеспечивая контроль за доходами или определенными расходами регионального бюджета.

Председатель, его заместитель и аудиторы образуют коллегию контрольно-счетного органа, которая рассматривает наиболее важные вопросы его деятельности. Она осуществляет свою деятельность в соответствии с положением о коллегии.

В аппарат контрольно-счетного органа включаются инспекторы и иные работники. Инспекторы объединены в инспекции или рабочие группы и на постоянной или временной основе закрепляются за аудиторами для проведения контрольных мероприятий. Для организации работы аудиторов и инспекторов в аппарате создаются отделы.

    Контрольно-счетные органы муниципальных образований обладают полномочиями, аналогичными полномочиям контрольно-счетных органов субъектов РФ.  Они пока имеются далеко не во всех муниципальных районах и городских округах на территории Российской Федерации, не говоря уже о поселениях. Часть из них создана как органы местного самоуправления и обладает правами юридического лица. Другие функционируют в составе представительных органов. А есть и такие, которые состоят из депутатов, являясь комиссиями представительных органов. Конечно, представительные органы местного самоуправления вправе создавать в своем составе такие подразделения. Следует учитывать, однако, что они не являются контрольно-счетными органами муниципальных образований, не обладают организационной и функциональной независимостью, не наделены полномочиями, определенными Законом № 6-ФЗ, в том числе правом проведения внешней проверки годовых отчетов об исполнении местных бюджетов.

Численность и организационная структура контрольно-счетных органов муниципальных образований должны обеспечивать возложенные на них полномочия. Однако не во всех муниципальных образованиях создаются необходимые условия для осуществления внешнего контроля за исполнением местного бюджета. Контрольно-счетные органы муниципальных образований, в основном, малочисленны: состоят из председателя и 1 – 3 инспекторов.

В столицах субъектов Российской Федерации и других крупных городах численность контрольно-счетных органов выше. Однако общих критериев определения реальных потребностей в количестве сотрудников органов внешнего финансового контроля пока не выработано. Поэтому она зависит, в основном, от понимания важности объективного финансового контроля местным представительным органом и субъективных позиций руководителей муниципальных образований.

Контрольно-счетные органы столиц субъектов Российской Федерации и других крупных городских округов, как правило, состоят из председателя, его заместителя, аудиторов, инспекторов и иных сотрудников. Инспекторский состав может быть объединен в несколько инспекций, которые работают под руководством аудиторов.

В некоторых муниципальных органах внешнего финансового контроля созданы коллегии, что должно быть обусловлено положением о контрольно-счетном органе муниципального образования.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 278.