Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Государственный финансовый контроль: понятие, принципы,

Функции, виды

 

Один из важнейших элементов государства – его финансовая система. Как известно, финансовую систему государства образуют и государственные, и негосударственные финансы. Одна из наиболее ответственных функций государства – организация контроля за законностью и эффективностью функционирования его финансовой системы. Для этого организуется государственный финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль охватывает как государственные, так и негосударственные финансы. Непосредственно управляя государственными финансами, государство не оставляет при этом без контроля состояние всей финансовой системы. Оно отслеживает денежные потоки в экономике страны, проверяет полноту и своевременность взимания налогов и сборов, таможенных платежей, законность и эффективность функционирования банковской системы, осуществление операций на фондовом рынке и валютных операций, исполнение страховых обязательств и использование государственного имущества.

 

Объектами государственного финансового контроля являются не только государственные, но и негосударственные структуры, а его предметом – как государственные, так и негосударственные финансы

 

Субъектами государственного финансового контроля являются органы государственной власти и созданные ими органы государственного финансового контроля.

Информация, поступающая государственным органам, осуществляющим властные полномочия, от органов государственного финансового контроля позволяет своевременно и точно корректировать их управляющее воздействие на подконтрольные объекты, что повышает эффективность управления финансовой системой и всеми социально-экономическими процессами в государстве. В то же время органы государственного финансового контроля уполномочены применять установленные государством меры к нарушителям финансового законодательства. 

Таким образом, государственный финансовый контроль обладает определенными признаками:

- это разновидность финансовой деятельности государства;

- это контроль со стороны государства (субъектом контроля являются органы государственной власти и уполномоченные на это органы);

- это контроль за всеми финансами в государстве (предметом контроля является вся финансовая система государства);

- это форма реализации контрольной функции финансов;

- это элемент системы управления финансами в государстве;

- это функция обратной связи, посредством реализации которой субъект управления финансами получает информацию о результатах управления;

- это заключительная стадия процесса управления;

- это одновременно самостоятельный управленческий процесс;

- это контроль за соблюдением законности использования государственных ресурсов;

- это система органов, уполномоченных государством осуществлять финансовый контроль.

Дать определение государственного финансового контроля с учетом всех этих признаков затруднительно, оно будет громоздким. В зависимости от того, какая сторона этого явления (экономическая, финансовая, юридическая, управленческая) рассматривается как основная, формулируются различные определения (таблица 3).

Таблица 3 – Определения государственного финансового контроля

 

Определение Источник
Установленная соответствующими нормативными актами деятельность органов государственной власти и управления всех уровней (должностных лиц), а также подразделений внутреннего контроля государственных организаций по выявлению, предупреждению и пресечению следующих нарушений в процедурах управления государственными финансовыми потоками и финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: Теория и практика. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002, с. 45.
Система институтов, инструментов и объектов по проверке законности и целесообразности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов государства и органов местного самоуправления. Государственные и муниципальные финансы / Под общей ред. проф. И.Д Мацкуляка. М.: Изд-во РАГС, 2003. С. 593.
Одна из функций государственных органов, представляющая собой систему сбора и оценки информации о финансовых потоках объекта контроля в целях установления полноты и своевременности формирования, обоснованности распределения и эффективности использования общественных финансовых ресурсов, а также государственного имущества, закрепленного за государственными организациями и учреждениями Ревизия и контроль: учебное пособие / М.В. Мельник, А.С. Пантелеев, А.Л. Звездин; под ред. Проф. М.В. Мельник. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2006, с. 21.
Регулируемая правовыми нормами деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по контролю за формированием, распределением, целевым и эффективным расходованием финансовых ресурсов, а также законности и рациональности использования государственной и муниципальной собственности, имеющая своей целью не только обнаружить, но и предупредить нарушения в работе подконтрольных объектов Финансы и кредит: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. М. Финансы и статистика, 2006, с. 333.    
Контроль за законностью и целесообразностью действий органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляемый в процессе планирования и ведения финансовой деятельности в интересах реализации стратегии социально-экономического развития страны и ее территорий Столяров Н.С. Финансовый контроль в системе стратегического управления социально-экономическим развитием России (теория и практика): Монография. – М.: Издательство РГСУ «Союз». 2006, с. 53.
Одна из функций управления финансами, осуществляемая уполномоченными органами за процессами формирования и использования централизованных и децентрализованных финансовых фондов в целях соблюдения законодательства, а также обеспечения результативности поставленных целей государственной финансовой политики Государственный финансовый контроль: учебник / Сабитова Н.М., Орлова М.Е., Шавалеева Ч.М. и др.; под общей ред. д-ра экон. Наук, профессора Н.М.Сабитовой. – М.: Рид Групп, 2012, с. 18.

 

Возможно, наиболее общим, характеризующим государственный финансовый контроль как элемент системы управления финансами, будет такое определение:

 

Государственный финансовый контроль – это форма реализации контрольной функции финансов на всех стадиях процесса общественного воспроизводства, обеспечивающая обратную связь в системе государственного управления и создающая условия для осуществления государством эффективного прямого и косвенного регулирования социально-экономических процессов, в которых участвуют субъекты финансовых правоотношений

 

Государственный финансовый контроль строится на основе общих принципов.

Принципы – это основные, исходные положения его организации, определяющие общие правила и целенаправленность контрольной деятельности государства в финансовой сфере. Государственный финансовый контроль строится на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, гласности, разграничения функций и полномочий, плановости, системности.

Законность государственного финансового контроля – один из основных принципов его организации. Он означает, что деятельность контролирующих органов осуществляется в полном соответствии с законодательством Российской Федерации. Субъекты контроля могут действовать только в пределах их компетенции, в рамках определенных им задач, функций и полномочий в соответствии с правами и обязанностями, которыми они наделены соответствующими нормативными актами.

Объективность государственного финансового контроля обеспечивается достоверностью информации, умением контролирующих органов основываться только на реальных фактах, проявлять непредвзятость, исключать субъективный подход и какое-либо внешнее влияние на ход и результаты контрольного процесса.

Принцип эффективности государственного финансового контроля заключается в том, что осуществляющие его органы должны выполнить свои функции наилучшим образом, обеспечив результативность, экономичность и действенность контроля.

Принцип независимости означает, что государственный финансовый контроль может быть эффективным только при условии независимости контролирующих органов и лиц от объектов контроля, самостоятельности в выборе методов и способов реализации контрольных действий.

Принцип гласности заключается в том, что результаты государственного финансового контроля должны быть доступны для сведения органов государственной власти, подконтрольных объектов и общественности.

Принцип разграничения функций и полномочий предполагает четкое разделение функциональных обязанностей между субъектами государственного финансового контроля. Для каждого контролирующего органа должны быть нормативно определены предмет и объекты контроля, пределы их контрольных полномочий. Это необходимо для предотвращения дублирования в деятельности контролирующих органов.

Принцип плановости способствует рациональной организации и обеспечению систематичности, непрерывности и качества контроля. Обеспечивается он составлением перспективных и текущих планов работы.

Принцип системности означает, что объекты контроля рассматриваются контролирующими органами как элементы единой системы управления, действующие во взаимосвязях с другими элементами системы. Это позволяет в процессе контроля выявить системные недостатки и выработать предложения по оптимизации системы управления, элементом которой является объект контрольной деятельности.

 

Государственный финансовый контроль выполняет в системе государственного управления определенные функции.

Функции принято определять как основные направления деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государственного органа по управлению социально-экономическими процессами в присущих ему формах и присущими ему методами.

Выделяют следующие функции государственного финансового контроля:

Выявление отклонений от установленных законодательством норм и правил осуществления финансовой деятельности, от показателей, утвержденных законами и иными нормативными правовыми актами, от принятой стратегии социально-экономического развития и т.д.

Функция анализа предполагает исследование фактов, ставших причинами отклонений, выявление степени ответственности лиц, допустивших то или иное отклонение.

Функция обратной связи обеспечивает информирование субъекта управления о результатах его управляющего воздействия, позволяет ему скорректировать свои действия, сделать их более эффективными.

Функция коррекции заключается в разработке предложений и принятии мер по устранению выявленных отклонений, восстановлению нарушенных параметров.

Функция превенции необходима для проведения профилактической работы по предупреждению отклонений, она предполагает совершение действий предостерегающего характера до наступления события, вызывающего отклонения.

Функция правоохраны исполняется как средство обеспечения законности, она направлена на пресечение правонарушений в финансовой сфере и привлечению к ответственности виновных лиц.

Виды государственного финансового контроля сформировались, в основном, в соответствии со структурой финансовой системы государства. Следует отметить, что при осуществлении контроля со стороны контрольных органов, создаваемых исполнительными органами государственной власти, применяется и термин «надзор». Этим подчеркивается его внешний характер по отношению к объекту контроля (надзора) и возможность применения установленных санкций.

Можно выделить следующие виды государственного финансового контроля (надзора):

Бюджетный контроль. Это государственный финансовый контроль в бюджетной системе Российской Федерации.

Налоговый контроль организован в государстве в целях обеспечения соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов и сборов в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Банковский надзор. Его еще называют денежно-кредитным. Цель такого контроля – поддержание стабильности банковской системы, обеспечение защиты вкладчиков и кредиторов кредитных организаций.

Валютный контроль призван обеспечить исполнение участниками экономических отношений законодательно установленных требований движения иностранной валюты на территории государства.

Страховой надзор обеспечивает защиту интересов участников процесса страхования, соблюдение законодательства в сфере обязательного и добровольного страхования.

Таможенный контроль имеет своей целью обеспечение соблюдения законодательства при перемещении денежных средств и имущества через границу Таможенного союза.

Контроль на рынке ценных бумаг необходим в целях защиты интересов участников данной сферы финансовой деятельности (эмитентов и инвесторов).

Финансовый мониторинг организован для осуществления контроля за операциями с денежными средствами в целях противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем.

Бюджетному контролю посвящена отдельная глава данного учебного пособия, остальные виды государственного финансового контроля рассмотрены в последующих параграфах.

 

Налоговый контроль

 

Налоговый контроль организован в государстве в целях обеспечения соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов и сборов в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Налоговый контроль –  это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах.

Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.

Объектами налогового контроля являются организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами.

Систему налогового контроля составляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы.

Этим органом является Федеральная налоговая служба (ФНС), которая находится в ведении Министерства финансов РФ. Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ. Полномочия ФНС установлены постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».

Территориальными органами ФНС являются управления по субъектам Федерации, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, контролируется также правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Налоговые проверки могут быть выездными и камеральными. По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель налогового органа выносит решение: о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В пределах своих полномочий налоговый контроль осуществляют также таможенные органы, которые пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, финансовые органы, органы внутренних дел, следственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации

Банковский надзор

 

Банковский надзор – это надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп. Цель такого надзора – поддержание стабильности банковской системы, обеспечение защиты вкладчиков и кредиторов кредитных организаций. Контролю подлежат процессы и условия создания кредитных организаций, банковские операции, финансовые показатели деятельности коммерческих банков.

Объектами контроля являются кредитные организации, действующие в соответствии с банковским законодательством.

Надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, а также регулирование их деятельности согласно Федеральному закону от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» входит в перечень функций Центрального банка РФ (Банка России).

Регулирующие и надзорные функции Банка России, установленные настоящим Федеральным законом, осуществляются через действующий на постоянной основе орган – Комитет банковского надзора, объединяющий руководителей структурных подразделений Банка России, обеспечивающих выполнение его надзорных функций.

Центральный банк РФ осуществляет предварительный, текущий и последующий надзор.

Предварительный надзор осуществляется на этапе выдачи лицензии на осуществление банковских операций. Основной целью предварительного надзора является оценка того, насколько учредители кредитной организации, ее потенциальные руководители готовы с точки зрения финансовой, управленческой, технической к обеспечению надлежащей устойчивости развития кредитной организации.

Целью текущего банковского надзора является создание условий, при которых кредитная организация выполняла бы эффективное управление рисками, возникающими в ходе ее деятельности.

В процессе последующего надзора Центральный Банк РФ осуществляет проверки кредитных учреждений и их филиалов, оставляет им обязательные для реализации предписания о ликвидации обнаруженных в их деятельности нарушений и прилагает санкции применительно к нарушителям. Проводиться подобные проверки могут уполномоченными Советом директоров представителями Центрального Банка РФ и по его поручениям аудиторскими компаниями. Уполномоченные Советом директоров представители Центрального Банка РФ вправе получать и осуществлять проверку отчетности и других документов кредитных учреждений, при необходимости делать копии с необходимых документов.

В случае выявления в ходе проверки нарушений кредитными организациями федеральных законов, нормативно-правовых актов и предписаний Центрального Банка РФ, сокрытия какой-либо информации, предоставления неполных или недостоверных сведений Банк России вправе потребовать от кредитных организаций срочной ликвидации обнаруженных нарушений, осуществлять взыскание штрафа, либо ограничить совершение некоторых банковских операций на срок до 6 месяцев.

Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций, а также стабильности банковской системы Российской Федерации. При возникновении таких ситуаций Банк России вправе принимать предусмотренные законодательством меры, а также осуществлять мероприятия по финансовому оздоровлению кредитных организаций.

Валютный контроль

 

Валютный контроль призван обеспечить исполнение участниками экономических отношений законодательно установленных требований движения иностранной валюты на территории государства и заключается в надзоре уполномоченными органами за соблюдением требований в области внешнеэкономических и денежных операций. Надзор производится:

 - за денежными расчетами и иными действиями, осуществляющимися в РФ;

- перемещениями денежных единиц через границу РФ;

- исполнением обязанностей, выраженных в деньгах, перед Россией ее резидентами.

Контроль осуществляется в отношении юридических и физических лиц, осуществляющих операции по обмену валют или иные операции с иностранной валютой.

К валютными операциям причисляются:

- покупка и отчуждение валютных ценностей, а также их использование в качестве средства платежа, если сторонами сделки выступают резиденты;

- сделки по отчуждению валюты и ценных бумаг (в том числе их применение как средства платежа), заключенные между резидентами и нерезидентами, а также совершенные только между нерезидентами;

- передвижение денежных средств и ценных бумаг как в Россию, так и из страны;

- денежные транзакции на счета одного и того же лица, если эти счета находятся в разных странах;

- транзакции между счетами нерезидента, открытыми в России;

- переводы денег со счетов на территории РФ, принадлежащих одному резиденту, на счета иного лица-резидента, находящиеся как в России, так и за рубежом и ряд других операций.

В соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации. Такими органами являются Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба, которые осуществляют валютный контроль (надзор) в пределах своих полномочий, установленных положениями об этих органах, утвержденных постановлениями Правительства РФ.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Страховой надзор

 

Страховой надзор обеспечивает защиту интересов участников процесса страхования, соблюдение законодательства в сфере обязательного и добровольного страхования. Предметом страхового надзора являются процедуры создания страховых организаций и их деятельность, лицензирование видов страхования, процесс конкурсного отбора претендентов по обязательным видам страхования, формирование страховых резервов и др.

Контролю подлежат субъекты страхового дела – как государственные, так и негосударственные страховые организации, общества взаимного страхования, страховые брокеры и актуарии.

Страховой надзор осуществляется Центральным банком Российской Федерации.

Надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками страховых отношений, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.

В соответствии с Законом РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 31.12.2017) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховой надзор включает в себя:

- лицензирование деятельности субъектов страхового дела и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела, единого реестра саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка;

- контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;

- выдачу разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями;

- принятие решения о назначении временной администрации, о приостановлении и об ограничении полномочий исполнительного органа страховой организации в случаях и в порядке, которые установлены Федеральным законом от 26.10.2002 № 127 «О несостоятельности (банкротстве)».

В целях своевременного выявления рисков неплатежеспособности субъектов страхового дела орган страхового надзора (Центральный банк РФ) осуществляет мониторинг деятельности субъектов страхового дела с применением финансовых показателей (коэффициентов), характеризующих финансовое положение субъектов страхового дела и их устойчивость к внутренним и внешним факторам риска.

 

Таможенный контроль

 

Таможенный контроль имеет своей целью обеспечение соблюдения законодательства при перемещении денежных средств и имущества через государственную границу Российской Федерации.

Таможенный контроль заключается в осуществлении таможенными органами Российской Федерации правомочных действий, направленных на соблюдение юридическими и физическими лицами законодательства РФ, международных договоров РФ и правил, регулирующих порядок ввоза, вывоза или транзита грузов, транспортных средств, валюты и валютных ценностей.

Объекты контроля – юридические и физические лица, осуществляющие перевозку грузов, товаров, денежных средств через границу Таможенного союза.

Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении:

- товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию;

- таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза;

- деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур;

- лиц, пересекающих таможенную границу

Осуществление таможенного контроля возложено на Федеральную таможенную службу. В соответствии с положением о Федеральной таможенной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 № 809,  Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, функции органа валютного контроля и иные функции.

Федеральная таможенная служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации и осуществляет контроль и надзор:

- за соблюдением актов, составляющих право Евразийского экономического союза, в установленной сфере ведения Службы, законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов;

- за правильностью исчисления и своевременностью уплаты антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств;

- за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза;

- за внешнеторговыми бартерными сделками;

- за соблюдением в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации порядка осуществления международных автомобильных перевозок;

- за соблюдением требований актов, составляющих право Евразийского экономического союза, к продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, в области ветеринарии, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, а также норм и правил обеспечения карантина растений.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 557.