Административный контроль (надзор) как способ обеспечения законности представляет собой особый вид государственной деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, направленный на строгое и точное исполнение органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами общеобязательных правил, имеющих важное значение для общества и государства.
Термин «административный контроль (надзор)» имеет юридическую природу и обусловлен таким общим признаком органов, осуществляющих этот вид государственного контроля (надзора), как возможность применения административного принуждения.
Административный контроль (надзор) обладает следующими признаками:
- реализуется специальными органами, создаваемыми исполнительными органами государственной власти (федеральные службы, различные инспекции в федеральных министерствах и иных федеральных органах, а также территориальные органы;
- имеет внешний характер, то есть отсутствует организационная подчиненность субъектов контроля (надзора) и поднадзорных объектов;
- сфера действия четко очерчена (например, надзор в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, надзор за соблюдением законодательства в сфере связи и массовых коммуникаций, надзор за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия и т.д.);
- цель – обеспечить безопасность граждан, общества, государства, а также надлежащее качество продукции, услуг и работ;
- деятельность поднадзорных объектов оценивается только с точки зрения законности и по достаточно узкому кругу специальных вопросов;
- отсутствует возможность вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность объекта контроля (надзора);
- имеется возможность самостоятельного применения мер административного принуждения в случаях обнаружения правонарушений или возникновения угроз безопасности различным объектам;
- применение мер принуждения строго ограничивается правовыми рамками.
Контрольные и надзорные функции органов, осуществляющих административный контроль (надзор) в нормативных актах не различаются, поэтому эти органы получили общее наименование – контрольно-надзорные органы.
Осуществление административного контроля (надзора) регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также иными федеральными законами, регулирующими конкретные сферы деятельности. Положения о федеральных службах утверждаются постановлениями Правительства РФ. Деятельность контрольно-надзорных органов регулируется приказами министерств, иными внутренними документами.
Например, деятельность Роспотребнадзора регулируется Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и другими законами.
В Постановлении Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» перечислены полномочия, установлена организация деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Федеральные контрольно-надзорные органы могут создавать свои территориальные подразделения.
Исполнительные органы государственной власти субъектов РФ создают региональные органы государственного контроля (надзора). Исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных образований в пределах своих полномочий создают органы муниципального контроля.
Проводимая в стране реформа контрольно-надзорной деятельности требует совершенства федерального законодательства в этой сфере. В связи с этим Правительством РФ в Государственную Думу внесен проект федерального закона «Об основах государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации». В приложениях к законопроекту перечислено 159 видов федерального государственного контроля (надзора), 44 вида регионального государственного контроля (надзора), 13 видов муниципального контроля.
Принятие данного закона будет способствовать построению эффективной системы государственного контроля и надзора, муниципального контроля.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 295.