Контроль как функция управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Раскрывая понятие «контроль», обычно обращают внимание на присущие ему общие признаки:

- вторичность контроля (считается, что контролировать можно то, что уже совершилось);

- контроль – это процесс, длящийся во времени;

- это совокупность мероприятий по выявлению нарушений с применением специфических форм и методов;

- контроль проявляется через деятельность органов, его осуществляющих;

- контроль должен иметь цель;

- контроль должен быть результативен.

На основании этих признаков контроль можно определить как совокупность мероприятий, как процесс, как деятельность специальных органов в целях выявления нарушений в контролируемой сфере.

Такой подход не учитывает, однако, одного существенного фактора: контроль не может существовать сам по себе, вне системы управления. 

В самом общем виде систему управления можно определить как совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целое. То есть система – это не просто совокупность, сумма элементов. В ней должны иметь место обоснованные, организованные оптимальным образом взаимосвязи между этими элементами, позволяющие системе эффективно функционировать как единому целому.

Любую систему управления составляют следующие основные элементы:

- субъект управления – это элемент системы, оказывающий управляющее воздействие, то есть тот, кто управляет;

- объект управления – это элемент системы, воспринимающий управляющее воздействие, проще сказать, это тот, кем управляет субъект управления;

- предмет управления – это то, чем управляет субъект управления.

Субъект управления воздействует на объект управления в процессе управления с помощью определенных инструментов (способов, методов), стремясь к видоизменению предмета управления в необходимом направлении. Конечной целью субъекта управления является получение запланированного результата.

Однако результат управляющего воздействия не всегда очевиден. Поэтому субъект управления заинтересован в получении объективной и точной информации о степени достижения результата, факторах, помешавших его достичь, и мерах, которые необходимо принять для того, чтобы с минимальными затратами исправить ситуацию и, в конечном итоге, получить запланированный результат. Для этого ему необходима обратная связь, обеспечивающая получение необходимой информации. В роли такой обратной связи в любой системе управления и выступает контроль. 

Схематично процесс управления и место в нем контроля, выполняющего функцию обратной связи, можно изобразить следующим образом (рис. 1).

 

Субъект управления
Результат управления
Процесс управления  
Объект управления
Предмет управления
Обратная связь = контроль

 

Рис. 1. Простейшая схема системы управления

 

Таким образом, можно сформулировать определение контроля в системе управления:

 

Контроль – это элемент системы управления, выполняющий функцию обратной связи, посредством которой субъект управления получает достоверную информацию о результатах своего управляющего воздействия на объект управления в процессе управления, что позволяет ему скорректировать свои действия для достижения оптимального результата

 

Для осуществления контроля субъект управления обычно создает специальные контрольные подразделения или органы. Контроль, организованный внутри системы управления является внутренним контролем.

Однако контролирующие органы не всегда могут находиться внутри системы управления. Например, учредитель предприятия может пригласить независимого аудитора для осуществления контроля за финансовой деятельностью, которую осуществляет руководство предприятия. Или общественная организация направит на избирательный участок независимых наблюдателей за ходом голосования. Или налоговый инспектор придет в организацию для проверки правильности уплаты налогов. Контроль, организованный и осуществляемый органом или лицом, находящимися вне системы управления, будет являться внешним контролем.

 

Внутренний контроль – это контроль, организованный внутри системы управления Внешний контроль – это контроль, организованный и осуществляемый органом или лицом, и находящимися вне системы управления

 

Наглядно схема внутреннего и внешнего контроля изображена на рисунке 2.

 

Заинтересованный орган – заказчик (организатор) контроля
    Субъект управления
Объекты управления
  Результат
Процесс управления
Предмет управления
Внутренний контроль
Внешний контроль
Система управления

Рис. 2. Схема внутреннего и внешнего контроля

Весь контроль в государстве подразделяется на государственный и негосударственный. Государственный контроль осуществляют органы государственной власти и государственные органы государства за всеми процессами, происходящими в государстве. Негосударственный контроль – это контроль в негосударственных организациях, в домашних хозяйствах, аудиторский контроль, а также контроль со стороны коммерческих банков, общественных организаций.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 285.