Глава 2. ВИДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Президентский контроль

 

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ обладает большими полномочиями по контролю за деятельностью исполнительных органов. Такая возможность неразрывно связана с его правом принимать решения об отставке Правительства, отменять его акты, приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ и другими полномочиями, предоставленными ему Конституцией РФ.

Президентский контроль осуществляется Президентом РФ как непосредственно, так и через его администрацию. Для этого в составе Администрации Президента РФ создано Контрольное управление, которое действует на основании Указа Президента РФ от 08.06.2004 № 729 «Об утверждении Положения о Контрольном управлении Президента Российской Федерации».

Основными задачами Управления являются:

- контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также организациями федеральных законов, указов, распоряжений и иных решений Президента РФ;

- контроль за реализацией общенациональных проектов;

- контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ и Руководителя Администрации Президента РФ;

- контроль за реализацией ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ, бюджетных посланий Президента и иных программных документов Президента РФ;

- информирование Президента РФ и Руководителя Администрации Президента РФ о результатах проверок и подготовка на их основе предложений по предупреждению и устранению выявленных нарушений.

При осуществлении президентского контроля Контрольное управление Президента РФ использует предоставленные ему права:

- создавать комиссии с привлечением работников аппаратов полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, работников федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, сотрудников правоохранительных и контролирующих органов;

- направлять работников Управления на заседания Правительства РФ, коллегий федеральных органов исполнительной власти, на совещания по вопросам контроля, проводимые федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- вносить предложения Президенту РФ, в Правительство РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ о привлечении к дисциплинарной ответственности государственных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и иных решений Президента РФ;

- вызывать должностных лиц для дачи объяснений по поводу неисполнения или ненадлежащего исполнения федеральных законов, указов, распоряжений и иных решений Президента РФ;

- направлять в органы прокуратуры РФ, следственные органы Следственного комитета РФ, органы внутренних дел РФ, органы федеральной службы безопасности и иные государственные органы материалы о выявленных в результате проверок нарушениях;

- запрашивать и получать необходимые материалы от подразделений Администрации Президента РФ, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также от организаций и должностных лиц;

- пользоваться банками данных Администрации Президента РФ и федеральных органов исполнительной власти;

- привлекать для осуществления отдельных работ ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

Еще одной формой президентского контроля является деятельность полномочных представителей Президента в федеральных округах. Они обязаны содействовать исполнению правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, контролировать их выполнение органами исполнительной власти субъектов РФ.

Полномочные представители Президента обязаны представлять Президенту РФ информацию об экономических, социальных и политических процессах на территории и вносить соответствующие предложения. Они вправе вносить в соответствующие органы государственной власти представления о нарушениях Конституции РФ, указов и распоряжений Президента, постановлений Правительства РФ.

 

Парламентский контроль

 

Парламентский контроль – это контроль со стороны высшего законодательного органа – Федерального Собрания Российской Федерации. Законодательной основой осуществления парламентского контроля является Федеральный закон от 07.05.2013 № 77-ФЗ «О парламентском контроле».

Субъектами парламентского контроля являются:

- палаты Федерального Собрания Российской Федерации – Совет Федерации и Государственная Дума;

-  комитеты и комиссии палат Федерального Собрания РФ;

-  парламентская комиссия по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования;

-  члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы.

Применяются следующие формы парламентского контроля:

- рассмотрение Государственной Думой вопроса о доверии Правительству РФ;

- проведение палатами Федерального Собрания РФ, комитетами палат Федерального Собрания мероприятий по осуществлению предварительного, текущего и последующего парламентского контроля в сфере бюджетных правоотношений;

- заслушивание Государственной Думой ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности;

- рассмотрение Государственной Думой годовых отчетов Центрального банка Российской Федерации;

- направление палатами Федерального Собрания РФ парламентских запросов;

- направление членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы депутатских запросов;

- заслушивание на заседаниях палат Федерального Собрания РФ,  их комитетов и комиссий информации членов Правительства РФ, руководителей и должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

- заслушивание в целях получения информации по вопросам, носящим чрезвычайный характер, Председателя Правительства РФ, Генерального прокурора РФ, Председателя Центрального банка РФ, Председателя Центральной избирательной комиссии РФ, иных должностных лиц;

- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты РФ, заместителя Председателя Счетной палаты РФ, аудиторов Счетной палаты РФ;

- осуществление взаимодействия со Счетной палатой РФ, Уполномоченным по правам человека в РФ;

- заслушивание Советом Федерации ежегодных докладов Генерального прокурора РФ о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации;

- приглашение членов Правительства РФ и иных должностных лиц на заседания комитетов и комиссий палат Федерального Собрания РФ;

- проведение парламентских слушаний;

- проведение парламентских расследований.

Парламентский контроль осуществляется также при издании нормативных правовых актов, разработка и принятие которых предусмотрены федеральными законами.

По результатам проведения мероприятий по осуществлению парламентского контроля палаты Федерального Собрания РФ вправе:

- поручить комитету или комиссии палаты Федерального Собрания РФ разработать соответствующий проект федерального закона для внесения его в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы;

- предложить государственному органу и соответствующим должностным лицам принять меры по устранению выявленных нарушений законодательства РФ;

- рассмотреть вопрос о доверии Правительству Российской Федерации;

- освободить от должности лиц, назначение на должность и освобождение от должности которых отнесены к ведению соответствующей палаты;

- обратиться в органы прокуратуры РФ или Следственный комитет РФ.

 

Судебный контроль

 

Судебный контроль – это производство в суде по проверке законности и обоснованности действий и решений в связи с жалобами физических и юридических лиц. Судебный контроль осуществляется Конституционным Судом Российской Федерации, конституционными (уставными) судами субъектов РФ, судами общей юрисдикции, арбитражными судами, мировыми судьями и военными судами.

Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 «О Конституционном Суде Российской Федерации» является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд РФ осуществляет контроль соответствия Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ осуществляют контроль за законностью правовых актов органов государственной власти субъектов РФ и соответствии их конституциям (или уставам) субъектов РФ.

Суды общей юрисдикции осуществляют контрольные полномочия в процессе осуществления гражданского, уголовного и административного судопроизводства в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, определяющими порядок данного вида судопроизводства.

Сущность контрольной деятельности судов общей юрисдикции заключается в том, что они при рассмотрении конкретных дел оценивают законность актов и действий органов исполнительной власти и их должностных лиц. Право гражданина обращаться в суд за защитой своих прав и свобод является важнейшим фактором укрепления гарантий прав граждан в области действия органов публичного управления.

Суд, признав жалобу обоснованной, выносит решение об обязанности соответствующих государственного органа или должностного лица устранить допущенное нарушение прав и свобод гражданина. С момента вступления в законную силу решения суда о признании акта либо отдельной его части незаконными, этот акт или его отдельная часть считаются недействующими.

Кроме того, суд, обнаружив при рассмотрении дела нарушения законности должностными лицами, выносит частное определение и направляет его в соответствующие государственные органы, которые обязаны сообщить суду о принятых ими мерах.

Контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется также судьями в процессе рассмотрения дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом судья выясняет следующие вопросы: не превышены ли компетенции органа исполнительной власти, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении, правильно ли оформлены иные материалы дела, а также ряд иных вопросов, связанных с деятельностью органов исполнительной власти, осуществляющих административную юрисдикцию.

Арбитражные суды выполняют свои функции, в том числе и контрольные, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, а также Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют: арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах – арбитражные суды субъектов Российской Федерации, специализированные арбитражные суды.

Арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции. При этом их основными задачами при рассмотрении подведомственных им споров являются:

- защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

- содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Контроль, осуществляемый арбитражными судами, заключается в проверке при рассмотрении дел соответствия актов и решений органов исполнительной власти и должностных лиц требованиям законов. В случае установления фактов нарушения законов арбитражный суд может вынести частное определение в адрес соответствующих должностных лиц.

Судебный контроль осуществляется также в сфере уголовного судопроизводства. В частности, граждане, конституционные права которых нарушены в ходе предварительного расследования, вправе обжаловать в суд действия и решения органа дознания, следователя или прокурора. В частности, к таким решениям и действиям отнесены те, которые связаны с задержанием, арестом, содержанием под стражей и продлением срока содержания под стражей; с отказом в возбуждении уголовного дела; с прекращением производства по делу; с обыском; наложением ареста на имущество; с приостановлением производства по делу; продлением срока предварительного расследования.

Прокурорский надзор

 

Прокурорский надзор является одной из важных составных частей, относительно самостоятельной и специфической отраслью деятельности прокуратуры, направленной на обеспечение законности. Предмет надзора, полномочия прокуроров по его осуществлению, методы и формы реагирования прокурора на факты нарушения закона регламентированы Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соответствием законодательству всех иных правовых актов.

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, межтерриториальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Прокурорский надзор осуществляется в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Для обеспечения законности прокуратура РФ осуществляет следующие виды надзора:

1. Надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами:

- освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

- опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

- вносит представление об устранении нарушений закона.

По результатам проверки прокурор вправе:

- принести протест на противоречащий закону правовой акт;

- внести представление об устранении нарушений закона;

- вынести мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;

- направить должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

При осуществлении данного вида надзора прокурор:

- рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

- разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

- принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

Прокурор приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд.

3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 274.