Основы государственного аудита
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В последнее время в научной литературе и в практике государственного управления стал применяться термин «государственный аудит». В связи с этим следует ответить на ряд вопросов: в чем суть государственного аудита, каковы его цели, что отличает его от государственного контроля и надзора?

Во-первых, следует отличать понятие «государственный аудит» от понятий «аудит» и «аудиторская деятельность», содержащихся в Федеральном законе от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В данном законе аудит определяется как независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Под аудиторской деятельностью понимается деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Мировой опыт показывает, что аудит целесообразно использовать не только для оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятий, но и для целей определения качества управления финансовыми и иными государственными ресурсами. Таким образом, аудит следует рассматривать в более широком варианте – как системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающих уровень их соответствия определенному критерию и предоставляющий результаты заинтересованному пользователю.

Во-вторых, следует разделить понятия «государственный контроль» и «государственный аудит». Государственный контроль осуществляется внутри системы управления, в то время как государственный аудит осуществляет исследование объекта управления извне в целях предоставления независимой оценки состояния этого объекта заказчику аудита, которым являются органы государственной власти.

В-третьих, в отличие от государственного контроля и надзора, государственный аудит не предполагает применения к нарушителям карательных санкций. Его задача – проанализировать ситуацию и предложить меры по улучшению дел на объекте аудита.

Аудит, который организуют независимые государственные органы, стали называть государственным аудитом. Государственным можно также считать аудит, проводимый негосударственными организациями, если заказчиком аудита является государство в лице органов государственной власти. Они могут проводить аудит энергетический, экологический, кадровый, управленческий, социальный и др., постепенно распространяя государственный аудит на все сферы общественных отношений, на которые оказывает регулирующее воздействие система государственного управления.

Государственный аудит является внешним по отношению к объекту аудита. Внутри органа или организации может быть организован внутренний аудит, но он не будет являться государственным.

В Российской Федерации государственный аудит законодательно регулируется только в финансовой сфере. Его субъектами стали органы внешнего финансового контроля (аудита) – Счетная палата Российской Федерации и контрольно-счетные органы субъектов РФ. Они осуществляют внешний финансовый аудит (контроль) в бюджетной системе Российской Федерации и предоставляют результаты этого аудита независимым пользователям – законодательным органам государственной власти.

Целью государственного аудита является анализ ситуации, выявление причин возникновения проблем и выработка рекомендаций по улучшению дел на объекте аудита. Результаты аудита излагаются в заключении органа государственного аудита, которое доводится до сведения законодательных (представительных) органов. Таким образом, контроль и аудит выполняют разные управленческие функции, как по целям, так и по результатам.

Теоретические разработки в области государственного аудита и практическая деятельность Счетной палаты Российской Федерации по освоению инструментов аудита использованы при совершенствовании российского законодательства в этой области.

Так, в Бюджетном кодексе Российской Федерации к полномочиям органов внешнего государственного финансового контроля отнесено проведение аудита эффективности, в ходе которого определяются результативность и экономность использования бюджетных средств.

В Федеральном законе «О Счетной палате Российской Федерации» она определена постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), подотчетным Федеральному Собранию Российской Федерации. Среди полномочий Счетной палаты РФ – проведение финансового аудита, аудита эффективности, стратегического аудита, аудита государственных программ и другие виды аудита.

 

Счетная палата Российской Федерации – единственный законодательно определенный орган государственного аудита

 

В Федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» понятия «контроль» и «аудит» разделяются. Субъектом аудита в сфере закупок закон определяет Счетную палату Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований. Эти органы уполномочены проводить анализ и оценку результатов закупок, степени достижения заявленных целей. В их компетенцию входит проведение аудита законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности бюджетных расходов на проведение закупок. Субъектами финансового контроля в сфере закупок закон определяет исполнительные органы государственной власти, и местного самоуправления, органы внутреннего государственного и муниципального финансового контроля.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятия «контроль», «надзор» и «аудит» являются различными, в системе государственного управления играют разную роль. Их сравнительные свойства можно отразить в таблице следующим образом (таблица 2).

Таблица 2 – Свойства контроля, надзора и аудита в системе государственного управления

 

Свойства Контроль Надзор Аудит
Характер по отношению к объекту Внутренний Внешний Внешний
Цель Информировать субъект управления о результатах управления Выявить нарушения и наказать виновных Информировать независимого пользователя о положении дел на объекте и предложить меры по улучшению
Ответственность Дисциплинарная Административная, уголовная Отсутствует
Органы Подразделения внутри объекта контроля Контрольно-надзорные органы, прокуратура РФ Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ

 

Требуется четкое законодательное определение понятий «контроль», «надзор» и «аудит», уяснение их различий, установление их места в системе государственного управления, что станет одним из условий повышения эффективности системы государственного управления и результативности ее функционирования.

 


 


Дата: 2018-12-28, просмотров: 324.