План
1. Деление древнеиндийской философии на школы
2. Общие характерные черты индийских философских систем
3. Цель жизни и нравственные установки
1. Деление древнеиндийской философии на школы. Древнеиндийская философия делится на школы согласно их отношениям с древнейшими религиозными текстами, написанными на санскрите, - Ведами. Принцип деления отражен в следующей схеме:
Веды
Школы, отвергающие авторитет Вед (неортодоксальные школы, настика) Чарвака-локайята Буддизм Джайинизм | Школы, основанные на авторитете Вед (ортодоксальные, астика) | |
Школы, основанные непосредственно на текстах Вед | Школы, образованные на независи-мых основах: Санкхья, Йога, Ньяя, Вайшешика | |
Школа, придающая особое значение ритуальной стороне Вед – Миманса |
|
2. Общие характерные черты индийских философских систем
1. Все древнеиндийские школы рассматривают философию как необходимость. Цель философии – не просто возвышение интеллекта, она даёт руководство – как вести просвещённую жизнь, руководствуясь дальновидностью, предвидением, проницательностью.
Но при этом индийская философия не ограничена только этикой и теологией, в ней представлены онтология, гносеология.
2. Индийская философия возникает из душевной тревоги за существующий порядок вещей. Индийские мыслители теоретизируют, пытаясь понять источник и смысл зла, природу вселенной, найти избавление от страданий. Пессимизм в индийской философии – начальная стадия, отправной пункт. Индийские мудрецы утверждают, что протекающая бездумно жизнь – это просто игра слепых инстинктов и мелких неудовлетворённых желаний, такая жизнь неизбежно имеет конец и проходит несчастно. Индийская философия ищет путь освобождения от такой жизни, ищет альтернативу ей.
3. Жизнь человека – сансара, т.е. цепь рождений и смертей, череда страданий и счастья. Освобождение от колеса сансары – мокша – приостановление этой череды. Освобождение – состояние совершенства, возможное даже при жизни (так считают буддисты, джайинисты, санкхья, веданта). Но теоретического знания недостаточно, нужно сосредоточить своё внимание на изучаемых истинах и контролировать себя в практической жизни.
4. Многие школы признают, что мир есть лишь огромный обман, покрывало Майи, для того созданный, чтобы люди страдали или наслаждались последствиями кармы, чтобы они были вовлечены в круговорот бытия, крепко спаяны с ним, привязаны к нему. Истинно же всего не существует, на деле же – лишь небытие (нирвана) или другие миры.
5. Вся индийская философия основана на признании вечного нравственного миропорядка (исключение – школа чарвака-локайята). Сильна вера в закон, который устанавливает порядок и справедливость для всего сущего – богов, небесных тел, животных.
6. Эта вера принимает различные формы:
а) в школе миманса – концепция апурвы, то есть закона, который гарантирует в будущем наслаждение плодами исполняемых теперь ритуалов.
б) в школах ньяя, вайшешика – теория адришты, невидимого начала, влияющего даже на материальные атомы и приводящего предметы и события в соответствие с моральными принципами.
в) концепция кармы, её разделяют все школы. Карма – “закон сохранения моральных ценностей”. Всё сделанное человеком не пропадает даром, всё происходящее с человеком – результат его деяний. Этот закон объясняет, почему добродетельные люди страдают, а порочные наслаждаются жизнью, почему судьбы людей, живущих в одинаковых условиях, неодинаковы. Дело в том, что, живя, мы испытываем на себе последствия действий, совершённых нами в других жизнях.
Слово “карма” означает и сам этот универсальный закон, и силу, порождённую действием и приносящую плоды. Эта сила накапливается, аккумулируется и преобразует в итоге жизнь человека. Некоторые школы (ньяя, вайшешика) утверждают, что сама сила кармы неразумна, бессознательна и управляется духовным существом, богом. Буддизм, джайинизм, санкхья, миманса полагают закон кармы автономным, ни от чего не зависимым.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 282.