Философские направления, связанные с решением ОВФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Схема 1. Смысловая структура ОВФ

 

                                                         ОВФ

Онтологическая сторона (что первично, дух или материя?)
     



Материализм

(Материя первична,

это субстанция бытия)

                            Плюрализм

(субстанций множество)

                        

Дуализм

(субстанции две – материя и духовное начало)


                    Идеализм 

(Субстанцией бытия

                      является идея,

                    дух, сознание)

 

 

 




Объективный

идеализм

(субстанция – это

объективное, не зависящее

от человека духовное

начало: Бог, мировой

разум, абсолютная идея)

 

          Субъективный идеализм

(субстанция бытия субъективна и идеальна, это сознание человека)

Гносеологическая сторона (может ли сознание познавать мир?)   Гносеологический оптимизм (мир познаваем человеческим разумом) Агностицизм (мир не познаваем силами человеческого разума)                             Скептицизм (сомнение в поз- наваемости мира)                 

   1.3. Социальная философия как отрасль философского знания

План

1. Сфера исследований социальной философии

2. Взгляды на сущность общества

3. Основные понятия социальной философии

4. Феномен общественного сознания

1. Сфера исследований социальной философии. Социальная философия – это отрасль духовной культуры, рассматривающая вопросы об обществе в целом, о субстанциональных основах общества, об общих законах его функционирования. Социальная философия анализирует, осмысливает закономерности в общественных явлениях, ищет законы, действующие на протяжении всей истории человечества. К виднейшим философам, работавшим в русле социальной философии, относятся Платон, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, П.А. Гольбах, Г.Ф. Гегель, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Г. Риккерт, Р. Арон, Р Мертон, Г Лебон, К Поппер, А. Швейцер.

Социальная философия ставит следующие вопросы:

- Есть ли в общественной жизни закономерности, и если есть, то каков механизм их действия?

- Возможно ли предсказать ход истории?

- Может ли отдельный человек влиять на ход истории?

- Что есть общественное зло?

- Почему возникла мораль?

- Какие формы общественного устройства самые лучшие, оптимальные для человека?

- Что такое прогресс? Достигнет ли человеческое общество совершенства?

Отличия социальной философии от социологии: Социология как наука возникла в XIX веке. Ёе основоположник - Огюст Конт. Социологию интересует способ организации и связи классовых групп общества, бытие общества как целого. Социология занимается классификацией общества на группы и страты, выявлением их специфики.

Социальную философию же интересуют цель, смысл, направленность, движущие силы исторического процесса. Один из важных вопросов социальной философии – благодаря каким силам образуется общество? Что держит людей вместе?

 

2. Взгляды на сущность общества. Общество определяется социальной философией как целенаправленная, разумно организованная совместная деятельность многих людей. Человек и общество – подлинно диалектическая пара. Они находятся в постоянном противоречии и в то же время не могут существовать друг без друга. Отношения человека и общества – одно из проявлений первого закона диалектики, закона единства и борьбы противоположностей. Почему же люди, несмотря на то, что наибольшие страдания причиняют им именно другие люди, избегают одиночества и изолированного существования?

Существуют различные версии понимания причин объединения людей в общество:

1. Материалистическая версия. Согласно этой версии, человеческое общество – это закономерное, естественное продолжение природы, мира животных, космоса. Оно возникло в результате естественной эволюции. Марксисты считали, что общество есть высшая форма саморазвития материи. Представители первой версии – виднейшие русские ученые Л.Н. Гумилев и А. Чижевский. Так, Чижевский выявил закономерность связи исторических процессов и ритмов солнечной активности и описал свое открытие в книге «Земное эхо солнечных бурь».

2. Теория общественного договора. Эта теория была сформулирована в XVII – XVIII вв. такими европейскими философами как Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ж.-Ж. Руссо. Согласно этой теории, государство и право возникли за счет сознательно заключенного людьми соглашения. Некогда люди поступились своей неограниченной свободой для обеспечения своей безопасности, частной собственности и личных прав.

3. Идеалистическая версия заключается в том, что людей связывают в общество некие идеи, например, религия, мифы, идеология. Не случайно единство и прочность религии всегда считалось залогом единства и силы государства. Согласно этой версии, в умах великих людей можно найти пружину, приводящую в движение историю.

Идеалистической версии придерживаются все религиозные философы. Так русский мыслитель С.Л. Франк писал: «Что такое семья, государство, нация, закон, хозяйство, политическая или социальная реформа, революция и т.д., словом, что такое есть социальное бытие и как совершается социальное явление – этого вообще нельзя усмотреть в видимом мире физического бытия, это можно узнать лишь через внутреннее духовное соучастие и сопереживание невидимой общественной деятельности. В этом заключается абсолютно непреодолимый предел, положенный вечному социальному материализму, всякой попытке биологического или физического использования общественной жизни. Общественная жизнь по своему существу своему духовна, а не материальна».

4. Конвенциональная версия. Общество – сумма индивидов, конгломерат людей, связанный условными связями. Связи между субъектами общества – духовные, материальные; люди связаны вещами, производством. Их объединяют чувственно-сверхчувственные продукты культуры, социальные качества вещей, способы обмена (деньги). Условность этих связей в том, что они распадаются, как только исчезает их причина.

 

3. Основные понятия социальной философии.  Социальная философия пользуется рядом терминов. Осмыслим некоторые из них.

Народ – форма общности людей, связанных языком, культурой, происхождением.

Нация – форма организации жизни одного народа (или нескольких родственных), связанных с государством, экономическими, политическими, духовными отношениями людей.

Государство – форма организации, упорядочивания жизни, народов, наций, основано на праве и законе. Государство суть ограничительная власть.

История – с точки зрения исторического подхода все явления рассматриваются как продукт исторического развития, с точки зрения того, как они возникли, развивались, пришли к современному состоянию. Признается необратимый и преемственный характер изменений вещей.

Культура – это антоним природы. Культурой называют все то, что создается человеком, т.е. надприродный способ его бытия. Культура – это и процесс, и результат человеческой деятельности. Внешний слой культуры для человека есть такая же реальность, как и мир природы, Космос. Поэтому говорят, что человек создал вторую природу.

Очевидно, что в основе культуры лежит технология обеспечения жизненного цикла человека. Культура оттолкнулась от животных потребностей человека, но здесь же произошел водораздел биологического и социального. Зигмунд Фрейд, исследуя первобытные общества, обнаружил, что человека от животного отделяет запрет, который люди сами накладывают на свои животные потребности (этому вопросу посвящена книга Фрейда «Тотем и табу»). У любого, самого примитивного общества есть табу, древнейшие и по сей день существенные запреты – табу относительно пищи (посты), половых отношений.

Менталитет – это понятие отражает особенности характера целого народа. В процессе жизни нация или народ подвергаются влиянию различных факторов:

1) общественно-культурологические – общественная жизнь, ее структуры, национальные традиции;

2) природных факторов, что связано с условиями жизни человека в конкретном регионе, с климатом, ландшафтом, а так же с  физиологией, типичной для данного народа;

3) факторы сознательные, оцениваемые человеком и бессознательные;

   4) факторы рациональные (наука, философия, идеология, созданные данным обществом) и эмоциональные (установки, аффекты типичные для данной нации).

В результате влияния всех этих факторов возникает сплав, определяющий предрасположенность каждого народа мыслить, чувствовать, воспринимать мир определенным образом, предпочитать или отвергать те или иные культурные ценности и т.д. Менталитет – основа целостного образа жизни человека детерминирующая всю линию его жизнедеятельности. Менталитет – производное в человечестве от его всеобщей истории и истории его нации, он в определенной мере инвариантен по отношению к обстоятельствам биографии. Менталитет народа имеет свое качественное своеобразие, он существует, функционирует по законам своей собственной качественной природы.

Идеология – (с греч.) учение об идеях. Это теоретически систематизированное сознание, выражающее интересы определенного класса. В философии периода Великой французской революции идеология понималась как метод установления практических правил воспитания, этики, политики посредством точного познания физиологической и психологической организации человечества и мира вокруг.

По Марксу – идеология – это недопустимая идеализация экономической данности, материальное отношение, возведенное в ранг духовности, субъективное суждение, которому придана объективная форма. К идеологиям относятся религии, мировоззрение, правовые отношения и т.д.

Традиционно идеология понимается как специально сформулированное мировоззрение, отражающее суть интересов какого-то класса, социальной группы, общности и т.д., и одновременно как духовное средство реализации этих интересов. Идеология может существовать на обыденном социально-психологическом, теоретическом уровнях. Может быть идеология класса, института, страны, политической партии. Одно из проявлений идеологии: психологические установки в отношениях одной нации к другой (отрицательное отношение к евреям, кавказцам у русских людей). Патриотизм тоже в определенной степени продукт идеологии.

Идеология отличается от менталитета тем, что она создается сознательно, на уровне какого-то класса и внедряется в массовое сознание с помощью определенных моделей воспитания, воздействия СМИ и т.д. Менталитет же складывается стихийно, естественно, его невозможно изменить искусственным образом.

 

4. Феномен общественного сознания.  Общественное сознание – это все проявления духовной жизни общества, взятые в единстве. Менталитет, идеология, общественное мнение, обыденное сознание, фольклор и т.д. есть части общественного сознания или  формы общественного сознания. Помимо описанных выше менталитета и идеологии в структуру общественного сознания входят обыденное сознание, научное или теоретическое сознание, общественная психология, общественное мнение, мораль и т.д.

Обыденное сознание отражает мир на уровне явлений, а не его сущностных связей. Оно некритично, нерационально, пользуется шаблонными схемами, например, пословицами. Обыденное сознание проявляется, когда мы осмысливаем ситуацию с помощью фраз «чему быть, того не миновать» или «что ни случается, всё к лучшему». Это сознание обслуживает повседневные практические потребности людей, на него воздействует наука, идеология, религия.

Общественная психология – это совокупность общественных чувств, эмоций, настроений, волеизъявлений. Она непосредственно зависит от реального положения дел в обществе (войн, кризисов или экономических подъемов), но и от теоретического сознания, от идеологического воздействия (глубокое усвоение теории марксизма-ленинизма, например, вызывало чувство социального оптимизма, сталинская идеология рождала ненависть к врагам народа).

Маркс писал о том, что даже стыд может быть чувством целого народа:  «Стыд – это уже своего рода революция, это своего рода гнев, обращенный вовнутрь. И если бы целая нация испытала чувства стыда, она была бы подобна льву, сжавшемуся перед прыжком». Для современной общественной психологии характерны социальная апатия, пессимизм.

Общественное мнение – способ существования общественного сознания, в котором проявляется отношение различных групп людей к событиям и процессам действительности, затрагивающим их интересы, потребности. Воздействуют на общественное мнение политические институты, социальные учреждения, но оно может складываться и стихийно – под влиянием опыта, традиций, исторических обстоятельств. Общественное мнение регулирует поведение индивидов, устанавливает определенные ценности, нормы. Общественное мнение зависит от степени усвоения обществом демократических ценностей, прав, свобод.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как вы понимаете, что значит вопрос «Каковы субстанциональные основы общества»? Сформулируйте его другими словами.

2. Чем отличается социология от социальной философии?

3. Почему отшельничество и удаление от мира всегда считалось духовным подвигом?

4. Какие связи между людьми можно назвать условными, а какие безусловными? Приведите примеры.

5. Что лежит в основании культуры?

6.  Из чего складывается общественное сознание?

 

 

Мифологическое сознание

План         

1. Определение мифа

2. Почему философию интересует миф?

3. Особенности мифологического сознания

4. Миф сегодня. Проявления мифосознания у современного человека

 

1.Определение мифа. Понятие «миф» происходит от греческого mythos – повествование, сказание. Миф традиционно понимается как фантастическое отражение действительности в первобытном сознании, воплощённое в устном народном творчестве. “Мифология преодолевает, подчиняет и формирует силы природы при помощи воображения и, следовательно, она исчезает вместе с наступлением действительного господства над этими силами”. Это точка зрения Маркса на миф как на бессознательно-художественную переработку окружающего мира. С начала нового времени мифом стали называть иллюзорные представления, влияющие на массовое сознание (например, миф о коммунизме).

Нужно понимать, что миф это не просто некая хранящаяся информация, передаваемая устно. Это образ жизни, это переживание праистории, первовремён, соприкосновение с первопредками, выраженное не только в сказаниях, но и в ритуалах, магии, жертвоприношениях. Миф одновременно и мысль, и слово, и форма мировосприятия. Это не теория, а практика, слитая с мировоззрением. Сейчас мифы дошли до нас лишь как мёртвая информация, подобно тому, как для неверующего священная история - лишь набор сюжетов, лишённых реальности. Это говорит об умирании мифологического сознания, как и религиозного.

2. Почему философию интересует миф? Во-первых, миф это явление человеческой культуры и человеческого сознания, следовательно, он может дать материал для размышлений о способностях человека, о его разуме и т.д.

Во-вторых, мифологическое (первобытное) сознание – то сознание, из которого непосредственно родилась философия и научное мышление. Это первая ступень в восхождении человеческого духа, это его фундамент. Донаучное, дофилософское, дорациональное сознание является особой формой мышления, из которой и возникло сознание современного человека.

3.  Особенности мифологического сознания

Главные отличительные особенности мифосознания таковы:

1. Мифологическое мышление синкретично, то есть оно ничего не расчленяет, весь мир мыслится как единое органичное целое, и ни одну его часть нельзя даже мысленно изолировать от других. Миф не проводит границу между естественным и сверхъестественным, идеальным и реальным. Для древнего человека сон и миф одинаково реальны. Более того, мифологическое сознание не расчленяет субъект и объект, то есть человека и внеположную ему реальность. Мир для древнего – ограниченное продолжение его же самого. Кроме того, миф – это родовое сознание, в первобытнообщинном обществе люди не мыслили себя в отрыве от рода, от окружающих. Интуиция нерасчленимости человека и его рода, семьи проявилась в обычае замены смертной казни изгнанием, существовавшем во всех древних культурах.

Природные явления так же понимались древними как продолжения людей, их существования, в связи с чем возникли, например, тотемы. Тотемы - это не просто священные животные, объект поклонения. С тотемами люди данного рода отождествляли себя, считали, что они являются, например, одновременно людьми и оленями. Синкретичность мифологического сознания ярко демонстрирует уверенность древних людей в том, что если съесть сердце врага, ты приобретешь его качества, т.е. сам отчасти станешь убитым врагом.

Синкретичность проявлялась также в ощущении нераздельного единства человека и космоса. Древние люди были уверены, что если они не совершат определенные обряды и не включатся таким образом в жизнь космических сил, то солнце не взойдёт на следующий день, весна не настанет, посевы не вырастут и т.д. С синкретичностью связаны обряды проводов зимы, закликания весны, выплясывания земли, обрядовой песни и магия.

2. Природа мифа бессознательна, потому мифы схожи. Карл Юнг, психоаналитик ХХ века, выдвинул теорию коллективных архетипов бессознательного, согласно которой некая образно-символическая информация накапливается в процессе истории у всех людей всех культур и откладывается в слой бессознательного. Первообразы коллективного бессознательного всплывают в сознании при особых его состояниях, и таким образом человек располагает мудростью и опытом бесчисленных веков, хранящимся в потенциальном виде в его сознании. Теория Юнга объясняет схожесть мифов разных народов, повторяемость в них сюжетных мотивов, типов героев и т.п.

3. Миф дорационален, это не логическое мышление. В мифах мы часто встречаем нарушения логики. Например: а) один человек в мифе может быть одновременно разных местах, этот пример показывает, что «не работает» один из основных законов формальной логики - закон непротиворечивости;

б) в мифе нет причинно-следственных связей. Всё происходящее мыслится как происходящее каждый раз случайно, по чьей-то воле, в результате борьбы высших сил, в которой должен также участвовать и человек. Природные процессы воспринимались не как автоматически происходящие в силу определённых законов, а как результат драматической борьбы, что ярко выражено в мифе о Снегурочке и в обряде проводов зимы, т.е. в масленице;

в) миф не знает абстрагирования, обобщений – то, что является сутью современного научного и мифологического мышления. В первобытных языках нет слов-абстракций, всё предельно конкретно, образно и однопорядково. Так, в языке народов севера существует более ста слов, обозначающих оттенки белого цвета, и нет такого обобщенного понятия, которое было бы сравнимо с нашим представлением о белом. Также в языке первобытных племен нет глаголов «бежать», «идти», так как бежать быстро и медленно для этих людей совершенно разные формы движения, требующие разных слов. Для древних смысл равен знаку, чем объясняется сакральность священных книг, иконопись, символика.

4. Критерий реальности в мифе – аффект, чувство, связь образов основана на желании, суггестии, воле. Этим объясняется вера в магию. Учитывая идею синкретизма, т.е. всеобщей взаимосвязанности, в мифологической картине мира сосредоточивание силы человеческого духа, желания на чём-то вполне естественно приводит к изменению этого предмета.

5. Важнейшая черта мифосознания – антропоморфизм, т.е. понимание природы как живого, мыслящего, чувствующего существа. Антропоморфизм проявляется в представлении сил природы по подобию человека (Дед Мороз, Лешие, Посейдон, русалки).

6. В мифологическом мышлении нет никакой абстракции пространства, а только жизненный опыт. Поэтому мифологическое пространство не однородно, как современное научное, а разнокачественно – делится на сакральное, обычное, космическое (Аид и Олимп, хижина шамана). Наскальные изображения в этом смысле могут пониматься как туннель в другой мир. Росписи первобытных пещер на тему охоты как бы прокладывают дорогу в мир душ животных, которых предстоит убить. Пространство в мифе – единая, текучая, принимающая разные формы, сущность.

7. Время в мифе тоже не абстрактно, не однородно, не линейно, не бесконечно. Оно повторяется (циклическое время сезонов), оно разного качества, его “стыки”, переходы – это скачки, которым нужно помочь свершиться (обряды инициации, свадьбы, похорон). “Унисон” человеческой жизни и жизни природы проявлялся в обрядах начала сезонов, равноденствия и солнцестояния.

4. Миф сегодня. Наше сознание мифологично настолько, насколько оно иррационально, целостно базируется на чувствах, на убедительности эмоций. В нашем сознании сохраняется нерасчленённый, первичный слой мышления–переживания, первичная реакция сознания на мир, поэтому детское сознание ярко мифологично.

Все очевидные для нас понятия, аксиомы, которые и не приходит в голову доказывать – суть мифа, так как в мифе не стоит проблема истины.

Каждый человек своей жизнью воплощает так или иначе какой-то миф и даже может осознавать это как миф, но не отказываться от него. Например, миф о ценности своей профессии, миф о служении людям. В современном обществе человек может отказываться от свободы и ответственности ради надежды на лучшее бытие, и это мы тоже можем отнести к области мифа.

Религиозное сознание имеет много общего с мифологическим: оно так же нерационально, утверждает одинаковую реальность различных слоёв бытия – материального и сверхъестественного. Но есть отличия: религия делает акцент на нравственных ценностях, там есть строгие догмы, утверждение идеалов, неприкосновенность святынь. Всего этого нет в мифе. Боги мифа досягаемы, наказуемы, несовершенны, в безнравственности никто в мифе не обвиняется, в качестве абсолютного идеала ничего не преподносится.

Обыденные проявления мифологического сознания:

1. Вера в приметы, основанная на принципе синкретизма. То есть вера в приметы исходит из идеи всеобщей взаимосвязи – черной кошки и судьбы человека, восковой куклы и здоровья человека и т.д.

2. Отношение к вещам, предметам как к живым, обладающим сознанием (пинать дверь, если она не открывается; разговаривать с вещами и домашними животными). Здесь проявляется антропоморфизм.

3. Миф о родителях, об истории своего рождения. Взаимоотношения родителей всегда тайна для человека, он не может осмыслить эту ситуацию трезво, критиковать и т.д. Он не хочет этого делать, что-то мешает ему. Это «что-то» и есть мифологичность родительских отношений, чувствуемая каждым, не случайно самый распространенный сюжет мифов – это история рождения какого-то героя (Моисея, Эдипа, Кастора и Поллукса, Геракла, Христа и т.д.). 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие вы знаете мифы? Найдите в них соответствие признакам мифологического мышления

2. Как миф присутствует в нашей жизни? Почему он не перестает существовать?

3. На каком из семи принципов мифологического сознания основана вера в приметы?

4. Объясните, что такое синкретизм, антропоморфизм, нерациональность мифологического сознания?

5. Почему в мифе не стоит проблема истины?

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 216.