Воспитание становится относительно автономным в процессе социализации на определенном этапе развития конкретного общества, когда оно приобретает такую степень сложности, что возникает необходимость в специальной деятельности по подготовке подрастающих поколений к жизни.
Воспитание как относительно социально контролируемая социализация отличается от стихийной и относительно направляемой социализации тем, что в его основе лежит социальное действие. Социализация в целом – процесс непрерывный, так как человек постоянно взаимодействует с социумом. Воспитание – процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи планомерным, осуществляется в определенных организациях, т. е. ограничено местом и временем.
Воспитание – одна из основных категорий педагогики. Выведем определение, в котором отразим, что свойственно воспитанию как процессу относительно социально контролируемой социализации, но не будем затрагивать специфику видов воспитания. Воспитание – относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется.
В отечественной педагогической литературе можно выделить несколько наиболее известных попыток общих подходов к раскрытию понятия «воспитание».
Определяя объем понятия «воспитание», многие исследователи выделяют:
• воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие общества на человека в целом, т. е. фактически отождествляют воспитание с социализацией;
• воспитание в широком смысле, имея в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений;
• воспитание в узком педагогическом смысле, а именно – воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений;
• воспитание в еще более узком значении – решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества).
Давая содержательную характеристику воспитания, одни исследователи выделяют умственное, трудовое и физическое воспитание, другие – нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание, третьи добавляют правовое, полоролевое, экономическое воспитание.
По характеру отношений участников процесса воспитания, его определяют как целенаправленное воздействие представителей старших поколений на младшие, как взаимодействие старших и младших при руководящей роли старших, как сочетание того и другого типа отношений.
По доминирующим принципам и стилю отношений воспитателей и воспитуемых выделяют авторитарное, либеральное, демократическое воспитание.
Воспитание – конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим, культурным состоянием общества, этноконфессиональными и социально-культурными особенностями. Результаты и позитивная эффективность воспитания в условиях социального обновления общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности.
Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию).
Контрольные вопросы
1. Понятие и сущность социализации.
2. Этапы социализации.
3. Факторы социализации.
4. Агенты социализации.
5. Средства социализации.
6. Механизмы социализации.
7. Составляющие процесса социализации.
8. Воспитание как относительно социально контролируемая социализация.
9. Самоизменение человека в процессе социализации.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 310.