Воспитание как относительно социально контролируемая социализация
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Воспитание становится относительно автономным в процессе социализации на определенном этапе развития конкретного общества, когда оно приобретает такую степень сложности, что возникает необходи­мость в специальной деятельности по подготовке подрастающих поколений к жизни.

Воспитание как относительно социально контролируемая со­циализация отличается от стихийной и относительно направляемой социализации тем, что в его основе лежит социальное действие. Социализация в целом – процесс непрерывный, так как человек постоянно взаимодействует с социумом. Воспитание – процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи планомерным, осуществляется в определенных организациях, т. е. ограничено местом и временем.

Воспитание – одна из основных категорий педагогики. Выведем определение, в котором отразим, что свойственно воспитанию как процессу отно­сительно социально контролируемой социализации, но не будем затраги­вать специфику видов воспитания. Воспитание – относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособ­ления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется.

В отечественной педагогической литературе можно выделить несколько наиболее известных попыток общих подходов к рас­крытию понятия «воспитание».

Определяя объем понятия «воспитание», многие исследователи выделяют:

• воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие общества на человека в целом, т. е. фактически ото­ждествляют воспитание с социализацией;

• воспитание в широком смысле, имея в виду целенаправлен­ное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитатель­ных учреждений;

• воспитание в узком педагогическом смысле, а именно – вос­питательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений;

• воспитание в еще более узком значении – решение конкрет­ных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества).

Давая содержательную характеристику воспитания, одни ис­следователи выделяют умственное, трудовое и физическое воспи­тание, другие – нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание, третьи добавляют правовое, полоролевое, экономи­ческое воспитание.

По характеру отношений участников процесса вос­питания, его определяют как целенаправленное воздействие пред­ставителей старших поколений на младшие, как взаимодействие старших и младших при руководящей роли старших, как сочетание того и другого типа отношений.

По доминирующим принципам и стилю отношений воспитате­лей и воспитуемых выделяют авторитарное, либеральное, демо­кратическое воспитание.

Воспитание – конкретно-историческое явление, тесно связан­ное с социально-экономическим, политическим, культурным состоянием общества, этноконфессиональными и социально-культурными особенностями. Результаты и позитивная эффективность воспитания в условиях социального обновления общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком куль­турных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности.

Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию).

Контрольные вопросы

1. Понятие и сущность социализации.

2. Этапы социализации.

3. Факторы социализации.

4. Агенты социализации.

5. Средства социализации.

6. Механизмы социализации.

7. Составляющие процесса социализации.

8. Воспитание как относительно социально контролируемая социализация.

9. Самоизменение человека в процессе социализации.



Дата: 2018-12-28, просмотров: 310.