Существует закономерность: человек рождается, личностью он становится. Личность – явление социальное. Качества личности – явление не врожденное, они не передаются по наследству, а возникают в результате социального и культурного развития. Формирование личности – это процесс становления человека в обществе.
Личность обладает набором обязательных социальных качеств. Это: индивидуальность, разумность, ответственность темперамент, характер, активность, целеустремленность, направленность, воля.
Индивидуальность – уникальные свойства данного человека, присущие только этому определенному человеку.
Разумность – способность ответственного предвидения результата действий, поступка.
Ответственность – осуществляемый в различных формах контроль над деятельностью субъекта с точки зрения выполнения им принятых норм и правил.
Темперамент – психологическая индивидуальная способность человека. «Это характеристика индивида со стороны нервно-динамических особенностей его психической деятельности: интенсивности, скорости, ритма психических процессов и состояний».
Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении. Характер формируется в результате социализации темперамента.
Активность – мера взаимодействия человека с окружающим миром. Существует внешняя и внутренняя активность. Внутренняя – человек выполняет дело, в котором реализует себя, внешняя – выполняет дело, не интересное для него.
Целеустремленность – способность достижения назначенной цели.
Направленность – тенденция в поведении человека, которая проявляется в мировоззрении, духовных потребностях и делах.
Воля – способность человека самоопределять и саморегулировать свою деятельность. Это проявление личности в способности преодолевать трудности, препятствие, преграды на пути к цели.
4.2 Развитие и формирование личности
Развитие человека – результат сложного длительного поступательного процесса, в ходе которого изменяются его биологические, психические и социальные свойства. Развитие человека – очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму.
Различные люди достигают различного уровня развития. Это зависит от взаимодействия: внутренних природных сил и внешних социальных условий. К внешним факторам относятся, прежде всего, окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности. К внутренним – биологические, наследственные факторы, это физиологические и психологические данные человека. Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми.
Личность развивается как результат общения и участия в разных видах деятельности. В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности: игровую, трудовую, учебную, спортивную и др. и вступает в общение: с родителями, сверстниками, посторонними людьми.
По ведущим видам общения и деятельности детей выделяют такой возрастной ряд:
• непосредственно-эмоциональное общение (младенческий возраст),
• предметно-манипулятивная деятельность (ранний возраст),
• ролевая игра (дошкольный возраст),
• учебная деятельность (младший школьный возраст),
• интимно-личностное общение (подростковый возраст),
• учебно-профессиональная деятельность (ранний юношеский возраст).
Движущими силами развития личности являются противоречия, которые возникают между возрастающими потребностями ребенка и возможностью их удовлетворения. Потребности формируют те или иные мотивы деятельности, побуждающие ребенка к их удовлетворению.
Социальное и биологическое в человеке – не две параллельные, независимые друг от друга составляющие. В каждой личности они настолько тесно переплетены и взаимообусловлены, что в основе развития ребенка выделяют два важнейших фактора – наследственность и среду, которые являются источниками и условиями развития.
Формирование личности – это процесс развития личности под влиянием среды, наследственности и воспитания. Социальному педагогу важно учитывать те исходные данные, которые влияют на формирование личности: физические и физиологические данные, наследственность, природные задатки и способности, особенности поведения, эмоциональность, деятельность и творчество, стремления и мотивы.
Среда и наследственность признаются как равно влияющие на формирование личности.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 254.