Понятие «личность». Характерные черты личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Существует закономерность: человек рождается, личностью он становится. Личность – явление социальное. Качества личности – явление не врожденное, они не передаются по наследству, а возникают в результате социально­го и культурного развития. Формирование личности – это процесс становления человека в обществе.

Личность обладает набором обязательных социальных качеств. Это: индивидуальность, разумность, ответственность темперамент, характер, активность, целеустремленность, направленность, воля.

Индивидуальностьуникальные свойства данного человека, при­сущие только этому определенному человеку.

Разумность – способность ответственного предвидения резуль­тата действий, поступка.

Ответственность – осуществляемый в различных формах контроль над деятельностью субъекта с точки зрения выполнения им принятых норм и правил.

Темпераментпсихологическая индивидуальная способность человека. «Это характеристика индивида со стороны нервно-ди­намических особенностей его психической деятельности: интенсивности, скорости, ритма психических процессов и состояний».

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении. Характер формируется в результате социализации темпера­мента.

Активностьмера взаимодействия человека с окружающим миром. Существует внешняя и внутренняя активность. Внутрен­няя – человек выполняет дело, в котором реализует себя, вне­шняя – выполняет дело, не интересное для него.

Целеустремленностьспособность достижения назначенной цели.

Направленностьтенденция в поведении человека, которая проявляется в мировоззрении, духовных потребностях и делах.

Воля – способность человека самоопределять и саморегулировать свою деятельность. Это проявление личности в способности преодолевать труд­ности, препятствие, преграды на пути к цели.

 

4.2 Развитие и формирование личности

Развитие человека – результат сложного длительного поступательного процесса, в ходе которого изменяются его биологические, психические и социальные свойства. Развитие человека – очень сложный процесс. Оно происхо­дит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму.

Различные люди достигают различного уровня развития. Это зависит от взаимодействия: внутренних природных сил и внешних социальных условий. К внешним факторам относятся, преж­де всего, окружающая человека естественная и социальная сре­да, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности. К внутренним – биологические, наследственные факторы, это физиологические и психологические данные чело­века. Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми.

Личность развивается как результат общения и участия в разных видах деятельности. В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности: игровую, трудовую, учебную, спортивную и др. и вступает в общение: с родителями, сверстниками, посторон­ними людьми.

По ведущим видам общения и деятельности детей выделяют такой возрастной ряд:

• непосредственно-эмоцио­нальное общение (младенческий возраст),

• предметно-манипулятивная деятельность (ранний возраст),

• ролевая игра (дош­кольный возраст),

• учебная деятельность (младший школьный возраст),

• интимно-личностное общение (подростковый воз­раст),

• учебно-профессиональная деятельность (ранний юношес­кий возраст).

Движущими силами развития личности являются противо­речия, которые возникают между возрастающими потребностя­ми ребенка и возможностью их удовлетворения. Потребности формируют те или иные мотивы деятельности, побуждающие ребенка к их удовлетворению.

Социальное и биологическое в человеке – не две параллель­ные, независимые друг от друга составляющие. В каждой лич­ности они настолько тесно переплетены и взаимообусловлены, что в основе развития ребенка выде­ляют два важнейших фактора – наследственность и среду, ко­торые являются источниками и условиями развития.

Формирование личности – это процесс развития личности под влиянием среды, наследственности и воспитания. Социальному педагогу важно учитывать те исходные данные, которые влияют на формирование личности: физические и физиологические данные, наследственность, природные задатки и способности, особенности поведения, эмоциональность, деятельность и творчество, стремления и мотивы.

Среда и наследственность признаются как равно влияющие на формирование личности.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 254.