Девиации как социально-педагогическая проблема
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обще­стве правил, норм поведения, называют трудными или труд­новоспитуемыми.

Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связан­ными с усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обу­чения и воспитания.

Девиация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружаю­щему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связа­на с деятельностью и выражается в поведении человека, кото­рое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью подростка. Как уже было сказано ранее, поведение может быть нормальное и отклоняющееся.

Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Отсюда отклоняющееся поведение может быть охарактеризо­вано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушаю­щее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адек­ватного учета средой особенностей его индивидуальности и про­являющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.

Очевидно, что отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации. Говоря о детско-подростковой дезадаптации, необходимо уточнить категории детей, которые подвержены этому процессу:

—дети школьного возраста, не посещающие школу;

—дети–сироты, общее число которых превысило;

—социальные сироты;

—подростки, употребляющие наркотики и токсические сред­ства;

—подростки сексуально распущенного поведения;

—подростки, совершившие противоправные действия; по официальным данным, их число среди детей и подростков ра­стет в два раза быстрее, чем среди взрослых.

Девиации включают в себя: девиантное, делинквентное, криминальное поведение

Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возра­сту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений и малых половозрастных социальных групп, т.е. это антидисциплинарный тип поведения.

Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, харак­теризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчи­вый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из–за ограниченной общественной опасности, недостижения ребенком возраста уголовной ответственности.

Выделяются следующие типы делинквентного поведения:

—агрессивно–насильственное поведение, включая оскорбле­ния, побои, поджоги, садистские действия, направленные, в основном, против личности человека;

—корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымога­тельство, угоны автотранспорта и другие имущественные пося­гательства, связанные со стремлением получить материальную выгоду;

—распространение и продажа наркотиков.

Криминальное поведение определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовно­го кодекса. Криминальному поведению, как правило, предше­ствуют различные формы девиантного и делинквентного пове­дения.

Негативные формы девиаций являются социальной патоло­гией: пьянство и алкоголизм, токсикомания и наркомания, проституция, суицид, правонарушения и преступность. Они дезорганизуют систему, подрывают ее основы и наносят значи­тельный ущерб личности самого подростка.

В зависимости от типа нарушаемой нормы отклоняющееся поведение классифицируется по следующим характеристикам:

– видам преступления (уголовные, административные) и амо­ральных поступков (пьянство и пр.);

– уровню или масштабности отклонения, когда принято го­ворить об индивидуальном или массовом отклонении;

– внутренней структуре отклонения, когда отклонение свя­зывают с принадлежностью к той или иной социальной группе, половозрастными особенностями;

– ориентированности отклонения на внешнюю среду (семей­ные ссоры, насильственные преступления и др.) или на самого себя (суицид, алкоголизм и др.).

Концепции девиации

Рассмотренные выше предпосылки и причины девиантного поведения легли в основу разработки научных концепций и теорий девиации.

Основными из них являются:

• биологическая,

• психологическая,

• социологическая.

Сторонники биологической теории девиации рассматривают отклонение поведения от принятой в обществе социальной нор­мы в связи с биологическим складом индивида.

В психологических и психиатрических концепциях акцент делается на личностные факторы человека. Тщательные иссле­дования показали, что сущность девиации нельзя объяснить только лишь на основе какой-то одной психологической черты или комплекса.

С точки зрения ролевых теорий, ребенок в процессе социали­зации должен овладеть наиболее значимыми для него ролями, но если этот процесс нарушен, может начать работать компенсаторный механизм. Ребенок все равно будет овладевать роля­ми, но уже не социальными, а антисоциальными, например: вор, наркоман, хулиган, драчун и др., которые характеризуются определенными атрибутами.

Социологические концепции пытаются учесть в девиации со­циальные и культурные факторы, влияющие и определяющие поведение человека в обществе.

Культурологические тории (Селлин, Миллер, Сутер-Ленд) считали, что причина девиации – в конфликтах между норма­ми господствующей культуры и нормами субкультуры, склады­вающейся в той или иной социальной группе.

Изучение механизмов социальных отклонений показывает, что факторами, предопределяющими отклонение от соци­альных норм, являются:

• уровень сознания, нравственности,

• развитость в обществе системы социальных регуляторов пове­дения человека,

• сформированное отношение общества к лю­дям, нарушающим нормы морали и права.

 

Контрольные вопросы

1. Норма и отклонение: понятия и характеристики.

2. Типы отклонений.

3. Теории отклонений.

4. Предпосылки девиации в подростковом возрасте

5. Типы девиаций в подростковом возрасте

6. Причины девиантного поведения подростков.

7. Концепции девиации (на примере подросткового возраста)

 



Дата: 2018-12-28, просмотров: 273.