Лекция 5. ПОНЯТИЕ НОРМЫ И ОТКЛОНЕНИЕ ОТ НОРМЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

План

5.1 Норма и отклонение: понятия и характеристики

5.2 Типы отклонений

5.3 Теории отклонений

5.4 Девиации как социально-педагогическая проблема

5.5 Концепции девиации

Норма и отклонение: понятия и характеристики

 

В любом обществе независимо от того, на какой стадии раз­вития оно находится, есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это – люди, имеющие какие-либо отклонения в физическом, психическом или соци­альном развитии. Когда выделяют различные проблемы или характер ограничений в возможностях людей тем самым уже полагают, что внешние обстоятельства, в которых они находятся, или состояние их здоровья не соответствуют определенным, принятым в данном обществе нормам.

Сфера нормального всегда имеет в сознании людей свои границы, а все то, что находится за их пределами, определяется как «ненормальное», «патологическое». На практике – осознанно или неосознанно – происходит оценивание индивидов по признаку соответствия или несоответствия норме.

Понятие нормы широко используется в: медицине, психологии, педагогике, социологии и др. При этом важно помнить, что норма – это некое идеальное образование, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней.

Для социальной педагогики понятия «норма» и «отклонение от нормы» – очень важные. Они используются для характери­стики процесса развития и социального поведения ребенка.

Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер. Такие негативные отклонения в поведении, как преступность, алко­голизм, наркомания и др., оказывают отрицательное влияние и на процесс социального становления человека, и на развитие общества в целом. Позитивные же отклонения в поведении, к которым можно отнести все формы социального творчества: экономическую предприимчивость, научное и художественное творчество и др., напротив, служат развитию социальной системы.

Типы отклонений

 

Отклонения от нормы условно можно разделить на четыре группы:

· физические,

· психические,

· педагогические

· соци­альные.

Физические отклонения

Физические отклонения от нормы, прежде всего, связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателя­ми. В медицине для каждой возрастной и половой группы де­тей определяются свои показатели (вес, рост, объем груди и пр.), которые характеризуют здоровье ребенка. Фактически это – идеальные показатели, и вряд ли можно найти такого ребен­ка, который точно соответствовал бы им. Отклонения в здоровье могут быть вызваны или наследствен­ными факторами, или какими-либо внешними обстоятельства­ми: тяжелой экологической обстановкой, снижением общего уровня жиз­ни семьи и др.

Так, Всемирная орга­низация здравоохранения в 1980 году приняла британский ва­риант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:

недуглюбая утрата или аномалия психических либо фи­зиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющая какую-либо деятельность;

ограниченная возможностьограничения или по­теря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять ка­кую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человека;

недееспособность (инвалидность)следствие де­фекта или ограниченная возможность человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой-либо нормативной роли, исходя из возрастных, половых или социальных факторов.

Также введено понятие «недостаток», выделены виды недостатков – физические, психические, сложные и тя­желые.

К физическим недостаткам относят подтвержденные в установленном порядке временные или постоянные недостатки в развитии и (или) функционировании органа (органов) челове­ка, либо хроническое соматическое или инфекционное заболе­вание.

Психический недостатокэто утвержденный в установ­ленном порядке временный или постоянный недостаток в пси­хическом развитии человека, включая нарушения речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе повреждения мозга, а так­же нарушения умственного развития, задержку психического развития, создающие трудности в обучении.

Сложный недостаток сочетает в себе физические и (или) психические недостатки, подтвержденные в установленном порядке.

Тяжелый недостатокподтвержденный в установленном порядке физический или психический недостаток, выражен­ный в такой степени, что образование в соответствии с государ­ственными образовательными стандартами является недоступ­ным.

К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены болезни и нарушения зрения, слуха, опорно-двига­тельного аппарата.

 

Психические отклонения

Психические отклонения от нормы, прежде всего, связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатка­ми.

К этой группе отклонений относятся:

задержка психического развития (ЗПР) ребенка,

умственная отста­лость детей, или олигофрения (от греч. oligos – малый и phren – ум).

нарушения речи разной степени сложности: от нарушения произношения и заикания до сложных дефектов с нарушениями чтения и письма.

нарушения эмоционально-волевой сферы ребенка. Как крайние формы этого вида отклонений выступают аутизм (греч. aytos – сам) – состояние психики, характеризующееся замк­нутостью, отсутствием потребности в общении, и суицид – по­пытки к самоубийству.

Особую группу отклонений представляет одаренность детей. Одаренность – это своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее ус­пешность выполнения какой-либо деятельности.

Для диагностики физических и психических недостатков со­здается постоянная межведомственная психолого-медико-педа­гогическая комиссия.

В состав психолого-медико-педагогической комиссии входят специалисты разного профиля: психолог, врач-психиатр, психотерапевт, невропатолог, ортопед, окулист, терапевт (педиатр), физиотера­певт, социальный педагог, юрист, логопед, олигофрено-педагог, сурдопедагог, тифлопедагог.

Педагогические отклонения

Педагогические отклонения – такое понятие пока что редко употребляется в педагогике и социальной педагогике. Между тем, в педагогической деятельности использую­тся различные нормы, с помощью которых регулируется дея­тельность обучаемых путем сопоставления норм с показателями, которые характеризуют процессы и результаты этой деятельно­сти, формируются оценки ее успешности.

Педагогическая норма может определять: уровень образования; перспективы, к достижению которых стремится школьник; нормы индивидуального развития ребенка, обес­печивающие новые, более высокие результаты в обучении, и другие. В последние годы появились дети, которые в силу определенных обстоятельств не получили обра­зование. Такие отклонения от нормы могут быть названы педагогическими.

Педагогической нормой, или нормой образова­ния, являются стандарты общего образования, которые приня­ты в стране. В соответствии с этими стандартами ребенок в оп­ределенном возрасте должен получить соответствующий уро­вень образования, закончить начальную, неполную среднюю (9 классов) или полную среднюю (11 классов) школу.

 

Социальные отклонения

Социальные отклонения связаны с понятием «социальная норма».

Социальная норма – это правила, образец действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) пове­дения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином эта­пе развития общества.

Фактически социальные нормы высту­пают моделью должного поведения, должных общественных отношений и деятельности, которые создаются людьми на основе познания социальной реальности.

Социальные отклоне­ния могут быть вызваны: социальным статусом человека, его ролью как субъекта деятельности, характером выполняемой деятельности, ценностными критериями и др.

Социальные нормы являются элементами системы нор­мативной регуляции и обеспечения устойчивой общественной жизни (мораль, право, традиция).

Социальные нормы делятся на две большие группы: универ­сальные, т.е. распространяющиеся на каждого человека в об­ществе, частные, относящиеся и регулирующие определен­ную сферу профессиональной деятельности или жизнедеятель­ности людей (например, врач, социальный педагог, брат, друг). Социальные нормы еще могут подразделять­ся на: правовые, моральные, политические, религиозные и др.

Соблюдение социальных норм обеспечивается путем превраще­ния внешних требований в потребность и привычку человека через: его социализацию, применение различных санкций (правовых, общественных и др.) к тем, чье поведение отклоня­ется от принятых социальных норм.

Следует отметить, что в реальности «чистых» отклонений, как правило, не бывает. Одно отклонение провоцирует другое, одна группа отклонений накладывается на другую.

Для работы социального педагога очень важное значение имеет пограничная зона между нормой и отклонением. Так, если говорить о социальных отклонениях, то между нормаль­ным типом поведения и отклоняющимся, отмеченным такими чертами, как безволие, чрезмерная активность, гнев и страх, резко выраженная внушаемость и др., располагается неизмеримое количество переходных ступеней от нормы к отклонению. Вследствие этого нет возможности провести четкую грань меж­ду естественным проявлением характера ребенка и отклонени­ями в нем.

Теории отклонений

 

Уровень достигнутого сегодня знания позволяет выделить сре­ди многочисленных факторов, являющихся источником откло­нения в развитии ребенка и его социализации, три основные группы: биогенные, социогенные, психогенные. При этом мож­но сделать вывод о том, что любое ограниче­ние потенциальных возможностей человека неизбежно затраги­вает всю организацию в целом и ведет к нарушениям взаимодей­ствия человека со средой, к «социальному выпадению».

Дата: 2018-12-28, просмотров: 385.