План
5.1 Норма и отклонение: понятия и характеристики
5.2 Типы отклонений
5.3 Теории отклонений
5.4 Девиации как социально-педагогическая проблема
5.5 Концепции девиации
Норма и отклонение: понятия и характеристики
В любом обществе независимо от того, на какой стадии развития оно находится, есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это – люди, имеющие какие-либо отклонения в физическом, психическом или социальном развитии. Когда выделяют различные проблемы или характер ограничений в возможностях людей тем самым уже полагают, что внешние обстоятельства, в которых они находятся, или состояние их здоровья не соответствуют определенным, принятым в данном обществе нормам.
Сфера нормального всегда имеет в сознании людей свои границы, а все то, что находится за их пределами, определяется как «ненормальное», «патологическое». На практике – осознанно или неосознанно – происходит оценивание индивидов по признаку соответствия или несоответствия норме.
Понятие нормы широко используется в: медицине, психологии, педагогике, социологии и др. При этом важно помнить, что норма – это некое идеальное образование, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней.
Для социальной педагогики понятия «норма» и «отклонение от нормы» – очень важные. Они используются для характеристики процесса развития и социального поведения ребенка.
Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер. Такие негативные отклонения в поведении, как преступность, алкоголизм, наркомания и др., оказывают отрицательное влияние и на процесс социального становления человека, и на развитие общества в целом. Позитивные же отклонения в поведении, к которым можно отнести все формы социального творчества: экономическую предприимчивость, научное и художественное творчество и др., напротив, служат развитию социальной системы.
Типы отклонений
Отклонения от нормы условно можно разделить на четыре группы:
· физические,
· психические,
· педагогические
· социальные.
Физические отклонения
Физические отклонения от нормы, прежде всего, связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями. В медицине для каждой возрастной и половой группы детей определяются свои показатели (вес, рост, объем груди и пр.), которые характеризуют здоровье ребенка. Фактически это – идеальные показатели, и вряд ли можно найти такого ребенка, который точно соответствовал бы им. Отклонения в здоровье могут быть вызваны или наследственными факторами, или какими-либо внешними обстоятельствами: тяжелой экологической обстановкой, снижением общего уровня жизни семьи и др.
Так, Всемирная организация здравоохранения в 1980 году приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:
• недуг – любая утрата или аномалия психических либо физиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющая какую-либо деятельность;
• ограниченная возможность – ограничения или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человека;
• недееспособность (инвалидность) – следствие дефекта или ограниченная возможность человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой-либо нормативной роли, исходя из возрастных, половых или социальных факторов.
Также введено понятие «недостаток», выделены виды недостатков – физические, психические, сложные и тяжелые.
К физическим недостаткам относят подтвержденные в установленном порядке временные или постоянные недостатки в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека, либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.
Психический недостаток – это утвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушения речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе повреждения мозга, а также нарушения умственного развития, задержку психического развития, создающие трудности в обучении.
Сложный недостаток сочетает в себе физические и (или) психические недостатки, подтвержденные в установленном порядке.
Тяжелый недостаток – подтвержденный в установленном порядке физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами является недоступным.
К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены болезни и нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.
Психические отклонения
Психические отклонения от нормы, прежде всего, связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками.
К этой группе отклонений относятся:
• задержка психического развития (ЗПР) ребенка,
• умственная отсталость детей, или олигофрения (от греч. oligos – малый и phren – ум).
• нарушения речи разной степени сложности: от нарушения произношения и заикания до сложных дефектов с нарушениями чтения и письма.
• нарушения эмоционально-волевой сферы ребенка. Как крайние формы этого вида отклонений выступают аутизм (греч. aytos – сам) – состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, и суицид – попытки к самоубийству.
Особую группу отклонений представляет одаренность детей. Одаренность – это своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения какой-либо деятельности.
Для диагностики физических и психических недостатков создается постоянная межведомственная психолого-медико-педагогическая комиссия.
В состав психолого-медико-педагогической комиссии входят специалисты разного профиля: психолог, врач-психиатр, психотерапевт, невропатолог, ортопед, окулист, терапевт (педиатр), физиотерапевт, социальный педагог, юрист, логопед, олигофрено-педагог, сурдопедагог, тифлопедагог.
Педагогические отклонения
Педагогические отклонения – такое понятие пока что редко употребляется в педагогике и социальной педагогике. Между тем, в педагогической деятельности используются различные нормы, с помощью которых регулируется деятельность обучаемых путем сопоставления норм с показателями, которые характеризуют процессы и результаты этой деятельности, формируются оценки ее успешности.
Педагогическая норма может определять: уровень образования; перспективы, к достижению которых стремится школьник; нормы индивидуального развития ребенка, обеспечивающие новые, более высокие результаты в обучении, и другие. В последние годы появились дети, которые в силу определенных обстоятельств не получили образование. Такие отклонения от нормы могут быть названы педагогическими.
Педагогической нормой, или нормой образования, являются стандарты общего образования, которые приняты в стране. В соответствии с этими стандартами ребенок в определенном возрасте должен получить соответствующий уровень образования, закончить начальную, неполную среднюю (9 классов) или полную среднюю (11 классов) школу.
Социальные отклонения
Социальные отклонения связаны с понятием «социальная норма».
Социальная норма – это правила, образец действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества.
Фактически социальные нормы выступают моделью должного поведения, должных общественных отношений и деятельности, которые создаются людьми на основе познания социальной реальности.
Социальные отклонения могут быть вызваны: социальным статусом человека, его ролью как субъекта деятельности, характером выполняемой деятельности, ценностными критериями и др.
Социальные нормы являются элементами системы нормативной регуляции и обеспечения устойчивой общественной жизни (мораль, право, традиция).
Социальные нормы делятся на две большие группы: универсальные, т.е. распространяющиеся на каждого человека в обществе, частные, относящиеся и регулирующие определенную сферу профессиональной деятельности или жизнедеятельности людей (например, врач, социальный педагог, брат, друг). Социальные нормы еще могут подразделяться на: правовые, моральные, политические, религиозные и др.
Соблюдение социальных норм обеспечивается путем превращения внешних требований в потребность и привычку человека через: его социализацию, применение различных санкций (правовых, общественных и др.) к тем, чье поведение отклоняется от принятых социальных норм.
Следует отметить, что в реальности «чистых» отклонений, как правило, не бывает. Одно отклонение провоцирует другое, одна группа отклонений накладывается на другую.
Для работы социального педагога очень важное значение имеет пограничная зона между нормой и отклонением. Так, если говорить о социальных отклонениях, то между нормальным типом поведения и отклоняющимся, отмеченным такими чертами, как безволие, чрезмерная активность, гнев и страх, резко выраженная внушаемость и др., располагается неизмеримое количество переходных ступеней от нормы к отклонению. Вследствие этого нет возможности провести четкую грань между естественным проявлением характера ребенка и отклонениями в нем.
Теории отклонений
Уровень достигнутого сегодня знания позволяет выделить среди многочисленных факторов, являющихся источником отклонения в развитии ребенка и его социализации, три основные группы: биогенные, социогенные, психогенные. При этом можно сделать вывод о том, что любое ограничение потенциальных возможностей человека неизбежно затрагивает всю организацию в целом и ведет к нарушениям взаимодействия человека со средой, к «социальному выпадению».
Дата: 2018-12-28, просмотров: 385.