Лекция 8. МЕЗОФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

План

8.1 Регион

8.2 Средства массовой коммуникации

8.3 Субкультуры

8.4 Тип поселения

 

Регион

Регион – часть страны, представляющая собой целостную со­циально-экономическую систему, обладающая общностью экономической, политической и духовной жизни, общим историческим прошлым, культурным и соци­альным своеобразием.

Регион – это пространство, в котором происходит: социализация человека, формирование, сохранение и передача норм образа жизни, сохранение и развитие (или наоборот) природных и куль­турных богатств. Каждая страна природно-географически и в сознании ее жителей представляет собой совокупность различающихся между собой территорий-регионов. Но в документах и обыденной жизни регионом обычно называют административные единицы: области, края, республики.

Влияние региональных условий на социализацию имеет различный характер и определяется рядом характерных особенностей региона.

Природно-географические особенности региона (ландшафт, климат, полезные ископаемые) определяют степень его урбанизированности, характер экономики, количество и меру ста­бильности населения, т. е. опосредованно влияют на многие аспекты социализации жителей. Климат может оказывать и непо­средственное влияние на человека, на его здоровье, работоспособ­ность, психическое состояние, продолжительность жизни.

Социально-географические особенности региона включают в себя плотность населения, характер поселений, а также близость – уда­ленность от других регионов и средства сообщения внутри регио­на и с другими регионами. Эти особенности влияют на социали­зацию в основном косвенно, от них во многом зависят стиль жизни, мобильность, источники информирования населения, что соответственно определенным образом сказывается на развитии детей, подростков, юношей.

Социально-экономические особенности регионаэто типы и ха­рактер производства на его территории, перспективы развития региона, профессиональный состав жителей и их уровень жизни, экономические связи с другими регионами.

Социально-демографические особенности региона – это нацио­нальный состав населения, его половозрастная структура, типы семей (полные – неполные, однодетные – многодетные и т.п.), ми­грационные процессы. Все эти характеристики играют очень важ­ную роль в социализации подрастающих поколений.

Исторические и культурологические региональные различия проявляются в свойственных населению нравах, стиле жизни, обыча­ях и приметах, традициях, народных праздниках и играх, фольк­лоре, архитектуре и интерьере жилищ. Все вышесказанное влияет на стихийную социализацию насе­ления в регионе, а также на то, в каком направлении и как проис­ходит самоизменение его жителей.

Характеристики региона и сложившиеся в нем условия можно рассматривать как предпосылки относительно направляемой социализации подрастающих поколений, которые зависят во многом от социально-экономической политики региональных властей.

Влияние региона на относительно направляемую социализацию предполагает, что законодательная и исполнительная вет­ви власти, как минимум, решают несколько задач. Во-первых, осуществляют: анализ актуального состояния дел в регионе, а также перспектив региона, основных видов существующей и перспективной производственной деятельности; оценку динамики рынка труда и сферы потребления услуг различного характера. Во-вторых, анализируют состояние дел в отраслях жиз­недеятельности региона, непосредственно влияю­щих на социализацию: здравоохранения, правоохраны, социальной защиты, культуры, науки, на основании чего разрабатывают программы их развития и взаимодействия в аспекте социализации. В-третьих, проводят диагностику систем управления в регионе и осуществляют меры по их совершенствованию в аспекте влия­ния на социализацию подрастающих поколений.

Влияние региона на относит. социально контролируемую социализацию – воспита­ние – осуществляется в русле политики государства в этой сфере.

Региональная политика в сфере воспитания включает в себя: с одной стороны, адаптацию государственной политики в этой сфере к условиям региона, с другой стороны, предполагает разработку норма­тивных документов, выделение ресурсов, привлечение гос. и общ. организаций, поддержку воспитательных инициатив, что должно создать бла­г. условия для развития подрастающих поколений.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 406.