Витальные особенности социализации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Под витальными особенностями социализации имеются в виду способы вскармливания детей, особенности их физиче­ского развития и т.д.

Наиболее явные различия наблюдаются между культурами, сложившимися на разных континентах, хотя есть и собственно межнациональные, но менее явно выраженные различия. Например, в Уганде, где мать постоянно носит младенца на се­бе и дает ему грудь по первому требованию, бросается в глаза невероятно быстрое развитие ребенка в первые месяцы жизни. Трехмесячный малыш уже может несколько минут сидеть без опоры, шестимесячный встает, имея опору, девятимесячный начинает ходить и вскоре лепетать. Однако около восемнадцати месячного возраста (после того, как его отняли от груди и от матери) ребенок начинает те­рять опережение в развитии, а затем отстает от европейских норм, что, видимо, связано с особенностями пищи.

О менталитете этноса

Влияние этнокультурных условий на социализацию человека наиболее существенно определяется мента­литетом (понятие введено в начале XX в. французским ученым Л. Леви-Брюлем).

Менталитет – это глубинный духовный склад, совокупность коллективных представлений на неосознанном уровне, присущий этносу как большой группе людей, сформировавшейся в определен­ных природно-климатических и историко-культурных условиях.

Менталитет этноса определяет свойственные его представите­лям способы видеть и воспринимать окружающий мир на следующих уровнях: на ког­нитивном (знание, познание); на аффективном (чувственном); на прагматическом (опытном). Мен­талитет в связи с этим проявляется и в свойственных представите­лям этноса способах действовать в окружающем мире. У народов Севера, живущих в специфических природно-климатических условиях, отмечается специфическая традиция восприятия звука, своеобразный этнический звукоидеал, который влияет на особен­ности эмоциональных проявлений на поведенческом уровне.

Обобщая различные данные, можно сделать вывод о том, что менталитет этноса, определяет главным образом глубинные основания восприятия и отношения его представителей к жизни.

Итак, менталитет этноса во многом определяет:

• отношение его предста­вителей к труду и традиции, связанные с трудовой деятельностью;

• представления об удобствах быта и домашнем уюте;

• идеалы красивого и некрасивого;

• каноны семейного счастья и взаимоотношений членов семьи;

• нормы полоролевого поведе­ния;

• понимание доброты, вежливости, такта, сдержанности.

В целом менталитет характеризует оригинальность культуры то­го или иного этноса.

 

Государство

Государство – понятие политолого-юридическое.

Государство – звено политической системы общества, которое обладает властными функциями. Оно представляет собой совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций (правительственный аппарат, финансовые органы, суд и пр.), осуществ­ляющих управление обществом.

Государство можно рассматривать как фактор стихийной со­циализации постольку, так как характерные для него политика идеология, экономическая и социальная практика создают определенные условия для жизни его граждан, их развития и самореа­лизации. Дети, подростки, юноши, взрослые, функционируя в этих условиях, вольно или невольно усваивают нормы и ценности, провозглашаемые государством и реализуемые в социаль­ной практике.

Государство осуществляет относительно направляемую социализацию своих граждан, принадлежащих к тем или иным половозрастным, социально-профессиональным, национально-культурным группам. Относительно направляемая социализация тех или иных групп населения осуществляется государством в процессе реализации им своих задач и функций.

Государство определяет возрасты: начала обязательного обучения (и его продолжительность), совершеннолетия, вступле­ния в брак, получения прав на вождение автомобилей, призыва на службу в армию (и ее продолжительность), начала трудовой деятельности, выхода на пенсию.

Государство законодательно стимулирует и порой финансирует (или, наоборот, сдерживает, ограничивает и даже запрещает) развитие и функционирование этнических и религиозных культур.

Таким образом, относительно направляемая социализация, осу­ществляемая государством, адресованная большим группам населения, создает определенные условия конкретным людям для выбора жизненного пути, развития и самореализации.

Государство осуществляет более или менее эффективную социально контролируемую социализацию своих граждан, создавая для этого: организации, для воспитания определенных возрастных групп; условия, кото­рые вынуждают невоспитательные организации, в той или иной мере заниматься воспитанием. Государство совершенствует вос­питание, добиваясь, чтобы оно эффективно формировало человека, соответствующего социальному заказу, определяемому общественным и государственным строем. Для этого оно выраба­тывает определенную политику в сфере воспитания и формирует государственную систему воспитания.

Государственная политика в сфере воспитания – определение задач воспитания и стратегии их решения, разработка законода­тельства и выделение ресурсов, поддержка воспитательных ини­циатив.

Государственная система воспитания – совокупность гос. организаций, деятельность которых направлена на реа­лизацию воспитательной политики государства.

Общество

Общество – понятие в основном политолого-социологическое – это совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляет семья, социальные, воз­растные, профессиональные и иные номиналь­ные и реальные группы, а также государство.

Общество представляет собой целостный организм со своими: половозрастной и социальной структурами, экономикой, идеоло­гией, культурой, который обладает определенными способами социальной регуляции жизнедеятельности людей.

Полоролевая структура общества как фактор социализации имеет значение не столько своими количественными (соотношением мужчин и женщин разных возрастов и т.п.), сколько качественными показателями.

Полоролевая структура общества качественно характеризуется:

• социальным статусом полов (матриархат в некоторых арха­ичных культурах, патриархат в ряде обществ Азии и Афри­ки, декларируемый биархат – равенство полов – в Европе);

• различиями в уровне образования (так, в России женщины в среднем имеют более высокий уровень образования, чем мужчины);

• занятостью внедомашним трудом представителей того и другого пола, мерой его квалифицированности;

• участием в руководстве страной, организациями, в органах местного управления.

Возрастная стратификация (распределение) присуща любому обществу, любой культуре. Во всех языках понятия «младший», «стар­ший», «ребенок», «юноша», «старик» указывают: на воз­раст человека; на его положение в статусной структуре обще­ства, обозначая некоторое неравенство прав и обя­занностей, предполагая определенный набор норм поведения. Возрастная стратификация имеет определенные исторические особенности с точки зрения статуса того или иного возраста.

Социальная структура общества – более или менее устойчивые набор и соотношение социальных и профессиональных слоев и групп, имеющих специфические интересы и мотивацию экономического и социального поведения. Для социальной дифференциации совре­менного общества характерно образование много­численных и нестабильных по составу профессиональных групп.

Условно их можно объединить в несколько социальных слоев (в зависимости от их имущественного положения, участия в управлении имуществом и во властных структурах):

• верхний, включающий в себя политические и эконо­мические элиты;

• верхний средний – собственники и менеджеры крупных предприятий;

• средний – мелкие предприниматели, ме­неджеры, администраторы социальной сферы, среднее звено аппарата управления, работники силовых ведомств и частных предприятий;

• базовый – массовая интеллигенция, работники массовых профессий в сфере экономики;

• низший – неквалифи­цированные работники государственных предприятий, пенсио­неры;

• социальное дно.

На стихийную социализацию и самоизменение человека социальная структура влияет, во-первых, постольку, поскольку каж­дый социальный слой и отдельные социально-профессиональные группы внутри них вырабатывают специфический стиль жизни. А стиль жизни социального слоя влияет на социализацию принадлежащих к нему детей, подростков, юно­шей; во-вторых, следует иметь в виду, что чем более социально дифференцированно общество, тем больше в нем возмож­ности для мобильности его членов – горизонтальной и вертикальной.

Горизонтальная социальная мобильность – это изменение видов занятий, групп членства, социальных позиций в рамках одного социального слоя.

Вертикальная социальная мобильностьпере­ход членов общества из одного социального слоя в другой (как в более высокий, так и в более низкий).

Воспитание (как социально контролируемая социализация) ис­пытывает на себе влияние социальной структуры общества в связи с тем, что различные социальные слои и профессиональные группы имеют разные представления о том, какие люди должны вырасти из их детей. Соответственно они предъявляют разные требования к системе образования и организации социального опыта подрастающих поколений и индивидуальной помощи конкретным людям в процессе воспитания.

 

Контрольные вопросы

1. Мегафакторы социализации: космос, планета, мир.

2. Макрофакторы социализации. Страна.

3. Макрофакторы социализации. Этнос.

4. Макрофакторы социализации. Государство.

5. Общество как макрофактор социализации

 



Дата: 2018-12-28, просмотров: 647.