Под витальными особенностями социализации имеются в виду способы вскармливания детей, особенности их физического развития и т.д.
Наиболее явные различия наблюдаются между культурами, сложившимися на разных континентах, хотя есть и собственно межнациональные, но менее явно выраженные различия. Например, в Уганде, где мать постоянно носит младенца на себе и дает ему грудь по первому требованию, бросается в глаза невероятно быстрое развитие ребенка в первые месяцы жизни. Трехмесячный малыш уже может несколько минут сидеть без опоры, шестимесячный встает, имея опору, девятимесячный начинает ходить и вскоре лепетать. Однако около восемнадцати месячного возраста (после того, как его отняли от груди и от матери) ребенок начинает терять опережение в развитии, а затем отстает от европейских норм, что, видимо, связано с особенностями пищи.
О менталитете этноса
Влияние этнокультурных условий на социализацию человека наиболее существенно определяется менталитетом (понятие введено в начале XX в. французским ученым Л. Леви-Брюлем).
Менталитет – это глубинный духовный склад, совокупность коллективных представлений на неосознанном уровне, присущий этносу как большой группе людей, сформировавшейся в определенных природно-климатических и историко-культурных условиях.
Менталитет этноса определяет свойственные его представителям способы видеть и воспринимать окружающий мир на следующих уровнях: на когнитивном (знание, познание); на аффективном (чувственном); на прагматическом (опытном). Менталитет в связи с этим проявляется и в свойственных представителям этноса способах действовать в окружающем мире. У народов Севера, живущих в специфических природно-климатических условиях, отмечается специфическая традиция восприятия звука, своеобразный этнический звукоидеал, который влияет на особенности эмоциональных проявлений на поведенческом уровне.
Обобщая различные данные, можно сделать вывод о том, что менталитет этноса, определяет главным образом глубинные основания восприятия и отношения его представителей к жизни.
Итак, менталитет этноса во многом определяет:
• отношение его представителей к труду и традиции, связанные с трудовой деятельностью;
• представления об удобствах быта и домашнем уюте;
• идеалы красивого и некрасивого;
• каноны семейного счастья и взаимоотношений членов семьи;
• нормы полоролевого поведения;
• понимание доброты, вежливости, такта, сдержанности.
В целом менталитет характеризует оригинальность культуры того или иного этноса.
Государство
Государство – понятие политолого-юридическое.
Государство – звено политической системы общества, которое обладает властными функциями. Оно представляет собой совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций (правительственный аппарат, финансовые органы, суд и пр.), осуществляющих управление обществом.
Государство можно рассматривать как фактор стихийной социализации постольку, так как характерные для него политика идеология, экономическая и социальная практика создают определенные условия для жизни его граждан, их развития и самореализации. Дети, подростки, юноши, взрослые, функционируя в этих условиях, вольно или невольно усваивают нормы и ценности, провозглашаемые государством и реализуемые в социальной практике.
Государство осуществляет относительно направляемую социализацию своих граждан, принадлежащих к тем или иным половозрастным, социально-профессиональным, национально-культурным группам. Относительно направляемая социализация тех или иных групп населения осуществляется государством в процессе реализации им своих задач и функций.
Государство определяет возрасты: начала обязательного обучения (и его продолжительность), совершеннолетия, вступления в брак, получения прав на вождение автомобилей, призыва на службу в армию (и ее продолжительность), начала трудовой деятельности, выхода на пенсию.
Государство законодательно стимулирует и порой финансирует (или, наоборот, сдерживает, ограничивает и даже запрещает) развитие и функционирование этнических и религиозных культур.
Таким образом, относительно направляемая социализация, осуществляемая государством, адресованная большим группам населения, создает определенные условия конкретным людям для выбора жизненного пути, развития и самореализации.
Государство осуществляет более или менее эффективную социально контролируемую социализацию своих граждан, создавая для этого: организации, для воспитания определенных возрастных групп; условия, которые вынуждают невоспитательные организации, в той или иной мере заниматься воспитанием. Государство совершенствует воспитание, добиваясь, чтобы оно эффективно формировало человека, соответствующего социальному заказу, определяемому общественным и государственным строем. Для этого оно вырабатывает определенную политику в сфере воспитания и формирует государственную систему воспитания.
Государственная политика в сфере воспитания – определение задач воспитания и стратегии их решения, разработка законодательства и выделение ресурсов, поддержка воспитательных инициатив.
Государственная система воспитания – совокупность гос. организаций, деятельность которых направлена на реализацию воспитательной политики государства.
Общество
Общество – понятие в основном политолого-социологическое – это совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляет семья, социальные, возрастные, профессиональные и иные номинальные и реальные группы, а также государство.
Общество представляет собой целостный организм со своими: половозрастной и социальной структурами, экономикой, идеологией, культурой, который обладает определенными способами социальной регуляции жизнедеятельности людей.
Полоролевая структура общества как фактор социализации имеет значение не столько своими количественными (соотношением мужчин и женщин разных возрастов и т.п.), сколько качественными показателями.
Полоролевая структура общества качественно характеризуется:
• социальным статусом полов (матриархат в некоторых архаичных культурах, патриархат в ряде обществ Азии и Африки, декларируемый биархат – равенство полов – в Европе);
• различиями в уровне образования (так, в России женщины в среднем имеют более высокий уровень образования, чем мужчины);
• занятостью внедомашним трудом представителей того и другого пола, мерой его квалифицированности;
• участием в руководстве страной, организациями, в органах местного управления.
Возрастная стратификация (распределение) присуща любому обществу, любой культуре. Во всех языках понятия «младший», «старший», «ребенок», «юноша», «старик» указывают: на возраст человека; на его положение в статусной структуре общества, обозначая некоторое неравенство прав и обязанностей, предполагая определенный набор норм поведения. Возрастная стратификация имеет определенные исторические особенности с точки зрения статуса того или иного возраста.
Социальная структура общества – более или менее устойчивые набор и соотношение социальных и профессиональных слоев и групп, имеющих специфические интересы и мотивацию экономического и социального поведения. Для социальной дифференциации современного общества характерно образование многочисленных и нестабильных по составу профессиональных групп.
Условно их можно объединить в несколько социальных слоев (в зависимости от их имущественного положения, участия в управлении имуществом и во властных структурах):
• верхний, включающий в себя политические и экономические элиты;
• верхний средний – собственники и менеджеры крупных предприятий;
• средний – мелкие предприниматели, менеджеры, администраторы социальной сферы, среднее звено аппарата управления, работники силовых ведомств и частных предприятий;
• базовый – массовая интеллигенция, работники массовых профессий в сфере экономики;
• низший – неквалифицированные работники государственных предприятий, пенсионеры;
• социальное дно.
На стихийную социализацию и самоизменение человека социальная структура влияет, во-первых, постольку, поскольку каждый социальный слой и отдельные социально-профессиональные группы внутри них вырабатывают специфический стиль жизни. А стиль жизни социального слоя влияет на социализацию принадлежащих к нему детей, подростков, юношей; во-вторых, следует иметь в виду, что чем более социально дифференцированно общество, тем больше в нем возможности для мобильности его членов – горизонтальной и вертикальной.
Горизонтальная социальная мобильность – это изменение видов занятий, групп членства, социальных позиций в рамках одного социального слоя.
Вертикальная социальная мобильность – переход членов общества из одного социального слоя в другой (как в более высокий, так и в более низкий).
Воспитание (как социально контролируемая социализация) испытывает на себе влияние социальной структуры общества в связи с тем, что различные социальные слои и профессиональные группы имеют разные представления о том, какие люди должны вырасти из их детей. Соответственно они предъявляют разные требования к системе образования и организации социального опыта подрастающих поколений и индивидуальной помощи конкретным людям в процессе воспитания.
Контрольные вопросы
1. Мегафакторы социализации: космос, планета, мир.
2. Макрофакторы социализации. Страна.
3. Макрофакторы социализации. Этнос.
4. Макрофакторы социализации. Государство.
5. Общество как макрофактор социализации
Дата: 2018-12-28, просмотров: 699.