Средства массовой коммуникации (СМК) – технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. п.) на количественно большие рассредоточенные аудитории.
Тысячу лет назад человек владел четырьмя средствами коммуникации – устной речью, музыкой, живописью, письменностью. Затем, нарастая по темпам, происходит процесс «размножения» средств коммуникации. В XV в. появляется печатная книга, в XVII в. – газеты и журналы. В XIX в. начинается новый революционный этап – изобретены радио, телефон, кино, грамзапись. В XX в. широко распространяются телевидение, магнитозапись, видео, компьютерные системы, оперативная полиграфия (ксерокс и т.д.), космическая связь. Тенденции развития СМК можно проследить в постиндустриальных обществах, где формируется новая структура СМК
Непосредственным объектом воздействия потока сообщений СМК является не столько отдельный индивид, сколько сознание больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации: читателей одной газеты, слушателей определенной радиостанции, зрителей телеканалов, пользователей тех или иных компьютерных сетей.
Влияние СМК на стихийную социализацию определяется несколькими обстоятельствами.
СМК выполняют в первую очередь рекреативную роль, поскольку во многом определяют досуговое времяпрепровождение людей, как групповое, так и индивидуальное. С рекреативной тесно связана релаксационная роль СМК. Для большой части ребят телесмотрение, прослушивание музыкальных записей, работа с компьютером, чтение становятся своеобразной компенсацией дефицита межличностных контактов, средством отвлечения. Большую роль играют СМК в развитии человека. Хотя эта точка зрения далеко не бесспорна. Появление каждого нового вида коммуникации вызывало споры, во благо оно или во вред человеку. Исследования показывают, что влияние СМК на развитие человека хотя и неоднозначно, но в целом позитивно.
СМК, будучи одним из социальных институтов, в той или иной мере влияют на население в целом, а также на отдельные возрастные и социальные слои. Т.е. СМК в той или иной мере оказывают относительно направляемое влияние на социализацию.
Отметим лишь два аспекта этого влияния. Во-первых, СМК весьма существенно влияют на усвоение людьми всех возрастов широкого спектра социальных норм и на формирование у них ценностных ориентаций в сфере политики, экономики, идеологии, права и пр. Во-вторых, средства массовой коммуникации фактически представляют собой систему неформального образования, просвещения различных слоев населения. Как источник информации и просвещения СМК наиболее интенсивно используют люди старших возрастов.
Самоизменение человека в процессе социализации под влиянием смк идет в различных аспектах и имеет как положительный, так и отрицательный характер.
Особо следует отметить в связи с этим то, что в последнее время набирает силу тенденция превращения СМК в сферу самореализации человека. К переписке читателей с газетами и журналами добавились передачи радио и телевидения с прямым участием слушателей и зрителей.
Развитие электронных систем породило совершенно новый вид коммуникации и самореализации – взаимодействие человека с интересующими его по тем или иным причинам партнерами.
Субкультуры
Субкультура (от лат. sub – под и культура) – совокупность социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных групп людей, и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума).
Субкультура – это автономное относительно целостное образование. Она включает в себя ряд более или менее ярко выраженных признаков:
• набор ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей,
• статусную структуру;
• набор предпочитаемых источников информации;
• своеобразные увлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения;
• жаргон;
• фольклор и др.
Социальной базой формирования той или иной субкультуры могут быть:
• возрастные,
• социальные,
• профессиональные слои населения,
• контактные группы внутри них,
• религиозные секты,
• объединения сексуальных меньшинств,
• массовые неформальные течения (хиппи, феминистки, экологисты),
• преступные группы и организации,
• объединения по роду занятий (охотники, картежники, компьютерщики).
Признаки субкультуры
Ценностные ориентации носителей субкультуры определяются ценностями и социальной практикой общества, интерпретированными и трансформированными в соответствии: с характером субкультуры (просоциальностью, асоциальностыо, антисоциальностью), возрастными и другими потребностями, стремлениями и проблемами ее носителей.
Нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений, присущие субкультурам, существенно различаются: по содержанию, сферам, мере их регулятивного влияния.
Нормы в просоциальных субкультурах содержательно в основном не противоречат общественным нормам, а дополняют и (или) трансформируют их, отражая специфические условия жизни и ценностные ориентации носителей субкультуры.
В асоциальных в зависимости от условий жизни и ценностных ориентации их носителей присутствуют трансформированные общественные, антиобщественные нормы, а также нормы, специфические для конкретной субкультуры. Во многих асоциальных субкультурах и в ряде просоциальных регуляция может охватывать лишь те сферы жизни, которые отличают данную субкультуру, а мера жесткости регуляции зависит от степени обособленности групп ее носителей.
В антисоциальных субкультурах нормы прямо противопоставлены общественным. В антисоциальных, как правило, довольно закрытых субкультурах нормативная регуляция – жесткая и охватывает практически всю жизнь ребят. Имеющие антисоциальную направленность неформальные группы создают для своих членов лишь иллюзию добровольности и свободы. На самом деле ими руководят лидеры автократического склада, стремящиеся подавить всех остальных членов.
В контактных субкультурных группах существует более или менее жесткая статусная структура. Статус в данном случае – положение человека в системе межличностных отношений той или иной группы, обусловленное его достижениями в значимой для нее жизнедеятельности, репутацией, авторитетом, престижем, влиянием.
Следование моде – важнейший признак подростково-юношеских субкультур. Наиболее явно это проявляется: в костюме, оформлении внешности (прическа, макияж, татуировка, пирсинг и т. п.), танцах, манере поведения, речи, музыкальных и иных эстетических пристрастиях, бытовых изделиях.
Субкультуры играют роль в социализации уже потому, что они представляют собой:
• специфический способ дифференциации развитых национальных культур,
• их влияния на те или иные общности,
• маркирования (обозначения) социальной и возрастной структуры общества.
Влияние субкультуры на социализацию детей и особенно подростков и юношей очень сильно, что позволяет рассматривать его как специфический механизм социализации, который условно можно назвать стилизованным механизмом. Влияние субкультуры наиболее явно прослеживается в ряде аспектов. В первую очередь, имея особенности, ценностные ориентации субкультуры влияют на отношения её носителей: к миру и с миром, на их самоосознание и самоопределение, на выбор сфер и предпочитаемых способов самореализации и т. п.
Тип поселения
Сельские поселения
Несмотря на многие десятилетия миграции сельских жителей в города, более четверти населения нашей страны живет в сельской местности.
Особенности сельского образа жизни связаны с особенностями труда и быта жителей:
• подчиненностью труда ритмам и циклам года;
• более тяжелыми, чем обычно в городе, условиями труда;
• малыми возможностями для трудовой мобильности жителей;
• большой слитностью труда и быта,
• трудоемкостью труда в домашнем и подсобном хозяйствах (работа на приусадебных участках, в саду, огороде занимает буквально полжизни селян – в среднем 181 день в году);
• набор занятий в свободное время довольно ограничен.
В жизненном укладе сельских поселений сохранились элементы традиционной соседской общины: довольно стабильный состав жителей, слабая его социально-профессиональная и культурная дифференциация, типичны тесные родственные и соседские связи.
Современные деревни и села сохраняют многие традиционные черты сельского образа жизни: ритм размерен, нетороплив, сохраняет элементы природосообразности; время не всегда рассматривается сельским жителем как социальная ценность; характерна «открытость» общения; отсутствие больших социальных и культурных различий между жителями, немногочисленность контактов делают общение селян довольно тесным и охватывающим все стороны жизни; дружба и приятельство разделяются слабо, поэтому эмоциональность и интенсивность общения с различными партнерами редко имеют серьезные различия.
Деревни и села как тип поселения влияют на социализацию детей, подростков, юношей почти нерасчлененно, т. е. практически невозможно отследить их влияние в процессе: стихийной, относительно направляемой, относительно социально-контролируемой социализации.
Во многом это связано с тем, что в сельских поселениях очень силен социальный контроль поведения человека. Так как жителей немного, связи между ними достаточно тесные, все знают всех и про всех, анонимное существование человека практически невозможно. Содержательно социальный контроль во многих сельских поселениях определяется специфической социально-психологической атмосферой. Сегодня для нее характерны: отчуждение жителей от чувства хозяина земли, на которой они живут, пьянство и алкоголизм. Все это приводит к тому, что даже школа, по причине ее тесного вхождения в сельскую жизнь, влияет на воспитание подрастающих поколений значительно меньше, чем городская. И сельская семья (в которой дети идентифицируют себя со своими родителями в значительно большей степени, чем в городской семье) влияет на социализацию своих членов в основном в том же направлении, что и деревня как микросоциум, зачастую независимо от социально-профессионального положения и образовательного уровня родителей.
Город
Город – тип поселения, для которого характерны:
• концентрация большого количества жителей и высокая плотность населения на ограниченной территории;
• высокая степень разнообразия человеческой жизнедеятельности (как в трудовой, так и во внепроизводственной сферах);
• дифференцированные социально-профессиональная и нередко этническая структуры населения.
Города различаются между собой по ряду параметров.
По величине: малые (до 50 тыс. жителей), средние (до 350–400 тыс.), крупные (до 1 млн.), гиганты (свыше 1 млн.).
По преобладающим функциям: промышленные; административно-индустриальные; административно-культурно-индустриальные; портовые с развитой промышленностью и культурной и административной сферами, специализированные; курортные; «наукограды».
По региональной принадлежности: Мариуполь на Юго-востоке.
По длительности существования: древние (более 500 лет); старые; новые (менее 100 лет).
По стабильности населения – соотношению коренных горожан и мигрантов из сельских поселений, других городов и регионов.
По составу жителей (по соотношению половозрастных, социально-профессиональных и этнических групп населения): «молодые», «старые»; социально-дифференцированные в большой и малой мере; моноэтнические, с двумя-тремя преобладающими этническими группами, полиэтнические.
Город (средний, крупный, гигант) обладает рядом характеристик, которые создают специфические условия социализации его жителей, особенно подрастающих поколений. Современный город – средоточие культуры: материальной (архитектура, промышленность, транспорт), духовной (образованность жителей, учреждения культуры, памятники духовной культуры). Благодаря этому, а также количеству и многообразию слоев и групп населения город – средоточие информации, потенциально доступной его жителям. В то же время город – средоточие криминогенных факторов, криминальных структур и групп, а также всех видов отклоняющегося поведения.
Город характеризует также исторически сложившийся городской образ жизни, включающий в себя следующие основные признаки (они имеют специфику в зависимости от параметров конкретного города):
• преобладание анонимных, деловых, кратковременных, частичных и поверх. контактов в межличностном общении, но в то же время высокая мера избирательности в эмоциональных привязанностях;
• небольшая значимость территориальных общностей жителей, в основном слаборазвитые, избирательные и, как правило, функционально обусловленные соседские связи (кооперация семей с маленькими детьми или стариками по присмотру за ними, «автомобильные» связи и пр.);
• высокая субъективно-эмоциональная значимость семьи для ее членов, но в то же время распространенность интенсивного внесемейного общения;
• многообразие стилей жизни, культ. стереотипов, ценностных ориентации;
• неустойчивость социального статуса горожанина, большая соц. мобильность;
• слабый социальный контроль поведения человека и значительная роль самоконтроля вследствие наличия разнообразных социальных связей и анонимности.
Эти характеристики делают город мощным фактором социализации человека, т.к. создают условия детям, подросткам, юношам для осуществления выбора и проявления мобильности.
Малый город
Малый город, существенно отличаясь от крупных городов, создает специфические условия для социализации своих жителей, поэтому он и выделен для специального рассмотрения.
Основными признаками малого города как фактора социализации можно считать: количество жителей (до 50 тыс.); наличие исторического прошлого, превышающего столетний минимум; занятость населения в несельскохозяйственных сферах; специфический социально-психологический климат.
Социально-психологический климат имеет ряд особенностей в сравнении с более крупными городами, с одной стороны, и с деревней – с другой.
Малые города сохраняют в жизненном укладе многое от традиционной соседской общины:
• в которой все знают всех и про всех, практически невозможна анонимность.
• жители держатся прочными родственными и соседскими кланами,
• вечерами и по выходным дням копаются на приусадебных, садовых участках,
• свадьбы справляют и в армию провожают по-деревенски.
• стиль жизни, культурные стереотипы несут на себе отпечаток сельского образа жизни.
• информация распространяется мгновенно.
• единство мнений почти всегда обеспечено.
• обеспечены как поддержка друг другу, так и терпимость к ошибкам,
• стабильность, устойчивость здесь ценятся выше, чем успех,
• склонность к инерции сильнее, чем к развитию,
• редки разводы, в семьях много детей,
• из города уезжают крайне редко.
Но в целом стиль жизни ориентируется на городской. Это проявляется: в стремлении дать детям определенный уровень образования или престижную профессию; в стараниях приблизить быт семьи к городским стандартам; в наличии определенной избирательности в общении; в дифференциации норм поведения и норм взаимоотношений в связи с возрастом и полом жителей; в более или менее распространенном самоутверждении в антисоциальных и криминальных формах.
Влияние малого города на социализацию так же отличается от влияний деревни и более крупных городов. В малом городе по сравнению с деревней больше возможностей для: образовательного и профессионального выбора; разнообразия занятий в свободное время; потребления духовных ценностей; социального творчества, самореализации, самоутверждения. По сравнению с более крупными городами в малом городе меньше стимулов, влияющих на мобильность его жителей, следовательно, меньше вариантов для осуществления выбора в различных сферах. Все это, однако, не исключает некоторого «запаздывания» происходящих изменений в малых городах по сравнению с более крупными.
Поселок
Поселок – это специфический для Украины (а также ряда республик бывшего СССР) тип поселения. Поселок – абсолютно или относительно территориально ограниченная концентрированная форма расселения людей:
а) эмансипированных от сельского образа жизни;
б) не укорененных в городском образе жизни;
в) лишенных опоры на исторические традиции, свойств. жителям малого города.
Существуют различные типы поселков:
• рабочие – при добывающих или перерабатывающих предприятиях, а также крупных железнодорожных станциях;
• переселенческие, в которые «свезли» жителей деревень из зон затопления при строительстве ГЭС и водохранилищ, а также территорий создававшихся закрытых зон;
• вынужденных переселенцев и беженцев из бывших республик, «горячих точек» и экологически загрязненных территорий;
• пригородные поселки, жители которых преимущественно работают в городе;
• поселки внутри крупных городов, в которых живут рабочие одного завода.
Несмотря на многообразие и различия, поселки имеют много общего в образе жизни и социально-психологической атмосфере, что и позволяет рассматривать их как специфический фактор социализации человека. В поселке человек попадает как бы на перекресток между традиционным бытием, свойственным селу или малому городу, и собственно городским образом жизни. Он усваивает созданный в таких поселках сплав из традиционных и урбанистических норм, не похожий ни на те, ни на другие.
Контрольные вопросы
1. Регион как мезофактор социализации.
2. Средства массовой коммуникации как мезофактор социализации.
3. Субкультуры как мезофактор социализации.
4. Тип поселения как мезофактор социализации.
5. Сельские поселения, город как мезофактор социализации.
6. Малый город, поселок как мезофактор социализации.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 314.