Средства массовой коммуникации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Средства массовой коммуникации (СМК)технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных цен­ностей, моральных и правовых норм и т. п.) на количественно большие рассредоточенные аудитории.

Тысячу лет назад человек владел четырьмя средствами коммуни­кации – устной речью, музыкой, живописью, письменностью. Затем, нарастая по темпам, происходит процесс «размножения» средств коммуникации. В XV в. появляется печатная книга, в XVII в. – газеты и журналы. В XIX в. начинается новый революционный этап – изо­бретены радио, телефон, кино, грамзапись. В XX в. широко распространяются телевидение, магнитозапись, видео, компьютерные системы, опера­тивная полиграфия (ксерокс и т.д.), космическая связь. Тенденции развития СМК можно проследить в пост­индустриальных обществах, где формируется новая структура СМК

Непосредствен­ным объектом воздействия потока сооб­щений СМК является не столько отдельный индивид, сколько сознание больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации: читателей одной газеты, слушателей определенной ра­диостанции, зрителей телеканалов, пользователей тех или иных компьютерных сетей.

Влияние СМК на стихийную социализацию определяется несколькими обстоятельствами.

СМК выполняют в первую очередь рекреа­тивную роль, поскольку во многом определяют досуговое время­препровождение людей, как групповое, так и индивидуальное. С рекреативной тесно связана релаксационная роль СМК. Для большой части ребят телесмотрение, про­слушивание музыкальных записей, работа с компьютером, чтение становятся своеобразной компенсацией дефицита межличностных контактов, средством отвлечения. Большую роль играют СМК в развитии человека. Хотя эта точ­ка зрения далеко не бесспорна. Появление каждого нового вида коммуникации вызывало споры, во благо оно или во вред человеку. Исследования показывают, что влияние СМК на развитие человека хотя и неоднозначно, но в це­лом позитивно.

СМК, будучи одним из социальных институтов, в той или иной мере влияют на население в целом, а также на отдельные возрастные и социальные слои. Т.е. СМК в той или иной мере оказывают относительно направляемое влияние на социализацию.

Отметим лишь два аспекта этого влияния. Во-первых, СМК весьма существенно влияют на усвоение людь­ми всех возрастов широкого спектра социальных норм и на форми­рование у них ценностных ориентаций в сфере политики, эконо­мики, идеологии, права и пр. Во-вторых, средства массовой коммуникации фактически пред­ставляют собой систему неформального образования, просвещения различных слоев населения. Как источник информации и просве­щения СМК наиболее интенсивно используют люди старших возрастов.

Самоизменение человека в процессе социализации под влиянием смк идет в различных аспектах и имеет как положительный, так и отрицательный характер.

Особо следует отметить в связи с этим то, что в последнее вре­мя набирает силу тенденция превращения СМК в сферу самореа­лизации человека. К переписке читателей с газетами и журналами добавились передачи радио и телевидения с прямым участием слушателей и зрителей.

Развитие электронных систем породило совершенно новый вид коммуникации и само­реализации – взаимодействие человека с интере­сующими его по тем или иным причинам партнерами.

 

 

Субкультуры

 

Субкультура (от лат. sub – под и культура) – совокупность социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных групп людей, и позволяю­щих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума).

Субкультура – это автономное относительно целостное обра­зование. Она включает в себя ряд более или менее ярко выражен­ных признаков:

• набор ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей,

• статусную структуру;

• набор предпочитаемых источ­ников информации;

• своеобразные увлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения;

• жаргон;

• фольклор и др.

Социальной базой формирования той или иной субкультуры могут быть:

• возрастные,

• социальные,

• профессиональные слои на­селения,

• контактные группы внутри них,

• религиозные сек­ты,

• объединения сексуальных меньшинств,

• массовые неформаль­ные течения (хиппи, феминистки, экологисты),

• преступные группы и организации,

• объединения по роду занятий (охотники, картеж­ники, компьютерщики).

 

Признаки субкультуры

Ценностные ориентации носителей субкультуры определяются ценностями и социальной практикой общества, интер­претированными и трансформированными в соответствии: с ха­рактером субкультуры (просоциальностью, асоциальностыо, антисоциальностью), возрастными и другими по­требностями, стремлениями и проблемами ее носителей.

Нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений, прису­щие субкультурам, существенно различаются: по содержанию, сферам, мере их регулятивного влияния.

Нормы в просоциальных субкультурах содержательно в основ­ном не противоречат общественным нормам, а дополняют и (или) трансформируют их, отражая специфические условия жизни и ценностные ориентации носителей субкультуры.

В асоциальных в зависимости от условий жизни и ценност­ных ориентации их носителей присутствуют трансформированные общественные, антиобществен­ные нормы, а также нормы, специфические для конкретной субкультуры. Во многих асоциальных субкультурах и в ряде просоциальных регуляция может охватывать лишь те сферы жизни, которые отличают данную субкультуру, а мера жесткости регуляции зависит от степени обособленности групп ее носителей.

В антисоциаль­ных субкультурах нормы прямо противопоставлены обществен­ным. В антисоциальных, как правило, довольно закрытых субкультурах нормативная регуляция – жесткая и охватывает практиче­ски всю жизнь ребят. Имеющие антисоциальную направленность неформальные груп­пы создают для своих членов лишь иллюзию добровольности и свободы. На самом деле ими руководят лидеры автократического склада, стремящиеся подавить всех ос­тальных членов.

В контактных субкультурных группах существует более или менее жесткая статусная структура. Статус в данном случае – положение человека в системе межличностных отношений той или иной группы, обусловленное его достижениями в значимой для нее жизнедеятельности, репутацией, авторитетом, престижем, влия­нием.

Следование моде – важнейший признак подростково-юношеских субкультур. Наиболее явно это проявля­ется: в костюме, оформлении внешности (прическа, макияж, та­туировка, пирсинг и т. п.), танцах, манере поведения, речи, музы­кальных и иных эстетических пристрастиях, бытовых изделиях.

Субкультуры играют роль в социализации уже потому, что они представляют собой:

• специфический способ дифференциа­ции развитых национальных культур,

• их вли­яния на те или иные общности,

• маркирования (обозна­чения) социальной и возрастной структуры общества.

Влияние субкультуры на социализацию детей и особенно под­ростков и юношей очень сильно, что позволяет рассматривать его как специфический механизм социализации, который условно можно назвать стилизованным механизмом. Влияние субкультуры наиболее явно прослеживается в ряде ас­пектов. В первую очередь, имея особенности, ценностные ориентации субкультуры влияют на отношения её носителей: к миру и с миром, на их самоосознание и самоопределение, на выбор сфер и предпочитаемых способов самореализации и т. п.

 

Тип поселения

Сельские поселения

Несмотря на многие десятилетия миграции сельских жителей в города, более четверти населения нашей страны живет в сельской местности.

Особенности сельского образа жизни связаны с особенностями труда и быта жителей:

• подчиненностью труда ритмам и циклам года;

• более тяжелыми, чем обычно в городе, усло­виями труда;

• малыми возможностями для трудовой мобильности жителей;

• большой слитностью труда и быта,

• трудоемкостью труда в домашнем и подсобном хозяйствах (работа на приусадебных участках, в саду, огороде занимает бук­вально полжизни селян – в среднем 181 день в году);

• набор занятий в свободное время довольно ограничен.

В жизненном укладе сель­ских поселений сохранились элементы традиционной соседской общины: довольно стабильный состав жителей, слабая его социально-профессиональная и культурная дифференциация, ти­пичны тесные родственные и соседские связи.

Современные деревни и села сохраняют многие тради­ционные черты сельского образа жизни: ритм размерен, нетороп­лив, сохраняет элементы природосообразности; время не всегда рассматривается сельским жителем как социальная ценность; характерна «открытость» общения; отсутствие боль­ших социальных и культурных различий между жителями, немного­численность контактов делают общение селян довольно тесным и охватывающим все стороны жизни; дружба и приятельство разделяются слабо, поэтому эмо­циональность и интенсивность общения с различными парт­нерами редко имеют серьезные различия.

Деревни и села как тип поселения влияют на социализацию детей, подростков, юношей почти нерасчлененно, т. е. пра­ктически невозможно отследить их влияние в процессе: стихийной, относительно направляемой, относительно социально-контролируемой социализации.

Во многом это связано с тем, что в сельских поселениях очень силен социальный контроль поведения человека. Так как жите­лей немного, связи между ними достаточно тесные, все знают всех и про всех, анонимное существование человека практи­чески невозможно. Содержательно социальный контроль во многих сельских посе­лениях определяется специфической социально-психологической ат­мосферой. Сегодня для нее характерны: отчуждение жителей от чув­ства хозяина земли, на которой они живут, пьянство и алкоголизм. Все это приводит к тому, что даже школа, по причине ее тес­ного вхождения в сельскую жизнь, влияет на воспитание подрастающих поколений значительно меньше, чем городская. И сель­ская семья (в которой дети идентифицируют себя со своими роди­телями в значительно большей степени, чем в городской семье) влияет на социализацию своих членов в основном в том же на­правлении, что и деревня как микросоциум, зачастую независимо от социально-профессионального положения и образовательного уровня родителей.

Город

Город – тип поселения, для которого характерны:

• концентра­ция большого количества жителей и высокая плотность населения на ограниченной территории;

• высокая степень разнообразия человеческой жизнедеятельности (как в трудовой, так и во внепроизводственной сферах);

• дифференцированные социально-профес­сиональная и нередко этническая структуры населения.

Города различаются между собой по ряду параметров.

По величине: малые (до 50 тыс. жителей), средние (до 350–400 тыс.), крупные (до 1 млн.), гиганты (свыше 1 млн.).

По преобладающим функциям: промышленные; административно-индустриальные; административно-культурно-индустриаль­ные; портовые с развитой промышленно­стью и культурной и административной сферами, специализированные; курорт­ные; «наукограды».

По региональной принадлежности: Мариуполь на Юго-востоке.

По длительности существования: древние (более 500 лет); старые; новые (менее 100 лет).

По стабильности населения – соотношению коренных горожан и мигрантов из сельских поселений, других городов и регионов.

По составу жителей (по соотношению половозрастных, соци­ально-профессиональных и этнических групп населения): «моло­дые», «старые»; социально-дифференцированные в большой и малой мере; моноэтнические, с двумя-тремя преобладающими этническими группами, полиэтнические.

Город (средний, крупный, гигант) обладает рядом характери­стик, которые создают специфические условия социализации его жителей, особенно подрастающих поколений. Современный город – средоточие культуры: матери­альной (архитектура, промышленность, транспорт), духовной (образованность жителей, учреж­дения культуры, памятники духовной культуры). Благодаря этому, а также количеству и многообразию слоев и групп населения город – средоточие информации, потенциально доступной его жителям. В то же время город – средоточие криминогенных факторов, криминальных структур и групп, а также всех видов отклоняюще­гося поведения.

Город характеризует также исторически сложившийся город­ской образ жизни, включающий в себя следующие основные при­знаки (они имеют специфику в зависимости от параметров конкретного города):

• преобладание анонимных, деловых, кратковременных, час­тичных и поверх. контактов в межличностном общении, но в то же время высокая мера избирательности в эмоциональных привязанностях;

• небольшая значимость территориальных общностей жите­лей, в основном слаборазвитые, избирательные и, как пра­вило, функционально обусловленные соседские связи (коо­перация семей с маленькими детьми или стариками по при­смотру за ними, «автомобильные» связи и пр.);

• высокая субъективно-эмоциональная значимость семьи для ее членов, но в то же время распространенность интенсив­ного внесемейного общения;

• многообразие стилей жизни, культ. стереотипов, цен­ностных ориентации;

• неустойчивость социального статуса горожанина, большая соц. мобильность;

• слабый социальный контроль поведения человека и значи­тельная роль самоконтроля вследствие наличия разнооб­разных социальных связей и анонимности.

Эти характеристики делают город мощным факто­ром социализации человека, т.к. создают условия детям, подросткам, юношам для осуществления выбора и проявления мобильности.

Малый город

Малый город, существенно отличаясь от крупных городов, создает специфические условия для социализации своих жителей, поэтому он и выделен для специального рассмотрения.

Основными признаками малого города как фак­тора социализации можно считать: количество жителей (до 50 тыс.); наличие исторического прошлого, превышающего столетний мини­мум; занятость населения в несельскохозяйственных сферах; специ­фический социально-психологический климат.

Социально-психологический климат имеет ряд особенностей в сравнении с более крупными городами, с одной стороны, и с де­ревней – с другой.

Малые города сохраняют в жизненном укладе многое от традиционной соседской общины:

• в которой все знают всех и про всех, практически невозможна анонимность.

• жители держатся прочными родственны­ми и соседскими кланами,

• вечерами и по выходным дням копаются на приусадебных, садовых участках,

• свадьбы справляют и в армию провожают по-деревенски.

• стиль жизни, культурные стереотипы несут на себе отпечаток сельского образа жизни.

• информация распространяется мгновенно.

• единство мнений почти всегда обес­печено.

• обеспечены как поддержка друг другу, так и терпимость к ошибкам,

• стабильность, устойчивость здесь ценятся выше, чем успех,

• склонность к инерции сильнее, чем к разви­тию,

• редки разводы, в семьях много детей,

• из города уезжают крайне редко.

Но в целом стиль жизни ориентируется на городской. Это проявляется: в стремлении дать детям определенный уровень образова­ния или престижную профессию; в стараниях приблизить быт семьи к городским стандартам; в наличии определенной избирательности в общении; в дифференциации норм поведения и норм взаимоотношений в связи с возрастом и полом жи­телей; в более или менее распространенном самоутверждении в ан­тисоциальных и криминальных формах.

Влияние малого города на социализацию так же отличается от влияний деревни и более крупных городов. В малом городе по сравнению с деревней больше возможностей для: образовательного и профессионального выбора; разнообразия занятий в свободное время; потребления духовных ценностей; социального творчества, самореализации, самоутверждения. По сравнению с более крупными городами в малом городе меньше стимулов, влияющих на мобильность его жителей, сле­довательно, меньше вариантов для осуществления выбора в раз­личных сферах. Все это, однако, не исключает некоторого «запаздывания» про­исходящих изменений в малых городах по сравнению с более круп­ными.

Поселок

Поселок – это специфический для Украины (а также ряда респуб­лик бывшего СССР) тип поселения. Поселок – абсолютно или отно­сительно территориально ограниченная концентрированная фор­ма расселения людей:

а) эмансипированных от сельского образа жиз­ни;

б) не укорененных в городском образе жизни;

в) лишенных опоры на исторические традиции, свойств. жителям малого города.

Существуют различные типы поселков:

• рабочие – при добывающих или перерабатывающих пред­приятиях, а также крупных железнодорожных станциях;

• переселенческие, в которые «свезли» жителей деревень из зон затопления при строительстве ГЭС и водохранилищ, а также территорий создававшихся закрытых зон;

• вынужденных переселенцев и беженцев из бывших респуб­лик, «горячих точек» и экологически загрязненных терри­торий;

• пригородные поселки, жители которых преимущественно работают в городе;

• поселки внутри крупных городов, в которых живут рабочие одного завода.

Несмотря на многообразие и различия, поселки имеют много общего в образе жиз­ни и социально-психологической атмосфере, что и позволяет рас­сматривать их как специфический фактор социализации человека. В поселке человек попадает как бы на перекресток между тра­диционным бытием, свойственным селу или малому городу, и собственно городским образом жизни. Он усваивает созданный в таких поселках сплав из традиционных и ур­банистических норм, не похожий ни на те, ни на другие.

 

Контрольные вопросы

1. Регион как мезофактор социализации.

2. Средства массовой коммуникации как мезофактор социализации.

3. Субкультуры как мезофактор социализации.

4. Тип поселения как мезофактор социализации.

5. Сельские поселения, город как мезофактор социализации.

6. Малый город, поселок как мезофактор социализации.

 



Дата: 2018-12-28, просмотров: 314.