Среда – это глобальные события в мире, на планете, экономические события, стихии, события в стране, в обществе, где живет ребенок. Это события в городе, в деревне, в семье. Это религиозное влияние, влияние улицы, сверстников, школы, внешкольных учреждений, клубов и центров. Под влиянием среды человек изменяется физически, умственно и нравственно – становится личностью. Происходит изменение его организма, психики под влиянием его окружения, семьи и сверстников.
Отношения человека и внешних социальных условий его жизни в социуме имеют характер взаимодействия. С одной стороны, человек вносит в нее что-то свое, влияет на нее, изменяет ее, но в то же время, и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования
Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданиям среды. Поведение же человека во многом определяется тем, какую позицию он занимает в обществе. Человек может занимать в обществе одновременно несколько позиций. Так, женщина может быть учительницей, женой, матерью. Каждая позиция предъявляет человеку определенные требования и в то же время дает ему какие-то права.
Такая позиция человека в обществе, характеризующаяся определенными правами и обязанностями, в социологии называется социальным статусом.
Некоторые статусы нам даны от рождения. Так, статус человека может быть обусловлен полом, национальностью, местом рождения, фамилией и другими факторами. Такие статусы обычно называются врожденными, или предписанными. Другие определяются тем, чего человек добился в обществе самостоятельно, благодаря собственным усилиям. В этом случае говорят о статусе достигнутом, или приобретенном.
Статус определяет поведение человека в обществе в том смысле, что в определенных ситуациях личность ведет себя не просто так, как ей хочется, а в соответствии со своим статусом.
То есть человек как бы вынужден играть определенную роль. Поэтому такое ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека, называется социальной ролью.
Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности. В процессе становления и развития ребенок может осваивать как позитивные социальные роли, так и негативные. К позитивным ролям следует отнести, прежде всего, роль члена семьи, члена коллектива, потребителя, гражданина своего отечества, роль специалиста. К негативным ролям относятся такие, как бродяга, попрошайка, вор, наркоман.
Освоение ребенком механизма ролевого поведения дает ему возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой ситуации на протяжении всей последующей жизни.
Этот процесс приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией. Социальная адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, которая, происходит в трех основных сферах: деятельности, общения, сознания.
В сфере деятельности у ребенка происходит:
1. расширение видов деятельности,
2. ориентация в каждом виде,
3. ее осмысление и освоение,
4. овладение соответствующими формами и средствами деятельности.
В сфере общения происходит:
1. расширение круга общения,
2. наполнение и углубление его содержания,
3. усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе,
4. овладение различными формами поведения, приемлемыми в обществе.
В сфере сознания:
1. формирование образа «собственного Я» как активного субъекта деятельности,
2. осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли,
3. формирование самооценки.
Социальное развитие ребенка происходит по двум взаимосвязанным направлениям:
• социализации (овладения социокультурным опытом, его присвоения),
• индивидуализации (приобретения самостоятельности, относительной автономности).
Если при вхождении ребенка в социум устанавливается равновесие между процессами социализации и индивидуализации (когда, с одной стороны, он усваивает нормы и правила поведения, принятые в данном социуме, а с другой – вносит свой «вклад» в него, свою индивидуальность), происходит интеграция ребенка в социум. Все эти процессы могут происходить спонтанно, стихийно, а могут регулироваться, хотя бы отчасти целенаправленным влиянием на развитие ребенка – воспитанием – это целенаправленный процесс, способствующий развитию и формированию нравственных качеств личности и влияющий на социализацию ребенка.
Однако нередко процесс социализации ребенка по каким-либо объективным или субъективным причинам осложняется. Так, вхождение ребенка в общество может быть затруднено вследствие особенностей его физического или психического развития. Или усвоение социальных норм и ценностей ребенком искажается в результате негативного – стихийного либо преднамеренного – влияния среды, в которой он живет, и т. д. Усилия воспитателей и специалистов должны быть направлены на социальную адаптацию ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации.
Социальная адаптация – это активное приспособление ребенка к принятым в обществе правилам и нормам поведения или преодоление последствий влияния негативных факторов.
Если степень утраты или несформированности социально значимых качеств высока и это препятствует успешному приспособлению ребенка к условиям социальной среды, происходит его социальная дезадаптация. В этом случае необходима социальная реабилитация ребенка – она предусматривает применение специальной системы мер, направленных на восстановление утраченных общественных связей и отношений, восстановление его социального статуса.
Таким образом, в процессе развития ребенка в социуме должна осуществляться его социализация, которая включает социальную адаптацию. Если этого не происходит, наблюдается другое явление – дезадаптация, тогда возникает необходимость в социальной реабилитации.
Контрольные вопросы
1. Понятие «личность». Характерные черты личности.
2. Развитие и формирование личности.
3. Биологические и социальные факторы развития.
4. Влияние среды на развитие ребенка.
5. Возрастные особенности развития личности.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 322.