Основные характеристики социализации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Этапы социализации

В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже, не яв­ляется общепризнанной. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения.

Будем исходить из того, что человек в процессе социализации проходит следующие этапы:

• младенчество (от рождения до 1 года),

• раннее детство (1–3 года),

• дошкольное детство (3–6 лет),

• младший школьный возраст (6–10 лет),

• младший подростковый (10–12 лет),

• старший подростковый (12–14 лет),

• ранний юно­шеский (15–17 лет),

• юношеский (18–23 года) возраста,

• молодость (23–30 лет),

• раннюю зрелость (30–40 лет),

• позднюю зре­лость (40–55 лет),

• пожилой возраст (55–65 лет),

• старость (65–75 лет),

• долгожительство (свыше 75 лет).

 

Факторы социализации

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков и юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами.

Факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.

Первая – мегафакторы (мега – очень большой, всеобщий) – кос­мос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие груп­пы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Вторая – макрофакторы (макро – большой) – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах.

Третья – мезофакторы (мезо – средний, промежуточный), усло­вия социализации больших групп людей, выделяемых: по местно­сти и типу поселения, в которых они живут; по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации; по принад­лежности к субкультурам.

Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опо­средствованно через четвертую группу – микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, – семья, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, общественные, государственные, религиозные, частные организации, микросоциум.

 

Агенты социализации

Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь – агенты социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специ­фичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми высту­пают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг – супруга, коллеги по работе.

По своей роли в социа­лизации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

 

Средства социализации

Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для: того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого.

К средствам социализации можно отнести:

• способы вскармливания младенца и ухода за ним;

• формируемые бытовые и гигиенические умения;

• окружающие человека продукты мате­риальной культуры;

• элементы духовной культуры (от колыбель­ных песен и сказок до скульптур);

• стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группах свер­стников, в воспитательных и иных социализирующих организа­циях;

• приобщение человека к многочислен­ным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедея­тельности – общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семей­ной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.

Каждое общество, каждое государство, каждая социальная группа вырабатывают в своей истории набор позитивных и негативных формальных и неформальных санк­ций (мер):

• способов внушения и убеждения,

• предписаний и запретов,

• мер принуждения и давления вплоть до физиче­ского насилия,

• способов выражения признания, отличия, наг­рад.

С помощью этих способов и мер поведение человека и це­лых групп людей приводится в соответствие с принятыми в дан­ной культуре образцами, нормами, ценностями.

 

Механизмы социализации

Социализация человека во взаимодействии с различными фак­торами и агентами происходит с помощью ряда «механизмов».

Механизмы социализации подразделяются на:

• психологические,

• социально-психологические,

• социально-педагогические.

К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие.

Импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздейст­вующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг проис­ходит преимущественно в младенческом возрасте.

Экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознавае­мое усвоение норм социального поведения, обязательных в про­цессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание – следование какому-либо примеру, образцу. В дан­ном случае – один из путей произвольного и чаще всего непроиз­вольного усвоения человеком социального опыта.

Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматри­вает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д.

К социально-педагогическим механизмам социализации мож­но отнести следующие.

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского).

Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия че­ловека с институтами общества, различными организациями, специально созданными для его социализации; реализую­щими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клуб­ные структуры, средства массовой коммуника­ции).

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры.

Под субкультурой пони­мается комплекс морально-психологических черт, поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста, определенного профессионального, культурного слоя. Комплекс создает определенный стиль жизни и мышления той или иной воз­растной, профессиональной или социальной группы.

Межличностный механизм социализации функционирует в про­цессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. Значи­мыми лицами могут быть: родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположно­го пола и др.

Механизмы играют различ­ную роль в различных аспектах социализации.

 

Составляющие процесса социализации

Процесс социализации условно можно представить как совокупность четырех составляющих:

1. стихийная социализация человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями;

2. относительно направляемая социализация, когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, а задачи, влияют на изменение возможностей, характера развития, на жизненный путь социально-профессиональных, этно­культурных и возрастных групп;

3. относительно социально контролируемая социализация (вос­питание) – планомерное создание обществом и государством пра­вовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека;

4. более или менее сознательное самоизменение человека: самостроительство, самосовершенствование, саморазрушение.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 268.