Этапы социализации
В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже, не является общепризнанной. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения.
Будем исходить из того, что человек в процессе социализации проходит следующие этапы:
• младенчество (от рождения до 1 года),
• раннее детство (1–3 года),
• дошкольное детство (3–6 лет),
• младший школьный возраст (6–10 лет),
• младший подростковый (10–12 лет),
• старший подростковый (12–14 лет),
• ранний юношеский (15–17 лет),
• юношеский (18–23 года) возраста,
• молодость (23–30 лет),
• раннюю зрелость (30–40 лет),
• позднюю зрелость (40–55 лет),
• пожилой возраст (55–65 лет),
• старость (65–75 лет),
• долгожительство (свыше 75 лет).
Факторы социализации
Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков и юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами.
Факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.
Первая – мегафакторы (мега – очень большой, всеобщий) – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
Вторая – макрофакторы (макро – большой) – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах.
Третья – мезофакторы (мезо – средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут; по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации; по принадлежности к субкультурам.
Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу – микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, – семья, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, общественные, государственные, религиозные, частные организации, микросоциум.
Агенты социализации
Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь – агенты социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг – супруга, коллеги по работе.
По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.
Средства социализации
Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для: того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого.
К средствам социализации можно отнести:
• способы вскармливания младенца и ухода за ним;
• формируемые бытовые и гигиенические умения;
• окружающие человека продукты материальной культуры;
• элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур);
• стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях;
• приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.
Каждое общество, каждое государство, каждая социальная группа вырабатывают в своей истории набор позитивных и негативных формальных и неформальных санкций (мер):
• способов внушения и убеждения,
• предписаний и запретов,
• мер принуждения и давления вплоть до физического насилия,
• способов выражения признания, отличия, наград.
С помощью этих способов и мер поведение человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.
Механизмы социализации
Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда «механизмов».
Механизмы социализации подразделяются на:
• психологические,
• социально-психологические,
• социально-педагогические.
К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие.
Импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте.
Экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.
Подражание – следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае – один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.
Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.
Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д.
К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие.
Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского).
Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, различными организациями, специально созданными для его социализации; реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные структуры, средства массовой коммуникации).
Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры.
Под субкультурой понимается комплекс морально-психологических черт, поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста, определенного профессионального, культурного слоя. Комплекс создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.
Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. Значимыми лицами могут быть: родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др.
Механизмы играют различную роль в различных аспектах социализации.
Составляющие процесса социализации
Процесс социализации условно можно представить как совокупность четырех составляющих:
1. стихийная социализация человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями;
2. относительно направляемая социализация, когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, а задачи, влияют на изменение возможностей, характера развития, на жизненный путь социально-профессиональных, этнокультурных и возрастных групп;
3. относительно социально контролируемая социализация (воспитание) – планомерное создание обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека;
4. более или менее сознательное самоизменение человека: самостроительство, самосовершенствование, саморазрушение.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 268.