В современных условиях в работе различных социальных структур определились основные направления социальной работы, которой занимается и социальный педагог:
• оказание материальной помощи (денежная, патронат, пособия и льготы, помощь в быту);
• организация социальной заботы (работа с людьми, подбор сотрудников, проверка, пропаганда лучшего опыта);
• влияние на человека.
Основное назначение социального педагога – это социальная защита ребенка, подростка, оказание ему социальной или медицинской помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию в обществе.
В обыденной жизни мы часто замечаем, что профессиональная принадлежность накладывает своеобразный отпечаток на мышление человека, его поведение, отношение к миру. Этот феномен в психологии характеризуется понятием «профессиональная ментальность». Определяя личностную характеристику социального педагога, важно помнить, что он работает в сфере «человек-человек», которая предполагает способность успешно функционировать в системе межличностных отношений.
Можно выделить следующие группы личностных качеств социального педагога:
1. гуманистические качества
2. психологические характеристики
3. психоаналитические качества
4. психолого-педагогические качества
Гуманистические качества (доброта, альтруизм, чувство собственного достоинства и др.);
Определяющим здесь является альтруизм – способность делать добро другому человеку, независимо от его происхождения, веры, социального статуса, приносимой им пользы обществу.
Важно также чувство собственного достоинства. Оно включает: чувство безопасности – принятие ответственности за собственную жизнь; чувство идентичности – принятие собственного «Я», реальная оценка себя; чувство принадлежности – закрепление себя в какой-то группе; чувство цели – определение смысла жизни, умение принимать вызовы судьбы; чувство компетентности – уверенность в собственном профессионализме.
Психологические характеристики личности (высокий уровень протекания психических процессов, устойчивые психические состояния, высокий уровень эмоциональных и волевых характеристик). Для социального педагога значимы определенные требования: к психическим процессам: восприятию, памяти, воображению, мышлению; психическим состояниям: усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии, вниманию как части сознания; эмоциональным (сдержанность) и волевым (настойчивость, последовательность) характеристикам.
Психоаналитические качества – самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, самоанализ своей деятельности.
Психолого-педагогические качества (коммуникабельность, эмпатичность, визуальность, красноречивость и др.).
Коммуникабельность – это способность быстро устанавливать контакт; эмпатичность – способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки; визуальность – внешняя привлекательность; красноречивость – умение внушать, убеждать; перцептивность – восприятие человека человеком).
Понятие профессиональной компетентности социального педагога характеризует его профессионализм и включает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению социально-педагогической деятельности. Рамки компетенции любого специалиста устанавливаются соответствующим нормативно-правовым документом – квалификационной характеристикой.
Она является основополагающим документом подготовки и профессиональной деятельности специалиста и содержит: его должностные обязанности; характеристику труда; основные знания и умения, которыми должен обладать выпускник учебного заведения либо специалист.
В первой части «Должностные обязанности» определены основные виды помощи, которые оказывает социальный педагог ребенку. К ним относятся:
— социально-информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, деятельности социальных служб;
— социально-правовая помощь, направленная на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание детей;
— социально-реабилитационная помощь, направленная на оказание реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в ней детей;
— социально-бытовая помощь, направленная на содействие в улучшении бытовых условий детей, проживающих в семьях группы риска;
— социально-экономическая помощь, направленная на оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям, на материальную поддержку сирот, выпускников детских домов;
— медико-социальная помощь, направленная на уход за больными детьми и профилактику их здоровья, профилактику алкоголизма, наркомании несовершеннолетних, медико-социальный патронаж детей из семей группы риска;
— социально-психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, в которых развивается ребенок, устранение негативных воздействий дома, в школьном коллективе, затруднений во взаимоотношениях с окружающими и др.;
— социально-педагогическая помощь, направленная на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями.
Все эти виды социальной помощи могут реализовываться в разных формах: заочных, очных, стационарных, комплексных. При этом помощь может оказываться опосредованно, непосредственно кратковременно, непосредственно продолжительно, непосредственно многопрофильно.
К заочным формам помощи относится общение с ребенком и окружающими его людьми посредством переписки или телефонного разговора. Очные формы предоставления услуг предусматривают кратковременное общение социального педагога с ребенком, например, при посещении им центра реабилитации, кризисного центра и др. Стационарная форма социально-педагогических услуг предусматривает длительное наблюдение за ребенком в специально для этого созданных условиях, например, в приютах и др. Комплексная форма оказания помощи ребенку предусматривает взаимодействие его с несколькими специалистами, которые изучают различные аспекты проблемы ребенка.
Вторая часть квалификационной характеристики представляет единство профессиональных знаний и умений.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 254.