Личностная характеристика и профессиональная компетентность социального педагога
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В современных условиях в работе различных социальных струк­тур определились основные направления социальной работы, ко­торой занимается и социальный педагог:

• оказание материальной помощи (денежная, патронат, пособия и льготы, помощь в быту);

• организация социальной заботы (работа с людьми, подбор со­трудников, проверка, пропаганда лучшего опыта);

• влияние на человека.

Основное назначение социального педагога – это социальная защита ребенка, подростка, оказание ему социальной или меди­цинской помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию в обществе.

В обыденной жизни мы часто замечаем, что профессиональ­ная принадлежность накладывает своеобразный отпечаток на мышление человека, его поведение, отношение к миру. Этот феномен в психологии характеризуется понятием «профессио­нальная ментальность». Определяя личностную характеристику социального педаго­га, важно помнить, что он работает в сфере «человек-человек», которая предполагает способность успешно функционировать в системе межличностных отношений.

Можно выделить следующие группы личностных качеств социального педагога:

1. гуманистические качества

2. психологические характеристики

3. психоаналитические качества

4. психолого-педагогические качества

Гуманистические качества (доброта, альтруизм, чувство собственного достоинства и др.);

Определяющим здесь является альтруизм – способность делать добро другому человеку, независимо от его происхожде­ния, веры, социального статуса, приносимой им пользы обще­ству.

Важно также чувство собственного достоинства. Оно включает: чувство безопасности – принятие ответственности за собственную жизнь; чувство иден­тичности – принятие собственного «Я», реальная оценка себя; чувство принадлежности – закрепление себя в какой-то груп­пе; чувство цели – определение смысла жизни, умение прини­мать вызовы судьбы; чувство компетентности – уверенность в собственном профессионализме.

Психологические характеристики личности (высокий уровень про­текания психических процессов, устойчивые психические со­стояния, высокий уровень эмоциональных и волевых характе­ристик). Для социального педагога значимы оп­ределенные требования: к психическим процессам: восприятию, памяти, воображению, мышлению; психическим состояниям: усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии, вниманию как части сознания; эмоциональным (сдержанность) и волевым (настойчивость, последовательность) характеристикам.

Психоаналитические качества – самоконтроль, самокритичность, самооценка сво­их поступков, самоанализ своей деятельности.

Психолого-педагогические качества (коммуникабель­ность, эмпатичность, визуальность, красноречивость и др.).

Коммуникабельность – это способность быстро устанавливать контакт; эмпатичность – способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки; визуальность – внешняя привлекательность; красноречивость – умение внушать, убеждать; перцептивность – восприятие че­ловека человеком).

Понятие профессиональной компетентности социального педагога характеризует его профессионализм и включает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению социально-педагогической дея­тельности. Рамки компетенции любого специалиста устанавливаются соответствующим нормативно-правовым документом – квали­фикационной характеристикой.

Она является осново­полагающим документом подготовки и профессиональной дея­тельности специалиста и содержит: его должностные обязанно­сти; характеристику труда; основные знания и умения, которы­ми должен обладать выпускник учебного заведе­ния либо специалист.

В первой части «Должностные обязанности» определены ос­новные виды помощи, которые оказывает социальный педагог ребенку. К ним относятся:

социально-информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защи­ты, помощи и поддержки, деятельности социальных служб;

социально-правовая помощь, направленная на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации право­вых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание детей;

социально-реабилитационная помощь, направленная на оказание реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по восстановлению психологи­ческого, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в ней детей;

социально-бытовая помощь, направленная на содействие в улучшении бытовых условий детей, проживающих в семьях группы риска;

социально-экономическая помощь, направленная на ока­зание содействия в получении пособий, компенсаций, единовре­менных выплат, адресной помощи детям, на материальную поддержку сирот, выпускников детских домов;

медико-социальная помощь, направленная на уход за больными детьми и профилактику их здоровья, профилактику алкоголизма, наркомании несовершеннолетних, медико-соци­альный патронаж детей из семей группы риска;

социально-психологическая помощь, направленная на со­здание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, в которых развивается ребенок, устранение негативных воздействий дома, в школьном коллективе, затруднений во взаимоот­ношениях с окружающими и др.;

социально-педагогическая помощь, направленная на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспи­тание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями.

Все эти виды социальной помощи могут реализовываться в разных формах: заочных, очных, стационарных, комплексных. При этом помощь может оказываться опосредованно, непосред­ственно кратковременно, непосредственно продолжительно, непосредственно многопрофильно.

К заочным формам помощи относится общение с ребенком и окружающими его людьми посредством переписки или теле­фонного разговора. Очные формы предоставления услуг предусматривают кратковременное общение социального педагога с ребенком, например, при посещении им центра реабилитации, кризис­ного центра и др. Стационарная форма социально-педагогических услуг пре­дусматривает длительное наблюдение за ребенком в специаль­но для этого созданных условиях, например, в приютах и др. Комплексная форма оказания помощи ребенку предусматри­вает взаимодействие его с несколькими специалистами, которые изучают различные аспекты проблемы ребенка.

Вторая часть квалификационной характеристики представляет единство профессиональных знаний и умений.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 254.