Социально-педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе. Осуществляется она социальными педагогами в различных образовательных учреждениях, и в других учреждениях, организациях, объединениях, в которых может находиться ребенок. Социально-педагогическая деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации. Она локальна, ограничена временным промежутком, в течение которого решается проблема.
Основные направления социально-педагогической деятельности:
• деятельность по профилактике явлений дезадаптации (социальной, психологической, педагогической), повышению уровня социальной адаптации детей;
• деятельность по социальной реабилитации детей, имеющих те или иные отклонения от нормы.
Так как проблема ребенка, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, социально-педагогическая деятельность обычно включает две составляющие:
• непосредственную работу с ребенком;
• посредническую деятельность во взаимоотношениях ребенка со средой.
По тому, в каких заведениях работает социальный педагог, выделяют следующие виды социально-педагогической деятельности:
• социально-педагогическая деятельность в образовательных учреждениях;
• социально-педагогическая деятельность в детских общественных объединениях и организациях;
• социально-педагогическая деятельность в учреждениях творчества и досуга детей;
• социально-педагогическая деятельность в местах летнего отдыха детей;
• социально-педагогическая деятельность в конфессиях.
Выделяют следующие виды социально-педагогической деятельности в зависимости от категорий детей, имеющих отклонения:
• социально-педагогическая деятельность с детьми, имеющими отклонения в развитии;
• социально-педагогическая деятельность с детьми, имеющими педагогические отклонения;
• социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей;
• социально-педагогическая деятельность с детьми отклоняющегося (девиантного) поведения.
Структура профессиональной деятельности
Любая деятельность имеет свою структуру, которая определяет взаимосвязь и взаимообусловленность элементов деятельности.
Структура деятельности социального педагога, как и любой другой профессиональной деятельности, предполагает наличие следующих компонентов:
• субъекта (того, кто ее осуществляет),
• объекта (того, для кого она специально организована, на кого направлена),
• цели (к чему она стремится),
• функций (какие при этом функции выполняются),
• средств (при помощи каких методов и технологий достигается ее цель).
Объектом деятельности социального педагога являются дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации. К этой категории относятся: дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими из-за неполноценного социального воспитания или из–за нарушения развития.
Следовательно, целью деятельности социального педагога является:
• создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка,
• предупреждение и преодоление негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении.
Субъектом деятельности является сам социальный педагог.
В деятельности социального педагога можно выделить следующие функции:
— диагностическую, так как деятельность социального педагога связана с диагностикой проблем ребенка и среды, он должен знать и уметь применять различные диагностические методики.
— прогностическую. В зависимости от диагноза проблем развития ребенка социальный педагог должен уметь прогнозировать условия, обеспечивающие его оптимальное развитие.
— посредническую. Социальный педагог должен уметь обращаться за помощью к специалистам, которые могут поставить диагноз, дать квалифицированный совет и координировать их усилия.
— коррекционно-реабилитационную;
— охранно-защитную;
— предупредительно-профилактическую;
— эвристическую.
— правовая.
Любая деятельность осуществляется с помощью средств. К средствам относят все действия, предметы, орудия, приспособления, методы, формы и технологии, с помощью которых достигаются цели деятельности.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 255.