Лекция 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА И КАК СФЕРА ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Социальная педагогика

 

Конспект лекций

по дисциплине «Социальная педагогика»

для студентов направления подготовки

6.130102 «Социальная работа»

дневной и заочной форм обучения

 

 

 

Мариуполь

2016


ББК Ч34я73

 

Маслова В. В. Социальная педагогика [Электронний ресурс] : конспект лекций по дисциплине «Социальная педагогика» для студентов направления подготовки 6.130102 «Социальная работа» дневной и заочной форм обучения / В. В. Маслова. – Мариуполь : ПГТУ, 2016. – 78 с. – Режим доступа: http://umm.pstu.edu/handle/123456789/10012

 

В конспекте лекций представлены цель, задачи, содержание дисциплины «Социальная педагогика» для студентов направления подготовки 6.130102 «Социальная работа» дневной и заочной форм обучения. Конспект лекций разработан с учетом требований подготовки социальных работников, которые должны овладеть теоретическими основами социальной педагогики в рамках социальной работы.

Конспект лекций предназначен для самостоятельной работы студентов и имеет целью дать теоретическую и практическую помощь студентам дневной и заочной форм обучения на всех этапах работи по данной дисциплине.

 

 

Автор   В. В. Маслова, ст. преподаватель

 

Рецензент В. В. Харабет, канд. пед. наук, доцент

 

Утверждено

на заседании кафедры

«Социология и социальная работа»,

протокол № 10 от 11 января 2016 г.

 

Утверждено

на заседании методической комиссии

социально-гуманитарного факультета,

протокол № 5 от 18 января 2016 г.

 

© ГВУЗ «ПГТУ», 2016

© В. В. Маслова, 2016




Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 5

Лекция 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА И КАК СФЕРА ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 6

1.1 Определение, объект и предмет социальной педагоги. 6

1.3 Разделы социальной педагогики. 8

1.4 Функции социальной педагогики. 9

1.5 Взаимосвязь социальной педагогики с другими науками. 9

Лекция 2. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ.. 12

2.1 Понятия «принцип» и « правило». 12

2.2 Содержание принципов социальной педагогики. 13

Лекция 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА 18

3.1 Специфика и структура профессиональной деятельности социального педагога 18

3.2 Личностная характеристика и профессиональная компетентность социального педагога. 20

3.3 Сферы профессиональной деятельности социального педагога. 23

Лекция 4. ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА, ЕЕ РАЗВИТИЕ, ЗАВИСИМОСТЬ ОТ СРЕДЫ 25

4.1 Понятие «личность». Характерные черты личности. 25

4.3 Биологические и социальные факторы развития. 27

4.4 Влияние среды на развитие ребенка. 28

Лекция 5. ПОНЯТИЕ НОРМЫ И ОТКЛОНЕНИЕ ОТ НОРМЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ. 31

5.1 Норма и отклонение: понятия и характеристики. 31

5.2 Типы отклонений. 31

5.3 Теории отклонений. 34

5.4 Девиации как социально-педагогическая проблема. 35

5.5 Концепции девиации. 37

Лекция 6. СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 39

6.1 Понятие и сущность социализации. 39

6.2 Основные характеристики социализации. 40

6.3. Воспитание как относительно социально контролируемая социализация. 43

Лекция 7. МЕГА- И МАКРОФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ.. 46

7.1 Мегафакторы социализации: космос, планета, мир. 46

7.2 Макрофакторы социализации: страна, этнос, государство, общество. 47

Лекция 8. МЕЗОФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ.. 53

8.1 Регион. 53

8.2 Средства массовой коммуникации. 54

8.3 Субкультуры.. 56

8.4 Тип поселения. 57

Лекция 9. ВОСПИТАНИЕ В КОНТЕКСТЕ МИКРОФАКТОРОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ 62

9.1 Семья как социальный институт. 62

9.2 Социальные и социализирующие функции семьи. 64

9.3 Семейные отношения. 65

9.4 Семейное воспитание на современном этапе развития общества. 66

Лекция 10. ВОСПИТАНИЕ В КОНТЕКСТЕ МИКРОФАКТОРОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ 69

10.1 Религиозные организации и религиозное воспитание. 69

10.2 Воспитательные организации и социальное воспитание. 70

10.3 Контркультурные организации и диссоциальное воспитание. 71

10.4 Микрофакторы социализации. 73

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 77

 



ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Социальная педагогика» входит в число дисциплин профессионально-ориентированного цикла специальности «Социальная работа».

Социальная педагогика фактически является междисциплинарной областью научных исследований. Она рождается из педагогики, пользуется ее богатейшим историчес­ким наследием, использует педагогические методы и средства. С другой стороны, поскольку явление социализации как часть общества и общественных отношений изучается социологией, социальная педагогика использует и некоторые социологичес­кие теории, некоторые методы и средства, используемые в со­циологии. Но при этом социальная педагогика вырабатывает и свои собственные теории, методы, средства и технологии.

Социальная педагогика как область науки и соответствую­щий ей учебный курс сегодня является одним из ве­дущих курсов в профессиональной подготовке многих специа­листов для социальной сферы. Следует отметить, что эта развивающаяся область педагогической науки пока еще четко не определила свой предмет и объект исследования, дис­куссионными являются ее основные категории, есть и много других спорных вопросов в этой науке, которые предстоит ре­шить в будущем.

Овладение знаниями и умениями, непосредственно связанными с актуальными про­блемами социально-педагогической практики, поможет будущим специ­алистам в дальнейшем практически решать эти проблемы. А усвоение студентами научных фактов, социально-педагогических концепций, идей позволит им не только объяснять существующие в жизни проблемы, но и прогнозировать их дальнейшее развитие.

Предлагаемая примерная программа по социальной педагогике отра­жает требования государственного образовательного стандарта к подго­товке социальных работников в высших учебных заведениях.

Основные задачи дисциплины:

• формирование у студентов теоретических – представлений о социаль­ной педагогике как отрасли гуманитарного знания, ее объекте и предме­те исследования и основных категориях;

• формирование целостного представления о факторах и закономер­ностях социализации ребенка;

• раскрытие специфики социально-педагогической деятельности и ее гуманистической направленности; овладение основными методами и формами социально-педагогической деятельности с различными катего­риями детей;

• формирование у студентов знаний и умений социально-педагогичес­ких исследований.



Содержание принципов социальной педагогики

Социальные факторы развития

Чтобы стать человеком, одной биологической наследственно­сти мало. Превра­щение биологического индивида в социальный субъект происходит в процессе социализации человека, его вхождения в об­щество, в различные типы социальных групп по­средством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения. На основе этого формируются социаль­но значимые качества личности.

Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, ус­ваиваются основные социальные нормы и отношения, форми­руется мотивация социального поведения. Процесс социализации ребенка, формирования, разви­тия, становления его личности происходит во взаимодействии со средой.

Среда оказывает влияние на процесс социализации посредством различных социальных факто­ров. Различают факторы социализации личности:

• мега- (от греч. мegas «очень большой, всеобщий»),

• макро- (от греч. makros «большой»),

• мезо- (mesos «средний «),

• микро- (mikros « малый «)

На социализацию человека оказывают влияние мировые, процессы – экологические, демографичес­кие, экономические, социально-политические – это мегафакторы социализации. Макрофакторы социализации – это страна, общество, государство в целом. К мезофакторам относятся страна, общество, государство, формирование этнических установок; влияние региональных условий, тип поселения; средства массовой коммуника­ции и др. К микрофакторам относят семью, образовательные учрежде­ния, группы сверстников и др., что состав­ляет ближайшее пространство и социальное окружение – социум или микросоциум. Это влияние факторов на процесс социализации ребенка может быть: целенаправленным, предна­меренным (влияние семьи, образования, религии); спонтанным, стихийным (группы сверстников). Кроме того, и целенаправленное влияние и стихийное воздействие может быть как положительным, так и от­рицательным, негативным. Наиболее важное значение для социализации ребенка имеет социум. Ближайшую социальную среду ребенок осваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается, в основ­ном, в семье, то в дальнейшем он осваивает новые среды – дошкольное учреждение, школу, внешкольные учреждения, компании друзей, дискотеки и т. д. С возрастом ос­военная ребенком «территория» социальной среды все больше и больше расширяется. При этом ребенок как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наиболее комфортна, где его лучше понимают, относятся с уважением. По­этому он может «мигрировать» из одной среды в другую.

 

Типы отклонений

 

Отклонения от нормы условно можно разделить на четыре группы:

· физические,

· психические,

· педагогические

· соци­альные.

Физические отклонения

Физические отклонения от нормы, прежде всего, связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателя­ми. В медицине для каждой возрастной и половой группы де­тей определяются свои показатели (вес, рост, объем груди и пр.), которые характеризуют здоровье ребенка. Фактически это – идеальные показатели, и вряд ли можно найти такого ребен­ка, который точно соответствовал бы им. Отклонения в здоровье могут быть вызваны или наследствен­ными факторами, или какими-либо внешними обстоятельства­ми: тяжелой экологической обстановкой, снижением общего уровня жиз­ни семьи и др.

Так, Всемирная орга­низация здравоохранения в 1980 году приняла британский ва­риант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:

недуглюбая утрата или аномалия психических либо фи­зиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющая какую-либо деятельность;

ограниченная возможностьограничения или по­теря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять ка­кую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человека;

недееспособность (инвалидность)следствие де­фекта или ограниченная возможность человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой-либо нормативной роли, исходя из возрастных, половых или социальных факторов.

Также введено понятие «недостаток», выделены виды недостатков – физические, психические, сложные и тя­желые.

К физическим недостаткам относят подтвержденные в установленном порядке временные или постоянные недостатки в развитии и (или) функционировании органа (органов) челове­ка, либо хроническое соматическое или инфекционное заболе­вание.

Психический недостатокэто утвержденный в установ­ленном порядке временный или постоянный недостаток в пси­хическом развитии человека, включая нарушения речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе повреждения мозга, а так­же нарушения умственного развития, задержку психического развития, создающие трудности в обучении.

Сложный недостаток сочетает в себе физические и (или) психические недостатки, подтвержденные в установленном порядке.

Тяжелый недостатокподтвержденный в установленном порядке физический или психический недостаток, выражен­ный в такой степени, что образование в соответствии с государ­ственными образовательными стандартами является недоступ­ным.

К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены болезни и нарушения зрения, слуха, опорно-двига­тельного аппарата.

 

Психические отклонения

Психические отклонения от нормы, прежде всего, связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатка­ми.

К этой группе отклонений относятся:

задержка психического развития (ЗПР) ребенка,

умственная отста­лость детей, или олигофрения (от греч. oligos – малый и phren – ум).

нарушения речи разной степени сложности: от нарушения произношения и заикания до сложных дефектов с нарушениями чтения и письма.

нарушения эмоционально-волевой сферы ребенка. Как крайние формы этого вида отклонений выступают аутизм (греч. aytos – сам) – состояние психики, характеризующееся замк­нутостью, отсутствием потребности в общении, и суицид – по­пытки к самоубийству.

Особую группу отклонений представляет одаренность детей. Одаренность – это своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее ус­пешность выполнения какой-либо деятельности.

Для диагностики физических и психических недостатков со­здается постоянная межведомственная психолого-медико-педа­гогическая комиссия.

В состав психолого-медико-педагогической комиссии входят специалисты разного профиля: психолог, врач-психиатр, психотерапевт, невропатолог, ортопед, окулист, терапевт (педиатр), физиотера­певт, социальный педагог, юрист, логопед, олигофрено-педагог, сурдопедагог, тифлопедагог.

Педагогические отклонения

Педагогические отклонения – такое понятие пока что редко употребляется в педагогике и социальной педагогике. Между тем, в педагогической деятельности использую­тся различные нормы, с помощью которых регулируется дея­тельность обучаемых путем сопоставления норм с показателями, которые характеризуют процессы и результаты этой деятельно­сти, формируются оценки ее успешности.

Педагогическая норма может определять: уровень образования; перспективы, к достижению которых стремится школьник; нормы индивидуального развития ребенка, обес­печивающие новые, более высокие результаты в обучении, и другие. В последние годы появились дети, которые в силу определенных обстоятельств не получили обра­зование. Такие отклонения от нормы могут быть названы педагогическими.

Педагогической нормой, или нормой образова­ния, являются стандарты общего образования, которые приня­ты в стране. В соответствии с этими стандартами ребенок в оп­ределенном возрасте должен получить соответствующий уро­вень образования, закончить начальную, неполную среднюю (9 классов) или полную среднюю (11 классов) школу.

 

Социальные отклонения

Социальные отклонения связаны с понятием «социальная норма».

Социальная норма – это правила, образец действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) пове­дения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином эта­пе развития общества.

Фактически социальные нормы высту­пают моделью должного поведения, должных общественных отношений и деятельности, которые создаются людьми на основе познания социальной реальности.

Социальные отклоне­ния могут быть вызваны: социальным статусом человека, его ролью как субъекта деятельности, характером выполняемой деятельности, ценностными критериями и др.

Социальные нормы являются элементами системы нор­мативной регуляции и обеспечения устойчивой общественной жизни (мораль, право, традиция).

Социальные нормы делятся на две большие группы: универ­сальные, т.е. распространяющиеся на каждого человека в об­ществе, частные, относящиеся и регулирующие определен­ную сферу профессиональной деятельности или жизнедеятель­ности людей (например, врач, социальный педагог, брат, друг). Социальные нормы еще могут подразделять­ся на: правовые, моральные, политические, религиозные и др.

Соблюдение социальных норм обеспечивается путем превраще­ния внешних требований в потребность и привычку человека через: его социализацию, применение различных санкций (правовых, общественных и др.) к тем, чье поведение отклоня­ется от принятых социальных норм.

Следует отметить, что в реальности «чистых» отклонений, как правило, не бывает. Одно отклонение провоцирует другое, одна группа отклонений накладывается на другую.

Для работы социального педагога очень важное значение имеет пограничная зона между нормой и отклонением. Так, если говорить о социальных отклонениях, то между нормаль­ным типом поведения и отклоняющимся, отмеченным такими чертами, как безволие, чрезмерная активность, гнев и страх, резко выраженная внушаемость и др., располагается неизмеримое количество переходных ступеней от нормы к отклонению. Вследствие этого нет возможности провести четкую грань меж­ду естественным проявлением характера ребенка и отклонени­ями в нем.

Теории отклонений

 

Уровень достигнутого сегодня знания позволяет выделить сре­ди многочисленных факторов, являющихся источником откло­нения в развитии ребенка и его социализации, три основные группы: биогенные, социогенные, психогенные. При этом мож­но сделать вывод о том, что любое ограниче­ние потенциальных возможностей человека неизбежно затраги­вает всю организацию в целом и ведет к нарушениям взаимодей­ствия человека со средой, к «социальному выпадению».

Концепции девиации

Рассмотренные выше предпосылки и причины девиантного поведения легли в основу разработки научных концепций и теорий девиации.

Основными из них являются:

• биологическая,

• психологическая,

• социологическая.

Сторонники биологической теории девиации рассматривают отклонение поведения от принятой в обществе социальной нор­мы в связи с биологическим складом индивида.

В психологических и психиатрических концепциях акцент делается на личностные факторы человека. Тщательные иссле­дования показали, что сущность девиации нельзя объяснить только лишь на основе какой-то одной психологической черты или комплекса.

С точки зрения ролевых теорий, ребенок в процессе социали­зации должен овладеть наиболее значимыми для него ролями, но если этот процесс нарушен, может начать работать компенсаторный механизм. Ребенок все равно будет овладевать роля­ми, но уже не социальными, а антисоциальными, например: вор, наркоман, хулиган, драчун и др., которые характеризуются определенными атрибутами.

Социологические концепции пытаются учесть в девиации со­циальные и культурные факторы, влияющие и определяющие поведение человека в обществе.

Культурологические тории (Селлин, Миллер, Сутер-Ленд) считали, что причина девиации – в конфликтах между норма­ми господствующей культуры и нормами субкультуры, склады­вающейся в той или иной социальной группе.

Изучение механизмов социальных отклонений показывает, что факторами, предопределяющими отклонение от соци­альных норм, являются:

• уровень сознания, нравственности,

• развитость в обществе системы социальных регуляторов пове­дения человека,

• сформированное отношение общества к лю­дям, нарушающим нормы морали и права.

 

Контрольные вопросы

1. Норма и отклонение: понятия и характеристики.

2. Типы отклонений.

3. Теории отклонений.

4. Предпосылки девиации в подростковом возрасте

5. Типы девиаций в подростковом возрасте

6. Причины девиантного поведения подростков.

7. Концепции девиации (на примере подросткового возраста)

 



Агенты социализации

Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь – агенты социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специ­фичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми высту­пают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг – супруга, коллеги по работе.

По своей роли в социа­лизации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

 

Средства социализации

Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для: того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого.

К средствам социализации можно отнести:

• способы вскармливания младенца и ухода за ним;

• формируемые бытовые и гигиенические умения;

• окружающие человека продукты мате­риальной культуры;

• элементы духовной культуры (от колыбель­ных песен и сказок до скульптур);

• стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группах свер­стников, в воспитательных и иных социализирующих организа­циях;

• приобщение человека к многочислен­ным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедея­тельности – общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семей­ной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.

Каждое общество, каждое государство, каждая социальная группа вырабатывают в своей истории набор позитивных и негативных формальных и неформальных санк­ций (мер):

• способов внушения и убеждения,

• предписаний и запретов,

• мер принуждения и давления вплоть до физиче­ского насилия,

• способов выражения признания, отличия, наг­рад.

С помощью этих способов и мер поведение человека и це­лых групп людей приводится в соответствие с принятыми в дан­ной культуре образцами, нормами, ценностями.

 

Механизмы социализации

Социализация человека во взаимодействии с различными фак­торами и агентами происходит с помощью ряда «механизмов».

Механизмы социализации подразделяются на:

• психологические,

• социально-психологические,

• социально-педагогические.

К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие.

Импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздейст­вующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг проис­ходит преимущественно в младенческом возрасте.

Экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознавае­мое усвоение норм социального поведения, обязательных в про­цессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание – следование какому-либо примеру, образцу. В дан­ном случае – один из путей произвольного и чаще всего непроиз­вольного усвоения человеком социального опыта.

Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматри­вает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д.

К социально-педагогическим механизмам социализации мож­но отнести следующие.

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского).

Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия че­ловека с институтами общества, различными организациями, специально созданными для его социализации; реализую­щими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клуб­ные структуры, средства массовой коммуника­ции).

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры.

Под субкультурой пони­мается комплекс морально-психологических черт, поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста, определенного профессионального, культурного слоя. Комплекс создает определенный стиль жизни и мышления той или иной воз­растной, профессиональной или социальной группы.

Межличностный механизм социализации функционирует в про­цессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. Значи­мыми лицами могут быть: родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположно­го пола и др.

Механизмы играют различ­ную роль в различных аспектах социализации.

 

Составляющие процесса социализации

Процесс социализации условно можно представить как совокупность четырех составляющих:

1. стихийная социализация человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями;

2. относительно направляемая социализация, когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, а задачи, влияют на изменение возможностей, характера развития, на жизненный путь социально-профессиональных, этно­культурных и возрастных групп;

3. относительно социально контролируемая социализация (вос­питание) – планомерное создание обществом и государством пра­вовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека;

4. более или менее сознательное самоизменение человека: самостроительство, самосовершенствование, саморазрушение.

Страна

Страна – феномен географически-культурный. Страна – это террито­рия, выделяемая по географическому положению, природным услови­ям, имеющая определенные границы. Она обладает государственным суверенитетом (полным или ограниченным), а может находиться под властью другой страны (быть колонией или подопечной территорией). На территории одной страны могут существовать несколько государств (разделенные Германия, Вьет­нам, сегодня – Китай и Корея).

Природно-климатические условия тех или иных стран различ­ны и оказывают прямое и опосредованное влияние на жителей и их жизнедеятельность. Природно-климатические условия принуждают жителей страны из поколения в поколение к преодо­лению трудностей либо облегчают труд и развитие страны. Как полагал Мишель Монтень, люди в зависимости от кли­мата того места, где они живут, могут быть: более или менее воинственны, более или менее умеренны, склонны к послушанию или непо­слушанию, к наукам или искусствам.

Географические условия и климат страны влияют на рождае­мость и плотность населения. Так, два острова имеют практиче­ски одинаковую площадь – Куба и Исландия. Но географическое расположение и климат во многом обусловили то, что население Кубы в двадцать раз больше, чем в Исландии. И это несмотря на то, что уровень жизни исландцев неизмеримо выше по сравнению с кубинцами.

Геоклиматические условия влияют на: состояние здоровье жи­телей страны, распространение ряда болезней, ста­новление этнических особенностей ее жителей.

Природно-климатические условия первоначаль­но определяют историческое развитие страны, но нельзя говорить об однозначной зависимости между геогра­фической средой и социально-экономическими процессами, куль­турным развитием страны, а тем более социализацией человека.

Природно-географические условия не играют само­стоятельной роли в процессе социализации, они в совокупности с другими факторами оп­ределяют некоторые его специфические особенности.

То, как условия страны влияют на социализацию человека, во многом определяется тем, как их используют и учитывают в своей жизни сложившиеся в стране этносы, общество и государство.

Этнос

Этнос (нация) – исторически сложившаяся устойчивая со­вокупность людей, обладающих общим: менталитетом, националь­ными самосознанием и характером, стабильными особенностями культуры, осо­знанием своего единства и отличия от других подобных образований

Особенности психики и поведения, связанные с этнической при­надлежностью людей, складываются из двух составляющих: биоло­гической, социально-культурной.

Биологическая составляющая в психологии отдельных людей и целых народов складывалась под влиянием ряда обстоятельств. На протяжении тысячелетий все нации формировались на своей этнической территории. Веками люди адаптировались к определенному климату, ландшафту, соз­давали специфический тип хозяйствования для каждой природной зоны, свой ритм жизни. Признание биологической составляющей этнической принад­лежности лишь констатирует этнические различия, но не утверждает преобладания этих различий в психике и поведении конкретного современного человека. В актуальной жизни значительно большую роль играет социально-культурная составляющая психики и поведения людей.

В современных модернизированных странах национальная при­надлежность человека в большой мере, а нередко и главным образом определяется: с одной стороны, языком (культурой), который он считает родным, с другой – она осознается самим человеком в связи с тем, что его семья относит себя к определенной нации.

Соответственно, например, русский – тот, кто идентифицирует себя с русской историей и культурой, а тем самым и со страной, в которой все формы социальной жизни ориентированы в конеч­ном счете именно на эту культуру и на общие для данной нации историю и систему ценностей.

То есть этнос, нация – явление историко-социально-культурное.

Социализация в этносе имеет особенности, ко­торые можно объединить в две группы:

виталъные (буквально – жизненные, в данном случае биолого-физические),

ментальные (фундаментальные духовные свойства).

О менталитете этноса

Влияние этнокультурных условий на социализацию человека наиболее существенно определяется мента­литетом (понятие введено в начале XX в. французским ученым Л. Леви-Брюлем).

Менталитет – это глубинный духовный склад, совокупность коллективных представлений на неосознанном уровне, присущий этносу как большой группе людей, сформировавшейся в определен­ных природно-климатических и историко-культурных условиях.

Менталитет этноса определяет свойственные его представите­лям способы видеть и воспринимать окружающий мир на следующих уровнях: на ког­нитивном (знание, познание); на аффективном (чувственном); на прагматическом (опытном). Мен­талитет в связи с этим проявляется и в свойственных представите­лям этноса способах действовать в окружающем мире. У народов Севера, живущих в специфических природно-климатических условиях, отмечается специфическая традиция восприятия звука, своеобразный этнический звукоидеал, который влияет на особен­ности эмоциональных проявлений на поведенческом уровне.

Обобщая различные данные, можно сделать вывод о том, что менталитет этноса, определяет главным образом глубинные основания восприятия и отношения его представителей к жизни.

Итак, менталитет этноса во многом определяет:

• отношение его предста­вителей к труду и традиции, связанные с трудовой деятельностью;

• представления об удобствах быта и домашнем уюте;

• идеалы красивого и некрасивого;

• каноны семейного счастья и взаимоотношений членов семьи;

• нормы полоролевого поведе­ния;

• понимание доброты, вежливости, такта, сдержанности.

В целом менталитет характеризует оригинальность культуры то­го или иного этноса.

 

Государство

Государство – понятие политолого-юридическое.

Государство – звено политической системы общества, которое обладает властными функциями. Оно представляет собой совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций (правительственный аппарат, финансовые органы, суд и пр.), осуществ­ляющих управление обществом.

Государство можно рассматривать как фактор стихийной со­циализации постольку, так как характерные для него политика идеология, экономическая и социальная практика создают определенные условия для жизни его граждан, их развития и самореа­лизации. Дети, подростки, юноши, взрослые, функционируя в этих условиях, вольно или невольно усваивают нормы и ценности, провозглашаемые государством и реализуемые в социаль­ной практике.

Государство осуществляет относительно направляемую социализацию своих граждан, принадлежащих к тем или иным половозрастным, социально-профессиональным, национально-культурным группам. Относительно направляемая социализация тех или иных групп населения осуществляется государством в процессе реализации им своих задач и функций.

Государство определяет возрасты: начала обязательного обучения (и его продолжительность), совершеннолетия, вступле­ния в брак, получения прав на вождение автомобилей, призыва на службу в армию (и ее продолжительность), начала трудовой деятельности, выхода на пенсию.

Государство законодательно стимулирует и порой финансирует (или, наоборот, сдерживает, ограничивает и даже запрещает) развитие и функционирование этнических и религиозных культур.

Таким образом, относительно направляемая социализация, осу­ществляемая государством, адресованная большим группам населения, создает определенные условия конкретным людям для выбора жизненного пути, развития и самореализации.

Государство осуществляет более или менее эффективную социально контролируемую социализацию своих граждан, создавая для этого: организации, для воспитания определенных возрастных групп; условия, кото­рые вынуждают невоспитательные организации, в той или иной мере заниматься воспитанием. Государство совершенствует вос­питание, добиваясь, чтобы оно эффективно формировало человека, соответствующего социальному заказу, определяемому общественным и государственным строем. Для этого оно выраба­тывает определенную политику в сфере воспитания и формирует государственную систему воспитания.

Государственная политика в сфере воспитания – определение задач воспитания и стратегии их решения, разработка законода­тельства и выделение ресурсов, поддержка воспитательных ини­циатив.

Государственная система воспитания – совокупность гос. организаций, деятельность которых направлена на реа­лизацию воспитательной политики государства.

Общество

Общество – понятие в основном политолого-социологическое – это совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляет семья, социальные, воз­растные, профессиональные и иные номиналь­ные и реальные группы, а также государство.

Общество представляет собой целостный организм со своими: половозрастной и социальной структурами, экономикой, идеоло­гией, культурой, который обладает определенными способами социальной регуляции жизнедеятельности людей.

Полоролевая структура общества как фактор социализации имеет значение не столько своими количественными (соотношением мужчин и женщин разных возрастов и т.п.), сколько качественными показателями.

Полоролевая структура общества качественно характеризуется:

• социальным статусом полов (матриархат в некоторых арха­ичных культурах, патриархат в ряде обществ Азии и Афри­ки, декларируемый биархат – равенство полов – в Европе);

• различиями в уровне образования (так, в России женщины в среднем имеют более высокий уровень образования, чем мужчины);

• занятостью внедомашним трудом представителей того и другого пола, мерой его квалифицированности;

• участием в руководстве страной, организациями, в органах местного управления.

Возрастная стратификация (распределение) присуща любому обществу, любой культуре. Во всех языках понятия «младший», «стар­ший», «ребенок», «юноша», «старик» указывают: на воз­раст человека; на его положение в статусной структуре обще­ства, обозначая некоторое неравенство прав и обя­занностей, предполагая определенный набор норм поведения. Возрастная стратификация имеет определенные исторические особенности с точки зрения статуса того или иного возраста.

Социальная структура общества – более или менее устойчивые набор и соотношение социальных и профессиональных слоев и групп, имеющих специфические интересы и мотивацию экономического и социального поведения. Для социальной дифференциации совре­менного общества характерно образование много­численных и нестабильных по составу профессиональных групп.

Условно их можно объединить в несколько социальных слоев (в зависимости от их имущественного положения, участия в управлении имуществом и во властных структурах):

• верхний, включающий в себя политические и эконо­мические элиты;

• верхний средний – собственники и менеджеры крупных предприятий;

• средний – мелкие предприниматели, ме­неджеры, администраторы социальной сферы, среднее звено аппарата управления, работники силовых ведомств и частных предприятий;

• базовый – массовая интеллигенция, работники массовых профессий в сфере экономики;

• низший – неквалифи­цированные работники государственных предприятий, пенсио­неры;

• социальное дно.

На стихийную социализацию и самоизменение человека социальная структура влияет, во-первых, постольку, поскольку каж­дый социальный слой и отдельные социально-профессиональные группы внутри них вырабатывают специфический стиль жизни. А стиль жизни социального слоя влияет на социализацию принадлежащих к нему детей, подростков, юно­шей; во-вторых, следует иметь в виду, что чем более социально дифференцированно общество, тем больше в нем возмож­ности для мобильности его членов – горизонтальной и вертикальной.

Горизонтальная социальная мобильность – это изменение видов занятий, групп членства, социальных позиций в рамках одного социального слоя.

Вертикальная социальная мобильностьпере­ход членов общества из одного социального слоя в другой (как в более высокий, так и в более низкий).

Воспитание (как социально контролируемая социализация) ис­пытывает на себе влияние социальной структуры общества в связи с тем, что различные социальные слои и профессиональные группы имеют разные представления о том, какие люди должны вырасти из их детей. Соответственно они предъявляют разные требования к системе образования и организации социального опыта подрастающих поколений и индивидуальной помощи конкретным людям в процессе воспитания.

 

Контрольные вопросы

1. Мегафакторы социализации: космос, планета, мир.

2. Макрофакторы социализации. Страна.

3. Макрофакторы социализации. Этнос.

4. Макрофакторы социализации. Государство.

5. Общество как макрофактор социализации

 



Регион

Регион – часть страны, представляющая собой целостную со­циально-экономическую систему, обладающая общностью экономической, политической и духовной жизни, общим историческим прошлым, культурным и соци­альным своеобразием.

Регион – это пространство, в котором происходит: социализация человека, формирование, сохранение и передача норм образа жизни, сохранение и развитие (или наоборот) природных и куль­турных богатств. Каждая страна природно-географически и в сознании ее жителей представляет собой совокупность различающихся между собой территорий-регионов. Но в документах и обыденной жизни регионом обычно называют административные единицы: области, края, республики.

Влияние региональных условий на социализацию имеет различный характер и определяется рядом характерных особенностей региона.

Природно-географические особенности региона (ландшафт, климат, полезные ископаемые) определяют степень его урбанизированности, характер экономики, количество и меру ста­бильности населения, т. е. опосредованно влияют на многие аспекты социализации жителей. Климат может оказывать и непо­средственное влияние на человека, на его здоровье, работоспособ­ность, психическое состояние, продолжительность жизни.

Социально-географические особенности региона включают в себя плотность населения, характер поселений, а также близость – уда­ленность от других регионов и средства сообщения внутри регио­на и с другими регионами. Эти особенности влияют на социали­зацию в основном косвенно, от них во многом зависят стиль жизни, мобильность, источники информирования населения, что соответственно определенным образом сказывается на развитии детей, подростков, юношей.

Социально-экономические особенности регионаэто типы и ха­рактер производства на его территории, перспективы развития региона, профессиональный состав жителей и их уровень жизни, экономические связи с другими регионами.

Социально-демографические особенности региона – это нацио­нальный состав населения, его половозрастная структура, типы семей (полные – неполные, однодетные – многодетные и т.п.), ми­грационные процессы. Все эти характеристики играют очень важ­ную роль в социализации подрастающих поколений.

Исторические и культурологические региональные различия проявляются в свойственных населению нравах, стиле жизни, обыча­ях и приметах, традициях, народных праздниках и играх, фольк­лоре, архитектуре и интерьере жилищ. Все вышесказанное влияет на стихийную социализацию насе­ления в регионе, а также на то, в каком направлении и как проис­ходит самоизменение его жителей.

Характеристики региона и сложившиеся в нем условия можно рассматривать как предпосылки относительно направляемой социализации подрастающих поколений, которые зависят во многом от социально-экономической политики региональных властей.

Влияние региона на относительно направляемую социализацию предполагает, что законодательная и исполнительная вет­ви власти, как минимум, решают несколько задач. Во-первых, осуществляют: анализ актуального состояния дел в регионе, а также перспектив региона, основных видов существующей и перспективной производственной деятельности; оценку динамики рынка труда и сферы потребления услуг различного характера. Во-вторых, анализируют состояние дел в отраслях жиз­недеятельности региона, непосредственно влияю­щих на социализацию: здравоохранения, правоохраны, социальной защиты, культуры, науки, на основании чего разрабатывают программы их развития и взаимодействия в аспекте социализации. В-третьих, проводят диагностику систем управления в регионе и осуществляют меры по их совершенствованию в аспекте влия­ния на социализацию подрастающих поколений.

Влияние региона на относит. социально контролируемую социализацию – воспита­ние – осуществляется в русле политики государства в этой сфере.

Региональная политика в сфере воспитания включает в себя: с одной стороны, адаптацию государственной политики в этой сфере к условиям региона, с другой стороны, предполагает разработку норма­тивных документов, выделение ресурсов, привлечение гос. и общ. организаций, поддержку воспитательных инициатив, что должно создать бла­г. условия для развития подрастающих поколений.

 

Субкультуры

 

Субкультура (от лат. sub – под и культура) – совокупность социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных групп людей, и позволяю­щих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума).

Субкультура – это автономное относительно целостное обра­зование. Она включает в себя ряд более или менее ярко выражен­ных признаков:

• набор ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей,

• статусную структуру;

• набор предпочитаемых источ­ников информации;

• своеобразные увлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения;

• жаргон;

• фольклор и др.

Социальной базой формирования той или иной субкультуры могут быть:

• возрастные,

• социальные,

• профессиональные слои на­селения,

• контактные группы внутри них,

• религиозные сек­ты,

• объединения сексуальных меньшинств,

• массовые неформаль­ные течения (хиппи, феминистки, экологисты),

• преступные группы и организации,

• объединения по роду занятий (охотники, картеж­ники, компьютерщики).

 

Признаки субкультуры

Ценностные ориентации носителей субкультуры определяются ценностями и социальной практикой общества, интер­претированными и трансформированными в соответствии: с ха­рактером субкультуры (просоциальностью, асоциальностыо, антисоциальностью), возрастными и другими по­требностями, стремлениями и проблемами ее носителей.

Нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений, прису­щие субкультурам, существенно различаются: по содержанию, сферам, мере их регулятивного влияния.

Нормы в просоциальных субкультурах содержательно в основ­ном не противоречат общественным нормам, а дополняют и (или) трансформируют их, отражая специфические условия жизни и ценностные ориентации носителей субкультуры.

В асоциальных в зависимости от условий жизни и ценност­ных ориентации их носителей присутствуют трансформированные общественные, антиобществен­ные нормы, а также нормы, специфические для конкретной субкультуры. Во многих асоциальных субкультурах и в ряде просоциальных регуляция может охватывать лишь те сферы жизни, которые отличают данную субкультуру, а мера жесткости регуляции зависит от степени обособленности групп ее носителей.

В антисоциаль­ных субкультурах нормы прямо противопоставлены обществен­ным. В антисоциальных, как правило, довольно закрытых субкультурах нормативная регуляция – жесткая и охватывает практиче­ски всю жизнь ребят. Имеющие антисоциальную направленность неформальные груп­пы создают для своих членов лишь иллюзию добровольности и свободы. На самом деле ими руководят лидеры автократического склада, стремящиеся подавить всех ос­тальных членов.

В контактных субкультурных группах существует более или менее жесткая статусная структура. Статус в данном случае – положение человека в системе межличностных отношений той или иной группы, обусловленное его достижениями в значимой для нее жизнедеятельности, репутацией, авторитетом, престижем, влия­нием.

Следование моде – важнейший признак подростково-юношеских субкультур. Наиболее явно это проявля­ется: в костюме, оформлении внешности (прическа, макияж, та­туировка, пирсинг и т. п.), танцах, манере поведения, речи, музы­кальных и иных эстетических пристрастиях, бытовых изделиях.

Субкультуры играют роль в социализации уже потому, что они представляют собой:

• специфический способ дифференциа­ции развитых национальных культур,

• их вли­яния на те или иные общности,

• маркирования (обозна­чения) социальной и возрастной структуры общества.

Влияние субкультуры на социализацию детей и особенно под­ростков и юношей очень сильно, что позволяет рассматривать его как специфический механизм социализации, который условно можно назвать стилизованным механизмом. Влияние субкультуры наиболее явно прослеживается в ряде ас­пектов. В первую очередь, имея особенности, ценностные ориентации субкультуры влияют на отношения её носителей: к миру и с миром, на их самоосознание и самоопределение, на выбор сфер и предпочитаемых способов самореализации и т. п.

 

Тип поселения

Сельские поселения

Несмотря на многие десятилетия миграции сельских жителей в города, более четверти населения нашей страны живет в сельской местности.

Особенности сельского образа жизни связаны с особенностями труда и быта жителей:

• подчиненностью труда ритмам и циклам года;

• более тяжелыми, чем обычно в городе, усло­виями труда;

• малыми возможностями для трудовой мобильности жителей;

• большой слитностью труда и быта,

• трудоемкостью труда в домашнем и подсобном хозяйствах (работа на приусадебных участках, в саду, огороде занимает бук­вально полжизни селян – в среднем 181 день в году);

• набор занятий в свободное время довольно ограничен.

В жизненном укладе сель­ских поселений сохранились элементы традиционной соседской общины: довольно стабильный состав жителей, слабая его социально-профессиональная и культурная дифференциация, ти­пичны тесные родственные и соседские связи.

Современные деревни и села сохраняют многие тради­ционные черты сельского образа жизни: ритм размерен, нетороп­лив, сохраняет элементы природосообразности; время не всегда рассматривается сельским жителем как социальная ценность; характерна «открытость» общения; отсутствие боль­ших социальных и культурных различий между жителями, немного­численность контактов делают общение селян довольно тесным и охватывающим все стороны жизни; дружба и приятельство разделяются слабо, поэтому эмо­циональность и интенсивность общения с различными парт­нерами редко имеют серьезные различия.

Деревни и села как тип поселения влияют на социализацию детей, подростков, юношей почти нерасчлененно, т. е. пра­ктически невозможно отследить их влияние в процессе: стихийной, относительно направляемой, относительно социально-контролируемой социализации.

Во многом это связано с тем, что в сельских поселениях очень силен социальный контроль поведения человека. Так как жите­лей немного, связи между ними достаточно тесные, все знают всех и про всех, анонимное существование человека практи­чески невозможно. Содержательно социальный контроль во многих сельских посе­лениях определяется специфической социально-психологической ат­мосферой. Сегодня для нее характерны: отчуждение жителей от чув­ства хозяина земли, на которой они живут, пьянство и алкоголизм. Все это приводит к тому, что даже школа, по причине ее тес­ного вхождения в сельскую жизнь, влияет на воспитание подрастающих поколений значительно меньше, чем городская. И сель­ская семья (в которой дети идентифицируют себя со своими роди­телями в значительно большей степени, чем в городской семье) влияет на социализацию своих членов в основном в том же на­правлении, что и деревня как микросоциум, зачастую независимо от социально-профессионального положения и образовательного уровня родителей.

Город

Город – тип поселения, для которого характерны:

• концентра­ция большого количества жителей и высокая плотность населения на ограниченной территории;

• высокая степень разнообразия человеческой жизнедеятельности (как в трудовой, так и во внепроизводственной сферах);

• дифференцированные социально-профес­сиональная и нередко этническая структуры населения.

Города различаются между собой по ряду параметров.

По величине: малые (до 50 тыс. жителей), средние (до 350–400 тыс.), крупные (до 1 млн.), гиганты (свыше 1 млн.).

По преобладающим функциям: промышленные; административно-индустриальные; административно-культурно-индустриаль­ные; портовые с развитой промышленно­стью и культурной и административной сферами, специализированные; курорт­ные; «наукограды».

По региональной принадлежности: Мариуполь на Юго-востоке.

По длительности существования: древние (более 500 лет); старые; новые (менее 100 лет).

По стабильности населения – соотношению коренных горожан и мигрантов из сельских поселений, других городов и регионов.

По составу жителей (по соотношению половозрастных, соци­ально-профессиональных и этнических групп населения): «моло­дые», «старые»; социально-дифференцированные в большой и малой мере; моноэтнические, с двумя-тремя преобладающими этническими группами, полиэтнические.

Город (средний, крупный, гигант) обладает рядом характери­стик, которые создают специфические условия социализации его жителей, особенно подрастающих поколений. Современный город – средоточие культуры: матери­альной (архитектура, промышленность, транспорт), духовной (образованность жителей, учреж­дения культуры, памятники духовной культуры). Благодаря этому, а также количеству и многообразию слоев и групп населения город – средоточие информации, потенциально доступной его жителям. В то же время город – средоточие криминогенных факторов, криминальных структур и групп, а также всех видов отклоняюще­гося поведения.

Город характеризует также исторически сложившийся город­ской образ жизни, включающий в себя следующие основные при­знаки (они имеют специфику в зависимости от параметров конкретного города):

• преобладание анонимных, деловых, кратковременных, час­тичных и поверх. контактов в межличностном общении, но в то же время высокая мера избирательности в эмоциональных привязанностях;

• небольшая значимость территориальных общностей жите­лей, в основном слаборазвитые, избирательные и, как пра­вило, функционально обусловленные соседские связи (коо­перация семей с маленькими детьми или стариками по при­смотру за ними, «автомобильные» связи и пр.);

• высокая субъективно-эмоциональная значимость семьи для ее членов, но в то же время распространенность интенсив­ного внесемейного общения;

• многообразие стилей жизни, культ. стереотипов, цен­ностных ориентации;

• неустойчивость социального статуса горожанина, большая соц. мобильность;

• слабый социальный контроль поведения человека и значи­тельная роль самоконтроля вследствие наличия разнооб­разных социальных связей и анонимности.

Эти характеристики делают город мощным факто­ром социализации человека, т.к. создают условия детям, подросткам, юношам для осуществления выбора и проявления мобильности.

Малый город

Малый город, существенно отличаясь от крупных городов, создает специфические условия для социализации своих жителей, поэтому он и выделен для специального рассмотрения.

Основными признаками малого города как фак­тора социализации можно считать: количество жителей (до 50 тыс.); наличие исторического прошлого, превышающего столетний мини­мум; занятость населения в несельскохозяйственных сферах; специ­фический социально-психологический климат.

Социально-психологический климат имеет ряд особенностей в сравнении с более крупными городами, с одной стороны, и с де­ревней – с другой.

Малые города сохраняют в жизненном укладе многое от традиционной соседской общины:

• в которой все знают всех и про всех, практически невозможна анонимность.

• жители держатся прочными родственны­ми и соседскими кланами,

• вечерами и по выходным дням копаются на приусадебных, садовых участках,

• свадьбы справляют и в армию провожают по-деревенски.

• стиль жизни, культурные стереотипы несут на себе отпечаток сельского образа жизни.

• информация распространяется мгновенно.

• единство мнений почти всегда обес­печено.

• обеспечены как поддержка друг другу, так и терпимость к ошибкам,

• стабильность, устойчивость здесь ценятся выше, чем успех,

• склонность к инерции сильнее, чем к разви­тию,

• редки разводы, в семьях много детей,

• из города уезжают крайне редко.

Но в целом стиль жизни ориентируется на городской. Это проявляется: в стремлении дать детям определенный уровень образова­ния или престижную профессию; в стараниях приблизить быт семьи к городским стандартам; в наличии определенной избирательности в общении; в дифференциации норм поведения и норм взаимоотношений в связи с возрастом и полом жи­телей; в более или менее распространенном самоутверждении в ан­тисоциальных и криминальных формах.

Влияние малого города на социализацию так же отличается от влияний деревни и более крупных городов. В малом городе по сравнению с деревней больше возможностей для: образовательного и профессионального выбора; разнообразия занятий в свободное время; потребления духовных ценностей; социального творчества, самореализации, самоутверждения. По сравнению с более крупными городами в малом городе меньше стимулов, влияющих на мобильность его жителей, сле­довательно, меньше вариантов для осуществления выбора в раз­личных сферах. Все это, однако, не исключает некоторого «запаздывания» про­исходящих изменений в малых городах по сравнению с более круп­ными.

Поселок

Поселок – это специфический для Украины (а также ряда респуб­лик бывшего СССР) тип поселения. Поселок – абсолютно или отно­сительно территориально ограниченная концентрированная фор­ма расселения людей:

а) эмансипированных от сельского образа жиз­ни;

б) не укорененных в городском образе жизни;

в) лишенных опоры на исторические традиции, свойств. жителям малого города.

Существуют различные типы поселков:

• рабочие – при добывающих или перерабатывающих пред­приятиях, а также крупных железнодорожных станциях;

• переселенческие, в которые «свезли» жителей деревень из зон затопления при строительстве ГЭС и водохранилищ, а также территорий создававшихся закрытых зон;

• вынужденных переселенцев и беженцев из бывших респуб­лик, «горячих точек» и экологически загрязненных терри­торий;

• пригородные поселки, жители которых преимущественно работают в городе;

• поселки внутри крупных городов, в которых живут рабочие одного завода.

Несмотря на многообразие и различия, поселки имеют много общего в образе жиз­ни и социально-психологической атмосфере, что и позволяет рас­сматривать их как специфический фактор социализации человека. В поселке человек попадает как бы на перекресток между тра­диционным бытием, свойственным селу или малому городу, и собственно городским образом жизни. Он усваивает созданный в таких поселках сплав из традиционных и ур­банистических норм, не похожий ни на те, ни на другие.

 

Контрольные вопросы

1. Регион как мезофактор социализации.

2. Средства массовой коммуникации как мезофактор социализации.

3. Субкультуры как мезофактор социализации.

4. Тип поселения как мезофактор социализации.

5. Сельские поселения, город как мезофактор социализации.

6. Малый город, поселок как мезофактор социализации.

 



Типы семей

Самая распространенная ранее и существующая сейчас семья – се­мья, состоящая из многих поколений. В этой семье живут вместе и дети, и родители, и дедушки, и бабушки по отцовской и по материнской линии.

Существует семья, состоящая из многих поколений, когда взрослые дети после каких-либо неудач возвращаются домой. Так­же взрослые дети остаются в семье родителей, так как не могут решить проблемы жилья. Данная семья характеризуется кровным родством нескольких поколений, которые объединены преданно­стью семье, чувством единства, хотя могут жить отдельно.

Наиболее распространенной в современных условиях является нуклеарная семья, состоящая из мужа, жены и детей, семья из трех-четырех членов. Функции воспитания и обучения детей в этой семье взяли на себя школа и дошкольные воспитательные учреж­дения. В этой семье изменяются роли членов семьи, так как в современных условиях увеличилась заня­тость женщин в производстве.

Молодая семьяэто супружеская пара, с детьми или без них, первый брак, продолжительность этой семьи до 5 лет, возраст супругов не старше 30 лет. Большинство таких семей живут с родителями, у них чаще всего и материальные, и жилищные трудности.

Неполная семья – это семья с одним родителем. Родителем в такой семье является мать, отцы редко. Такая семья – результат развода, продолжительного отсутствия или смерти одного из родителей, а также рождения внебрачного ребенка. Сегодня таких семей, где главой семьи является мать 25 %.

Внебрачная семья, возникающая с рождением внебрачного ре­бенка, кроме тяжелых материальных условий испытывает и отри­цательное отношение к ней общества.

Семья в повторном бракеэто семья с двумя родителями, где наряду с общими детьми могут быть дети от прежних браков, иногда они живут вместе, иногда с детьми мужа или с детьми жены.

В результате гибели одного из родителей возникает осиротев­шая семья. Семейное горе часто сплачивает семью, формирует заботу друг о друге. Забота ребенка о близких влияет на воспита­ние у него положительных качеств.

Социальные функции семьи

Основной функцией семьи является репродуктивное, биологическое воспроизводство населения. Но кроме этой существует целый ряд социальных функций семьи. Это:

воспитательная – социализация молодого поколения;

хозяйственно-бытовая – поддержание физического состоя­ния семьи, уход за детьми и престарелыми;

экономическая – получение материальных средств одних чле­нов семьи для других, материальная поддержка несовершенно­летних и престарелых;

социальный контроль – ответственность членов семьи за по­ведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между супругами, родителями и детьми, старше­го поколения за младшее;

духовное общение – духовное обогащение каждого члена се­мьи;

социально-статусная – предоставление членам семьи опре­деленного социального положения в обществе;

досуговая – организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;

эмоциональная – осуществление психологической защиты каждого члена семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии.

Семейные отношения

Для каждого человека существует две семьи. Та, из которой он вышел, и та, которую он создал и в которой он живет сейчас. Семья – созданная человеком интимная среда существова­ния. Члены семьи связаны кровным родством, семья объединяет родственников живых, умерших, близких, дальних, известных, неизвестных.

Одним из условий существования семьи являются взаимоотно­шения в семье: как рождаются и воспитываются дети, как ведется хозяйство, как удовлетворяются интересы всех ее членов, взаимо­понимание, уважение, поддержка, понимание определяют взаимоотношения, каково здоровье родственников, их характер и по­ступки.

Взаимоотношения в семье зависят от: традиций общения, эко­номического и социального состояния общества,

• зависимости се­мьи от общества, участия супругов в ведении хозяйства, в обще­ственном производстве, от типа семьи: многодетная, бездетная, кто главенствует, от личных качеств, характера родственников.

Семейная роль – одна из важных ролей человека в обществе. Это: муж, жена, супруги, родители (мать, отец), детские роли (сын, дочь, брат, сестра), роли поко­ления (дедушка, бабушка).

Каждый, выполняя ту или иную роль, представляет, что от него ждут другие члены семьи.

Ролевые отношения в семье, выполнение или невыполнение членами семьи той или иной функции, той или иной роли при­водит к конфликтам. Чаще это происходит в семье, где много поколений, где супруги второго поколения являются и детьми, и супругами, и родителями, когда одна роль включает в себя противоречивые требования, когда женщина в семье и мать, и жена, и хозяйка, и воспитательница детей, и ухаживает за престарелыми родителями и в то же время наравне с мужем материально обеспечивает семью. Конфликт усугубляется, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере.

В семейных отношениях существует такое понятие, как отцовство и материнство. Не только от матери, но и от отца зависит биологическое су­ществование будущего человека. Существует биологическое сход­ство ребенка с отцом или матерью: цвет волос, глаз, особенности телосложения, функционирование органов и систем детского орга­низма. Задатки, основа способностей также закладываются генетически. Если стать матерью девочка готовится с рождения, то отцом молодой человек становится только после рождения ребенка. От его ответственно­сти, чувства долга, физических и нравственных сил, смелости и мужества, гражданственности, надежности зави­сит воспитание детей. Семья без отца ставит массу социальных проблем перед члена­ми семьи.

 

Микрофакторы социализации

Микросоциум можно ограничивать: двором (если речь идет о микросоциуме маленьких детей); кварталом (для младших школьников), микрорайоном (для более старших возрастных групп). Условно микросоциум – это сельское поселение, поселок или малый город, а в средних и более крупных городах – микрорайон. Микросоциум – это действующая на определенной территории общность, включающая в себя семью, соседство, груп­пы сверстников, различные организации, а также различные неформальные группы жителей. Влияние микросоциума на процесс социализации зависит: от объективных характеристик микросо­циума и субъективных характеристик человека.

Важнейшей характеристикой микросоциума с точки зрения направленности его влияния на социализацию является сложившийся в нем социально психологический климат. Микроклимат определяется: уровнем образования жителей, со­отношением количества жителей с просоциальным, асоциальным и антисоциальным стилями жизни, наличием криминогенных групп, криминальных структур, качеством работы воспита­тельных, культурных и др. организаций.

Эффективность и мера влияния микросоциума на социализа­цию конкретного человека зависит от степени его включенности в жизнь микросоциума. А здесь имеются весьма существенные раз­личия. В деревне, поселке, малом городе практически все населе­ние в высокой степени включено в жизнь микросоциума. В сред­нем и крупном городе степень включенности имеет возрастные и социально-культурные различия. Если дети и подростки основ­ную часть жизни проводят в микросоциуме, то в ранней юности происходит дифференциация. Микросоциум остается значимой сферой жизни для менее образованной части молодежи, а более образованная в его жизни практически не участвует. Соответствен­но и его влияние на эти группы различается весьма существенно.

Воспитательное пространство микросоциума включает в себя систему: взаимосвязанных воспитательных, культурно-просвети­тельных, общественных и иных организаций, местных средств массовой коммуникации, специалистов различного профиля.

Соседство представляет собой некую близко терри­ториально проживающую группу людей (в одном подъезде, в од­ном доме, в рядом стоящих домах). Эту общ­ность характеризуют: межличностные связи, определенное отно­шение к месту своего проживания, некоторые общие цели и совместная деятель­ность. Для взрослых соседство играет ту или иную роль в их жизни в зависимости от типа и размера поселения, социально-культурного статуса и возраста человека. Для детей соседство – не только среда жизнедеятельности, но и мощный фактор социализации.

Дети-дошкольники, младшие школьники и, как младшие подростки довольно интенсивно общаются с соседями-сверстни­ками. Для них это общение – выход за рамки семьи, освоение новых социальных ролей, приобретение нового социального опыта, ступень адаптации к социуму. В отношениях с соседями-сверстниками они: усваива­ют новую лексику, новые нормы, стереотипы и предрассудки, по­лучают представление о жизненных ценностях, стилях жизни, от­личных от усвоенных в семье, усваивают нормы и стиль полоролевого поведения, приобщаются к определенному пласту культуры, а также к детской субкультуре, обмениваясь с соседями-сверстниками новой информацией, детским и не только детским фольклором, усваивают новые виды позитивных и негативных социальных санкций. Чем старше становится ребенок, тем большую роль в его со­циализации играют межличностные отношения со сверстниками. Для детей соседское общение имеет большой смысл, ибо дает им: чувство принадлежности к обще­ству сверстников, ощущение своей принятости социумом.

Отсутствие сверстников-соседей или сложности во взаимодействии с ними могут отрицательно сказаться на социа­лизации человека в этом возрасте, или дать отсроченный отрицательный эффект. Т. о., интенсивные соседские связи играют важную социализирующую роль в детстве и отрочестве. Они могут быть как позитивного, так, и негативного характера.

Осуществляя социальное воспитание, педагогам весьма важно знать характер сосед­ского окружения своих воспитанников, осо­бенно когда речь идет о дошкольниках, младших школьниках и подростках. Знание особенностей соседских отношений воспитанников по­зволяет педагогам иметь в виду и учитывать позитивные и нега­тивные влияния, которые оказывают на ребят: соседи-сверст­ники, старшие по возрасту ребята, соседи-взрослые.

Группа сверстников – это объединение не обязательно одно­годков. В нее могут входить ребята, хотя и различающиеся по возрасту на несколько лет, но объединенные системой отношений, определенными общими ценностями или ситуативными интереса­ми и отделяющие себя от других сверстников к.-л. при­знаками обособления, т. е. обладающие «Мы» – чувством.

Группы сверстников образуются чаще всего на основании: про­странственной близости их членов; совпадения индивидуальных интересов; наличия ситуации, угрожающей личному благополу­чию (в том числе в новом коллективе); наличия формальной орга­низации (класс, отряд скаутов и др.).

В группе складываются межличностные отношения. Они проявляются в характере и способах взаимодействия чле­нов группы, а также в распределении ролей в группе. Во-первых, выделяется лидер. Ни одной группы, не имеющей лидера, в экспериментальных исследованиях не выявлено. Может быть несколько лидеров: деловой, эмоциональный, интеллектуаль­ный. Другие роли – фаворит лидера, шестерка и др. В группе может быть роль «козла отпущения». Ему достается за все и за всех. Ну и, наконец, бывает, что в группе существует роль «пар­шивой овцы». Такого человека никто всерьез не принимает, и его могут даже не защитить.

Характеристика состава групп сверстников включает такие признаки, как: возраст (школьный класс – одновозрастной, сти­хийные группы – часто разновозрастные), пол (группы младших подростков однополые, а юношей – смешанные), социальный состав (например, только школьники).

Группы сверстников можно классифицировать по нескольким автономным параметрам.

По юридическому статусу и месту в социальной системе груп­пы сверстников делятся на:

• официальные, т. е. признанные обще­ством, имеющие организационную структуру,

• и неофициальные, существующие как бы сами по себе.

По социально-психологическому статусу они делятся на:

• груп­пы принадлежности, в которых человек состоит реально (школь­ный класс, компания),

• и референтные группы, к которым человек не принадлежит, но на которые мысленно ориентируется и с мнением которых соотносит свое поведение и самооценку.

По степени стабильности, длительности своего сущ. группы могут быть: постоянными, временными, ситуативными.

По пространственной локализации они могут быть: дворовы­ми, квартальными, функционировать в рамках какого-либо учре­ждения (школа, клуб, бар).

По типу лидерства и (или) руководства они могут быть: демо­кратическими, авторитарными.

По ценностной направленности группы могут быть: просоциальными (социально положительными), асоциальными (социаль­но нейтральными), и антисоциальными.

В группах сверстников социализация происходит главным об­разом благодаря действию таких механизмов, как: стилизованный, межличностный, но немалую роль могут играть традиционный и рефлексивный механизмы и механизм экзистенциального на­жима.

Имея определенную возрастную и социально-культурную спе­цифику, функции группы сверстников в процессе социализации тем не менее универсальны.

Во-первых. Группа приобщает своих членов к культуре данного общества, научая поведению, соответствующему этнической, религи­озной, региональной, социальной принадлежности членов группы. Во-вторых. В группе сверстников осуществляется научение полоролевому поведению. Это происходит через: предъявление образцов поведения, ожидаемых от мальчиков и девочек, юношей и девушек, приличных с т. зрения сверстников в том или ином возрасте, а также с помощью негативных санкций по отношению к неодобряемому полоролевому поведению. В-третьих. Группа сверстников играет важную роль в процессе автономизации детей и особенно подростков и юношей от взрос­лых вообще и от родительского влияния в частности. В-четвертых. Группа помогает своим членам достичь автономии от общества сверстников и от возрастной субкультуры. Приятельские и дружеские группы могут оберегать свою автономию: свои секреты, условные слова, способы времяпрепровождения, особые элементы одежды, свои музыкальные и иные увлечения. В-пятых. Группа сверстников создает благоприятные или небла­гоприятные условия, стимулирует или тормозит решение детьми, подростками, юношами возрастных задач: развития самосозна­ния, самоопределения, самореализации, самоутверждения. В-шестых. Группа представляет собой специфическую социаль­ную организацию, которая воспринимается ее членами как «эколо­гическая ниша» – укрытие.

Все выделенные социализирующие функции группы сверстни­ков реализуются по-разному: по степени эффективности, по содержательной направленности, в зависимости от пола и возрас­та членов группы и их индивидуальных особенностей; от направ­ленности группы и других ее характеристик; от этнических, региональных и социокультурных условий, в которых существует группа.

 

Контрольные вопросы

1. Религиозные организации и религиозное воспитание как микрофактор социализации.

2. Воспитательные организации и социальное воспитание как микрофактор социализации.

3. Контркультурные организации и диссоциальное воспитаие как микрофактор социализации.

4. Микрофакторы социализации.

5. Микросоциум как микрофактор социализации.

6. Соседство как микрофактор социализации.

7. Группы сверстников как микрофактор социализации.

 



Социальная педагогика

 

Конспект лекций

по дисциплине «Социальная педагогика»

для студентов направления подготовки

6.130102 «Социальная работа»

дневной и заочной форм обучения

 

 

 

Мариуполь

2016


ББК Ч34я73

 

Маслова В. В. Социальная педагогика [Электронний ресурс] : конспект лекций по дисциплине «Социальная педагогика» для студентов направления подготовки 6.130102 «Социальная работа» дневной и заочной форм обучения / В. В. Маслова. – Мариуполь : ПГТУ, 2016. – 78 с. – Режим доступа: http://umm.pstu.edu/handle/123456789/10012

 

В конспекте лекций представлены цель, задачи, содержание дисциплины «Социальная педагогика» для студентов направления подготовки 6.130102 «Социальная работа» дневной и заочной форм обучения. Конспект лекций разработан с учетом требований подготовки социальных работников, которые должны овладеть теоретическими основами социальной педагогики в рамках социальной работы.

Конспект лекций предназначен для самостоятельной работы студентов и имеет целью дать теоретическую и практическую помощь студентам дневной и заочной форм обучения на всех этапах работи по данной дисциплине.

 

 

Автор   В. В. Маслова, ст. преподаватель

 

Рецензент В. В. Харабет, канд. пед. наук, доцент

 

Утверждено

на заседании кафедры

«Социология и социальная работа»,

протокол № 10 от 11 января 2016 г.

 

Утверждено

на заседании методической комиссии

социально-гуманитарного факультета,

протокол № 5 от 18 января 2016 г.

 

© ГВУЗ «ПГТУ», 2016

© В. В. Маслова, 2016




Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 5

Лекция 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА И КАК СФЕРА ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 6

1.1 Определение, объект и предмет социальной педагоги. 6

1.3 Разделы социальной педагогики. 8

1.4 Функции социальной педагогики. 9

1.5 Взаимосвязь социальной педагогики с другими науками. 9

Лекция 2. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ.. 12

2.1 Понятия «принцип» и « правило». 12

2.2 Содержание принципов социальной педагогики. 13

Лекция 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА 18

3.1 Специфика и структура профессиональной деятельности социального педагога 18

3.2 Личностная характеристика и профессиональная компетентность социального педагога. 20

3.3 Сферы профессиональной деятельности социального педагога. 23

Лекция 4. ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА, ЕЕ РАЗВИТИЕ, ЗАВИСИМОСТЬ ОТ СРЕДЫ 25

4.1 Понятие «личность». Характерные черты личности. 25

4.3 Биологические и социальные факторы развития. 27

4.4 Влияние среды на развитие ребенка. 28

Лекция 5. ПОНЯТИЕ НОРМЫ И ОТКЛОНЕНИЕ ОТ НОРМЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ. 31

5.1 Норма и отклонение: понятия и характеристики. 31

5.2 Типы отклонений. 31

5.3 Теории отклонений. 34

5.4 Девиации как социально-педагогическая проблема. 35

5.5 Концепции девиации. 37

Лекция 6. СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 39

6.1 Понятие и сущность социализации. 39

6.2 Основные характеристики социализации. 40

6.3. Воспитание как относительно социально контролируемая социализация. 43

Лекция 7. МЕГА- И МАКРОФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ.. 46

7.1 Мегафакторы социализации: космос, планета, мир. 46

7.2 Макрофакторы социализации: страна, этнос, государство, общество. 47

Лекция 8. МЕЗОФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ.. 53

8.1 Регион. 53

8.2 Средства массовой коммуникации. 54

8.3 Субкультуры.. 56

8.4 Тип поселения. 57

Лекция 9. ВОСПИТАНИЕ В КОНТЕКСТЕ МИКРОФАКТОРОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ 62

9.1 Семья как социальный институт. 62

9.2 Социальные и социализирующие функции семьи. 64

9.3 Семейные отношения. 65

9.4 Семейное воспитание на современном этапе развития общества. 66

Лекция 10. ВОСПИТАНИЕ В КОНТЕКСТЕ МИКРОФАКТОРОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ 69

10.1 Религиозные организации и религиозное воспитание. 69

10.2 Воспитательные организации и социальное воспитание. 70

10.3 Контркультурные организации и диссоциальное воспитание. 71

10.4 Микрофакторы социализации. 73

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 77

 



ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Социальная педагогика» входит в число дисциплин профессионально-ориентированного цикла специальности «Социальная работа».

Социальная педагогика фактически является междисциплинарной областью научных исследований. Она рождается из педагогики, пользуется ее богатейшим историчес­ким наследием, использует педагогические методы и средства. С другой стороны, поскольку явление социализации как часть общества и общественных отношений изучается социологией, социальная педагогика использует и некоторые социологичес­кие теории, некоторые методы и средства, используемые в со­циологии. Но при этом социальная педагогика вырабатывает и свои собственные теории, методы, средства и технологии.

Социальная педагогика как область науки и соответствую­щий ей учебный курс сегодня является одним из ве­дущих курсов в профессиональной подготовке многих специа­листов для социальной сферы. Следует отметить, что эта развивающаяся область педагогической науки пока еще четко не определила свой предмет и объект исследования, дис­куссионными являются ее основные категории, есть и много других спорных вопросов в этой науке, которые предстоит ре­шить в будущем.

Овладение знаниями и умениями, непосредственно связанными с актуальными про­блемами социально-педагогической практики, поможет будущим специ­алистам в дальнейшем практически решать эти проблемы. А усвоение студентами научных фактов, социально-педагогических концепций, идей позволит им не только объяснять существующие в жизни проблемы, но и прогнозировать их дальнейшее развитие.

Предлагаемая примерная программа по социальной педагогике отра­жает требования государственного образовательного стандарта к подго­товке социальных работников в высших учебных заведениях.

Основные задачи дисциплины:

• формирование у студентов теоретических – представлений о социаль­ной педагогике как отрасли гуманитарного знания, ее объекте и предме­те исследования и основных категориях;

• формирование целостного представления о факторах и закономер­ностях социализации ребенка;

• раскрытие специфики социально-педагогической деятельности и ее гуманистической направленности; овладение основными методами и формами социально-педагогической деятельности с различными катего­риями детей;

• формирование у студентов знаний и умений социально-педагогичес­ких исследований.



Лекция 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА И КАК СФЕРА ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

План

1.1 Определение, объект и предмет социальной педагогики

1.2 Категории социальной педагогики

1.3 Разделы социальной педагогики

1.4 Функции социальной педагогики

1.5 Взаимосвязь социальной педагогики с другими науками

1.1 Определение, объект и предмет социальной педагогики

 

Термин «социальная педагогика» состоит из двух слов – «педагогика» и «социальная», объединяя их значения. Такое объединение двух понятий связано с процессами дифференциации и интеграции в науке. В педагогической науке некоторые из областей уже оформились в самостоя­тельные научные отрасли педагогики, такие как дошкольная педагогика, специальная педагогика, профессиональная педагогика и др. К их чис­лу может быть отнесена и социальная педагогика.

Социальная педагогика изучает те же процессы и явления, что и педагогика, но рассматриваю­тся они в определенном, специфическом аспекте, который отражается в слове «социальная». Понятием «социальный» (от лат. socialis – общий, обще­ственный) объединяется все то, что связано с совместной жизнью людей, с различными формами их общения и взаимодействия. В таком случае, если педагогика – это на­ука о воспитании и образовании подрастающего поколения, то социальная педагогика выде­ляет в процессах воспитания и образования те аспекты и явле­ния, которые связаны с включением ребенка в совместную жизнь в обществе.

Процесс «вхождения» ребенка в обще­ство, приобретения им социального опыта (в виде знаний, ценностей, правил поведения, установок) называ­ют социализацией. По своему устройству общество представляет собой взаимосвязь и взаимодействие различных соци­альных институтовисторически сложившихся форм орга­низации и регулирования общественной жизни людей. Через них происходит приобщение и усвоение ребенком общественных норм и правил поведения. К соци­альным институтам относятся: семья, образование, культура, религия.

Семья является главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания, умения и навыки, воспринимает опре­деленные ценности и идеалы. Через образование ребенок также приобщается к ценностям данного общества. Приобретая в процессе образования знания, он не только развивается, но и адаптируется к жизни в обществе. Культура (литерату­ра, музыка, живопись, средства массовой информации) – тот социальный институт, который вбирает в себя все созданные человечеством материальные и духовные ценности. Религия представляет собой систему особых представ­лений, чувств, культовых действий, учреждений и различных объединений верующих. Нравственные ценности, кото­рые проповедует церковь (любовь и забота о ближнем, чест­ность, терпение), религиозные праздники, традиции, музыка могут оказывать большое влияние на усвоение ребенком моральных норм общества, правил поведе­ния.

Объектом изучения социальной педагогики является ребенок, а предметом ее изучения становятся закономерности социализации ребенка. По сравнению с педагогикой предмет социальной педагогики сужается, так как в воспитании и образовании выделяются только те аспекты, которые непосредственно связаны с процессом соци­ализации ребенка. В то же время предметом специального изучения социальной педагогики становятся такие процессы и явления, которые традиционно изучаются другой наукой – социологией, которая исследует общество и соци­альные отношения в нем.

Таким образом, социальная педагогика фактически является междисциплинарной областью научных исследований. С одной стороны – она рождается из педагогики, использует педагогические методы и средства. С другой стороны, изучая явление социализации, социальная педагогика использует социологичес­кие теории, методы и средства. Но при этом социальная педагогика вырабатывает и свои собственные теории, методы, средства и технологии.

Социальная педагогика представляет собой вклад, прежде всего, немецкой науки в историю развития педагогики. Термин «социальная педагогика» введен в дискуссию о вос­питании в 1844 г. К. Магером и далее распространен А. Дистервегом. Согласно первой трактовке, социальная педагогика имеет нечто общее с социальной сторо­ной воспитания (К. Магер). Согласно второй – она выступает как педагогическая помощь в определенных социальных усло­виях, ситуациях (А. Дистервег).

В советское время понятия «социальная педагогика» в педагогической науке не существовало. В Педагогической эн­циклопедии (М., 1968) определение социальной педагогики да­ется как «одно из направлений буржуазной педагогики», которая занимается изучением «пограничных социально-педагогических проблем». В 1990 г. социальная педагогика была введена императивно, «сверху». Это привело к тому, что научная и практическая сферы социальной педаго­гики начали развиваться одновременно, в отрыве друг от дру­га. Несформированность научной и практической сферы социальной педаго­гики обусловили то, что учебный предмет сегодня еще включает много спорных, дискуссионных вопросов, различных точек зрения относительно сущности понятий, предмета социальной педагогики.

Социальная педагогика – отрасль педагогики, исследующая соци­альное воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально для этого созданных, так и в орга­низациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и др.).

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 341.