Факторы психического развития. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребёнка. Теория биологического созревания. Теория ведущей роли среды. Теория конвергенции двух факторов. Закономерности психического развития. Неравномерность, гетерохронность психического развития. Неустойчивость развития. Сензитивность развития. Кумулятивность психического развития. Дивергентность - конвергентность хода развития. Движущие силы психического развития. Социальная ситуация развития. Кризисы развития. Психологические новообразования. Психическое развитие и деятельность. Виды деятельности: учебная, игровая, трудовая. Структура деятельности. Ведущая деятельность. Психическое развитие и обучение. Обучение и психическое развитие. Концепции обучения и развития: Э. Торндайка, Ж. Пиаже и Л.С. Выготского. Зона ближайшего развития. Зона актуального развития.
Тема I .4 Возрастные этапы и периодизация психического развития
Стабильные периоды и кризисы. Внешний и внутренний факторы места. Противоречия, возникающие в ходе психического развития и ведущие к появлению новых потребностей и интересов и овладению новыми видами деятельности, являются движущими силами психического развития. Закономерности развития. Индивидуальные особенности психического развития детей. Темп психического развития. Наследственность и среда. Способности. Возрастные этапы и периодизация психического развития.
План лекций
План семинарских занятий
Лекция 1
Тема I .1. «Специальная детская психология» как наука об особенностях психического развития ребенка
Кол-во часов: 2
План:
1. «Специальная детская психология» как наука об особенностях психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
2. Исторический анализ понятия «детства».
3. Проблема психического развития детей и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья.
4. Значение психологических знаний для обучения и воспитания детей.
Литература: [1, 2, 3, 4, 5, 6, 36].
Информационное сопровождение:
1. Мультимедийная презентация ««Специальная детская психология» как наука об особенностях психического развития ребенка».
Практическое занятие 1
Тема I .2. Методы исследования психического развития детей с ОВЗ
Кол-во часов: 2
Форма проведения: научная конференция «Современные методы исследования психического развития детей с ОВЗ».
Изучаемые вопросы:
1. Методы общей психологии.
2. Методы детской психологии.
3. Методы дифференциальной психологии.
4. Методы специальной детской психологии.
5. Общие принципы и пути изучения психического развития детей с ОВЗ.
6. Основные методы исследования психического развития детей с ОВЗ.
Литература: [1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 14, 36].
Информационное сопровождение:
1. Мультимедийная презентация: «Методы исследования психического развития детей с ОВЗ»
2. Мультимедийная презентация: «Общие принципы и пути изучения психического развития детей с ОВЗ».
3. Терминологический словарь на тему «Специальная детская психология» как наука об особенностях психического развития ребенка».
Лекция 2
Тема I .3. Основные закономерности психического развития
Кол-во часов: 2
План:
1. Факторы психического развития.
2. Закономерности психического развития.
3. Психическое развитие и деятельность.
4. Психическое развитие и обучение.
Литература: [1, 2, 3, 4, 5, 6, 36].
Информационное сопровождение:
1. Мультимедийная презентация «Основные закономерности психического развития».
Практическое занятие 2
Тема: 1.4. Возрастные этапы и периодизация психического развития
Кол-во часов: 2
Форма проведения: деловая игра-дискуссия.
Изучаемые вопросы:
Литература: [1, 2, 3, 4, 5, 6, 13, 18, 36].
Информационное сопровождение:
1. Мультимедийные презентации по теме семинара: «Возрастные этапы и периодизация психического развития»
2. Таблицы, схемы, раскрывающие научные исследования по вопросу «Возрастные этапы и периодизация психического развития».
3. Терминологический словарь на тему «Возрастные этапы и периодизация психического развития».
Самостоятельная работа
Инвариантная часть
Вариативная часть
Дата: 2018-12-28, просмотров: 2934.