Направление: 44.03.03
Специальное (дефектологическое) образование
Уровень образования: бакалавриат
Профильная направленность: Дошкольная дефектология
Челябинск 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 5
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 9
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 34
4 . ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 36
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ... 46
6. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 48
7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 48
8. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ... 48
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.
В процессе обучения и практической подготовки будущих бакалавров в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе учреждений образования, социальной сферы и здравоохранения ключевая роль принадлежит курсу «Основы специальной детской психологии».
Очная форма обучения
Дисциплина «Основы специальной детской психологии» является дисциплиной базовой части основной профессиональной образовательной программы. Трудоемкость дисциплины составляет 4 ЗЕТ (144 часа), из них 60 часов – аудиторная (30 часов – лекционные занятия, 30 часа – семинарские занятия) и самостоятельная работа студентов (57 часов); 27 часов отводится на подготовку и сдачу экзамена. Дисциплина изучается в течение II семестра. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов. Курс завершается экзаменом в II семестре.
Заочная форма обучения
На заочной форме обучения дисциплина имеет трудоемкость 3 ЗЕ (108 часов). Из них 22 часа – аудиторная нагрузка (10 часов – лекционные занятия, 12 часов – практических занятий), 77 часов отводится для самостоятельной работы студентов, 9 часов – контрольные мероприятия. Дисциплина завершается экзаменом на 2 курсе
1.2. Необходимые для дисциплин ы знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.
Курс «Основы специальной детской психологии» тесно связан с дисциплинами «Педагогика и психология», «Генетические основы специальной психологии и педагогики», «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности», «Специальная педагогика», «Специальная психология», являющимися взаимосвязанными и взаимодополняющими в процессе изучения особенностей психического развития детей с отклонениями в развитии и возможностями оказания им коррекционной помощи. Для освоения дисциплины студентам необходимы знания теоретических основ анатомии, физиологии и психологии человека, основных закономерностей развития ребенка, представления о деятельности сенсорных систем; умения структурировать, обобщать, систематизировать изучаемый материал, использовать имеющиеся социогуманитарные, естественнонаучные знания в осмыслении ключевых вопросов специальной детской психологии. Студентам необходимы навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, составления мультимедийных презентаций.
1.3. Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.
При изучении дисциплины студенты знакомятся с базовыми понятиями основ специальной детской психологии, основными факторами и видами нарушений психического развития в детском возрасте. Благодаря этому курсу у студентов должны сформироваться глубокие и устойчивые представления о сущности нарушенного развития в детском возрасте, его закономерностях и специфических особенностях. Это позволит им понимать психологические механизмы нарушений различных сторон психики детей при разнообразных поражениях и применять полученные знания в практической деятельности, а также при изучении других дисциплин.
Изучение и освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения таких дисциплин как «Основы специальной дошкольной педагогики» и «Психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ», дисциплин вариативной части основной профессиональной образовательной программы. Также освоение данной дисциплины имеет практическую значимость в последующем прохождении студентами педагогической практики.
1.4. Цели дисциплины :
Основная цель преподавания курса «Основы специальной детской психологии» на первом уровне обучения состоит в том, чтобы раскрыть ведущие закономерности психического развития детей, сформировать представления у студентов об этапах психического развития, о возрастных психологических особенностях ребенка дошкольного возраста и его сверстников с различными нарушениями и отклонениями психофизического развития.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Сформировать у бакалавров представления о важнейших новообразованиях каждого периода дошкольного детства, их роли в дальнейшем психическом развитии детей;
2. Сформировать у бакалавров компетенции в определении и анализе проявлений детской психики, необходимость учитывать ее возрастные и индивидуальные особенности в воспитательно-образовательной и коррекционно – реабилитационной работе с детьми;
3. Дать бакалаврам представления о новейших открытиях в области специальной детской психологии, о практическом и экспериментальном опыте отечественных и зарубежных специалистов в области специальной детской психологии.
4. Формирование интереса к специальной детской психологии, стремления постоянно пополнять знания о психике детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста.
5. Формирование умений и желание проводить работу с семьей, распространять среди родителей психологические знания, формировать у них умение понимать психические проявления у детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста.
1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине.
Планируемые результаты обучения
№ п/п | Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) | Конкретизированные цели освоения дисциплины | ||
знать | уметь | Владеть | ||
1 | ОПК-3 Способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся | З.1 – основные показатели возрастных и психофизических особенностей и индивидуальных образовательных потребностей детей и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья; З.2 – основные требования к разработке образовательно-коррекционного процесса с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. | У.1 – анализировать основные показатели возрастных и психофизических особенностей и индивидуальных образовательных потребностей детей и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья; У.2 – обосновывать предлагаемое содержание разрабатываемого образовательно-коррекционного процесса с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. | В.1 – конкретными приемами анализа основных показателей возрастных и психофизических особенностей и индивидуальных образовательных потребностей детей и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья; В.2 – современными методиками и технологиями работы, применяемыми при разработке и реализации образовательно-коррекционного процесса с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. |
2 | ПК-5 Способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития | З.3 – основные требования к проведению психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ на основе использования данных о возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей; З.4 – основные методологические подходы к проведению психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ на основе использования данных о возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей. | У.3 – проводить психолого-педагогическое обследование детей с ОВЗ, анализировать результаты комплексного медико-психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ на основе использования данных о возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей; У.4 – обосновывать выводы, полученные по результатам психолого-педагогического обследование детей с ОВЗ, анализа результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ. | В.3 – конкретными методами и методиками психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ, на основе использования данных об их возрастных, психофизических и индивидуальных особенностях. |
3 | ПК-7 Готов к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ОВЗ и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением | З.5 - особенности проявления внутренних процессов в семьях детей с ОВЗ и их ближайшего заинтересованного окружения; З.6 - современные требования, к определению содержания коррекционно – реабилитационной работы, обеспечивающей психолого-педагогическое сопровождение семей детей с ОВЗ и взаимодействие с ближайшим заинтересованным окружением. | У.5 – выстраивать педагогическую деятельность, направленную на эффективное психолого-педагогическое сопровождение семей детей с ОВЗ и взаимодействие с ближайшим заинтересованным окружением; У.6 – анализировать итоги психолого-педагогического сопровождения семей детей с ОВЗ и взаимодействия с ближайшим заинтересованным окружением. | В.4 – навыками комплексного анализа особенностей проявления внутренних процессов в семьях детей с ОВЗ и их ближайшего заинтересованного окружения; В.5 – конкретными приемами профессиональной деятельности, обеспечивающей адекватное психолого-педагогическое сопровождение семей детей с ОВЗ и взаимодействие с ближайшим заинтересованным окружением. |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
Отделение дневного обучения
№ п/п | Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | ||||
Л | ЛР | ПЗ | СРС | Всего | ||
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I | Раздел I . Общие вопросы специальной детской психологии | 4 | - | 4 | 12 | 20 |
I.1 | «Специальная детская психология» как наука об особенностях психического развития ребенка | 2 | - | 3 | 5 | |
I.2 | Методы исследования психического развития детей с ОВЗ | - | 2 | 3 | 5 | |
I.3 | Основные закономерности психического развития в детском возрасте | 2 | - | 3 | 5 | |
1.4 | Возрастные этапы и периодизация психического развития | - | 2 | 3 | 5 | |
II | Раздел II . Психологические особенности развития в младенческом и раннем возрасте ребенка с ОВЗ | 4 | - | 4 | 6 | 14 |
II.1 | Психическое развитие ребенка с ОВЗ на первом году жизни (период младенчества) | 2 | - | 2 | 3 | 7 |
II.2 | Психическое развитие ребенка с ОВЗ в раннем детстве (от 1 года до 3 лет) | 2 | - | 2 | 3 | 7 |
III | Раздел III . Психическое развитие детей с ОВЗ в дошкольном возрасте | 6 | 4 | 11 | 21 | |
III. 1 | Переход от раннего детства к дошкольному возрасту. Общие условия развития ребенка - дошкольника с ОВЗ | 2 | 3 | 5 | ||
III. 2 | Игра - как ведущая деятельность в дошкольном возрасте детей с ОВЗ | 2 | 2 | 4 | 8 | |
III. 3 | Виды деятельности в дошкольном возрасте и их значение для психического развития ребенка с ОВЗ | 2 | 2 | 4 | 8 | |
IV | Раздел IV . Развитие личности дошкольника с ОВЗ | 6 | - | 6 | 9 | 21 |
IV.1 | Условия развития личности дошкольника с ОВЗ | 2 | - | 2 | 3 | 7 |
IV.2 | Развитие мотивов поведения и формирования самосознания ребенка с ОВЗ в дошкольном возрасте | 2 | - | 2 | 3 | 7 |
IV.3 | Формирование нравственных качеств личности дошкольника с ОВЗ | 2 | - | 2 | 3 | 7 |
V | Раздел V . Умственное развитие дошкольника с ОВЗ | 6 | - | 8 | 13 | 27 |
V.1 | Развитие речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ | 2 | - | 2 | 3 | 7 |
V.2 | Сенсорное развитие дошкольника с ОВЗ | 2 | - | 2 | 3 | 7 |
V.3 | Развитие мышления дошкольника с ОВЗ | 2 | - | 2 | 3 | 7 |
V.4 | Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте детей с ОВЗ | - | - | 2 | 4 | 6 |
VI | Раздел VI . Психологическая готовность к обучению в школе детей с ОВЗ | 4 | - | 4 | 6 | 14 |
VI.1 | Современные тенденции психологической готовности детей с ОВЗ к школьному обучению | 2 | - | 2 | 3 | 7 |
VI.2 | Изучение психологической готовности к школьному обучению детей с ОВЗ. Мониторинг развития | 2 | - | 2 | 3 | 7 |
ИТОГО: | 30 | - | 30 | 57 | 117 | |
Контроль | 27 | |||||
ВСЕГО: | 144 |
Дата: 2018-12-28, просмотров: 5186.